Экзамена по СКД

19. Сущность и специфика педагогики сотворчества

Полнота, эффективность любых формирующих процессов, в том числе процесса социализации подрастающего поколения, во многом зависят от средств и методов педагогического воздействия, но более всего от подхода в использовании этих средств и методов. Оптимальным подходом в решении любых педагогических процессов является совместная дискуссионно-эвристическая деятельность педагога и воспитанника, наличие обратной связи между ними, носящей исследовательско-творческий характер (Сократ, Л. Толстой, Н. Винер, Ш. Амонашвили). В современной педагогике такая деятельность обозначается как педагогика сотворчества.

Каким же требованиям должна отвечать педагогика сотворчества в процессе социализации подрастающего поколения?

Педагогика сотворчества , совместная взаимопроникающая и взаимодополняющая деятельность педагога и воспитанника, периодически меняющихся ролями, и ведущая к их взаимному обогащению и развитию; во-первых, возможна лишь на основе знаний объективно существующих законов, норм и правил межличностного общения, без соблюдения которых вообще невозможна никакая конструктивная совместная деятельность. Стало быть деятельность по научению общению должна пронизывать все сферы взаимоотношений педагога и воспитанника. В процессе этих взаимоотношений следует формировать уважительное отношение к партнеру по общению (обучать ведению беседы, спора, умению слушать). Необходимо вырабатывать установку на интерес к предмету общения, то есть раскрывать познавательный характер общения, ведь именно в общении человек получает новую информацию об окружающей его действительности. Общение носит коммуникативный характер. В межличностном общении осуществляется восприятие, понимание и узнавание другого лица, формирование для себя его образа. При этом не следует забывать эмоциональное проявление общения. Культура выражения своих чувств привлекает, отсутствие - отталкивает. В процессе общения осуществляется воздействие на сознание и поведение другого человека, а также формируется собственное мировоззрение, вырабатывается единая стратегия, т. е. общение носит также воспитательный характер.

В процессе общения следует раскрывать механизмы воздействия на окружающих; умение нравиться, расположить к себе, то есть необходимость следить за своей внешностью, проявлять искренний интерес к окружающим, уметь слушать и воодушевлять на разговор и др.; умение склонить на свою сторону посредством уважительного отношения к мнению собеседника, терпимости к его недостаткам и критичности к себе, аргументированности своей точки зрения и др.; умение повести за собой, делая акцент на достоинствах человека и помогая ему создать положительную репутацию в глазах его окружения, показав при этом, что его недостатки легко исправить.

На основе усвоенных знаний, умений и навыков общения целесообразно обучать экстраполяции приемов общения из одной ситуации в другую, конструированию новых способов общения.

Во взаимоотношениях педагог - воспитанник в качестве основы межличностного общения выступает стимулирование социальной активности детей. Подростков и юношества.

Развитие социальной активности подрастающего поколения требует побуждения, воздействия, обуславливающего динамику их психических состояний, взглядов, чувств, настроений, интересов, творческих устремлений, то есть постоянного и целенаправленного стимулирования социальной деятельности детей, подростков и юношества.

Можно выделить основные модели реализации метода педагогического сотворчества:

1. Модель с активизацией творческого взаимодействия в системе педагог-ребенок. Педагог выступает здесь в роли организатора совместной детской деятельности, регулирует взаимоотношения, предлагает учебные задачи для совместного творчества.

2. Модель с доминирующими межличностными взаимоотношениями между детьми. Педагог переходит на позицию почти равноправного участника совместной творческо-поисковой деятельности детей. Партнерская (сотрудническая) позиция позволяет ему обсуждать и находить вместе с детьми варианты решения учебно-творческих задач. На фоне этого особо содержательно значимым становится теперь уже межвозрастное общение.

3. Модель, оптимально реализующая возможности метода педагогического сотворчества. Педагог преимущественно занимает позицию консультанта, советника. Предоставляя возможность для детского самоуправления, он помогает в разрешении спорных вопросов и стимулирует стремление детского сообщества к сотрудничеству и сотворчеству. Доминирующим становится взаимообмен опытом познавательно-творческой деятельности детей между собой. Метод приобретает действительно педагогические характеристики, то есть дети осознанно передают друг другу свои знания и опыт и совместно решают общие задачи.

20. Особенности сюжетно-композиционного построения игровых программ. Реализация сценарного хода в процессе игры

Игровая программа может рассматриваться как совокупность разнообразных видов игровой деятельности, объединенных сюжетным ходом, обеспечивающую активизацию и развитие личности. Непременным условием успеха является целостность программы: композиционное построение, взаимодействие структурных компонентов, динамика развития игровой задачи и способы достижения педагогического результата(что станет итогом, какие изменения произойдут с ребенком, какие переживания, стремления вызовет то или иное действие, о чем ребенок  вспомнит после программы), единое музыкальное и художественное оформление.

Игровые программы отвечают общим принципам театрально- постановочного искусства. Выбор темы в них должен отвечать интересам и потребностям целевой аудитории. Имея ввиду, что ориентация ведется чаще всего на детей, необходим учет их возраста при выборе темы и дозировке нагрузок в ходе игры.

Композиционное построение сценария: завязка, развитие действия, кульминация. Сценарный ход. Игровой эпизод как первоначальная ячейка сценария.

Для игры особенно важны:

1. Занимательность и интрига, неожиданность поворотов, которые программируются при построении композиции

2. Возможность разной реакции участников, что требует готовности к экспромту в ходе проведения игры

3. Предоставление играющим возможности самостоятельного принятия решения в ходе общих правил игры.

Сегодня созданию игр, вовлекающих в свое действие большое число участников, уделяется особое внимание. Придуманы полномасштабные длительные игры со своими особенностями. Они названы их сценарными играми, потому что такие игры, как правило, имеют определенную сюжетную линию (сценарий) и все задания в игре (цели) соответствуют этой сценарной основе. Такие игры, как правило, проходят на достаточно большой территории, в них участвует одновременно большое количество игроков, разделенных на две или более стороны (команды) с четкой иерархической системой управления внутри команды, и длятся они сразу несколько часов подряд.

Такие игры популярны не только в детской аудитории, поэтому некоторые из них являются развлечением, основанным на коммерческой основе.

Для реализации сценарного хода необходимы четкие правила, а также наличие беспристрастного жюри (арбитра), который следит за выполнением участниками правил.

Основными идеями современных сценарных (тактических) игр являются реконструкции баталий минувших дней либо фантастические битвы будущего рожденные фантазией организаторов. Хорошие организаторы сценарной игры всегда стремятся к тому, что бы по возможности исключить опасные участки на территории, где будет проходить действие и ограничить размеры этой площадки. В ряде случаев необходимо особое внимание уделять безопасности игроков и учесть их импровизаторские возможности.

21.Воспитательный потенциал досуга и роль учреждений культуры в его реализации

Досуг оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал. Однако, характерной тенденцией наших дней в сфере молодежного и студенческого досуга, отмечаемой исследователями Л. А.Акимовой, Н. Д.Вавилиной, Ю. А.Стрельцовым, В. Я.Суртаевым и др., является существенная невостребованность культурно-развивающего потенциала социокультурной сферы значительной частью молодых людей. Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования (стихийность протекания, потребительское отношение, престижно-конформистская мотивация и др.) не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, духовно-культурного и физического развития, расцвета творческих способностей, а иногда и превращается в криминогенный фактор общества.

Использовать досуг как средство культурного и духовного роста на позитивном эмоциональном фоне – традиция отечественных учреждений культуры. Реализация этих традиций основана на:

1. Широчайшей сфере предложений в области досуга. Это разнообразные кружки, секции, школы - студии, клубы. Учреждения досуга – это библиотеки, театры, концертные залы, музеи, спортивные и физкультурные залы и стадионы и пр.

То есть воспитательный потенциал досуга широк и разнообразен по существу, по формам и методам.

2. Реализация воспитательного потенциала досуга зависит от наличия перечисленных выше учреждений, а также от доступности этих учреждений для всех граждан. Так, коммерциализация в сфере культуры приводит к «вымыванию» доступных услуг, например, услуг для детей из малообеспеченных семей, для пожилых граждан, для которых досуг важен как форма коммуникации с единомышленниками, часто – со сверстниками.

3. Реализация культурного потенциала досуга в целях воспитания в огромной мере зависит от кадров, работающих в учреждениях культуры, их подготовки в том числе – подготовки психологической. Это особенно важно для досуговых учреждений. целевой аудиторией которых являются школьники и студенты.

Педагогическая сущность культурно-досуговой деятельности учащихся в процессе социального воспитания определяется тем, что досуг – это, прежде всего, необходимый и неотъемлемый элемент их образа жизни и является пространством для удовлетворения учащимися потребностей в творческом самовыражении, духовно-культурном росте, интеллектуальном и физическом самосовершенствовании, выполнении широкого круга социальных ролей, тем самым рассматривается как наиболее благоприятное воспитательное поле.

В досуговой сфере заключены широкие воспитательные возможности на основе использования культурных ценностей, накопленных обществом. Полноценная реализация воспитательного потенциала досуговой сферы обусловлена педагогически целесообразной организацией культурно-досуговой деятельности, где акцент делается на духовно-культурный, творческий, интеллектуально и физически развивающий компоненты.

С социально-педагогической точки зрения досуг учащихся рассматривается как: время духовного общения, где им предоставляется возможность свободного выбора общественно и личностно значимых социальных ролей; сфера, в которой полноценно раскрываются их естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении; деятельность, развивающая возможности студентов, их творческие способности в наиболее целесообразном применении; социальная среда, в которой учащиеся открыты для влияния различных общественных институтов и организаций.

Организационно-педагогическими условиями эффективности организации культурно-досуговой деятельности в процессе социального воспитания учащихся являются:

· формирование досуговой культуры, а именно: развитие навыков рационального использования свободного времени через планирование своего свободного времени, направленность на самообразование, творчески созидательную деятельность; повышение уровня досуговой активности через привлечение к участию в социально значимых культурно-развивающих формах досуга;

· использование при организации культурно-досуговой деятельности всей окружающей социокультурной инфраструктуры, привлечение специалистов в области педагогики досуга;

· развитие у учащихся умений и навыков организации культурно-досуговой деятельности через использование технологий социально-культурной анимации, которые предполагают создание педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия на основе широкого использования общественных духовно-культурных ценностей, традиционных видов и жанров художественного творчества, обеспечивая личности реальные условия для включения в обра­зовательные, творческие, оздоровительные, развлекательные и другие виды деятельности.

Педагогическая модель социального воспитания молодежи в культурно-досуговой деятельности учитывает содержательно-целевую основу организации досуга, специфику молодежой субкультуры в современной социокультурной ситуации, их досуговые предпочтения и базируется на широком использовании педагогического потенциала досуговой сферы, применении современных воспитательных технологий.

22.Национально-культурные традиции в системе передачи социальной информации

Обращение к памяти исторического, социального прошлого является важной потребностью общества, так как в ней заключен также и большой воспитательный потенциал. Историческая память обеспечивает связь поколений, их преемственность, создает условия для общения, взаимопонимания и определенных форм сотрудничества людей в различных сферах социальной деятельности. Противоречивость проявления этносоциальной памяти обусловлена ангажированностью этого феномена: властные структуры, различные политические, социальные группировки всегда стремится навязать обществу собственное понимание исторической памяти. Такой ангажированности лишены национально - культурные традиции. Прошедшие испытание временем, они доказали свою жизнестойкость.

По мнению Л. Н. Гумилева, этнос со своими традициями формируется на основе соответствия природно-истоическому ареалу, в котором он зарождается и развивается. То есть национальные традиции являются механизмом сохранения как культурно-исторических, так и природных богатств региона. В этом качестве они противостоят разрушительным тенденциям, характерным для современной цивилизации.

Особая значимость социально культурных традиций как способа воспитания. Через них вырабатываются представления о ценностях, а также о таких нравственных категориях как можно – нельзя, хорошо – плохо.

Социальная память сложное и многокомпонентное явление (историческая память народа, культурная память, политическая память и т. д.), которое выступает обязательным условием существования общества, базируется на накоплении, хранении и трансляции социально-значимой информации. Этносоциальная память, как подсистема социальной памяти, определяет специфическую форму аккумуляции и трансляции социально - этнического опыта.

Этнический фактор является одной из детерминант социальной памяти. Об этнической составляющей социальной памяти может идти речь лишь в том случае, когда представления, знания, оценки исторического прошлого со стороны индивидуума, группы, общества основываются на событиях, явлениях, отражающих конкретно-этническую их специфику.

Содержательную основу составляет культурный генофонд народа, включающий элементы этнической культуры, такие как: язык, народное искусство, материальная культура народа, национальные обычаи и традиции, народная философия и традиционная система воспитания, этика народа и т. д.

Формообразующим фактором этносоциальной памяти служит то, что последняя выступает как способ фиксации, сохранения и передачи информации из накопленного опыта национальной общности как в рамках одного поколения, так и между сменяющими друг друга поколениями Фактор трансляции этносоциальной памяти весьма значим, но никак нельзя умалять важность аккумулятивной функции, ее роль как синтезатора социально-культурного опыта.

Главная функциональная характеристика этносоциальной памяти — сохранение и передачи самоидентичности национальной общности. Аккумулируемая этносоциальной памятью информация посредством института воспитания и образования, механизма социального наследования транслируется от одного поколения к другому, и именно это обеспечивает самоидентичность национальной общности.

Этносоциальная память представляет одно из самых сложных социально-психологических образований в системе духовного облика нации. Откладываясь слой за слоем в языке, культуре, обычаях, обрядах, в психологии, этносоциальная память дает о себе знать и в представлениях о родной земле, в осознании национальных интересов, отношении народа к материальным и духовным ценностям. В этносоциальной памяти находят отражение как героические, так и драматические события в истории, как национальная гордость, так и национальные обиды.

Этносоциальную память можно представить как «ядро», центр духовного облика нации. В исследованиях сложных эволюционных систем в рамках синергетики учеными было отмечено, что информация о прошлом системы обычно хранится в центральной ее части. Этносоциальная память представляет своего рода «национально-генетический код», хранящий информацию об истории, этапах развития, условиях существования и этническом потенциале нации. Кодирование культурного и социального опыта этноса в памяти — многоплановый процесс. Он протекает как в сфере интеллектуально-духовной, так и в материально-производственной деятельности.

Социальная память народов зачастую ограничена рамками личного опыта различных поколений. Люди обычно не способны вспомнить в качестве важнейших те события, которые происходили до начала их жизни.

Выдвижение этнического компонента в центр этносоциальной памяти свидетельствует не о главенстве, условно говоря, этнической памяти над социальной памяти в этом феномене, а о том, что гораздо более устойчивой прочной является этническая сторона национальной памяти

В периоды социально-культурных кризисов, подъема национальных движений происходит актуализация исторического опыта и знаний, обостряется историческая народов. В этносоциальной памяти социальные группы, общественные движения находят обоснования и поддержку своим национальным требования. Однако обращение к этносоциальной памяти обусловлено не самим феноменом памяти, а прежде всего специфическими национальными интересами. Разные политические, общественные силы видят в исторической памяти то, что хотят видеть. Национальная память всегда избирательна, потому что здесь присутствует субъективный фактор, т. е. факты и события воспроизводятся через призму интересов личности, различных социальных групп.

При рассмотрении роли и места этносоциальной памяти в современных национальных процессах обнажаются объективные проблемы, пока не получившие конкретного толкования. Это прежде всего проблема «объема» исторической памяти: что «брать» из прошлого, как подходить к оценке острых событий в жизни той или иной этнической общности. Нет, пожалуй, такого народа, судьба которого складывалась благополучно и счастливо,

23. Средства массовой коммуникации в системе социально-культурных процессов

Массовая коммуникация (МК)[9] - Важный процесс связи и передачи информации группе людей одновременно с помощью средств масс медиа. Особенностями процесса МК являются:

Массовость аудитории; ее гетерогенность;

Использование высокоскоростных и репродуктивных текстов средств связи и информации;

Быстрое распространение сообщений;

Относительно небольшая потребительская стоимость информации.

По определению С. Хеда: МК - это почти одновременная доставка массовой информации посредством ее быстрого репродуцирования и распространения значительному и недифференцированному в массе своей количеству людей. Только в системном единстве все эти особенности образуют понятие массовая коммуникация.

Главным для коммуникации остается ее восприятие как социально-культурного взаимодействия людей, групп и организаций, государств и регионов посредством информационных связей. Массовая коммуникация позволяет установить информационные связи с широкими слоями общественности и является по сути содержанием в журналистской и PR-деятельности.

По мере накопления человеком социально-культурного опыта усложнялись орудия труда, и вместе с тем упрощались способы сообщений друг с другом, племени и общности людей с другими племенами и общностями. А это означает, что упрощались и приобретали все большую массовость способы и знаковые системы коммуникативных процессов. В хозяйственной, экономической деятельности развивалась коммуникация, дававшая импульсы новым видам деятельности и коммуникации.

На исследования процессов устной, письменной, печатной и разного рода другой технической (фото-, кино-, радио-, телеммуникации) обращено у ряда отечественных и западных мыслителей к самим началам человечества и социального знания о человеке и мире. Русские философы В. Вернадский, П. Флоренский, М. Бахтин, Л. Выготский, Ю. Лотман не разделяли человечество на массовое и немассовое. Так же как человек вошел в мир бесшумно (онтогенез), так и массовость человечества не заявляла как-то единовременно о своей массовости (филогенез). Концептуально две позиции на массовую коммуникацию расходятся как раз в пункте "массовость". При этом вопрос о развитии социально-культурных отношений увязывается с техническим прогрессом, сделавшим коммуникацию, действительно, массовой.

Если изобретение печати послужило массовому расширению коммуникации в диахроническом (вертикальном, историческом) процессе, то изобретение других технических средств дало толчок массовости коммуникации как в диахроническом, так и в синхроническом (горизонтальном, относительно одновременном) процессе. Последнее проявилось особенно интенсивно и ярко.

П. Лазарсфельд и Р. Мертон рассматривают МК в контексте организуемого ими социального действия и провоцируемых массовых вкусов. Поэтому, если обобщить их суждения о МК и ее основных функциях, то можно сделать вывод, что массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с целью (помимо чисто информационных, просветительских целей):

    присвоения статуса общественным проблемам, личностям, организациям и общественным движениям; укрепления социальных норм; наркотизации социума.

То, что массовая коммуникация повышает уровень информированности широких слоев населения является бесспорным. Вместе с тем, возрастающий поток сообщений массовой коммуникации может непреднамеренно (а часто и преднамеренно - В. Б.) преобразовывать энергию людей от активного участия к пассивному знанию". (П. Лазарсфельд, Р. Мертон. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.// М. М.Макаров. Массовая коммуникация в современном мире. М., 2000, с.144-145).

В научной литературе, как отечественной, так и зарубежной, дается большое количество определений понятия "коммуникация". Оно обозначает феномен, находящийся в фокусе изучения процессов как в области фундаментальных, так и социальных наук, интегрирующих эти процессы через сообщение. Этими словами начинается статья об изучении коммуникации в Международной энциклопедии коммуникации [Gerbner G, Schramm W. Commukations, Studi of// International Encyclopedia of Communikations/ Vol. 1. P.358.]. Причины интегративной природы теории коммуникации авторы энциклопедии объясняют тем фактом, что корни ряда основных проблем современной коммуникационной революции и изучающей ее науки уходят в глубь веков. Ведь как мы уже отмечали, информативно-системные связи составляют основу социальности человечества в создании, сохранении и исторической трансляции для будущих поколений его социально-культурных ценностей и традиций.

Истинной, личностно освоенной социальностью считает коммуникацию немецкий философ Ю. Хабермас. Но таковой она становится не сразу, а лишь по мере того, как начинает обеспечивать людям возможность совершенно свободного и беспристрастного обсуждения высших ценностей. Последние исторически изменяются, и поэтому требуют постоянного спора о себе. Исходя из этого, у Ю. Хабермаса сама теория познания предстает как коммуникативный процесс, как коммуникация [См.: Современная западная теоретическая социология. Вып. 1. Ю. Хабермас. М.. 1992]. Немецкий ученый развил свою концепцию на основе ряда положений своего предшественника в немецкой философии - К. Ясперса, утверждавшего, что истина - это коммуникация, и, стало быть, истинная коммуникация - это коммуникация по поводу искания истины.

Американский социолог Чарльз Кули имел в виду под коммуникацией механизм, с помощью которого осуществляются и развиваются все многообразные человеческие взаимоотношения, символы, заключенные в разуме, а также средства для передачи их в пространстве и сохранения во времени. Как видим, от понимания коммуникации в широком смысле общения как такового авторы все чаще переходят к определениям, основанным на технических возможностях этого общения.

То есть коммуникация – основа социального взаимодействия, опирающаяся на технические средства связи.

24.Культурология семьи и учет ее требований к организации семейного досуга

Значительный педагогический потенциал оптимизации семейного досуга содержит социально-культурная деятельность, в которой значительное место занимает художественное творчество, сочетающее отдых, личностное развитие и эстетическое воспитание. Востребованность досугового художественного творчества позволит повысить эффективность нравственного развития ребенка, сформировать моральный климат в семье, обеспечивающий пси­хологический комфорт, защиту и гармоничное развитие личности.

Своевременность исследования социально-культурной деятельности как средства повышения досуговой культуры семьи определяется острыми проблемами, которые переживает данный социальный институт, логикой развития педагогики досуга, а также креативным потенциалом социально-культурной деятельности. Реализация педагогических ресурсов социально-культурной деятельности чрезвычайно актуальна в условиях трансформации российского общества, а также в контексте современных тенденций развития педагогического знания.

Сегодня имеет место противоречием между значительным педагогическим потенциалом социально-культурной деятельности и мерой его востребованности в структуре досуговой деятельности современной семьи. В большей части семей не знают, а часто и не хотят знать о тех возможностях, которые современная социально-культурная среда предоставляет семьям. Возникает вопрос, должны ли специалисты в сфере СКД ориентироваться на примитивные потребности большинства семей или наоборот, их задачей является повышение запросов и интересов семей в область досуга, проводимого с использованием современных возможностей?

Представляется, что воспитание взрослых членов семьи сегодня очень важно. Именно через воспитание родителей должны формироваться в семьях культурные ценности, основанные на вековых традициях и в то же время на достижениях современного прогресса.

Семья в любом обществе является той нишей, где подрастающее поколение получает первый социальный опыт знания норм и эталонов культуры, знакомится с реальным повседневным повелением и общением людей. Семья выступает и воспитателем детей, реализуя (стихийно или сознательно) определенные идеалы, нормы, и ценности, приобщая подрастающее поколение к исторически сложившимся нормам и видам социальной деятельности, научая детей трудиться и познавать.

При этом следует отметить, что процесс социализации детей, подростков и юношества в каждой семье проходит по разному и зависит от совокупности факторов; условий субкультуры семьи; полноты семьи (полная или усеченная семья); степени, в которой семье удается оказывать влияние на ребенка; материального благополучия семьи; количества членов семьи и места конкретного ребенка в ее структуре (первый, последний, старший, младший, мальчик, девочка и т. п.); продолжительности времени, уделяемого родителями ребенку в сфере досуга.

Организация совместной досуг свой деятельности родителей и детей это, конечно же, прежде всего, дело самой семьи. Однако, наряду с этим и дошкольные учреждения, и учебные заведения, и досуговые учреждения, и средства массовой информации должны всячески содействовать осуществлению этого процесса: от различного рода форм пропаганды семейного досуга до непосредственной организации разнообразных семейных конкурсов, праздников, путешествий и т. д.

25. Сущность и структура социально-культурной деятельности

СКД –Это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.

  КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.)

  КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД В том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

И т. д.

  -характеризуется многообразием видов

  - РФ располагает большим количеством институтов,

Создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

И т. д.)

Отличительные черты СКД:

  -Гуманистический характер

  -культурологический характер

  -развивающий характер

Функции СКД:

  -развивающая

  -информационно-просветительская

  -культурно-творческая

  - рекреационно-оздоровительная

Понятие социально-культурная деятельность включает в себя три составляющих: социум. Культура и деятельность. В точке пересечения культурного и социального рождается новый смысл и новое качество, которое отсутствует отдельно в социальном и отдельно в культурном. Социолог Ж. Р. Дюмазедье определил социально-культурную деятельность «как сознательную преднамеренную организованную даже планируемую аккультурацию, противостоящую методам слепой и анархичной социально-культурной обусловленности», как эффективное средство воспитания. Основной целью социально-культурной деятельности было создание условий для приобщения людей к культуре, адаптации к научно-техническим изменениям.

Социокультурную деятельность можно разделить на пять видов: преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную и художественное творчество как особый вид деятельности. Социокультурная деятельность отображает специфику человека как существа социального. Н. Н.Ярошенко утверждает, что социокультурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей и регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы.

Социокультурная деятельность подразумевает социокультурный подход к процессу образования, как единства культуры и социума, образуемых деятельностью человека. Его специфика заключается в том, что он интегрирует тип измерения человеческого бытия: соотношения человека и общества, характер культуры, тип социальности. В этом случае под Культурой понимается совокупность способов и результатов деятельности человека как материальных, так и духовных, а под Социальностью совокупность отношений каждого человека или иного социального субъекта с другими субъектами, формируемых в процессе деятельности.

Процесс социокультурной деятельности включает в себя Культурную Трансмиссию, которая представляет собой механизм, с помощью которого идет передача накопленного опыта и знаний новым субъектам образования, и включает процессы инкультурации и социализации, т. е. интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальной роли. Инкультурация – это вхождение субъекта образования в культуру своего народа, а Социализация – это процесс вхождения индивида в общество, в его социальную структуру и структуру личности.

Социокультурная деятельность, как любая деятельность имеет свои Компоненты, характерные только для образовательного процесса, такими компонентами являются:

    отношение к ученику как субъекту жизни, способному к социокультурному развитию и самоизменению; отношение к педагогу как к посреднику между учащимся и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать поддержку личности в ее индивидуальном выражении в мире социокультурных ценностей; отношение к образованию, как социокультурному процессу, движущими силами которого являются диалог и сотрудничество его участников, в достижении целей их творческого самовыражения; отношение к учебному учреждению, как целостному, социокультурному, образовательному пространству, где воссоздаются творческие образы жизни, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

26.Предпринимательство: понятия и виды. Особенности предпринимательства в культурно-досуговой сфере

Предприимчивость — одна из способностей человека, проявляющаяся в различных видах его деятельности. По В. Далю, «предприниматель» означает затевать, решаться исполнить какое-либо новое дело, приступать к совершению чего-либо значительного; предприимчивый человек — тот, кто склонен предпринимать нечто, способный к предприятию, новому делу, к примеру, предприимчивый торговец; предприниматель — это способный к крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода.

Рыночные преобразования, проводимые в стране, привели к коренным изменениям хозяйственного пространства государства, его инфраструктуры и  отраслей национальной экономики. Несмотря на то, что регулирующая функция государства по отношению к развитию социально - культурной сферы сохранилась, произошли кардинальные изменения в стратегии и механизмах  развития социально-культурной сферы.

Если раньше крупные отрасли национальной экономики стремились иметь собственные объекты социально - культурной сферы, то теперь данная сфера все больше становится предметом заботы местных органов власти, а отраслевые хозяйственные структуры ориентируются на развитие собственной корпоративной культуры.

Однако многолетняя практика развития  хозяйственного пространства такова, что корпоративная культура в нем  всегда была тесно связана с общей культурой и поддерживалась не только органами  государственной власти и управления, но и крупными отраслями национальной экономики. Это позволяло обеспечивать взаимопроникновение культур  на большой территории страны, во многом  способствовало формированию корпоративной культуры и  сохраняло социальную стабильность на всем пространстве государства.

Характерной тенденцией современной культурной политики является перенос усилий  на местный уровень жизнедеятельности. Функционирование сферы культуры все больше связывается  с достижением большей самостоятельности и ориентации учреждений культуры  на местный уровень культурно-досуговых услуг; происходит формирование культурно-досуговых центров по территориальному принципу, укрупнение муниципальных учреждений культуры за счет  вхождения в них  библиотек и культурно-досуговых учреждений; ликвидация части учреждений культуры в связи малочисленностью населенных пунктов; реорганизация части учреждений культуры, преимущественно в малонаселенны территориях в социально-культурные центры, предусматривающие  социальную работу, оказание бытовых, культурных и других социальных услуг.

Расширяется  база культурной политики на местах -  к  управлению сферой культуры в районе добавляется туризм, молодежная политика, спорт; создание структурных подразделений  методической направленности на уровне муниципального района; развитие партнерских вертикальных и горизонтальных связей бизнеса и власти  (инновационные проекты).

Новая экономическая политика в культуре означает возвращение многоукладности. Дома культуры и клубная самодеятельность может финансироваться помимо федеральных и местных бюджетов,  на местном «рынке поддержки» должны быть представлены ресурсы независимых и продвинутых - компаний-спонсоров, корпоративных фондов и попечительских коалиций, частных жертвователей.

Сегодня отчетливо осознано, что социально-культурная среда может носить коммерческую направленность, а определенные культурные ценности востребованы и пользуются платежеспособным спросом. Поэтому наблюдается весьма активное использование социально-культурного пространства в бизнесе. Здесь можно говорить о следующих направлениях бизнеса:

1. Образовательная среда. В ней частная система образования завоевывает все большее пространство. Особенно это заметно по высшей школе. В то же время следует признать, что качество платного образования в России сегодня существенно ниже, чем образования бюджетного. Это вызвано разными причинами, среди которых назовем очевидную: наиболее сильные и подготовленные учащиеся и студенты имеют возможность попадать на бюджетные места. Что касается частных школ, то здесь идет борьба за клиентов, а это значит, что снижение оценок, пусть и заслуженное, приводит к оттоку «покупателей». Вывод очевиден.

2. Концертная деятельность. Здесь особенно важной стала «упаковка» товара, т. е. раскрученность артистов и театральных коллективов методами PR. Мы видим. как эстрада. В том числе и далеко не самая качественная, активно вытесняет классику, а посредственность с хорошо продвинутым имиджем превращается в «звезд»

3. Спорт. Мы живем в эпоху, когда спорт превращен в шоу, когда спортивные клубы могут быть бизнесом. И, хотя российские клубы, в отличие от клубов западной Европы, пока убыточны, однако манипуляции по торговле спортсменами высокого уровня за огромные деньги наверняка приносят прибыль не только агентам этих спортсменов, но и топ менеджерам клубов. Искусственно подогревается ажиотаж вокруг некоторых видов спорта. Поддерживаются фанатские образования. Спор в значительной мере является сферой «выхлопа» социальной напряженности и свойственной молодежи энергии и агрессии.

Успешно функционируют фитнес-клубы, бассейны и т. п., работающие на платной основе, а также торговля спорттоварами.

4. Зрелищные мероприятия активно используются в рекламных целях и тем самым приносят организаторам и владельцам большой доход. Отметим, что в России некоторые виды спорта существуют во многом благодаря рекламе. Шоу-бизнес как носитель рекламы – типичная сторона предпринимательства в социально - культурной сфере.

5. Сециально-культурная деятельность активно развивается в сфере электронных коммуникаций: телевидение, радио, и здесь интересы потребителя и властей доминируют над художественностью.

Таким образом мы видим, что законы рыночной экономики оказывают определенное негативное влияние в сфере массовой культуры и воспитания потребителя этой культуры. разгружая при этом бюджет от ряда затрат на социально - культурную деятельность и формируя новые эстетические и культурные взгляды и ценности.

27.Основные направления информационно-просветительской деятельности

Информационно - просветительская деятельность – понятие чрезвычайно широкое. Информация сегодня это важнейший товар. обладающий многими свойствами и в ряде случаев высокой ценой. Говоря об информационно- просветительской деятельности остановимся прежде всего на образовании. Обязательное среднее образование по спущенным сверху программам гарантирует получение каждым еще в детском и юношеском возрасте определенного объема информации по важнейшим дисциплинам. Эта информация должна быть фундаментом для социальной адаптации в современном мире.

Быстро меняющийся мир требует постоянного расширения базы знаний как в профессиональной деятельности так и в социальном аспекте. Информация в сфере своей производственной деятельности обеспечивается работой курсов повышения квалификации, самообразованием за счет изучения специальной литературы, периодических изданий по специальности, коммуникации с коллегами по обмену опытом и пр.

Особо важна просветительская деятельность, связанная с правовыми вопросами ввиду традиционно низкой правовой культурой россиян, информация по социальным проблемам (проблемам организации досуга, обеспечения медицинскими товарами и услугами и пр.)

Особое место занимает просветительская деятельность в политической сфере. При этом конкуренция в политике сопровождается появлением различных точек зрения с их обоснованием по всем вопросам социально-политической и экономической жизни России и всего мира.

Культурные услуги, предлагаемые на коммерческой основе, требуют рекламной и PR – информации для своего успешного продвижения потребителю.

Сегодня носителями информации являются как традиционные на бумаге книги, журналы и газеты, так и электронные СМИ (телевидение, радио. Интернет).

Современная теория коммуникаций предлагает широчайший спектр форм и методов проведения информационно-просветительской деятельности. Помимо работы изданий это выставки и семинары, конференции, различные виды учебы на курсах, экскурсионная деятельность, диспуты и т. п.

Особо следует отметить Интернет, как среду проведения рассматриваемой деятельности в режимах On line и off line, т. е. с возможностью коммуникации с лектором и слушателей друг с другом. Привлечение аудитории к обсуждению проблем – характерная черта современной просветительской деятельности в таких областях как политика, экономика, социальная ситуация, спорт.

Страница 3 из 712345...Последняя »