Шпаргалка по философии

55. Философия возрождения (обзор)

Эпоха Возрождения - переход от Средневековья к Новому времени (XIV-XVII вв.)

Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности - Бога; земная жизнь человека - подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

В новых воззрениях - преемственность от среднепоковья и античности.

Возрождение античного наследия (Н. Кузанский, М, Фичино, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Дж. Бруно).

Вершина античной философии - Неоплатонизм; единое благо - мировой Ум - мировая Душа - Космос.

В средневековой философии это трансформировалось в: Бог-Отец - Христос - Святой Дух - все сущее. Сдвиг в сторону субъекта - абсолютной личности. В эпоху Возрождения - еще шаг в эту сторону - к атропоцентризму: в центре мироздания - человек. Теоцентризм сохраняется.

Однако интересует человек: его природа, самоценность, творчество, красота и самоутверждение. Образуются два центра, совместить которые не удается.

Однако цельность философских систем интересует меньше, чем человек.

Философы эпохи Возрождения максимально использовали античный и средневековый неоплатонизм: от первого - эстетическое внимание к телесному, природному; от второго - понимание человека как одухотворенной личности (антропологический неоплатонизм).

Человек - творец и художник - «перенимает» творческую функцию Бога. Творения реализует в телесном, в совершенном единении его с духовным. Совершенство - это красота.

Эстетическое - доминирующий аспект философии эпохи Возрождения, но без утраты духовного. В искусстве сюжеты из Библии, но воплощение - через изображение реальных людей, автопортреты. К знанию Библии добавляется энциклопедическая образованность. Красота должна быть математически строгой. Математика оформляет субъективное (показатель: выработана геометрическая концепция линейной перспективы - объективного порядка зрительного восприятия).

Гуманизм. Этика нарождавшейся энергичной буржуазии. Антропоцентризм - переворот в мировоззрении. Как проявление - противостояние схоластике, ее критика, осмеяние. Право на поиск истины, критика догматизма. Основной вопрос – благородство человека. Оно - в доблести духа (не в родовитости, не в богатстве), которую человек сам в состоянии довести до совершенства через науку, искусство, труд.

Тот, кто трудится, имеет право на богатство. Защита частного интереса, индивидуализм.

Утилитаризм - цель жизни и добродетель - польза. Личные интересы согласовываются с чужими, принося другим пользу и радость, что невозможно без дружбы и любви.

Ориентация гуманизма на свободомыслие, справедливое общество с республиканским строем.

Реальных исторических перспектив не было.

Основные идеи эпохи Возрождения.

1. Антропоцентризм.

2. Гуманизм.

3. Творческая сущность человека.

4. Личностно-материальное понимание мира.

5. Эстетическое понимание действительности.

6. Антисхоластика: развенчание авторитетов и догм за религиозные реформы.

7. Геометрически-структурное понимание мира; соотношение бесконечно большого и малого.

8. Пантеизм: бог - природа; в центре - героическая личность.

56. Философия возрождения. (personalia) италия

Данте Алигьери (1265-1321) - «Божественная комедия», статьи - итог средневековой культуры, синтез поэзии, философии, теологии. У человека - двоякая природа - смертная и бессмертная, двойное предназначение:

1) земная добродетель;

2) посмертное - по Божьей воле.

Два пути:

1) «философских наставлений» - в гражданском обществе под предводительством государя, открыт благодаря человеческому разуму;

2) «наставлений духовных, превосходящих человеческий разум» - в вере под руководством церкви, открыт благодаря Духу Святому. У человека - свободная воля, определяющая его достоинство и ответственность за содеянное.

Франческо Петрарка (1304-1374) – двойное предназначение человека, чья земная жизнь самоценна. Отказ от схоластики Аристотеля.

К. Салютати (1331 -1406) - развитие и оформление гуманистической программы А. Данте и Ф. Петрарки Жизнь дана Богом. Главное – воспитание нового человека, обладающего humanitas - способностью к добродетели, вырабатываемой упорным трудом в образовании и работой души в жизни. Главные науки - гуманитарные: грамматика, риторика и философия, центр которой (этика) - путь к совершенству.

Основные идеи гуманизма развивались в творчестве Дж. Бруно (1548-1600), Лоренцо Валла (1407-1457), М. Фичино (1433-1499), Помпонацци (1462-1525), Пикодела Мирандолла (1463-1494).

Обосновывая идею свободы и достоинства человека, они пытаются сплавить воедино наследие Платона и Аристотеля, каббалу, зороастризм, герметизм - утверждение возможности магического воздействия на природу.

На более глубоком уровне поиск метафизических оснований гуманизма:

1) Николай Кузанский (1401-1464);

2) Джордано Бруно (548-1600).

1. Кардинал католической церкви - его метод аналогичен математическому - состояние ученого незнания: осознание структурной диспропорции между конечным человеческим разумом и бесконечностью, в которую он включен и куда стремится. Конечный разум приближается к бесконечному, к Богу, постигая его как единство противоположностей. Конечные вещи связаны с бесконечностью, с целым. Каждая вещь и человек в свернутом виде содержит весь мир, как микрокосм. Человеку - микрокосм и на другом уровне: обладая разумом и сознанием, он включает в себя образы всех вещей - действительных и возможных.

Человек создан для творчества. Пока мир был геоцентричным, человек являлся центром физических и смысловых связей мирового целого. После замены Н. Коперником (1473-1543) геоцентризма гелиоцентризмом все изменилось.

2. Дж. Бруно считал, что Вселенная содержит множество солнц и планет вокруг них. Центр - нигде и везде. Бесконечная Вселенная - порождение бесконечной мощи Бога. Формы жизни присущи всем природным вещам. Разумная жизнь есть не только на Земле. Человек - конечное существо со смертной душой. Бессмертна разумная безличная часть души. Личная смерть неизбежна. В ожидании ее человек должен быть занят творческим созиданием на основе познания. Цель - высшая ступень познания и совершенствования, самоотверженность и подвижничество - состояния героического энтузиазма. Возрождение в Италии завершается гимном разуму, способному без опоры на Откровение постигать бесконечную Вселенную.

57. Философия возрождения. (personalia) европа

В Европе Возрождение было больше связано с идеями Нового времени.

Эразм Роттердамский (1469-1536) - противник философии аристотелевско-схоластического типа с ее логикой, метафизикой, физикой; сторонник сократовского мудрого понимания жизни. Философия Возрождения - христианская мудрость в Евангелиях и Деяниях апостолов. Для того чтобы вернуться к истокам, нужна религиозная реформа. Путь земной жизни самоценен, прост, указан Христом: искренняя вера, милосердие без лицемерия и беспорочная надежда, свободы воли. Христианский гуманизм предварил идеи реформаторства.

Мартин Лютер (1483-1546) - вождь протестантизма, отвергавший основные догматы католицизма, но отрицавший свободу воли.

Под влиянием Э. Роттердамского, христианского гуманизма, идей и практики церковной реформации находились Т. Мор (1479-1555) – основатель утопического социализма; теоретики естественного права Ж. Боден (1530-1596), А. Альтрузий ( 1577-1638), Г. Грокий (1583-1645), которые разделяют право Божественное и человеческое, вытекающее из природы человека и постигаемое человеческим разумом, выступающим в многообразных исторически обусловленных формах. Государство может требовать от подданных лишь признания общих религиозных идей. Это естественная религия, постигаемая естественным разумом без вмешательства Откровения.

Завершает эпоху Возрождения переход к новой философии. Фрэнсис Бэкон (1561 -1626) «Новая Атлантида» - познание природы и использование знания как основы социального благополучия. Возрождать надо не учения античной философии, а дух поиска (как у досократиков) и естественный разум, проницательность, очищая от заблуждений, опираясь на эксперимент и индуктивный метод (от частного к общему), которые способны дать полную и полезную картину мира. Философия в широком смысле - система всех опытно-рациональных познаний, доступных разуму как особой способности человека (памяти соответствует история, воображению - поэзия).

Философия в узком смысле - учение о видах знания и их соотношении, о методе (органоне) познания. Религия и философия отличаются. Религия покоится на сверхъестественном откровении, строится на авторитете; философия - на данных органах чувств, ее основы обсуждаемы и проверяемы. Поскольку устанавливаемая познанием связь природных явлений указывает на существование Бога, возможна естественная теология, соответствующая естественной религии.

Мишель Монтень (1533-1592) «Опыты». Религия - общественное установление для организации жизни народа, а не постигаемая разумом истина.

Постижение мира относительно. Сомнительна естественная теология. Наши знания скорее знания о незнании, чем знания о том, что мир есть сам по себе.

Знание о незнании (ученое незнание) стимул к сомнению во всех утверждениях, к поиску истины. Истина - процесс. Есть положения с высокой степенью вероятности (человек не центр мира). Эпоха Возрождения открыла путь автономной философии, опирающейся на опыт и естественный разум, обосновывающей знания о природе, самоценность жизни, естественные право и мораль, религию.

58. Философия возрождения (personalia). ранние утописты

Утопия - (от греч. - «нет» и «место») - место, которого нет; по другой версии - благословенная страна: идеальный общественный строй. Происхождение от книги Т. Мора (1516 г.).

Понятие «утопия» нарицательное. В узком смысле - для описаний вымышленной страны с образцовым общественным строем; в широком - для нереальных планов социальных преобразований.

В Истории утопии - своеобразная форма общественного сознания, воплощение социального идеала, критика существующего строя, попытки предвосхитить будущее общества. Первоначально утопия тесно переплеталась с легендами о «золотом веке», об «островах блаженных».

В Античности и в эпоху Возрождения утопия имела форму описания совершенных государств, якобы существующих где-то на Земле либо существовавших в прошлом; в XVII-XVIII вв. были распространены утопические трактаты и проекты социальных и политических реформ. С середины XIX в. утопия превращается в специфический жанр полемической литературы, посвященный проблеме социального идеала и моральных ценностей.

Томас Мор (1478-1535) - английский гуманист, государственный деятель, писатель, основоположник утопического социализма, друг Э. Роттердамского.

Наибольшую известность принесло Т. Мору его сочинение «Утопия» (1516 г.) - описание идеального строя фантастического острова Утопия: впервые в истории было показано общество, где:

1) ликвидирована частная и личная собственность, введено равенство потребления (как в ранних христианских общинах), обобществлены производство и быт;

2) труд - обязанность всех граждан, распределение - по потребности, рабочий день - 6 ч; наиболее тяжелые работы выполняют преступники;

3) политический строй основан на выборности и старшинстве. Семья - ячейка коммунистического быта, организованная не столько на родственных, сколько на производственных началах.

Т. Мор не мыслил революционного пути осуществления идеала, был противником народных движений как разрушительного начала и анархии.

Написана по-латыни в расчете на ученых-гуманистов и просвещенных монархов; в XVI в. переведена на европейские языки.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) - итальянский философ, поэт, политик; «Город Солнца» (1602 г.) - в форме рассказа мореплавателя.

Его утопия - программа всеобщего социального преобразования на основе общности имущества в рамках всемирной теократической монархии («Монархия Мессии»). В идеальной общине упразднены собственность и семья, дети воспитываются государством, труд почетен и равно обязателен для всех, рабочий день - 4 ч благодаря высокой производительности и облегчению труда машинами; огромное внимание - науке («магическому знанию»), просвещению и трудовому воспитанию, руководство общиной - в руках учено-жреческой касты.

Осуществление программы Т. Кампанелла возлагал на европейских государей и римского лапу, стремясь достичь духовного единства человечества в рамках реформированного по его идеалам католицизма.

Влияние на реформаторов последующих столетий: Г. Мюнцера, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье Морелли, Г. Бабефа, К. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского.

59. Философия начала нового времени (xvii-xviii вв.). эмпиризм и рационализм

Эпоха XVII в.: первые буржуазные резолюции в Нидерландах и Англии. Радикальные изменения в экономике, политике, социальных отношениях, сознании.

Развитие науки определяли мануфактурное производство, рост мировой торговли, мореплавание, военное дело. Идеал человека - предприимчивый купец и любознательный ученый. Передовые европейские государства, стремясь к военному и экономическому господству, поддерживают науку: образование академий наук, научных обществ (Лондонское королевское общество - Р. Бойль, основоположник новых химии и физики, И. Ньютон; в Париже - Естественно-научная академия).

В науке - опытно-экспериментальные исследования и математические формализованные методики (возникли в эпоху Возрождения) - появление алгебры, дифференциального и интегрального исчислений, аналитической геометрии.

Научные исследования объединяются в одном экспериментально-математическом методе познания.

Ведущая наука - Механика (о движении тел), сыгравшая огромное методологическое значение в формировании философско-мировоззренческих взглядов XVII в.

Философия связана с социальной почвой не только через естествознание, но и через религиозное мировоззрение, государственную идеологию. Ученые обращались к Божественному всемогуществу, «первотолчку», «мировому разуму». Соотношение материализма и идеализма, теизма и атеизма не является жесткой альтернативой «или... или». Философия согласовывает естественно-научную картину мира с существованием трансцендентной личности - деизм, концепция «двух истин» - «божественной» и «природной». С новой силой начинается полемика: чем является основа подлинного знания – разум или опыт?

Итак, в XVII в. в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленного экспериментально-опытного изучения мира.

Выделяют два основных направления:

1) эмпиризм. Чувственный опыт – единственный источник знаний:

А) идеалистический эмпиризм (Д. Беркли, Д. Юм). Опыт - совокупность ощущений и представлений;

Б) материалистический (Ф. Бэкон, Т. Гоббс). Источник чувственного опыта - внешний мир;

2) рационализм. На первом плане - логическое основание науки, разум - источник познания и критерий истинности.

Основные идеи философии Нового времени.

1. Автономно мыслящий субъект.

2. Методическое сомнение.

3. Индуктивно-эмпирический метод.

4. Рационально-дедуктивный метод, интеллектуальная интуиция.

5. Гипотетико-дедуктивное построение научной теории.

6. Новое юридическое мировоззрение: обоснование и защита прав гражданина.

Мыслители. Ф. Бэкон (1561 -1626). Индукция - от частного к общему. «Знание - сила» Р. Декарт (1596-1650), французский математик, физик - картезианство, дуализм - Бог - причина всего, не более. Субстанция: материя - протяженность.

Томас Гоббс (1588- 1679), англичанин. Природа - совокупность протяженных тел. Люди равны и воюют за свои права, деспотическая власть лучше войны.

Барух Спиноза (1632-1677), нидерландец. Монизм: все происходит из единой субстанции - материи либо духа.

Готфрид Лейбниц (1646-1716), немец. Мир происходит из монад - духовных элементов бытия.

60. Учения ф. бэкона и р. декарта

Новое время продолжило за Возрождением формировать иное отношение к природе и духовному миру человека. Духовный облик эпохи - расширение интеллектуального мира личности - выразился в философских системах английского мыслителя Фрэнсиса Бэкона (1561 - 1626) и французского ученого и философа Рене Декарта (1596-1650). Они с разных ценностно-мировоззренческих позиций разработали свои философские концепции, ядром которых стала методология. Для обоих наука - высшая ценность, основа надежды, символ всемогущества человеческого разума, воплощаемого в технике. А техника расширяет возможности научного познания природы. Оба провозгласили главные принципы философии Нового времени («знание - сила» Ф. Бэкон).

Знание, наука для Ф. Бекона - мощный инструмент социальных изменений. Он отстаивал самоценность научного и философского методов, ослабив традиционно сильную связь между философией и теологией.

Новый подход к природе доказывал, что «ни голая рука, ни предоставленный самому себе разум не имеют большой силы». Знание и могущество человека совпадают, поскольку незнание причины затрудняет действие.

Тезис методологии Ф. Бэкона: природа побеждается только подчинением ей.

Истинное знание достигается познанием причин, среди которых материальные, действующие, формальные и конечные.

Физика исследует материальные и действующие причины:

1) наука идет дальше и вскрывает глубинные формальные причины;

2) теология занимается конечными причинами.

Ф. Бэкон критикует схоластику, которая, сосредоточив внимание на изучении силлогизмов самих по себе, занималась формальным выведением одних положений из других.

У истоков и в центре философии Р. Декарта (картезианства) - человек, «я» как «мыслящая вещь» - «вещь сомневающаяся, утверждающая, отрицающая, знающая весьма немногое и многое не знающая, любящая, ненавидящая и чувствующая».

Доказательство могущества разума - в критике притязаний чувственного познания быть абсолютным критерием истинности, в универсальном сомнении в «старых истинах», опирающихся на авторитеты и не отвечающих критериям ясности и самоочевидности.

Определенность философии в том, что «во всем должно сомневаться», не превращать данные органов чувств в истину. Это же относится к достоверности познания, основанного на имени «авторитетов».

Прежде чем довериться данным органов чувств или мнению «авторитетов», надо исследовать творческие возможности интеллекта. В центре внимания - проблемы познания. Универсальное сомнение обусловлено эпохой, которая с трудом расставалась со схоластическими традициями. Ф. Бэкон преодолевал эти традиции с помощью критики «идолов» и строил новое здание на основании опыта и индукции. Р. Декарт боролся с ними с помощью дедукции, основанной на ясных и очевидных истинах. Образец рационалистической методологии Р. Декарта – математика как символ ясности и дедуктивной строгости.

Р. Декарт доказал возможности своей методологии через открытия в математике, физике, физиологии, космогонии. По его мнению, ученый должен заниматься анализом того, каким образом Бог создавал те или иные вещи, и оставлять в стороне вопрос, зачем он это делает.

61. Монизм, дуализм, плюрализм в философии xvii в

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самого мира? При решении этой проблемы возникают такие типы философии, как монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм - учение о всеединстве действительности, в основе которой - одно начало, одна субстанция (Божественная - пантеизм; сознание - психологизм, феноменализм; материя - материализм; наивный монизм: первовещество - вода (Фалес)). Монизм может быть материалистическим (единая основа, первопричина - материя), или идеалистическим (единая основа - дух, идея, чувства). Материалистический монизм: философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Людвига Фейербаха, марксизм, позитивизм.

Идеалистический монизм выражен в философии Платона, Д. Юма, Г. В. Ф. Гегеля (наиболее последовательный сторонник), Вл. Соловьева, современного неотомизма, теизма.

Дуализм - мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми создает все то, что есть в действительности. Это могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и т. д. Дуализм присущ многим философам и философским школам: Р. Декарту, Б. Спинозе, С. Кьеркегору, современным экзистенциалистам. Его можно обнаружить у Платона, Г. В.Ф. Гегеля, в марксизме («Труд» и «Капитал») и у многих других философов.

Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Р. Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях - протяженной и мыслящей. Картезианство делит мир на два рода субстанций - духовную и материальную.

Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами - мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Впечатление, воображение, желание – модусы мышления, а фигура, положение - модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм - философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен X. Вольфом.

Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и т. п.

Философская точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница, Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время - как порядок сменяющих друг друга явлений или состояний.

62. Философия эпохи просвещения

Просвещение - торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII-XVIII вв.

Просвещение - эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось во всей Европе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской метафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию.

Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д. Аламбер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеции, во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Майдевиль, Т. Рид, А. Смит в Англии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее полно реализуется в науке и технике. Отсюда - опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни – социальным преобразованиям, защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропаганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разума: он не дает вечных и общеобязательных истин, он - возможность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия.

Разум - основа деятельности, помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основным свойством человеческого разума являются готовность и способность искать истину.

Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зависимость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемогущ. «Природа есть причина всего» (П. Гольбах), она всецело материальна и объективна. Материя - причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философско-методологической установке, а на достижениях науки. Не может быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Исходные принципы зависимы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происходящих процессов, от них следует идти к истине. Это поднимает статус науки и образования в культуре: они учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек – существо разумное, и в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социальный прогресс - в распространении знания, науки, образования. Особое внимание - просвещению правителей, обладающих реальной властью.

63. Философия и. канта

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, основатель критического, или трансцендентального, идеализма.

Ученый в 1747-1755 гг. - в «докритический» период (до 1770 г.) создал «небулярную» космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из туманности - гипотезу о большой Вселенной вне нашей Галактики - учение о замедлении в результате приливного трения - суточного вращения Земли – учение об относительности движения и покоя.

Эти исследования, объединенные материалистической идеей естественного развития Вселенной и Земли, сыграли важную роль в формировании диалектики. Философ в «докритический» период под влиянием эмпиризма и скептицизма К. Юма:

1) наметил различие между реальным и логическим основанием;

2) ввел в философию понятие об отрицательных величинах;

3) осмеял увлечение современников мистикой и «духовидением».

Ограничивается роль дедуктивно-формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 г. – переход И. Канта к воззрениям «критического» периода. «Критика чистого разума» - 1781 г., «Критика практического разума» - 1788 г., «Критика способности суждения» - 1790 г.

Это теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности природы.

И. Кант выступает против догматизма абстрактной философии (метафизики) - без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей.

Приходит к агностицизму: дуалистическому учению о непознаваемости «вещей в себе», являющихся объективным источником ощущений. Познаются только «явления», посредством которых вещи себя обнаруживают. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.

Оно обусловлено существованием общезначимых априорных форм, упорядочивающих хаос ощущений.

Априорные формы рассудка (понятия) + априорные формы связи (синтеза) чувств и понятий = основа законов: постоянства, взаимодействия, причинности.

И. Кант считал, что равно могут быть обоснованы противоположные решения:

1) мир и конечен, и не имеет пределов;

2) существуют неделимые частицы (атомы) - и таких частиц нет;

3) все процессы (поступки) протекают как причинно обусловленные, и совершаются свободно;

4) имеется безусловно необходимое существо - и такого существа нет.

Итак, разум по природе антиномичен - раздваивается в противоречиях. Но они кажутся. Решение - в ограничении знания в пользу веры, в различении «вещей в себе» и «явлений», в признании «вещей в себе» непознаваемыми. Учение И. Канта об антиномичности разума стало толчком для разработки положительной диалектики в идеализме немецкой классической философии. В разуме заложено стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого рассудок стремится к решению вопросов о процессах в мире, о Боге.

Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, постулатами «практического разума», предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики И. Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив, правило, которое независимо от нравственности поступка могло стать всеобщим законом поведения.

Страница 7 из 10« Первая...56789...Последняя »