Отечественная литература

«Мысль народная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

Русский народ в «Войне и мире» можно было бы сравнить с «живым шаром» во сне Пьера. Как Пьер видит движение каждой капельки, ее слияние с другими, исчезновение, так мы видим в этом романе и жизнь одной личности, и состоящую из множества таких жизней жизнь всеобщности людей.

Рисуя дворян, Толстой не забывает и о разноликом мире крестьянства. Читая «Войну и мир», ощущаешь глубокое единство народа – особенно в третьем и четвертом томах.

Роман начинается с изображения придворного салона, весьма далекого от народа. Но постепенно, в ходе развития сюжета, Толстой вводит в повествование народ, рисует крестьянский мир, создает портреты солдат, крепостных, дворовых. Особенно зримо это в сценах охоты Ростовых и их поездки к дядюшке.

Пьер Безухов попадает в крестьянский мир, и жизнь сельчан наводит его на многие серьезные мысли, на понимание своего равенства с ними, а в чем-то и их превосходства. Чем глубже герой познает сущность и силу народа, тем больше восхищается им. Сила народа - в его простоте, естественности, утверждает Толстой.

Люди из народа глубоко впитали в себя, совершенно неосознанно, мудрость творца и мудрость природы. В природе нет ничего некрасивого, в ней все прекрасно и все на своем месте. Толстой воспевает простую, естественную жизнь, истинно праведную и счастливую, так как, по мнению самого Толстого, «блага нет человеку большего, как есть, пить и делать благое в жизни!».

Через весь роман Толстой проводит мысль о праведности того народа, в душе которого – Бог. Таковы русские люди, истинные христиане. Вовсе недаром Платон Каратаев говорит про свою общину - «христиане настоящие». Толстой показывает гармонию внутренней жизни народа, которая создается безграничной верой в Бога, в его мудрую волю на все происходящее на земле.

Толстой словами Каратаева передает это удивительное чувство самопожертвования русского народа, страдания за свои и чужие грехи, превращающееся в средство создания в себе нового человека, новой жизни, нового счастья.

Именно народ, «с данной Христом мерой хорошего и дурного», является как бы индикатором личности и ее действия. Пьер на батарее быстро становится «нашим барином», Андрей в полку – «нашим князем». Наташа спрашивает Пьера: «Одобрил бы Платон Каратаев тебя сейчас?».

Говорят, подобная чуткость есть у детей и животных. А у народа проявляется и детское, и животное. В сцене привала русских войск в зимнем лесу автор как бы еще раз подчеркивает, что народ – дитя по натуре, а не зверь. На словах он очень жесток: «Изловивши его [Наполеона], в землю бы закопал – да осиновым колом». Из уст простого солдата мы слышим: «А за то, что народу загубил». А на деле же врагов-французов русские с сердечной добротой кормят, обогревают, даже поют вместе песни. И в таких страшных условиях они живут по-человечески, по-божески.

Толстой воспел победителя войны – русский народ. Народ, обладающий великой нравственной силой, несущий с собой простую гармонию, простую доброту, простую любовь. Несущий с собой истину. И нужно жить с ним в единении, чтобы излечить свою душу и созидать новый счастливый мир – русский мир и всеземной.

Образ Петербурга в произведениях отечественной классики XIX века

Петербург – особое историко-культурное пространство, особый мир, важный в русской литературе и культуре как миф. Петербург – город-призрак, город-фантасмагория, где соседствует странное и повседневное, реальное и фантастическое. Эта традиция изображения Петербурга открывается в русской литературе именами Пушкина и Гоголя.

В композиции романа «Евгений Онегин» образ Петербурга имеет ключевое значение, поскольку он начинает и замыкает сюжет. В Петербурге происходит действие первой и восьмой глав. Из героев романа Онегин социально и культурно связан преимущественно с Петербургом, а Татьяна – с деревней, но в последней главе романа Татьяна тоже попадает через Москву в Петербург, где и свершается судьба обоих героев.

Петербург первой главы изображается в бытописательской, отчасти сатирической манере (показан дворянский быт, люди и вкусы, охарактеризованы особенности воспитания молодого дворянина). Онегин – частица этого Петербурга, но он и скучает в нем. Петербург восьмой главы – город светского общества, но в этот раз оно изображается в очень отрицательном свете, а Онегин последовательно противопоставляется ему. В то же время, светское общество изображается не сплошь сатирически – например, на балу присутствует князь Вяземский, безусловно, авторитетная для Пушкина фигура. Этот герой разговаривает с Татьяной. Наконец, сама Татьяна в восьмой главе – воплощение наиболее привлекательных черт петербургского высшего света.

Чрезвычайно притягательным был образ Петербурга и для Н. В.Гоголя. В «Ночи перед Рождеством» этот город представлен фантасмагорическим полусказочным пейзажем, который производит, пожалуй, более странное впечатление, чем даже полет Вакулы на чёрте. Это описание сходно с тем, которое встречается в повести «Невский проспект» (Невский проспект – своего рода символ Петербурга, его лицо и маска): «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и полевые стены домов, когда весь город обратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

Иллюминация в ночном Петербурге «Невского проспекта» ассоциируется с демонической силой, как и в «Ночи перед Рождеством».

Традиция изображения Петербурга обнаруживается и в творчестве Ф. М.Достоевского. В отличие от Пушкина и Гоголя, он больше тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детализация, топографическая точность, повышенное внимание к мелочам). Город в его романах предстает не только как средоточие социально-экономических проблем всей тогдашней России, но и как некое заколдованное место. При этом подчеркивается, что Петербург, на самом деле, символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в концентрированном виде. Слова Свидригайлова: «Я убежден, что в Петербурге много народу, хотя говорят сами с собой. Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности. Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге».

Достоевский берет такие мотивы и средства изображения Петербурга, как власть денег, богатство и нищета, жанровые сценки, городские пейзажи, интерьеры, мрачный колорит, нагнетание соответствующих эмоций. Эту традицию продолжили в своем творчестве символисты Блок, Андрей Белый, Маяковский и другие авторы.

Образ Петербурга проходит через творчество многих писателей и поэтов 19 века. В определенном смысле, это знаковое место, решающее судьбы, творящее добро и вершащее зло.

Нравственная проблематика прозы А. И. Солженицына (по повести «Один день Ивана Денисовича» или рассказу «Матренин двор»)

В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не стоит село без праведника». И праведник этот – Матрёна Васильевна, одинокая женщина лет шестидесяти, без средств к существованию, но бескрайне добрая, готовая отдать то малое, что у неё есть. А окружающие ее люди с жадностью это берут, да ещё и осуждают Матрёну за безвозмездную отзывчивость – «глупая, помогала чужим людям бесплатно». Такой образ настоящей русской души рисует Солженицын.

А между тем Матрёне очень нелегко пришлось в жизни – ее муж ушёл на войну и не вернулся, все шестеро детей умерло – «до трех месяцев не доживали и не болея ничем». У героини нет денег, потому что пенсию ей не выдают; она больна, а инвалидом не считается, всю жизнь проработала в колхозе, а ничего не заработала, кроме «палочек». Чтобы получить свою мизерную пенсию, Матрене надо собрать много справок и посетить много инстанций, на что у героини просто нет сил. В итоге «наворочено было много несправедливостей с Матрёной». Но она не озлобилась, не винила никого в своих бедах. У этой женщины «было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа», она целиком посвящала себя людям. Поистине, определяющее слово для характера этой героини – доброта, «доброе расположение духа», «добрая улыбка».

А когда начала налаживаться жизнь Матрёны и она стала получать пенсию, односельчане начали ей завидовать: «А что – пенсия? Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Но даже болезнь какое-то время не посещала героиню, Матрёна стала больше общаться с сёстрами, подругой.

Но, наверное, не дано Матрёне быть счастливой. На Крещение у неё не оказалось святой воды - куда то делся котелок из церкви. Хотя героиню нельзя назвать истово верующей, у нее был святой угол в её избе. По праздникам Матрёна зажигала лампадку, «только грехов у неё было меньше, чем у колченогой кошки. Та – мышей душила…» Вслед за этим в доме Матрены появляется брат ее мужа, все еще красивый и статный Фаддей. Мы узнаем, что, чтобы как-то скрасить одинокую жизнь, героиня в свое время взяла на воспитание дочку Фаддея – Киру. Матрена всегда чувствовала необходимость вливать свою любовь в кого-то, дарить добро. Так она и воспитывала приемную дочь, которая стала единственным человеком, искренне любившим Матрёну. Этой девушке героиня отдает горницу, чтобы они с мужем могли построить дом. А потом оказывается, что на имущество Матрёны имеет виды и Фаддей.

Трагедия происходит при перевозке брёвен через железнодорожный переезд – сани застревают, и «туда же, меж трактором и санями, понесло и Матрёну». Она просто не могла устоять на месте, не помочь родственникам. Всех их сшибло паровозом, «в мясо расплющило».

Но даже после смерти героини окружавшие ее люди не унимаются. Главным вопросом для них остаётся разделение Матрёниного имущества – кому избу, кому козу, кому сарай. А о Матрениной сердечности, простоте вспоминают с «презрительным сожалением»: и грязная она была, и не гналась за обзаводом, за нарядами.

В чём же причина того, что одни стремятся к внешнему благополучию, а другие – к чему-то более высокому, более духовному? Матрёна отличалась от своих односельчан, поэтому она была как бы вне общества, так и осталась непонятой. Но, несмотря на это, без таких людей, как Матрёна, не может существовать человечество, она истинный праведник, без которого «не стоит ни село, ни город, ни вся земля наша».

Природа и любовь в поэзии А. А. Фета. «Культ мгновения» в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»

А. А. Фет – представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра - философа, отрицавшего роль разума, искусство – это бессознательное творчество, дар Божий, цель художника – красота. Прекрасное – это природа и любовь, философские размышления о них. Природа и любовь и являются основными темами лирики Фета.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» стало своеобразным поэтическим манифестом Фета. Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало». И лирический герой полон жажды любви и творчества.

Впечатления Фета об окружающем мире передаются живыми образами «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть поэт.

Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело…

Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в русской литературе мы впервые сталкиваемся именно у Фета.

Поэт не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями. Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветов благовонья слышны…

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник – смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.

Стихотворение имеет конкретный сюжет: в нем описано свидание влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, утонченно передать все оттенки переживаний. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.

В этом стихотворении прекрасно передаются минутные ощущения, и, чередуя их, Фет передаёт и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Лирический герой стремится «остановить мгновенье», запечатлеть самые дорогие и сладостные минуты общения с любимой, с красотой, с природой, с самим Богом: шепот и дыхание возлюбленной, звуки протекающего мимо ручья, первые робкие лучи приближающейся зари, свой восторг и упоение.

Таким образом, основные темы лирики Фета – природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.

Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря?

Герои Лермонтова очень часто одиноки в окружающем их мире. Не является исключением и герой поэмы «Мцыри», в которой писатель развивает идею мужества и протеста.

Судьба Мцыри (в переводе «послушник») обозначен уже в эпиграфе, взятом из первой Книги Царств: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Эпиграф приобретает символический смысл и свидетельствует не столько о жизнелюбии героя, сколько о его трагической обреченности.

Романтический герой поэмы тоскует по родному краю:

…я цель одну,

Пройти в родимую страну,

Имел в душе…

Монастырь становится для него тюрьмой, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими – стены, трусливыми и жалкими – стражи, сам он – рабом и узником. Образ монастыря становится воплощением всего, что сковывает человеческую мысль, что мешает полету духа, лишает права на жизнь и борьбу. Только вне стен монастыря герой чувствует себя свободным, только три дня, проведенные на воле, кажутся ему блаженством. Героя даже не страшит могила, он жаждет лишь одного - бы испытать минуты счастья.

В поэме переиначивается ситуация бегства романтического героя из городской среды в природу. Мцыри бежит не в чуждую, а в родную среду. Однако возвращение его оказывается невозможным и заканчивается трагически. Возврат в монастырь – это продолжение прежних страданий героя:

И страшно было мне - понять

Не мог я долго, что опять

Вернулся я к тюрьме моей,

Что бесполезно столько дней

Я тайный замысел ласкал

Терпел, томился и страдал,

И все зачем?..

Автор показывает, что, несмотря на стремление Мцыри к воле, он не может жить вне монастырских стен. Существование в монастыре сделало юношу неспособным полноценно жить в мире. Это подчеркивает, например, сцена с грузинкой.
У ручья юноша увидел прекрасную девушку. Молодая кровь закипела в нем. Глазами провожал Мцыри грузинку до самого дома, но та исчезла за дверьми своей сакли. Для Мцыри – исчезла навсегда. С горечью и тоской герой осознает, что он чужой для людей и люди для него – чужие: «Я был чужой Для них навек, как зверь степной».
Цель героя – добраться до своей родины – несбыточна. Он слишком слаб для этого, не знает настоящей, реальной жизни. Поэтому он невольно возвращается туда, где может существовать, - к монастырю.
Но, несмотря на трагический финал, Мцыри духовно не сломлен, приближение смерти не ослабляет его духа. Такой исход лишь свидетельствует о том, что обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно спорил с судьбой.
Для Лермонтова главным было еще раз доказать, что именно истинного героя, стремящегося к своей цели, не могут сломить никакие жизненные перипетии. Только по-настоящему сильная личность, как Мцыри, способна выдержать удар судьбы – возвращение в монастырские стены.

Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»

Отличительной особенностью творчества А. И. Солженицына является то, что он исследует русский характер. В рассказе «Матренин двор» авторская цель реализуется в разработке образа главной героини.

Матрена Васильевна – простая, одинокая старая женщина. Автор не дает нам ее развернутого портрета. Ему важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько ее внутренний мир: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».

Много бед и страданий выпало на долю Матрены, с ней «наворочено было много несправедливостей». Но главным в образе героини является доброта («доброе расположение духа», «добрая улыбка»), побеждающая в душе все тяготы и заботы.

Верным средством вернуть внутренний свет была для Матрены работа, ощущение, что ее жизнь включена в общий закономерный порядок дел. Труд доставляет ей истинное наслаждение, возвращает доброе расположение духа. Героиня никогда никому не отказывала в помощи, бескорыстно посвящала себя служению людям («не берет она денег»).

Однако одиноко живет героиня в родном поселке, среди своих односельчан остается «не понятой», «чужой». И все-таки находит в себе силы не только роптать на судьбу, но и вырастить и поделиться своей материнской любовью с Кирой. Этой девушке и отдает она горницу, чтобы могли они с мужем построить дом.

Героиня находится как бы вне общества, сливаясь с природой, сохраняя исконно русский уклад быта. Темнота, необразованность, суеверия («боялась она пожара», «молоньи», плохих примет, «иностранных делегаций», «искусственных спутников») соединяются в ней с искренней религиозностью («ходила она за пять верст в церковь», «дело всякое начинала «с Богом»).

В Матрене нет жажды накопительства, стяжательства, которой обладают ее золовки, соседи, родственники. Жизненных неурядиц она словно не замечала, а на обиды не обращала внимания.

Героиня как бы оказывается в центре вечного противостояния добра и зла, пытаясь соединить края пропасти.

Только после смерти Матрены люди сумели по-настоящему оценить душевную красоту этой женщины. Даже после страшной гибели ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое».

Неслучайно Солженицын хотел назвать свой рассказ «Не стоит село без праведника», поскольку именно Матрена является истинным праведником: «…она тот самый праведник, без которого не стоит село».

Реалистическая достоверность изображенных событий накладывает особый отпечаток на образ Матрены – ее жизнь является не только символом праведности, но и ощутимым подтверждением исконно доброй сущности национального характера. Именно на таких людях держится вся человеческая жизнь.

Жизнь человека и мир природы в лирике А. А. Фета (на примере 2-3 стихотворений)

Афанасия Афанасьевича Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он достиг блистательных художественных высот, подлинной реалистической глубины. Как ни один другой поэт, Фет обращает внимание на мельчайшие подробности жизни родной природы, в совершенстве владеет многоцветной кистью. Он описывает самые обыденные моменты в неподозреваемой красоте.

Фет строит картину мира, который он видит, осязает, слышит. И в этом мире все важно и значимо: и облака, и луна, и метель, и звезды. Каждое мимолетное явление имеет для него свое собственное значение, свою собственную красоту.

Важной особенностью пейзажной лирики Фета является его умение чувствовать непосредственную близость своей души к миру природы. Поэт не просто описывает бабочку, ее полет, а улавливает ее «дыхание»:

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась

И вот – дышу.

Надолго ли, без цели, без усилья,

Дышать хочу?

Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья

И улечу.

Лирический герой Фета способен к обостренному восприятию природы, он является частью ее, маленькой песчинкой в большом пространстве:

Я долго стоял неподвижно,

В далекие звезды вглядясь, -

Меж теми звездами и мною

Какая-то связь родилась…

Природа в лирике Фета живет своей жизнью и показана в движении, в диалектике:

Растут, растут причудливые тени,

В одну сливаясь тень…

Уж позлатил последние ступени

Перебежавший день.

Преобладание глаголов несовершенного вида (растут, позлатил, восходишь, обращаю, смолкает, скользишь, сыплет) создает эффект движения, перехода от дня к ночи: вот садится солнце, и начинают расти «причудливые тени», наступают сумерки, сливая их в «одну тень», вот последние лучи заходящего солнца освещают вершины гор, а на небе светят два светила – солнце и луна. Вскоре последние лучи солнца исчезают («потухли выси гор»), и мир погружается в неподвижность.

Чувство природы у поэта носит универсальный характер: у него практически нет чисто пейзажной лирики. Фетовская природа тесно связана с душой человека, с его внутренними переживаниями. Поэт считает, что человек должен раствориться в природе, начать жить как она. Отсюда излюбленный прием Фета – психологический параллелизм.

Ощущение динамических изменений, происходящих не только в природе, но и в душе человека, можно проследить в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…». Важно отметить, что движение создается поэтом при полном отсутствии глаголов:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

На первый взгляд, стихотворение кажется набором зрительных и слуховых впечатлений, однако в нем создана вполне конкретная и наполненная определенным содержанием картина. Читатель как бы присутствует при ночном свидании, которое происходит в саду, у ручья, ночью. Наверное, между влюбленными произошло объяснение, разрешившееся на рассвете слезами счастья и поцелуями.

Лирика Фета позволяет воспринимать и природу и человека в гармоническом единстве, в совокупности неразделимых проявлений. Главное заключается не в самой картине окружающего мира, а в том поэтическом ощущении, которое пробуждает она в нас. Природа является только поводом, средством выражения поэтического мышления. Неслучайно самого себя Фет называет «природы праздный соглядатай». Природа у него - это не просто пейзаж, это атмосфера, разлитая и внутри и вовне человеческой жизни, пронизывающая все вокруг.

Социальное и философское звучание темы «обломовщины» в романе И. А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа

Роман И. А. Гончарова «Обломов» создавался больше десяти лет (1846 - 1858). В нем исследуется личность, данная в сложных взаимоотношениях со средой и временем. Главный герой романа Илья Ильич Обломов целыми лежит на диване в своей квартире на Гороховой улице и совершенно ничего не делает. Его мир ограничивается только пространством его квартиры. У Обломова накопились насущные дела, связанные с преобразованием его имения. Он строит планы, но ничего не делает для их осуществления.

Такая жизнь не устраивает Обломова, но ничего изменить в ней он не может и не хочет: он – барин, он «не такой, как все», он имеет право ничего не делать. Но, в то же время, герой осознает ущербность своей жизни. Он мучается над вопросом: «Отчего я такой?» Глава «Сон Обломова» дает ответ на этот вопрос. В ней подробно описывается детство героя. Именно там начало его судьбы и идеал его жизни.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть.

Маленький Илюша видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко!»

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать их родного дома, а во-вторых, и не зачем. Ведь главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Такой образ жизни, а главное, образ мысли, и называет писатель «обломовщиной». Это далеко не однозначное понятие. С одной стороны, это, несомненно, отрицательное явление: в нем слились все пороки крепостничества. С другой стороны, это определенный тип русской жизни, который можно охарактеризовать как патриархально-идиллический. Замкнутость пространства, цикличность жизненного круга, преобладание физиологических потребностей и полное отсутствие духовных – вот характеристики этого мира. В нем есть много положительных сторон, которые Гончаров поэтизирует: мягкость, доброта и человечность обломовцев, их любовь к своей семье, широкое хлебосольство, спокойствие и умиротворение.

Попав из этого мира в холодный и жестокий мир Петербурга, где нужно бороться за свое «место под солнцем», Обломов почувствовал, что не хочет жить так, как его петербуржские знакомые. Он во многом сознательно выбирает свою жизненную позицию, не желая «мараться» о грязь современной циничной жизни. Но, в то же время, Обломов боится реальной жизни, он совершенно не приспособлен к ней. Кроме того, в его голове прочно «сидели» крепостнические установки: я – барин, а значит, имею право ничего не делать. Все вместе, социальное и философское, породило характер Обломова и такое явление русской жизни, как обломовщина.

Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»?

В последней главе романа Татьяна предстает перед нами дамой столичного светского общества, но Пушкин все же выделяет ее в общей массе. Татьяна Ларина изменилась внешне, но во многом осталась прежней:

Она была нетороплива

Не холодна, не говорлива,

Без взора наглого для всех

Без притязаний на успех.

Женственность, внутренняя доброта и красота все же остаются в ней: «Без этих маленьких ужимок, без, без подражательных затей…Все тихо, просто было в ней». Такова «новая» Татьяна.

После многих лет разлуки Онегин снова видит Татьяну Ларину. Он поражен теми изменениями, которые произошли в ней. Она из несмелой девочки, безнадежно влюбленной, превратилась в равнодушную княгиню. Перед нами возникает образ непреступной богини «роскошной, царственной Невы».

Прошедшие годы сделали Ларину мудрей. Да, конечно, она любит Евгения, но все же отвергает его:

Я знаю, в вашем сердце есть

И гордость и прямая честь.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

И буду век ему верна.

Героиня и здесь остается искренней и не может изменить самой себе. Для нее слово «честь» не пустой звук, и потому она не способна преступить этот порог.

Последняя глава становится той частью романа, где подводятся итоги всему, что было сделано героями. Она носит глубокий нравственный характер. Последняя глава изменила не только Татьяну Ларину, но и самого Онегина. Теперь, испытав настоящую, пылкую любовь, он уже не будет прежним Евгением, «актером» и повесой.

Подверженность одиночеству, тоске и неудовлетворенности жизнью приводит его к еще большей трагедии. Время утеряно, Татьяна отдана другому. Последняя встреча с Татьяной Лариной еще раз показывает «несостоятельность» жизни героя, его обреченность на вечное одиночество.

Что же касается героини, то она умеет ценить то, что имеет, и в этом ее сила. Она сохраняет внутренний нравственный стержень, а, следовательно, может быть счастливой.

Страница 7 из 19« Первая...56789...Последняя »