Экзамена по СКД

37. Туризм как вид социально-культурной деятельности, классификация, этапы и факторы развития, правовое регулирование туристской деятельности

Исследователи отмечают двойственность туризма. С одной стороны это одна из наиболее успешных сфер бизнеса, на только приносящая высокий доход, но и служащая своеобразным локомотивом для развития деловой жизни (инициирует развитие гостиничного и ресторанного бизнеса, транспорта, экскурсионного дела, местной промышленности). Туризм способствует созданию большого числа рабочих мест. Выездная модель привлекает в страну и регион значительные финансовые, в том числе – валютные средства.

С другой стороны туризм – это способ удовлетворения конституционного права граждан на полноценный отдых, на рекреацию. Особенно велико познавательное значение туризма.

Существует широкая классификация туров. Например, фирмы могут реализовывать въездную, выездную и внутреннюю модель в зависимости от того, какую аудиторию они привлекают к турам и какие направления преимущественно задействованы в турах.

По формам туризм может быть познавательным, рекреационным, спортивным, экстремальным, паломническим, деловым, ностальгическим и т. п.

По аудитории туризм можно разделить на индивидуальный, семейный, корпоративный, молодежный и т. д.

Рассматривается также классификация туризма на организованный (с помощью фирм) и самодеятельный.

Туристские поездки также дифференцируются по использованию транспорта, по качеству гостиничных услуг и пр.

Значимость туризма как формы деятельности отражает внимание к нему среди руководителей страны и региона. В России действует Федеральный закон об основах туристской деятельности от 1996 года с изменениями и дополнениями от 2002, 2003 и 2006 г. г.

Международная форма туризма требует также соблюдения нормативной базы, связанной с дисциплиной въезда в страну и выезда из нее.

Особо оговариваются правила лицензирования туристских компаний

Нормативно-правовая база туризма

Федеральное законодательство:

Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".

Федеральный Закон Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007г. № 452 "Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта"

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003г. № 532 "Об утверждении положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан - пассажиров круизных судов."

Федеральный закон от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Федеральный закон от 3 декабря 2008 года "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года № 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

Федеральный закон Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" от 01.04.93 № 4730 - 1

Приказ ФСБ РФ ОТ 02.06.2006 N 239 "О пределах пограничной зоны на территории Ленинградской области"

Региональное законодательство:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "Информационная поддержка развития сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2009 год"

Распоряжение об итогах реализации региональной целевой программы “Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006 – 2008 годы”

Постановление о признании утратившим силу постановления Правительства Ленинградской области от 12 апреля 1999 года № 22 “О создании системы официальных туристских агентов Правительства Ленинградской области”

Ленинградский областной закон от 31 декабря 1997 года №73-оз «О туристской деятельности на территории Ленинградской области» (в редакции закона ЛО от 6 апреля 2005 года №25-оз).

Концепция развития туризма в Ленинградской области на 2009-2012 гг. от 01 сентября 2008г. №769

Ленинградский областной закон от 30 сентября 2005 года № 77-оз «О региональной целевой программе «Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2006-2008 годы» (в редакции закона ЛО от 01 августа 2006 года № 71-оз).

38.Организационные формы бизнеса. Коммерческие структуры в социально-культурной сфере

Социально-культурная сфера – это преимущественно сфера услуг. В этой сфере особенно развиты предприятия малого и среднего бизнеса, включая индивидуальное предпринимательство. Ввиду разнообразия форм и видов социально - культурной деятельности, ее организационный формы разнообразны. Это, конечно, общества с ограниченной ответственностью (ООО), которые работают в образовательной, развлекательной, туристско – экскурсионной сферах, а также в театрально - концертной деятельности и спортивных фирмах.

Акционерные общества представлены среду крупных туристских компаний, в ресторанном и гостиничном хозяйстве.

Велико участие государства в социально - культурной сфере. Так, крупнейшие музеи и театры являются государственными структурами. Дома детского творчества и школы спортивного мастерства для детей и подростков также входят в число государственных структур, финансируются и управляются государством (часто – на региональном и муниципальном уровнях).

Как отмечает Г. Л. Тульчинский, даже для коммерческих структур собственно бизнес в сфере культуры скорее убыточен. Это справедливо в том числе и для шоу-бизнеса. Однако, помимо зрелищных мероприятий и других досуговых форм услуг социально-культурный бизнес привлекателен для спонсоров и рекламодателей. Поскольку предоставляет колоссальные возможности показать себя в выгодном свете перед значительной аудиторией. Кроме того, на ряд структур в социально-культурной сфере распространяя значительные налоговые льготы, им оказывается поддержка со стороны местных властей. Это, например, относится к образовательным учреждениям, к ряду туристско-экскурсионных компаний.

Наконец, отмечается, что спонсорами и благотворителями могут руководить такие человеческие качества как социальная ответственность, благородство, благодарность.

Имеет место тенденция формирования самодеятельных коллективов в социально - культурной сфере, которые по мере своего становления и приобретения профессионализма перерастают в бизнес – предприятия. Это относится к самодеятельным театрам, танцевальным школам и студиям и т. п.

39.Учет возрастных особенностей детей, подростков и юношества в процессе их вовлечения в социально-культурную деятельность

Ребенок, подросток, юноша впитывают в себя меру социальности, заключенную в вещах не сразу, а постепенно; она как бы "выкачивается" ими по мере развития и усложнения различных видов деятельности, при которых каждая вещь высвечивается множеством граней. И, что особенно важно, вся социальная система работает на этот процесс. В этой связи детско-юношеский возраст можно обозначить как период гиперсоциализации, который, однако, делится на ряд стадий.

В процессе опытно-экспериментальной работы с целью полного представления качественных особенностей социализации детей в досуговой пространственно-временной среде, группой экспертов составлялись монографические портреты детей, подростков и юношей (девушек). При этом были использованы критерии социального самочувствия индивида (уровень эмоционального комфорта, физического развития, нравственного самосознания, интеллектуальной самооценки, притязании на преуспевающее положение в группе и др.), с одной стороны, и возможности влияния на него социальных сил (возможность корректировки эмоциональных реакций, активизации восприятия и присвоения общественных ценностей, коррекции способов поведения, научения. расширения характера мыслительной деятельности, повышения трудовой активности и т. п.), с другой. На основе качественно-количественного анализа монографических портретов было выделено шесть стадий социализации детей, подростков и юношей (девушек).

1. Биоэнергетическая (пренатальная) стадия социализации, когда, сначала на биоэнергетическом уровне, а с 3-5 месяцев эмбрионального развития и на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха, то есть самостоятельно!) происходит "освоение" ребенком мира, а в известных случаях и научение младенца, например, восприятию музыки или разговорной речи. Так, экспериментально доказано, что когда беременная женщина строго соблюдает определенный режим приема пищи, родившись, ее ребенок начинает криком требовать кормления грудью точно в те часы, в которые принимала пищу во время беременности его мать. То есть, еще в утробе матери у ребенка Формируется прочный условный рефлекс на время приема пищи происходит акт социализации. Особое значение внутриутробному развитию придает православная религия. В "Житиях Святых" Л. Ростовского много говорится об особой нравственной атмосфере, которая должна быть в семье, когда женщина ждет прихода в мир нового существа. А осознание возможностей воздействия на плод побудило древних китайцев к созданию пренатальных клиник, где будущие матери проводили период беременности, целенаправленно передавая плоду свою физическую, эмоциональную и ментальную энергию.

2. Идентификационная стадия социализации ребенка до 3-х лет. Этот период отождествления себя со всем, что окружает ребенка, от кресла, которому "больно" от того что но нем сидят, до мамы, смех которой вызывает немотивированный восторг, заставляющий забыть про еще не высохшие на щеках ребенка слезы. Это период становления и функционирования так называемого "сенсомоторного, доречевого, практического интеллекта" (Х. Пиаже). Вся психическая деятельность ребенка этого возраста состоит из восприятий внешней действительности и моторных реакций на нее. Нет еще ни речи, ни мышления как таковых. На все вопросы и просьбы ребенок этого возраста, как правило, отвечают "нет", но за этим "нет" стоит стремление обратить на себя внимание, латентное желание быть наученным, спросить и получить похвалу от близких взрослых. Социализаторская задача взрослых направлять ребенка этого возраста.

3. Коррекционная стадия социализации 3-5 летнего ребенка - характеризуется предпонятийным интуированным мышлением, стремлением посредством получения ответа на постоянно звучащий из уст ребенка вопрос “почему?”, соответствовать нормам и правилам повеления других( в особенности близких) людей. Это период активного научения ребенка взрослыми при опоре на референтную единицу. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.

Мышление ребенка 3-4 лет конкретно, образно и эмоционально, а к 5-6 годам оно дискурсивно (собственно рассуждающее мышление) с зачатками логического рассуждения. И, наконец, именно в этом возрасте развивается воссоздающее и творческое воображение.

Обозначенные выше психофизиологические особенности делают детей 3-5 лет необычайно восприимчивыми к творческим видам художественной и технической деятельности : изобразительному искусству, музыке, драме, хореографии, конструированию и моделированию. Иначе говоря, первый период детства сензитивен для творческого развития ребенка.

Трех - пятилетний возраст оптимален также для изучения иностранных языков.

4. Экспансивная стадия социализации 6-10-летнего ребенка характеризуется его стремлением расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. Активная и участливая поддержка такой экспансии из вне, как правило, дает обильный урожай. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и. как результат, требования к самому себе. Социализаторская задача взрослых объяснять социальные явления, вскрывать причинно-следственные связи.

5. Конвентивная стадия подростка 11-15 лет характеризуется взрывоопасностью. Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям. другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. С ними совместно решаются все проблемы и вырабатывается жизненная позиция. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое он может поступиться своими взглядами и убеждениями и совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростки имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать. Социализаторская задача взрослых подсказывать подростку, акцентируя его внимание на возможных последствиях.

6. Концептуальная стадия социализации юношество (16-20 лет) характеризуется выходом в самостоятельную жизнь. Перед юношеством возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути в профессиональном плане. Романтическая любовь подчас затмевает все на свете и тогда мир воспринимается сквозь призму этих отношений. Юношеский возраст выгодно отличается от всех предыдущих самостоятельностью в формировании целостной системы взглядов, оценок, ценностных ориентаций и установок. Это период, котла без согласия самого индивида любое воздействие на него неэффективно. Социализаторская задача взрослых должна ограничиваться советом, но с напоминанием об ответственности за слова и поступки. Рассмотрим социализацию детей, подростков и юношества во всех ее аспектах. (Заметим, что далее речь пойдет только о 3-6 этапах социализации, что связано с возможностями организации группового и массового досуга детей лишь с определенного возраста.).

Социализация подрастающего поколения происходит в конкретном обществе в определенный исторический период.

Возрастная периодизация необходима для реализации важнейшего педагогического принципа: задания должны быть посильны для детей данного возраста и интересны им.

40.Бизнес-план в социально-культурной сфере. Значение и содержание

Бизнес-план — это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Не стоит думать, что бизнес-план необходим только крупным предприятиям, организующим свое дело с размахом. Как показывает мировая практика, он нужен для всех предприятий. И, прежде всего, для того, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их разумность, реалистичность и уменьшить тем самым риск неудачи. Кроме того, бизнес-план необходим для представления тем, у кого предприятие собирается занять деньги или иное имущество на реализацию проекта, для подтверждения реалистичности задуманного дела и способности возвратить кредит, арендованное имущество.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности — объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т. п. — состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов: резюме, описание продукта (услуги), анализ рынка сбыта, оценка конкурентов, стратегия маркетинга, план производства, организационный и финансовый планы.

Резюме

Многие кредиторы, инвесторы и спонсоры любят читать краткое содержание бизнес-плана, т. е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами.

В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем. Необходимо отметить, что резюме составляется после составления бизнес-плана.

1. Описание продукта (услуги)

Первый раздел любого бизнес-плана — это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

* Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт (услуга)?

* Какой полезный эффект можно получить от вашего товара (услуги)?

* Чем отличается ваш продукт (услуга) от товара конкурента?

Полезный эффект — это то, ради чего приобретается товар. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка.

В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества услуги, ее содержание, если необходимо — форму. На этом этапе целесообразно прикинуть цену услуги и те затраты, которые необходимо будет осуществить при ее предоставлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и ваши шансы на успех или неудачу.

2. Анализ рынка сбыта

Второй раздел бизнес-плана — изучение рынка услуг. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т. д. — одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе.

При этом целесообразно обратить внимание на следующее:

* насколько часто и охотно покупатели обращаются за услугами;

* кто именно обращается за услугами (полезно поинтересоваться у потребителя, что именно привлекло его услуге);

* сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

* как реагируют покупатели на цену услуги. Можно поиграть с ценой посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

На этом этапе выявляется целевая аудитория с учетом закона Парето о том, что 20% потребителей приобретают 80% услуг, а потому именно этих потребителей и следует ориентироваться.

3. Оценка конкурентов

Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

* Кто является конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

* Каковы отличия вашей услуги от аналогичных услуг конкурентов?

* Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?

* В можно их превзойти?

Цель данного раздела — облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

Основной результат – выявление качественную преимуществ предлагаемых услуг

4. Стратегия маркетинга

Четвертый раздел — это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение услуг к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» — главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах так или иначе была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана больше всего должна интересна вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести свой продукт до потребителя.

Здесь рассматриваются не только технологии формирования услуги, но и ее информационное продвижение через инструмент маркетинговых коммуникаций.

5. План производства

Пятый раздел бизнес-плана — план производства — содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги. В культурной сфере – услуги.

Главная задача раздела — подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество услуг в нужные сроки и с требуемым качеством.

Здесь, прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:

* Где будут производиться услуги — на действующем или на вновь создаваемом предприятии?

* Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?

* Где, у кого, на каких условиях будут создаваться услуги?

* Предполагается ли кооперация и с кем?

* Какое техника, реквизит и пр. потребуется и где намечается его приобрести?

Одновременно решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции

6. Организационный план

Шестой раздел бизнес-плана — это организационный план, в котором речь идет о том, с кем вы собираетесь организовать свое дело и как планируете наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы:

* Какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела?

* На каких условиях привлекать специалистов — на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей?

* Как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доходность фирмы

В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы.

Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха служит одной из причин неудач в бизнесе.

7. Финансовый план

Седьмой раздел бизнес-плана — финансовый план. Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

В том случае, если собственных средств для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. Однако прежде чем кредит взять, необходимо просчитать свою потребность в заемных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды.

В социально-культурной сфере бизнес-план ориентирован на формирование услуг, предназначен в первую очередь для спонсоров, меценатов и благотворителей. Однако в нем используются перечисленные выше общие принципы разработки бизнес-плана. Причем работа над бизнес-планом полезна сама по себе, т. к. дает возможность увидеть перспективы и возможные проблемы и найти оптимальные пути развития бизнеса.

41.Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ

Для направления игры как педагогического процесса в нужное, полезное для индивида и для всего общества русло, необходимо владеть законами развития игрового действа. Существуют общие требования к играм, выполняемые на определенных этапах их организации и провидения.

Во-первых, необходимо сформулировать педагогическую цель, которая в свою очередь определяет форму, характер и содержание избираемой игры. В процессе учебно-творческой работы в детском самодеятельном объединении или в массовом мероприятии игра может использоваться как игровой фрагмент с целью релаксации. В случае,, когда дети устали, потеряли интерес к происходящему, и на их лицах появилось безразличие, скука, равнодушие к занятиям - это сигнал к тому, что необходимо перейти к игре с целые снятия психологического и физического напряжения. Для таких ситуаций у организатора детского досуга должна быть целая серия игр-экспромтов. Без всякой подготовки (при условии, что эта игра детям уже знакома) педагог объявляет: "Внимание, пошел сильный дождь", и каждый участник игры ведет себя в заданных условиях в соответствии с настроением и отношением к этому явлению природы. Кто-то натягивает на голову куртку, кто-то прячется под какой-то предмет, а кто-то выплясывает, "бегая по лужам'. Или другой экспромт, звучит предостережение: "Тигр вырвался из клетки “ и все дети прячутся так, чтобы их не нашел, не достал разъяренный зверь. Подобные игры могут проводиться в любой детской возрастной группе. При этом после игры-экспромта педагог должен отметить наиболее остроумное решение и творческие находки играющих.

Игра может быть использована как педагогический прием для выработки или развития тех или иных качеств, умений и навыков. Так, с целью выработки музыкальной памяти у участников оркестра народных инструментов одна группа коллектива дважды исполняет другой группе один и тот же музыкальный фрагмент, но с небольшим изменением. Необходимо найти различие. А для выработки зрительной памяти участников изо-студии на столе раскладываются предметы, играющие выходят из комнаты, предметы частично, но незаметно меняют по месту положения, цвету, количеству и т. п. Нужно найти все изменившиеся детали. С целью выработки смены нестроения, изменения динамики движений у членов театрального или циркового объединения играющим предъявляются аншлаги со словами:”Карнавал”, “Осторожно, камнепад” и др. и предлагается соответствующая условиям линии поведения, способ общения. В процессе игры громко веселящиеся на карнавале дети почти мгновенно переходят на шепот и передвигаются на цыпочках, так как по условиям игры с карнавала они по мановению волшебной палочки попали в горы, где при малейшем шуме на их обрушится лавина камней.

Кроме того, игра может использоваться, как собственно дидактическая, нацеленная на восприятие и закрепление нового знания, проверку и ознакомление со способами реализации этого знания как в художественной действительности, так и в повседневной жизни. Дидактическую игру следует отличать от игровых приемов, выступающих лишь как средства побуждения, стимулирования детей к определенным видам деятельности, в то время как весь процесс протекает не в игровой деятельности. Дидактическая игра предполагает и протекание всего процесса, и достижение педагогически значимого результата в игровой деятельности. Вот пример такой игры. Важной составной частью во всех жанрах является разбор этюда, произведения и т. п. Обычно дети делают это неумело и плохо. Использование при этом дидактической деловой игры превращает детей в заядлых критиков.

В драматическом коллективе дети перешли к самостоятельным инсценировкам басен. Необходимо дать анализ очередной инсценировки. С этой целью учреждается высший художественный совет, в который входят судьи и присяжные заседатели, прокурор-обвинитель, защитник, критик-пессимист, критик-оптимист, друг постановщика, конкурент постановщика, может быть реальные герои басни, выражающие свое отношение к интерпретации их образа и т. п., причем каждый исполняет свою роль.

Совет должен решить : быть или не быть данной инсценировке в репертуаре коллектива. Обсуждение в игре проходит живо, заинтересованно, но творчески и без обид.

На втором этапе организации игр формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить в данных условиях с данной аудиторией (учитывая возраст и количество играющих, их психологические и физические особенности, уровень общего развития, знания, умения, навыки и уровень интереса к данному виду художественной деятельности.)

Формулировка и решение поставленных задач должны быть нацелены на формирование у детей направленности на социальные ценности. Ибо именно направленность, характеризующаяся доминирующими у индивида интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, указывает на социальную активность.

Важной задачей игровой деятельности является формирование направленности на осознание принадлежности к социально-исторической общности (изучение и сохранение своих корней, традиций своего этноса).

Игровая деятельность в любом ее проявлении зиждется на инициативе, оказании помощи слабым, беззащитным, творческой импровизации в осуществлении общественно-полезной деятельности и в этом ее ценность. В качестве непременного условия игры выступает деятельность по преобразованию реальной ситуации в воображаемую, игра приподнимает над обыденностью, всеобщая “зараженность" игрой переносит детей в необычную фантастическую обстановку. Даже замкнутым и застенчивым детям игра помогает включиться в активную творческую деятельность, вскрыть их сущностные силы, ибо атмосфера непринужденности, свободной игры творческих сил, отсутствие боязни выглядеть смешным, создает ощущение легкости и веры в себя. Игра важное средство творческого социального самовыражения, проба сил.

Формирование направленности на природу, на сохранение экологической среды - вот еще одна задача, успешно решаемая в пронесся игровой деятельности.

В игре дети в процессе взаимодействия с окружающей средой исследуют мир природы, осознают себя его составляющей. Множество детских игр построено на обратном перевоплощении в растения и животных, на знании флоры и фауны, умении ориентироваться в лесу и на море.

Одной из основных задач игровой деятельности является формирование направленности на искусство.

42.Социология молодежи. Основные направления исследований молодежной культуры

Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания, вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образца жизни молодежи, формирования ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнения социальных ролей различными группами молодежи.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентации;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни.

Социология молодежи очень тесно связана с отраслевыми социологиями, это и военная социология, социология воспитания, города, искусства, культуры, личности, права, религии, свободного времени, труда и т. д.

Поэтому проблемы молодежи исследуются как в контексте всего общества, его основных характеристик, структурных сдвигов и изменений, так и дифференцировано - как особой социальной группы, с присущими ей признаками и свойствами. Следует заметить, что проблемы молодежи России во многом связаны и с теми объективными процессами, которые протекают в современном мире: урбанизацией, повышением удельного веса в обществе пенсионеров, лиц преклонного возраста, сокращением рождаемости и т. д. Но вместе с тем молодежные проблемы в России имеют и свою специфику, опосредованы российской действительностью во всей полноте, той политикой, которая проводилась по отношению к молодежи.

Социологические исследования проблем молодежи в современной России опираются на громадный исторический опыт, накопленный в 60-70-е годы.

В социологических исследованиях недопустим разрыв между теорией и эмпирией, необходим учет целого комплекса обстоятельств, особенностей ценностных ориентаций и образа жизни молодежи.

Авторы исследований на протяжении нескольких десятилетий анализируют социологическую, психологическую, экономическую и педагогическую литературу, материалы исследований проблем формирования идеалов, жизненных планов и ценностных установок молодежи, проведенных с начала ХХ в. до наших дней, проводят выборочные массовые опросы.

43.Особенности маркетинга в культурно-досуговой сфере

Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в Индустрию досуга.

Логика маркетингового подхода достаточно проста. Каждый нормальный человек всегда испытывает в чем-либо нужду, ощущая при этом дискомфорт. Стремление попасть в зону комфортного существования приводит человека к осознанию нужды. А осознанная нужда - это и есть возникшая потребность. Потребности человека колеблются в более или менее значительных пределах - от элементарных физиологических потребностей (пища, сон и т. п.) до самых высоких, теперь уже социальных (общение, признание со стороны окружающих, наслаждение искусством, самоутверждение и т. п.). Существует несколько способов удовлетворения возникших потребностей: что-то можно создать (произвести, выполнить, обеспечить) самостоятельно; что-то можно выпросить у окружающих, дождаться от общества, государственного учреждения, спонсора. В отдельных случаях необходимое отнимается у кого-то силой. Но самый цивилизованный способ удовлетворения потребностей - о б м е н. Последний может быть и коммерческим (деньги - товар - деньги), и некоммерческим, т. е. благотворительным. Там, где осуществляются коммерческие обмены, именуемые сделками, возникает р ы н о к, а между субъектами обмена складываются рыночные отношения. В других случаях предметами обмена становятся не товар и/или деньги, а свободное время, чувства, идеи и т. п. Потребности "нерыночного характера" перекрываются государственными субсидиями или чьими-либо пожертвованиями, но поскольку наше государство достаточно бедно, чтобы удовлетворить все многообразие потребностей своих граждан, а меценатство и спонсорство на современном этапе пока эпизодичны, рынок и рыночные отношения в сфере культуры и, в частности, в культурно-досуговой деятельности не только неизбежны, но и просто необходимы. Как видим, маркетинговый взгляд на вещи снимает все сомнения по поводу правомерности развития рыночных отношений в сфере культуры. Доминанта завтрашнего этапа развития культурно-досуговой деятельности - Рыночная экономика. Она мобилизует для удовлетворения духовных потребностей не только государственные ресурсы, но и личные средства граждан, а также пожертвования всевозможных спонсирующих организаций и лиц.

Как же работать культурно-досуговым учреждениям в этих сложных условиях, какими должны быть новые технологии культурно-досуговой деятельности?

Сама по себе культурно-досуговая деятельность представляет достаточно сложную систему, элементами которой выступают миссия, конкретные цели деятельности, объект и субъект деятельности, содержание, средства достижения поставленных целей, формы и методы (в других случаях - способы и приемы) выполнения тех или иных работ, наконец, материальная база и финансовое обеспечение? Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Стоит потерять из виду хотя бы один из них, как вся система "захромает", даст сбои в работе. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе.

Самая хорошая культурно-досуговая программа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.

В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.

Маркетинг порождает определенную философию развития сервисного предприятия, вырабатывает разнообразные способы, использует специальные технологии и приемы, которые позволяют повышать уровень конкурентоспособности предприятия. В маркетинге активно исполь­зуются анализ экономической ситуации, проводятся специальные иссле­дования рынков разного типа (потребителей, учредителей, доноров и т. п.); изучается соотношение спроса и предложения в конкретном сегменте рын­ка, уточняются особенности спроса разных категорий потребителей. Результаты маркетингового анализа широко применяются при выработке ин­новационной стратегии и ее внедрении. Программирование и реализация деятельности сервисного предприятия также во многом строятся на рекомендациях такого анализа. Используя данный инструмент, менеджеры досуговых фирм могут более уверенно проводить рекламные кампании, эффективную РR-политику, находить методы оптимального позициони­рования своего продукта на рынке, вырабатывать оценку результатов деятельности предприятия.

Значение маркетинга в менеджменте культурно-досуговой сферы раскроем на примере двух его направлений, которые достаточно рельефно отображают его значение: изучение массового спроса на культурные про­дукты (социальный маркетинг) и продвижение новых досуговых занятий и новых сервисных продуктов.

Сначала остановимся на значении социального маркетинга. Под этим понимается анализ культурных потребностей, продуцируемых основными слоями населения конкретного общества, включая и тех предста­вителей, которым недоступны продукты и услуги с высокой ценовой планкой. Учитывая результаты социального маркетинга, менеджмент в сфере культуры не только вырабатывает ближайшие цели собственного бизнеса, анализирует сложившуюся экономическую конъюнктуру в досуговой деятельности, но и прогнозирует долговременные цели общественного развития, одновременно обосновывая свои долгосрочные цели. Из этого следует, что сосредоточенность усилий менеджмента куль­туры на дорогостоящих досуговых продуктах или ставка на спрос, связанный исключительно с поп-искусством, опасны как для развития конкретной фирмы, так и для развития общества. В осмыслении подобных тенденций следует признать важность сохранения национальных тради­ций, поддержки развивающих направлений досуга, а также учитывать спрос социально незащищенных слоев населения, прежде всего детей, молодежи, как стратегический ресурс развития своего бизнеса. Анализ книж­ного дела позволяет видеть, что издание детективов, популярных женс­ких романов дает возможность издательствам, перераспределяя дохо­ды, издавать менее выгодную в краткосрочной перспективе детскую классику, учебники. Тем самым издатели выполняют развивающую фун­кцию по отношению к подрастающим поколениям и реализуют долго­срочную стратегию своей отрасли. В противном случае уже через де­сять лет начнет исчезать читательская аудитория даже детективов и ме­лодрам. Все это говорит о том, что любой культурно-досуговый бизнес должен более тщательно и ответственно вырабатывать стратегию свое­го развития на ближайшее и долгосрочное будущее.

Теперь рассмотрим агрессивную тактику продвижения новых досу­говых занятий, которая дает о себе знать во многих сегментах сферы организации культуры и досуга. Менеджеры предприятия, сталкиваясь с высоким уровнем конкуренции в своем сегменте досуга, вынуждены не только считаться со сложившейся расстановкой сил и устоявшимся спросом, но и переходить к гиперактивному формированию спроса с заданными параметрами. В этой ситуации вырабатываются наступатель­ные технологии, агрессивно воздействующие на целевые группы потре­бителей. Порой эта стратегия переходит в манипулирование сознанием людей.

Но, как неоднократно подчеркивалось ранее, сфера культуры и до­суга имеет особый характер, где безудержная коммерциализация дея­тельности способна привести к результатам, неожиданным для обще­ства и неблагоприятным для самого бизнеса.

Специалисты по маркетингу любого предприятия культуры долж­ны обладать широким кругозором, хорошо знать ведущие тенденции в развитии досуга и общества, уметь их прогнозировать. Недооценка общекультурных и социальных характеристик, пренебрежение к позитив­ным духовным ценностям и ориентация лишь на досуговые запросы узких целевых групп вызовет немалые издержки в продвижении инно­ваций.

Назначение досугового маркетинга – делать ставку бизнеса и ме­неджмента на перспективные культурные проекты, конструктивные идеи, яркие личности, динамичные общественные организации. С этой целью маркетинг должен анализировать спрос разных групп общества, в том числе низкодоходных, социально незащищенных, маргинальных.

Сторонники агрессивной стратегии в борьбе за состоятельных потребителей досуга зачастую не соглашаются с такой позицией, считая излишним заниматься социальным маркетингом, следить за досуговы­ми потребностями общества и неперспективных с коммерческой точки зрения групп населения. Действительно, составляя значительную часть населения, эти группы не в состоянии оплачивать дорогостоящие услуги.

44.Понятие «игра» и игровая деятельность. Основные признаки игровой деятельности

Многие ученые пытались дать определение понятию игра. Старое определение игры, как всякой деятельности ребенка, не преследующей получение результатов, рассматривает все эти виды детской деятельности эквивалентными друг другу. Открывает ли ребенок дверь, играет ли в лошадки, с точки зрения взрослого, он и то и другое делает для удовольствия, для игры, не всерьез, не для того, чтобы что-нибудь получить. Все это называют игрой.

К. Гросс был первым автором, который попытался внести ясность в вопрос определения игры. Он пытался классифицировать детские игры и найти новый подход к ним. Он показал, что экспериментальные игры стоят в ином отношении к мышлению ребенка и к будущим его целесообразным неигровым действиям, чем символические игры, когда ребенок воображает, что он лошадь, охотник и т. п. Один из учеников Гросса – А. Вейс пытался показать, что различные виды игровой деятельности чрезвычайно далеко стоят друг от друга, или, как он выражался, имеют в психологическом отношении мало общего. У него возник вопрос: можно ли одним словом "игра" называть все различные виды подобной деятельности (Л. С. Выготский "Раннее детство")?

П. П. Блонский полагает, что игра есть только общее название для самых разнообразных деятельностей ребенка. Блонский, вероятно, доходит в этом утверждении до крайности. Он склонен думать, что "игры вообще" не существует, не существует вида деятельности, который бы подходил под это понятие, ибо само понятие игры есть понятие взрослых, для ребенка же все серьезно. И это понятие должно быть изгнано из психологии. Блонский описывает следующий эпизод. Когда нужно было поручить кому-либо из психологов написать в энциклопедию статью "Игра", он заявил, что "игра" есть слово, за которым ничего не скрывается и которое должно быть изгнано из психологии.

Представляется плодотворной мысль, Д. Б. Эльконина относительно расчленения понятия "игра". Игру нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющее все виды детских деятельностей, в частности, и такие, которые Гросс называл экспериментальными играми. Например, ребенок закрывает и открывает крышку, делая это много раз подряд, стучит, перетаскивает вещи с места на место. Все это не является игрой в собственном смысле слова. Можно говорить о том, не стоят ли эти виды деятельности между собой в таком же отношении, как лепет в отношении к речи, но, во всяком случае, это не игра.

Весьма плодотворно и соответствующе сути дела и положительное определение игры, которое выдвигается при этой идее на первый план, а именно что игра — это своеобразное отношение к действительности, которое характеризуется созданием мнимых ситуаций или переносом свойств одних предметов на другие. Это дает возможность правильно решить вопрос об игре в раннем детстве. Здесь нет того полного отсутствия игры, которым с этой точки зрения характеризуется младенческий возраст. Мы в раннем детстве встречаемся с играми. Всякий согласится, что ребенок этого возраста кормит, нянчит куклу, может пить из пустой чашки и т. д. Однако было бы опасностью не видеть существенного различия между этой "игрой" и игрой в собственном смысле слова в дошкольном возрасте — с созданием мнимых ситуаций. Исследования показывают, что игры с переносом значений, с мнимыми ситуациями появляются в зачаточной форме только к концу раннего возраста. Только на третьем году появляются игры, связанные с внесением элементов воображения в ситуацию.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - Это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

Коммуникативную: Освоение диалектики общения;

Самореализации В игре как полигоне человеческой практики;

Игротерапевтическую: Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

Диагностическую: Выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

-  функцию Коррекции: Внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

Межнациональной коммуникации: Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- Социализации: Включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А.Шмакову):

•  Свободная Развивающая Деятельность, Предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

•  Творческий, В значительной мере импровизационный, очень активный Характер Этой деятельности («поле творчества»); Р. Г.Хазанкина, К. В.Маховой и другие.

•  Эмоциональная приподнятость Деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т. п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

•  Наличие Прямых или косвенных Правил, Отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как Деятельности Органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

А) роли, взятые на себя играющими;

Б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

В) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

Г) реальные отношения между играющими;

Д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

-  в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

-  как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-  в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-  как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных Педагогических игр.

В отличие от игр вообще Педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

45.Социально-культурная и социально-педагогическая работа с родителями

Проблема детско-родительских отношений остается актуальной на протяжении всего развития психологии как науки. Казалось бы, в нормальной обыденной жизни ребенок постоянно окружен вниманием и заботой, и поводов для беспокойства быть не должно. Однако, среди детей воспитывающихся в семье, можно наблюдать проявления социальной дезадаптации и определенных отклонений в поведенческой сфере.

В настоящее время самой серьезной проблемой в отношениях между родителями и ребенком (или воспитателем и учеником) является плохое общение. Это все равно как если бы один разговаривал на русском языке, а второй - на китайском. Научившись общению и взаимному пониманию языка, можно добиться значительного улучшения на уровне отношений.

Современная жизнь углубляет изоляцию и дефицит общения ребенка и взрослого, приводит к тому, что родители все больше отдаляются от создания условий благоприятных для полноценного психического развития ребенка. Исследования в области развития семьи показали, что на психологический комфорт современной семьи оказывают влияние ряд неблагоприятных факторов:

Социально-экономический фактор, когда неудовлетворительные жилищно-бытовые условия или же занятость родителей сводит к минимуму общение с ребенком;

Социально-культурный фактор проявляется в ускорении темпа современной жизни, недостаточность условий для снятия эмоционального напряжения и расслабления, следствием чего является невротизация родителей;

Социально-психологический фактор выражается в дисгармонии семейных отношений и семейного воспитания, нарушении в сфере детско-родительских отношений.

Эти обстоятельства наносят вред отношениям доверия и эмоционального благополучия семьи, мешают родителям воспитывать детей в атмосфере радости и теплого общения. Не в наших силах изменить экономику, но оказать влияние на социально-культурные и социально-психологические факторы мы можем.

Таким образом, приоритетным направлением в своей работе считаем - повышение психологической и педагогической грамотности родителей, так как во все времена главным действующим лицом в сфере воспитания остаются родители, и только в семье закладывается фундамент духовной культуры человека. Конфликты в семье, невротизация родителей, вызывают у детей чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоциональное напряжение, что способствует истощению еще неокрепшей нервной системы ребенка. Поэтому психологический дискомфорт в семье серьезно сказывается на психическом развитии и соматическом здоровье ребенка. А если учесть, что дошкольный и младший школьный возраст является важным сензитивным периодом для становления нравственно-полноценной личности ребенка, то актуальность данной проблемы очевидна.

Работа с родителями осуществляется на уровне:

1. Работы в школе. Эта деятельность явно недостаточна. Поскольку не формирует родительскую культуру, а лишь в большинстве случает является попыткой повлиять на учебную и дисциплинарную ситуацию в школе

2. Работа с родителями специальных консультационных и психологических служб. Она сравнительно эффективна, но не носит массового характера.

3. Работа с родителями в детских комнатах и пр. К сожалению. работа правоохранительных органов обычно свидетельствует о крайне неблагополучной ситуации, о запущенности в семье воспитательного процесса, нередко в таких семьях можно говорить об асоциальной обстановке.

Эффективным методом гармонизации семейных отношений и воспитания детей является формирование общих семейных традиций, организация семейных клубов, в которых было бы интересно и детям и взрослым. Частный случай такой деятельности – семейный туризм, который постепенно развивается и в России.

Хорошие школы и образовательные программы по воспитанию родителей имеются, например, в Финляндии, где таким воспитанием занимаются в школах. В России эта традиция не привилась, а отдельные выступления в СМИ и рекомендации, не носящие обязательного характера не влияют на общую негативную ситуацию.

Принимая во внимание тот факт, что лекционные собрания и групповые консультации имеют существенный недостаток. Родителям говорят о необходимости менять себя и свое поведение, о необходимости более чуткого или внимательного отношения к детям. В результате, родители, получая много информации, оценок и указаний, свыкаются с мыслью «мы должны». Они, понимая, что многое делают неправильно, чувствуют себя виноватыми. Все это сдерживает позитивное развитие взаимоотношений, а также является поводом для поддержки «перевернутой» иерархии и еще большего увеличения власти детей над родителями. В связи с этим, возникла необходимость поиска новых форм работы с семьей, и мы остановились на тренинговых занятиях в семейной системе.

Преимущества работы с совместными группами перед группами с другим составом (только родители или только дети) в том, что:

- во-первых, прорабатываются важные вопросы в контексте общей темы;

- во-вторых, проходит осознание общности многих проблем;

- в-третьих, взаимодействие родителей и детей - не воображаемое, а реальное.

Работа педагога-психолога, направленная на сопровождение психического развития детей, заключается в интеграции возможностей педагогов и родителей и координации их совместной деятельности. В рамках этого перед непосредственной работой по программе на первом этапе была проведена предварительная исследовательская деятельность с использованием методик:

• Ивановой А. И, с целью определения показателя обучаемости;

• Лускановой Н. Г. с целью диагностики школьной мотивации;

• «Опросник для учителя» Л. Ковалевой, который позволяет систематизировать представления о ребенке;

• Социометрия с целью исследования межличностных взаимоотношений в классном коллективе и определению статусных категорий;

• Беседа-справка с учителем, который имеет постоянную возможность наблюдать за ребенком в самые разные моменты его деятельности.

Информация, полученная в результате вышеперечисленных мероприятий, позволяет выделить детей с проявлениями дезадаптации. При комплектовании тренинговой группы набираются дети из разных классов.

Второй этап - встречи и консультации с целью мотивирования родителей на участие в детско-родительском тренинге. Причем, родители обычно охотно соглашаются на работу в тренинговой группе. Более настороженное отношение проявляют учащиеся. Это можно объяснить тем, что в школе и повседневной жизни они уже неоднократно переживали ситуацию неуспеха, а такие индивидуальные особенности, как повышенная тревожность, застенчивость и неуверенность, еще более этому способствуют.

На каждой встрече создается ситуацию успеха для каждого участника тренинга, для чего используются безоценочные суждения, основы партнерского общения и личностно-ориентированный подход. Особое внимание уделяется развитию у детей навыков уверенного поведения и адекватной самооценки. Ребенок оценивает себя «глазами» близких ему людей-родителей, что оказывает влияние на его статус в обществе сверстников, на способы взаимодействия с окружающими его людьми и на его психическое здоровье в целом.

Совместно с детьми родители усваивают «шаги» социально приемлемого поведения в различных жизненных ситуациях, пересматривают отношение к своему ребенка, как к полноценной личности, имеющей равные с ними права[11].

Страница 5 из 7« Первая...34567