Отечественная литература

Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А. Н. Островского «Гроза»?

В пьесе «Гроза» Островский создаёт действительность, свойственную для его времени. А. Н.Добролюбов назвал данное произведение самым смелым для того времени. Здесь «взаимные отношения самодурства и безгласности доведены…до трагических последствий…».

Всё общество в маленьком городе Калинове построено на принципе подчинения слабых сильным, богатых бедным. Но основная проблема заключается в том, что всем правят самодуры, не знающие границ между справедливостью и бесправием. Патриархальность общества города делает людей недалекими и бесхарактерными.

Таков Тихон Кабанов - муж Катерины, который смирился с таким положением дел. Он во всём подчиняется своей матери, которую можно назвать «самодуром в юбке». Марфа Игнатьевна Кабанова (а попросту - Кабаниха) не знает границ дозволенного, того, чего нельзя делать относительно других людей. Она смело пользуется своей безграничной властью хозяйки. Таков и богатый купец Дикой.

Как представители века прошлого, самодуры не могут принять новой жизни и всеми силами пытаются удержать уходящее время. Для них всё новое является порочным, нарушающим веками сложившиеся патриархальные отношения.

Несмотря на «окаменелость» калиновского общества, Островский видит в нём и изменения. И самым первым вестником изменений является главная героиня пьесы – Катерина. Она нашла в себе силы противостоять самодурству и провозгласить новые идеалы настоящей жизни. Для этой героини существование в «тёмном царстве» хуже смерти.

Островский считает, что пришло новое время для истинных чувств, а фальшивый аскетизм должен уйти в прошлое.

Символичен образ Феклуши, роль которой в пьесе мала, но, тем не менее, глубока и объемна. Хотя она и представительница общества патриархального, но всё же именно Феклуша предчувствует скорую гибель «тёмного царства». Она говорит Кабанихе: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние».

Образ Кулигина так же неслучаен в пьесе, поскольку этот человек не может принять законов города Калинова, он почти единственный, кто понимает Катерину и видит истинную причину ее самоубийства. Неслучайно именно Кулигин произносит обвинительные слова, держа на руках тело мёртвой Катерины. Но, по мысли Добролюбова, Кулигин не способен на откровенный протест, на какой была способна Катерина. Главная героиня - «сильный русский характер», ибо она смогла пойти в своём протесте до конца.

Таким образом, Островский ставит в своей пьесе проблему кризиса патриархального сознания, на смену которого приходит совсем иное восприятие действительности.

Трагедия революции и Гражданской войны в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Роман М. Шолохова «Тихий Дон» - произведение, носящее исторический характер. Здесь автор поднимает вопрос о том, что есть война в жизни простых людей. Особенно, если речь идёт о войне внутри одного государства.

Шолохов исторически достоверно рисует картину военных действий на Дону. В предисловии к английскому изданию романа он писал: «Я был бы счастлив, если бы в описании чужой для европейцев жизни донских казаков читатель-англичанин рассмотрел и другое: те колоссальные сдвиги в быту, жизни и человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции».

Важно отметить, что Шолохов усмотрел в Гражданской войне и в революции двойственность положения казаков, которые долгое время не могли определить своё место в этих событиях. Казаки находятся в маргинальном положении, поскольку не могут принять не одну из сторон. Это, прежде всего, люди-труженики, которые видят истинное счастье в мирной жизни, труде. Привязанность казаков к своему хозяйству – это не только стремление к собственничеству, но и проявление психологии настоящего труженика.

На примере жизни Григория Мелехова автор показал читателю противоречия, которые были свойственны всему русскому обществу того времени. Судьба этого героя во многом трагична, как и судьба всего народа. Этот человек оказался чужим для всех, ибо не смог найти своё место как среди красных, так и среди белых. Его двойное прошлое становится его проклятием.

Через образ Гришки Мелехова Шолохов передаёт трагедию людей, живших в начале двадцатого века. Автор убеждён в том, что обычному, простому человеку не нужны несбыточные мечты о прекрасном будущем, которые во многом утопичны. Для него важнее благополучие, основанное на любви и понимании, и только труд способен сделать человека настоящей личностью.

Невозможность придти к истине делает казаков уязвимыми, безразличными к тому, что делается вокруг. Достаточно вспомнить Пантелея Прокофьевича, хозяйственного казака, который сначала воодушевляет сыновей на войну с большевиками, но затем разочаровывается во всём, что происходит. Война сделала его сыновей врагами, война разорила его, лишила прежнего рвения к работе, отняла дорогих людей, внесла разлад в семью: «… старик подняться уже не мог. Мысленно он махнул на всё рукой – будь что будет!».

Таким образом, Шолохов видит трагедию революции и Гражданской войны в её бессмысленности. Война становится той силой, которая лишает людей смысла жизни и истинных стремлений.

Лирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова (на примере 3-4 стихотворений)

Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру. Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задаётся вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель их жизни.

Он испытывает горечь и боль за свое поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности, отнимающей у человека возможность действия, борьбы. Герой видит, что у него нет ясных идеалов.

Лермонтов показывает противоречия между внутренними силами, жаждой жизни лирического героя и его невозможностью все это осуществить. Это противоречие накладывает неумолимый отпечаток на облик героя, иссушает его душу, подрывает энергию и цельность чувств («Дума»).

Но, несмотря на внутренние противоречия, лирический герой Лермонтова остаётся человеком, любящим родную землю, её прекрасную природу. Именно мир природы делает героя поистине счастливым и искренним («Когда волнуется желтеющая нива…»):

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога…

Противоречивость отношения к жизни, да и ко всему окружающему проявляется у лирического героя Лермонтова и в любви к родине. С одной стороны, он не принимает «официальной» идеи о том, что Россия почти идеальное государство и видит множество изъянов в жизни страны, для него родина – «немытая Россия, Страна рабов, страна господ…» С другой, это прекрасный мир счастья, добра и простоты («Родина»):

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

Неудовлетворённость и тоска присуща лирическому герою Лермонтова и в любви. Чаще всего перед нами человек, страдающий и мучающийся от испытываемых чувств («К Н. И.»):

Я не достоин, может быть,

Твоей любви: не мне судить;

Но ты обманом наградила

Мои надежды и мечты…

Таким образом, следует говорить об одиночестве и внутренней противоречивости лирического героя у Лермонтова, он находится в постоянном поиске настоящего, но всё же обречён на вечную неудовлетворённость. И только мир природы даёт чувствовать лирическому герою истинную красоту и находить счастье в созидании.

«Мысль семейная» в произведениях отечественной классики XIX века

Тема семьи в русской литературе - одна из ведущих. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений вообще, и отношения в семье, и тема дворянского гнезда. Сам подход к этой вечной теме у писателей был разный, но все они были едины в главном – в семье происходит утверждение нравственных устоев, общечеловеческих ценностей, переходящих из поколения в поколение.

Один из аспектов романа Толстого «Война и мир» — семейно—бытовой. В романе пересекаются сюжетные линии, связанные с историей нескольких семей. Семья у Толстого связана с главным, сущностными вопросами человеческого бытия. Несчастлива та семья, в которой дают трещину или рушатся её основы или если семейные отношения держатся на внешних условиях, формальных связях. Такой часто бывает светская семья (например, семья Курагиных).

Чем ближе люди к «естественным» началам жизни, тем глубже и прочнее у них внутрисемейные связи. Внутренняя жизнь семьи Ростовых – это «домашние сцены», милые детские эпизоды, поэзия и уют дома. В этой атмосфере вырастают Николай, Петя, Наташа, Соня, которая воспитывается как свой ребёнок. Для них характерна тесная связь с другими людьми, с народом. Они чувствуют себя частью большого внешнего мира, где равны все: и дворяне, и крестьяне. В семье добрые и доверительные отношения. Единственным человеком, который живёт по иному принципу, является Вера Ростова.

Любовь семьи дает Ростовым силу, устойчивость, доверие к самой жизни. На этих же основах строятся отношения и в семье Болконских.

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» также присутствует «мысль семейная», вопрос взаимоотношения поколений. Главный герой - Евгений Базаров, человек, которому чуждо понятие семьи. Он отрицает все основы традиционного общества, опорой которой является именно семья. Базаров в глубине души любит своих родителей, но презирает их. Он мало обращает внимания на чувства, переживания своей матери и отца, которые боготворят сына, называют его не иначе, как «Енюшка». Но в их доме не принято показывать своих чувств. Даже отец не смеет при Базарове выказывать свою любовь, поэтому он пытается удержать и свою жену от всяческих «слабостей».

В итоге Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Другой, более «счастливый» пример взаимоотношения поколений показан на примере Николая Петровича Кирсанова. Он рано овдовел и воспитывал своего сына один. Николай Петрович обожает своего Аркадия, старается не вмешиваться в его дела, а понять «причуды молодых». Именно поэтому он не критикует Базарова так, как Павел Петрович, а старается уяснить его нигилистические позиции.

Много лет спустя после смерти жены Николай Петрович влюбляется в молодую девушку Фенечку, от которой у него рождается еще один сын. Кирсанов вновь обретает всю полноту счастья и смысл жизни, который он видит в любви и детях.

Его сын Аркадий перенял у отца представления о жизни. Несмотря на свои увлечения нигилизмом, в конце концов, он приходит к тому же пониманию счастья – семья, дети, хозяйство.

«Мысль семейную» затрагивал в своих произведениях и М. Е. Салтыков-Щедрин. Его роман «Господа Головлевы» повествует об истории семьи провинциальных дворян. Автор пишет, что это не столько история семьи, сколько «история умертвий». И, действительно, на протяжении произведения семья Головлевых постоянно вымирает: сначала умирает старший сын Степка-балбес, затем средний – Павел. Вслед за ним уходит и глава семейства – мать Арина Петровна. И во всех смертях родственников «участвовал» младший брат, прозванный Иудушкой.

В своем романе писатель показывает вырождение провинциального дворянства в России, проявляющееся в распаде семьи, родственных отношений. Арина Петровна воспитывала своих детей как пасынков, жестоко обращаясь с ними, моря их голодом и суровым обращением. Один Иудушка, имея свои цели, всегда был сыт и доволен, потому что умел угодить маменьке. Герой задумывает захватить все богатство семьи в свои руки, постепенно сживает со свету всех родственников. К концу романа семья Головлевых почти исчезает. Только в конце своей «вымороченной» жизни к Иудушке приходит раскаяние, но поздно: он умирает по дороге на семейное кладбище.

Таким образом, «мысль семейная» - одна из ведущих тем отечественной литературы. Русские писатели всегда рассматривали семью как основу общества и основу личности, формирующей характер, мировоззрение, жизнь и судьбу страны.

Лирический герой и проблематика ранней поэзии В. В. Маяковского(на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). Черты футуризма в стихотворении «А вы могли бы?»

Первые поэтические опыты Владимира Маяковского берут начало из Бутырской тюрьмы, где он отбыл полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт ещё в школе увлёкся марксизмом). Там, по его словам, он «исписал… целую тетрадку», после чего Маяковский решил оставить партийную деятельность, чтобы «делать социалистическое искусство». Но из-за первых неудач в поэтическом деле Маяковский начинает учиться живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Бурлюком, В. Хлебниковым, А. Кручёных – основоположниками футуризма в России. Черты этого направления ярко проявились в поэтическом творчестве Маяковского.

Лирическим героем раннего Маяковского стал «Я». В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую ноту – «Я», «Себе любимому посвящает эти строки автор» и первый сборник стихов с пафосным названием «Я!», а так же спектакль-трагедия «Владимир Маяковский», где поэт исполнил главную роль, которую, по его словам, «просвистели до дыр»:

Вам ли понять,

Почему я,

Спокойный,

Насмешек грозою

Душу на блюде несу

К обеду идущих лет.

Видимо, изначальное одиночество лирического героя и его неприязнь к людям, «ненужным, как насморк, и трезвым, как нарзан» и породило эгоцентризм ранимого поэта, ищущего понимания и любви-«громадины». В эпилоге трагедии «Владимир Маяковский» обозначается острая неприязнь поэта к толпе:

Я это всё писал

О вас,

Бедных крысах.

Поэт пытается сказать людям о необходимости перемен, прокричать о том, что они несчастны. Но видит вокруг себя людей, с которых стекает «обрюзгший жир». Несмотря на это, герой не опускает руки и смело выражает свой протест, хотя и ощущает себя «гласом вопиющего в пустыне».

Все бунтарское настроение ранний лирический герой Маяковского направляет на воодушевление людей, на их пробуждение, на освобождение их от гнета буржуазных условностей, которые не дают свободно любить, жить, творить. В стихотворении «Эй!» поэт призывает:

Возьми и небо заново вышей,

Новые звезды придумай и выставь,

Чтоб, исступленно царапая крыши,

В небо карабкались души артистов.

Но такой оптимистический настрой раннего героя часто сменяется овладевающей им безнадежностью от неспособности пробудить людей от тяжелого сна пассивности. Об этом он пишет в стихотворении «Скрипка и немножко нервно»:

Я вот тоже

Ору –

А доказать ничего не умею!

Таким образом, основной мотив раннего творчества Маяковского – противостояние героя и равнодушной и враждебной ему толпы. Лирический герой выполняет возложенную на него миссию: сделать людей лучше, заставить их прозреть. Он чувствует в себе силы бороться дальше, несмотря на сопротивление пассивной «вечно жующей» толпы.

В своём творчестве Маяковский продолжил и завершил борьбу Пушкина со сладкогласной напевностью, возвышенной и напыщенной стилистикой романтизма благодаря свежести и ритмичности своего стиха, его неординарности.

Но ломаная конструкция стиха - это ещё и соответствие принципу «сдвинутой конструкции», свойственному футуристам. Футуризм, как радикальное продолжение символизма, стремился не просто завуалировать смысл, но выработать абсолютно новые концепции, значение которых было в дегуманизации и деэстэтизации искусства. В стихотворении «А вы могли бы?» лирический герой Маяковского, находясь в самой обычной рыбной лавке, видит вольный бушующий океан, а в блюде студня – таинственные очертания океана. Кто из мирных обывателей способен повторить такое?

Эпатаж, вызов, непринятие равнодушия – вот главные составляющие футуризма, находящие своё отражение в этом стихотворении Маяковского. Умело выбирая слова, поэт противопоставляет себя толпе. Этот контраст достигает своего апогея в конце, когда лирический горой спрашивает:

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Но, несмотря на такую открытую враждебность, автор сострадает людям, потому что без красоты нельзя быть счастливым, а они её не видят, воспринимают только внешнюю оболочку вещи, не видя ее «души», ее сути.

Проблема взаимоотношений дворянства и народа в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Роль эпиграфов в романе

Роман А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (1836) основан на реальных исторических событиях. В ней описывается восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1772 – 1775). Одной из ведущих проблем произведения является проблема взаимоотношения народа и дворянства.

Все события романа даны глазами дворянина Петра Гринева. Он решительно осуждает «народное» восстание и самого Пугачева. Гринева ужасают те методы, которыми не гнушается пугачевская «шайка»: насилие, грабежи, убийства.

Безусловно, все дворяне присягали на верность императрице. Это значит, что они обязаны защищать ее и ее трон от всевозможных покушений. Гринев так и делает. Следуя завету отца: «Береги честь смолоду», герой до конца остается верен своим принципам и своей клятве. Даже перед самим Пугачевым, перед лицом смерти Петр не предает свою императрицу. Он говорит Пугачеву: ««Голова моя в твоей власти, - отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья».

Другую позицию дворянства выражает Алексей Швабрин. Из трусливых, корыстных и карьерных соображений он нарушает присягу и переходит на сторону Пугачева. Но не пользуется и там уважением, потому что самозванец видит в нем того, кто он есть на самом деле: подлого и трусливого человека.

В своем романе Пушкин вовсе не противопоставляет народ и дворянство. Пугачев испытывает симпатию к Гриневу, видя в нем смелого и благородного человека. Он помогает Петру, потому что считает, что была нарушена справедливость. То есть понятия чести и долга не чужды и этому, народному, герою. Да и сам Гринев не страдает снобизмом и заносчивостью: он отдает свой тулуп «неизвестному мужику», выведшему их во время метели, его дядька Савельич становится герою вторым отцом, близким и дорогим человеком.

Кроме того, вся семья Мироновых – это тоже представители народа. «Старинные люди», как называет из автор, вышли из народа и остались близки ему. Неслучайно, Гринев влюбляется и женится именно на Маше Мироновой, чьи корни глубоко народны.

Таким образом, Пушкин в своем произведении сближает дворянство и народ, показывая, что два этих класса имеют общие корни, единые моральные и нравственные представления. По мнению Пушкина, конфликт заключен вовсе не в противопоставлении народа и дворянства, а во взаимоотношениях народа и власти.

Стоит обратить внимание и на композицию романа. Всему произведению предшествует общий эпиграф, взятый из народного творчества, что подтверждает мысль писателя о родственности народа и дворянства. Это пословица: «Береги честь смолоду», которая определяет жизненный путь героев «Капитанской дочки», а также авторское отношение к описываемому в романе.

Кроме того, каждая глава предваряется эпиграфом, взятым как из классической литературы, так и из фольклора. Этот прием также подтверждает мысль Пушкина о близости дворянского и крестьянского сословий. Каждый эпиграф является своеобразным введением в главу, которое в сжатом виде сообщает основной сюжет, мотив, действие. Так, например, главу 4 «Поединок» предваряет эпиграф из Княжнина: Ин изволь, и стань же в позитуру.

Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Или 7 главе «Пугачевщина» предшествует эпиграф из народной песни:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

Таким образом, эпиграфы как единица художественной структуры романа помогает Пушкину раскрыть свое понимание проблему взаимоотношений народа и власти в России.

Как в сатирических произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (на примере 1-2 произведений)

М. Е Салтыков–Щедрин – великий мастер сатирического слова. В своих острых по языку и мысли произведениях он боролся с вечными людскими пороками (глупость, жадность, жестокость), а также пытался показать свой взгляд на современные его времени проблемы (крепостное право, деспотическая власть). Писатель искренне верил, что помочь решить многие проблемы российской действительности, пороки русского человека может их обличение и осмеяние.

В книге «История одного города» нарисована сатирическая картина истории вымышленного города Глупова. Но аллегория была сразу понята всем, кто знаком с отечественной историей. В фантастических событиях и образах книги явно просматривались реальные исторические события и лица. Но речь в романе идёт не о каком-то конкретном периоде русской истории, смысл здесь не в прямых исторических параллелях, а в создании гротескного образа отечественной истории.

По жанру «История» - это пародия на историческую хронику. Здесь даётся жизнеописание деятельности некоторых градоначальников (Брудастого, Угрюм-Бурчеева, Фердыщенко и других). Таким образом, рассматривается вечная проблема власти, подчинения одних другим. В глуповских градоначальниках обобщены черты государственных деятелей разных исторических эпох. Но, с другой стороны, обращение к историческому материалу объяснялось обличением не прошлого, а современного «порядка вещей» царско-помещичьей России. Салтыков выступал здесь против абсолютистского деспотизма и политического произвола царя и бессознательностью, темнотой и смирением русского народа.

Таким образом, в «Истории» осуждается злободневное: такие тёмные явления русской жизни, как «аракчеевщина» с её военными поселениями, «нечаевщина» с её уравнительной системой. Глава «Сказание о градоначальницах» - это пародия на распутное российское императорство 18 века, на дворцовые перевороты, которые могли бы повториться во времена Щедрина.

Само наименование города Глуповым и его жителей глуповцами наталкивает нас на мысль об осмеянии вечного человеческого качества – глупости. Но в глуповцах писатель критикует и осмеивает не русский народ, как принято считать. Щедрин высмеивает отрицательные черты психологии и поведения, которые свойственны всем слоям народа, общества и власти. Бичуя в образах глуповцев темноту и бессознательность, стихийность и неорганизованность, слепое подчинение произволу, начальстволюбие, Щедрин стремился помочь избавиться народу от того постыдного рабского чувства.

Таким образом, в социально-политическом романе Салтыкова-Щедрина «История одного города» на суд читателя выставляются проблемы, с одной стороны, вечные (деспотизм власти, слепое подчинение жестокому правителю, глупость, распутство, пресмыкание перед вышестоящими). Но, с другой стороны, эти же проблемы явились злободневными, современными и для времени писателя.

Салтыков-Щедрин, создавал произведения, темы которых актуальны и по сей день. В этом заключается одна из граней его таланта.

Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В. В. Маяковского (на примере 2-3 стихотворений)

В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, «кричащий». Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых касались и творцы прошлого (Пушкин, Лермонтов), и современные ему поэты (Блок, Есенин). Но благодаря удивительной самобытности, неповторимому таланту поэта эти темы звучали с особой свежестью и остротой.

Одной из тем, отраженных в раннем творчестве Маяковского, является тема противостояния героя и толпы, тема трагического одиночества поэта:

Я одинок,

Как последний глаз у

Идущего к слепым человека.

Причина такого одиночества в том, что вокруг нет людей. Есть толпа, масса, сытая, жующая, глядящая «устрицей из раковины вещей». Люди исчезли, и потому герой готов целовать «умную морду трамвая» - чтобы забыть окружающих:

Ненужных, как насморк,

И трезвых, как нарзан.

Лирический герой Маяковского одинок в этом мире. Возможно, отсюда эгоцентрический пафос многих его стихотворений: «Себе любимому посвящает эти строки автор», «Я», «Владимир Маяковский». Поэт приходит в этот мир, чтобы прославить себя и с тем же обращается к людям будущего:

«Славьте меня!» -

Вам завещаю я сад фруктовый

Своей великой души.

Что стоит за эпатажем и эгоизмом героя? Неприятие автором буржуазной культуры, юношеский нигилизм и ранимость самого поэта. За своим амплуа хулигана герой скрывает тонкую, ищущую любви душу, защищая ее от тех, кто грубее, жестче, сильнее.

Так, ранимое и нежное сердце героя проявляется в стихотворении «Послушайте!» (1914). Это стихотворение – вдохновенная мечта о красоте мира:

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают –

Значит это кому-нибудь нужно?

Герой тоскует, видя беззвездное небо. Сила чувства, стремительность порыва выражены в восклицательной интонации, в нагнетании глагольных форм: врываться, боится, плачет, целует, просит…. Но красота нужна не только самому поэту – она нужна всем людям, которые часто этого не понимают. Без красоты, по мысли автора, нельзя быть счастливым.

В стихотворении «А вы могли бы?» также проведена резкая черта между «Я» и «Вы» (толпой). Лирический герой «Я» выбирает вольный бушующий океан, в блюде студня видит он таинственные очертания, и ему ничего не стоит сыграть на водосточной трубе ноктюрн. А вот «Вы» живут иначе: они не умеют преображать, расцвечивать будничную жизнь, видят вещи такими, какие они есть.

Стихотворения раннего периода творчества Маяковского, посвященные теме противостояния героя и толпы, носят романтический характер. Толпа – это пошляки, живущие бездуховно. Они не видят прекрасного, не понимают настоящего искусства. Герой одинок в своем мире. Он не уходит от толпы, не прячется, а смело бросает ей вызов, готов на борьбу с непониманием.

Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Роман «Капитанская дочка» занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. Это произведение основано на исторических событиях. Оно относит нас в 18 век, во времена правления Екатерины Великой, когда разгорелась крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

В самом названии «Капитанская дочка» содержится сопряжение двух миров: частного и общего. Произведение, повествующее об одном из взрывов в русской истории 18 века, облечено в формы «семейственных записок». Название романа подчеркивает косвенное отношение центральных героев к истории: Маши – капитанской дочки, Гринева – дворянского сына. Все происходящие события оцениваются прежде всего с нравственной, человеческой точки зрения, что очень важно для самого автора.

Марья Ивановна Гринева – одна из главных героинь романа. С ней связана, прежде всего, любовная линия произведения. Петр Гринев знакомится с Машей в Белгородской крепости, куда он был направлен на службу. Родители Маши – Иван Кузьмич и Василиса Егоровна – люди простые, добрые, они верны своему дому и друг другу.

Такой же была воспитана и Маша. Пушкин относится к ней с большой симпатией, потому облик ее поэтичен, грациозен и лиричен. Маша скромна и застенчива. Она стесняется, что за ней не дают приданого.

Маша и Петр Гринев полюбили друг друга. Чувство Маши к Петру сильно и глубоко. Но в своей любви она более рассудительна. Маша разумно отказала Петру после получения письма от его отца, который противился браку сына с капитанской дочкой. Героиня была воспитана в патриархальных условиях: в старину брак без согласия родителей считался грехом. Кроме того, она знала, что отец, человек крутого нрава, не простит сыну женитьбы против его воли. Маша не хотела причинить боль любимому человеку, мешать его счастью. Она бескорыстна в любви, самоотверженна и тверда в своих убеждениях. Особенно эта твердость проявилась в главе «Сирота», когда даже грозящая смерть от рук Швабрина не изменила, а только усилила любовь Маши к Петру. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят», - такие слова бросает эта «тихая» девушка.

Маша – человек сильной воли. На ее долю выпали тяжкие испытания, и она их с честью выдержала. Но вот за полосой испытаний наступила полоса затишья. Маша живет у родителей Гринева, которые «приютили сироту». Для них она – дочь героя. «Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить», - пишет Гринев. Родителей Петра привлекли к Марье Ивановне ее выдержка, разумность, ровность в обращении, а главное – искренняя и сильная любовь к их сыну. Она-то и помогла выдержать последнее испытание: Гринев был предан суду. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице с ходатайством о своем женихе. Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из ее рассказа, из ее прошения. Гринев был оправдан. За все испытания Маша и Петр были вознаграждены тихой и счастливой семейной жизнью.

Название повести тесно связано с образом Маши Мироновой. В произведении утверждается вера в человека, в безусловную ценность его чувств, в неуничтожимость добра, честности, благородства. Все эти качества воплощены в образе простой девушки – дочери капитана Миронова.

Страница 14 из 19« Первая...1213141516...Последняя »