Экзамена по СКД

10. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий

Сценарий – это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление здания.

Основные этапы работы над сценарием

1. В начале работы над сценарием четко продумывается тема и идея будущего мероприятия. Тема – то, о чем автор хочет рассказать. Идея – то, ради чего проводится праздник, вечер и пр..

2. После определения темы, идеи начинается подбор документального и художественного материала.

3. Сценарно-режиссерский замысел или сюжетный ход.

4. Композиционное построение сценария: экспозиция, завязка, основное действие, кульминация, финал. Экспозиция – ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта. Завязка - экспозиция перерастает в завязку. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими и лаконичными. Основное действие – это часть подчинятся строгим законам. Строгая логичность построения и развития темы. Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловым мостиком с предыдущим и последующим. Действие развивается по нарастающей к кульминации и развязке. Нельзя идти от эмоционально сильных эпизодов к более слабым. Кульминация – наивысшая точка действия. Действие необходимо довести до кульминации, в которой наиболее концентрировано выражается идея драматургического замысла.

Финал – несет особую смысловую нагрузку и является наиболее важным моментом для максимального проявления активности всех участников.

Методические требования при разработке сценария

1. Строгая логичность построения сюжета и развития конфликта. Однако логичность совсем не обязательно должна означать хронологическую последовательность.

2. Законченность каждого эпизода. Сценарий всегда состоит из эпизодов. Каждый из них обладает внутренней логикой и должен быть обязательно закончен, прежде чем начнется другой.

3. Органическая связь между эпизодами. Она необходима для того, чтобы сценарий не распадался на отдельные части, чтобы художественные произведения не выглядели вставными номерами, а устные произведения не перекликались только друг с другом.

4. Нарастание действия в его движении к кульминации. Заданное экспозицией - завязкой действие развивается с нарастающей силой к кульминации и затем идет к развязке, к финалу действия. Финал – это весьма важная часть композиции, его отсутствие или «смазанность» рождают ощущение незавершенности всего мероприятия.

Виды сценариев

Условно сценарии можно разделить на три вида: простейшие, иллюстрированные, театрализованные. Простейшие сценарии или сценарные планы представляют собой:

· ·логическую последовательность материла,

· организационные моменты подготовки мероприятия,

· предполагаемый отбор выразительных средств.

Сценарные планы пишутся к следующим мероприятиям: дискотеки, концерты, презентации и другие малые формы.

 В иллюстративном сценарии соединяется информационный материал и искусством. Тема является основным стержнем.

Театрализованный сценарий предполагает идейно-тематическое, сюжетное, композиционное единство.

11.Основные тенденции изменения инфраструктуры социально-культурной сферы в 90 х годах

Политические потрясения конца 1980 - начала 1990-х гг., последовавшие затем экономические преобразования привели к существенным переменам и в социально-культурной сфере. С идеологическим воспитанием и культурным обслуживанием было покончено быстрее, чем предполагалось. Российская интеллигенция с болью и озабоченностью заговорила о необходимости духовного возрождения нации. Начавшиеся в сфере культуры преобразования коснулись прежде всего сложившейся практики управления отраслью. Принятие Закона о культуре (1992 г.), Конституции Российской Федерации (1993 г.), других законодательных актов и нормативных документов, перевод учреждений культуры на новые условия функционирования, внедрение хозяйственного расчета, расширение прав культурно-досуговых учреждений в области финансово-экономической деятельности в корне изменили представления и о культурном досуге, и о способах его организации. Доминантой начавшихся преобразований становится собственно Культура с присущими ей функциями, целями и задачами, созидательным характером деятельности ее институтов. Сегодня все мы являемся свидетелями нового этапа в развитии культуры и досуга. На смену "культурно-просветительной работе" пришла та самая культурно-досуговая деятельность, о проблемах и перспективах развития которой сегодня много говорят и пишут. Само слово "деятельность" как бы характеризует развивающиеся в сфере свободного времени процессы: демократичность путей и способов организации досуговых акций, альтернативность в принятии управленческих решений, плюрализм в обсуждении назревающих проблем, живое и непосредственное участие населения в реализации культурных проектов и программ. Во всяком случае с прежними трафаретно-шаблонными подходами и, казалось, застывшими на вечные времена методиками в организации досуговых занятий людей приходится расставаться решительно и бесповоротно.

Высокие идеалы, во имя которых и велась вся культурно-просветительная работа в массах и которыми руководствовались культработники, оказались нежизнеспособными, а вместо них обнаружился широкий спектр негативных явлений: преступность, наркомания, алкоголизм, половая распущенность и т. п. язвы на теле общества, только по чистой случайности не достигшего сияющих вершин светлого будущего. Потенциальная аудитория воспитательных культурно-досуговых мероприятий значительно расширилась, а ее реальные (не предполагаемые, как это было прежде) потребности резко изменились. Это обстоятельство поначалу поставило культработников в тупик: работать прежними методами они уже не могли, а новыми еще не овладели. В этой ситуации полпреды культуры, как это не раз случалось и раньше, пошли путем механического подражания западным образцам и стандартам, без должных к тому оснований перенося на российскую почву чуждый менталитету россиян заморский опыт. Появились игорные дома, казино, ночные бары и клубы, в которых можно услышать и увидеть многое из того, что еще недавно считалось запретным плодом. Прежние методы воспитания - осуждение и порицание, пресечение и наказание - и раньше-то были не особенно действенными, в условиях же полной вседозволенности, порожденной безграничной демократией (можно все, что не запрещено), они попросту не работают. Ни партийные догмы, ни профсоюзные дотации, ни комсомольский оптимизм, ни даже усилия общественности теперь не работают, надеяться стало не на кого, все экономические, управленческие и педагогические решения культработникам теперь приходится принимать самостоятельно. Словом, настало время основательно пересмотреть свой профессиональный багаж, искать инновационные подходы, овладевать новыми технологиями деятельности и управления. По сути дела, настает новый этап в развитии культуры и досуга.[6]

Современная культурология рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс создания условий для мотивационного выбора личностью предметной деятельности. Причем процесс этот определяется потребностями личности, ее интересами. Пришло время не просто снисходительно учитывать запросы потенциальной или реальной аудитории, но положить их в основу всей сегодняшней деятельности учреждений культуры. С развитием рыночных отношений культурно-досуговая деятельность вплотную приблизилась к маркетинговым технологиям, в основании которых как раз и лежит проблема поиска и удовлетворения потребностей отдельных граждан или социальных групп. Сама же культурно-досуговая деятельность постепенно трансформируется в Индустрию досуга.

12. Стиль и принципы руководства самодеятельным объединением

Понятие «группа» – универсально для общей харак­теристики социальных отношений. Оно универсально и по от­ношению к учреждению дополнительного образования детей как социальному институту, в структуру которого входят са­мые разнообразные большие и малые группы детей, педагогов, смешанного состава.

С одной стороны, Группа – это формальное объединение. По­добно тому, как в школе объектами управления являются клас­сы, так и в учреждении дополнительного образования объектами управления являются группы или относительно устойчивые объединения детей и педагога на основе единой цели (деклари­руемой и закрепленной в образовательной программе), сходных интересов, потребности в общении и совместной деятельности.

Инициатива в создании таких групп (предмету их деятель­ности, количеству участников) принадлежит самому учреждению. Дети, приходя первый раз в учреждение дополнительного образования, не выбирают группу и не предлагают создать со­всем новую, а ориентируются в имеющихся предложениях, со­относят их со своим интересом, записываются туда, где их при­влекает вид занятий, профиль деятельности, изучаемый предмет или иной показатель. Часто таким ведущим показате­лем является мнение друга, родителей, а иногда – имя педаго­га, о котором известно много хорошего.

Для групп характерно наличие сходных интересов и потреб­ностей в общении и совместной деятельности. Главный фактор, объединяющий группу, – совместная деятельность, а одним из основных признаков группы является способность участников осознанно и непосредственно включаться в согласованное дей­ствие (прямой обмен деятельностью и способностями, творче­ское сотрудничество), благодаря которому могут быть удовлет­ворены их индивидуальные потребности. Кроме этого главного признака, традиционно выделяют и другие групповые показа­тели: установление определенных отношений между членами группы; внутренняя организация, включающая в себя распре­деление обязанностей, иерархию статусов; наличие так назы­ваемого группового давления (мнения, оценки) и воздействие его на изменение взглядов, поведения отдельных участников группы. Регуляция отношений и разделение ролей в группе осуществляется в процессе саморегуляции, корректируемой руководителем (педагогом) или другим лидером группы. Основным средством, инструментом объединения малой груп­пы можно назвать межличностное взаимодействие, которое имеет преимущественно эмоциональный характер и подчиня­ется закономерностям психологической совместимости и кон­фликтности (симпатии и эмпатии).

Содержание совместной деятельности членов группы оказы­вает влияние на все процессы внутригрупповой динамики (вос­приятие друг друга, формирование норм, ценностей, взаимной ответственности), а отношения внутри группы между ее члена­ми влияют на эффективность деятельности, на возможность или невозможность реализации цели.

Процесс образования и развития группы имеет сложный, внутренне противоречивый характер, в котором сталкивают­ся тенденции к объединению и дифференциации. Первая направлена на сохранность, обособленность группы, на ее стаби­лизацию в окружающих обстоятельствах, а вторая – на специализацию ролей участников группы, на их индивидуальное признание и самоопределение. Поэтому развитие груп­пы может проходить своеобразные этапы внутреннего и, одно­временно, внешнего утверждения – от спонтанного объедине­ния к подлинному сообществу равноправных, взаимозначи­мых партнеров (но и обратно!).

Следовательно, с другой стороны, Группа – это неформаль­Ное сообщество детей и педагога, особое добровольное самодея­тельное объединение. Группа из объекта управления переходит в статус субъекта управления образовательным процессом уч­реждения. В рамках государственных образовательных учреж­дений отношения неформальных детских объединений (с уча­стием или под руководством взрослых) с администрацией учреждения складываются трудно, порой конфликтно. Учреж­дения дополнительного образования детей более способны к построению и поддержке диалога с такими объединениями.

Естественно, что процесс появления таких самоуправляе­мых, самодеятельных объединений не может быть жестко рег­ламентирован и стандартизирован, формализован, что и гаран­тируется приоритетными идеями системы дополнительного об­разования детей. При этом особое значение придается педагогу, его педагогическому стилю, реализуемому в содержании авторской программы, в инновационном проектирова­нии свой педагогической деятельности.

В рамках такого сообщества создается реальная возможность дать каждому ребенку опыт свободного демократического освое­ния культуры в системе диалогических отношений не только со сверстниками, но и со взрослыми, детьми разного возраста как носителями иных смыслов, ценностей, норм. Диалогическое об­щение – это всегда совместное обсуждение одной, интересной для всех проблемы или совместное действие по ее разрешению. В диалоге важен предмет общения и деятельности, на который направлена вся активность единого сообщества. Но не менее зна­чимо и то, что каждый участник диалога имеет свое собственное мнение, свое видение, умеет выразить свою позицию и защитить ее. На пересечении этого разнообразия смыслов и открывается для каждого участника диалога многогранность, объемность, глубина действительности, значимость и ценность другого чело­века, способность к сопереживанию и сочувствию. Другими сло­вами, включение и развитие диалогических отношений в образовательный процесс способствуют наиболее эффективному удовлетворению потребности каждого человека в выражении своего «Я» и в то же время опосредует индивидуальную способность к персонализации.

Результатом такого взаимообмена и взаимовлияния являет­ся не совокупность (сумма) предметно-ограниченных знаний, умений, навыков или способностей, а сложившийся индивидуальный механизм восприятия, понимания, репродуцирования и коммуникации культуры. Основным механизмом организа­ции партнерских отношений (взаимодействия) сообщества, как мы уже отмечали, является договор – форма проявления свободы и добровольности субъектов, что подразумевает при­нятие ими обязательств, нравственной ответственности перед другими членами сообщества.

В Положении о любительском объединении, клубе по интересам Тюменской области сказано:

Объединения:

- способствуют организации содержательного досуга людей, развитию их общественно-политической и социальной активности, новаторских идей и поисков, утверждению здорового образа жизни;

- участвуют в пропаганде научно-технических знаний, достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства (в зависимости от вида юбительской деятельности);

- прививают участникам навыки самоуправления, приобщают их к общественной деятельности, самообразованию, исследовательской работе, содействуют формированию у них высоких моральных качеств и эстетических вкусов, развивают организаторские и творческие способности, участвуют в культурно-массовой работе проводимой организациями-учредителями.

Деятельность объединений может осуществляться по следующим основным видам: познавательная, пропагандисткая, учебная, поисково-исследовательская, досуговая, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная.

Члены объединения имеют право: избирать и быть избранным в руководящие и ревизионные органы объединения, принимать участие во всех видах его деятельности, пользоваться в установленном порядке имуществом объединения.

Члены объединения обязаны активно участвовать в его работе, соблюдать правила внутреннего распорядка, утвержденного организацией - учредителем, а при условии индивидуального платного членства своевременно уплачивать членские взносы.

Общее руководство и контроль за деятельностью объединения осуществляет организация – учредитель. Она создает необходимые условия для занятий и проведения массовых мероприятий объединения, утверждает смету доходов и расходов.

Органом коллективного управления объединением является общее собрание участников. Оно избирает Совет, рассматривает планы работы, проект сметы расходов и доходов объединения, заслушивает отчеты Совета, определяет размер и порядок уплаты индивидуальных членских взносов.

Совет избирает председателя (руководителя) Совета объединения, его заместителей, которые осуществляют практическое руководство его деятельностью составляют планы организационно - творческой и учебно-воспитательной работы, вносят их в организацию - учредитель для согласования, обеспечивают выполнение этих планов, участие членов объединения в культурно-массовых мероприятиях организации учредителя; содействуют созданию в объединении творческой атмосферы и высокой требовательности, обеспечению порядка при проведении мероприятий объединения.

Ответственность за содержание деятельности и финансовую работу несут организация - учредитель и председатель совета (руководитель) объединения.

Научно-методическое руководство объединениями осуществляют органы культуры; творческую и организационную помощь на местах оказывают координационно-методические центры культуры и досуга.

Сам статус самодеятельности подразумевает отсутствие какого-либо принуждения к участию в объединении, демократические принципы управления, выборность руководящего состава и регулярную отчетность руководителей перед членами объединения.

Законодательной базой развития детских общественных объединении являются Законы Российской Федерации «Об общественных объединениях» и «О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций» (1995). Закон РФ «Об общественных объединениях» (ст. 7) определяет, что формами детских общественных объединений могут быть Детская организация, детское движение, детский фонд, детское общественное учреждение.

Наиболее распространенной формой сегодня является Детская общественная организация — самодеятельное, самоуправляемое объединение, создаваемое для реализации какой-либо социальной идеи (цели), имеющее регулирующие ее деятельность нормы и правила, зафиксированные в ее уставе или ином учредительном документе, выраженную структуру и фиксированное членство.

В детском движении сложились на основе опыта некоторые принципы, определяющие его влияние на молодежь. Среди них следует выделить Принцип самоорганизации, Что обусловливает особенность детских формирований — создание и становление их по инициативе «снизу», их деятельность основывается на волеизъявлении членов, программы носят поисковый характер, отражая результаты самодеятельности и коллективного творчества. В скаутском движении существуют следующие принципы:

• приоритет интересов ребенка, забота о его развитии и соблюдение его прав;

• уважение религиозных верований и национальной самобытности детей;

• сочетание деятельности по реализации общих целей и признание прав членских организаций осуществлять самостоятельную деятельность па основе собственных позиций;

• открытость для сотрудничества во имя детей.

Ведущим направлением, целью детского общественного объединения является развитие личности посредством включения в деятельность, способствующую вхождению, адаптации, интеграции личности в социальную среду. Этим определяются основные Функции, задачи Детской организации:

• широкое разностороннее включение личности в систему общественных отношений, в социальную жизнь;

• организация жизнедеятельности, удовлетворяющей потребности в развитии, отвечающей эмоционально-нравственному состоянию и возрастным особенностям;

• защита прав и свобод личности от негативных влияний социальной среды;

• корректировка различных влияний на личность, ее сознание и поведение (формирование социально-нравственных идеалов, ценностей, потребностей).

Особые социально-педагогические возможности детского общественного объединения обусловлены открытостью и добровольностью членства, эмоционально-нравственной атмосферой, наличием более широких социальных прав (по сравнению с ролью ученика, ребенка в семье), возможностью выбора разных видов и форм деятельности. Специфику воспитательного потенциала определяют сущность и структура детского объединения. Оно открыто, демократично, не является государственным учреждением, создается добровольно, может пользоваться финансовой, кадровой, технической поддержкой различных государственных учреждений.

В управлении самодеятельным детским объединением нет жестких рамок, органы управления определяются самими членами, подвижны, взрослые и дети тесно сотрудничают, в управление периодически включают по возможности всех членов объединения.

Вместе с тем могут создаваться детские организации, имеющие более жесткую структуру: органы управления, подчиненность, первичные коллективы, источники финансирования — все то, что определяется законом об общественных организациях.

Сравнительно новым явлением в современном детском движении является членство взрослых в общественных объединениях детей. Статус взрослого предполагает его педагогическую, воспитательную, защитную функцию (создание условий для развития личности и объединения, охрана прав и интересов, здоровья и безопасности) и функцию организационную. Взрослый, руководящий организацией, выступает источником социального опыта детей, их знаний и предметно-практических, коммуникативных, социальных умений, он является образцом человека, гражданина, помощником и другом.

13. Технология разработки и реализации территориальных программ развития культуры

Разработка и реализация территориальных программ развития культуры включает следующие этапы:

Первый этапДиагностический. Главное его содержание составляет всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее актуальных и типичных для региона проблем.

В рамках проектирования данный этап является основополагающим. Это обусловлено тем, что социально-культурная программа — не простой набор мероприятий, а представляет собой систему форм, методов, различных акций и организационных структур, взаимоувязанных единой целью и ориентированных (помимо оптимизации процессов сохранения, трансляции, освоения и развития культурных ценностей, традиций, норм) на решение определенного рода проблем. Проблемно-целевая ориентация является в социокультурном проектировании основным технологическим приемом и принципом, который подчиняет различные виды и формы социально-культурной деятельности решению конкретных проблем, носителями которых может выступать личность, социальная группа или категория населения, регион, учреждения и институты сферы культуры, досуга, образования и т. д.

Второй этап — нормативно-прогнозный. Он предполагает предвидение, вероятностные суждения о состоянии ситуации в будущем, о перспективах ее развития как при условии сохранения имеющихся тенденций и стихийного развития соответствующих процессов, так и в том случае, если они будут изменены в желаемом направлении в результате управленческого решения или реализации того или иного социально-культурного проекта.

Методика прогнозирования во многом совпадает с этапами проектирования. Она предполагает определение объекта прогноза, выявление тенденций и проблем его развития, анализ факторов, определяющих как негативные, так и позитивные тенденции его изменения, создание модели объекта путем определения системы показателей и параметров, отражающих его структуру, проекцию модели в будущее с учетом объективных и субъективных факторов.

Третий этап — концептуальный. Его суть заключается в том, что на основе анализа проблем, характеризующих ситуацию, определяются приоритетные направления развития культуры, соответствующие сферы социально-культурного проектирования и формулируются перспективные цели, связанные с решением основного круга проблем.

Данный этап целиком осуществляется на базе результатов информационно-аналитического этапа. Сердцевину концепции культурного развития территории составляют приоритетные направления социокультурной деятельности, которые фокусируют внутри себя как бы Два вектора ориентации:

А) проблемы регионального характера в сфере искусства, истории, политики, экологии и т. д., являющиеся общими для различных социальных групп (кризис доверия местным властям, ухудшение экологической обстановки, межнациональные конфликты и др.), жизненные проблемы и потребности определенной социальной группы пли категории населения (пожилых людей, лиц, проживающих в общежитии, лиц некоренной национальности и т. д.); а также проблемы данной территории, не имеющие непосредственного отношения к культуре (большой процент мигрантов, двуязычие и др.).

Б) различные формы деятельности по выявлению, углублению, возрождению историко-культурной самобытности территории.

Четвертый этап — проектно-планирующий. Основой формирования как региональной программы социокультурного развития, так и локальных программ, служит концепция развития культуры. Следующий после концептуального проектно-планирующий этап проектирования призван осуществить переход от общей концепции региональной культурной политики к программе развития социально-культурной жизни территории. Здесь возникает весьма серьезная проблема, суть которой состоит в том, что “собственные” интеллектуальные ресурсы проектирования оказываются недостаточными в силу двух причин. Во-первых, разработчики могут в лучшем случае выступать носителями некоторого количества универсальных, типовых проектов, которые далеко не всегда приемлемы в условиях конкретного региона. Во-вторых, ценность любой программы во многом определяется ее реализационным потенциалом, который, в свою очередь, зависит от наличия не просто людей способных осуществить какую-то деятельность в рамках проекта, а людей неравнодушных, энтузиастов, способных преодолеть возникающие трудности, вдохнуть в проект творчество, проявить инициативу.

В этой связи рассматриваемый этап предполагает широкое привлечение всех реальных и потенциальных субъектов культурной политики к процессу проектирования. Достигается это различными способами. Наиболее эффективны следующие:

А) объявление через средства массовой информации, а также на различных инструктивно-методических совещаниях с работниками учреждений культуры, искусства, досуга, спорта, образования Конкурса На разработку региональных и локальных программ в соответствии с приоритетными направлениями социокультурного развития территории. Тем самым возникают необходимые условия для привлечения к реализации культурной политики как работников культурно-досуговых учреждений, так и других субъектов – кооперативов, инициативных групп, работников досуговых центров, других хозрасчетные структур, а также граждан, желающих в индивидуальном порядке внести свой вклад в оптимизацию культурной жизни региона.

Б) организация региональных общественных слушаний по проблемам культуры. Такого рода акция позволяет решить целый ряд задач. Во-первых, появляется реальная возможность обнародовать концепцию развития культуры региона, сделать ее предметом своеобразной общественной экспертизы и, возможно, в чем-то ее уточнить, откорректировать. Во-вторых, слушания, как показывает опыт, усиливают внимание населения, администрации, различных общественных формирований и пр. к проблемам культуры. В-третьих (и это самое главное) слушания инициируют различные идеи, проекты, программы, авторами которых выступают потенциальные исполнители этих программ и проектов. Проведение общественных слушаний по проблемам культуры само по себе может составить один из проектов, направленных на реализацию концепции развития культуры.

Пятый этап — исполнительско-внедренческий — создание условий и организационных структур, обеспечивающих реализацию программы (материально-техническая база, ресурсы, финансы, кадры, информационное обеспечение), т. е. воплощение в жизнь тех проектов и программ, которые были отобраны на конкурсной основе. Этот этап начинается с заключения системы договоров. Эти договора могут заключаться между Комитетом (управлением) по культуре, Фондом развития культуры и искусства, целевыми фондами, с одной стороны, и конкретными субъектами реализации программ (клубы, парки, музеи, национально-культурные центры, кооперативы и т. д.), с другой стороны.

Предметом договора выступает выполнение социально-творческого заказа с конкретными исполнителями. Важно предусмотреть в договоре формулировку конечных результатов работы, которые по возможности должны иметь четко различимые качественные и количественные параметры. Здесь необходима дополнительная юридическая и экономическая экспертиза для определения нормативной базы реализации программы, взаимоотношений между заказчиком и исполнителем, а также между соисполнителями (если их несколько), для более точного определения объемов, содержания и характера фондообеспечения программы. Все это фиксируется в договоре на выполнение социально-творческого заказа.

Реализация региональной программы и локальных программ в ее рамках в процессуальном отношении выступает в форме текущей деятельности культурно-досуговых учреждений, общественных объединений и др. субъектов реализации данных программ. На этом этапе актуализируется вопрос о контроле за выполнением программ, их эффективности. Для этого могут использоваться опросы общественного мнения, материалы периодической печати, экспертные оценки.

Критериями оценивания качества реализации культурно-досуговых программ могут выступать те же показатели, что применялись на формирующем этапе, когда шел отбор программ на конкурсной основе. К этим критериям добавляются показатели соотнесения намеченных в договоре конечных результатов выполнения социально-творческого заказа и реальных итогов работы. Данный этап может рассматриваться как подготовительный для следующего этапа, когда заключаются договоры на новые программы и продлеваются договоры на те, что продолжаются, или уже завершились, но практика показала целесообразность их возобновления.

Шестой этап — контрольно-коррекционный, на котором обобщаются и анализируются промежуточные результаты реализации программы в целом и отдельные проектов, учитывается их социальная эффективность и производятся соответствующие корректирующие действия.

14. Типология самодеятельных объединений

В имеющемся на сегодняшний день арсенале научных знаний, отражающих особенности детского общественного бытия, детских социальных явлений, типология детских общественных организаций представлена самыми различными подходами и классификационными принципами. Наиболее распространенной, по нашему мнению, типологией, имеющей междисциплинарный статус, является сущностно-ориентационная типологическая модель с явно выраженной идеологической, социально ценностной, целевой дифференциацией. По этой типологии детские и молодежные социальные инициативы, общественные движения и соответствующие им форы бытия классифицируются (дифференцируются) на демократические, социалистические, коммунистические, националистические, конфессиональные, экологические, миротворческие и т. д.

Не менее распространенной междисциплинарной типологией детских общественных организаций является их классификация по правовому статусу: формальные (официально признанные, институциированные) детские организации (класс, отряд, дружина и пр.) и неформальные (неофициальные, не имеющие юридического статуса: дружеские компании, группировки, тусовки и пр.).

Достаточно широко на междисциплинарном уровне используется структурно-функциональный типологический подход, в основе которого лежит социально-психологическая функциональная модель группы как поливариативной социальной формы и естественного способа общественного бытия человека с особо высоким индексом личностной значимости в кризисные периоды подросткового возраста.

Типологические параметры детских групп дифференцируются по следующим характерологическим признакам:

- количественные показатели (большие, малые, микрогруппы, диады, триады и пр.);

- общественно-правовой статус (официальные, формальные, неофициальные, неформальные, асоциальные, антиобщественные, общественно полезные и т. д.);

- стиль, установившиеся нормы групповых взаимоотношений (реальные, условные, ответственные, диффузные, открытые, закрытые и пр.);

- уровень и специфика системной интеграции взаимоотношений членов группы (индивидуальных и групповых) внутреннего и внешнего социально ориентированного диапазона: группы, коллективы, группировки, ассоциации, федерации, союзы, организации, корпорации, классы, клубы, звенья, отряды, дружины и т. д.;

- показатели личностной ценности, социальной значимости групповых взаимоотношений, стиля, образа жизни группы: референтные группы, группы формального, неформального членства;

- специфика функциональной заданности (социального заказа): группы личностного роста (скаутские, пионерские звенья, патрули, отряды и пр.), социальной реабилитации, анимации, коррекции, направленной социальной активности, общественно полезной деятельности.

Данный типологический подход, используемый чаще всего в специальных исследованиях, в социологии, психологии, педагогике, представляет огромную и чрезвычайно значимую для нас информацию о диалектике сущности и существования общественного бытия детей, логике и динамике развития процессов группообразования, личностного роста, социализации подрастающего поколения, интеграции и дезинтеграции взаимоотношений детей с окружающей действительностью.

Принципиальными позициями этого типологического подхода являются положения о том, что:

А) социальные группы - естественная и необходимая форма общественного бытия людей, обеспечивающая человеку решение его актуальных жизненных проблем в критические периоды социализации, когда ему не под силу самому выйти из сложной ситуации;

Б) матричной, генетической, жизнеобеспечивающей основой любого типа детских объединений, в том числе и высокоорганизованных, высокоразвитых систем (организаций), являются неформальные группы, генерирующие эмоциональный, психологический, нравственный климат, деловой настрой всего объединения.

Величина, структура, состав, сплоченность, динамика группового и личностного развития детского объединения детерминируются, согласно типологическим параметрам, во-первых, актуальными потребностями»? социальными запросами, притязаниями входящих именно в данную группу детей, а во-вторых, целями и задачами складывающихся и развивающихся в группе взаимоотношений внутренней и внешней ориентации, направленностью и результативностью этих отношений. Особое внимание уделяется степени соответствия личностно-индивидуальных и групповых, общественных ценностно-смысловых компонентов интеграционной системы группы, ролевой и функциональной дифференциации, групповым нормам и ценностям, адекватности социальной перцепции заданным параметрам взаимоотношений, а также перспективной динамике социокультурных процессов в группе, в сфере ее бытия.

В специальных исследованиях, например, в педагогических, используется возрастной и ценностно-ориентационный (профильный) типологические подходы: общественные объединения младших школьников (октябрята, “почемучки”, “балалан” и пр.), подростковые клубы, юношеские творческие союзы; юннаты, тимуровцы, ОСВОД, следопыты, туристы, юные спортсмены, юные музыканты, краеведы и пр. Исследователям хорошо известен сущностно-системный комплексный типологический подход в изучении специфики характерологических свойств наиболее популярных, распространенных детских общественных организаций - международных социально-педагогических систем: скаутинг, пионердвижение. Основываясь на данном типологическом подходе, сегодня можно и нужно исследовать вполне сформировавшиеся и заявившие о себе на широком международном уровне детские общественные движения. В качестве примера можно привести и Одиссею разума, и движение Дети-миротворцы, и экологические, и многие другие социальные инициативы подрастающего поколения нашей планеты.

В типологии детского общественного движения, организаций используется и территориальная организационная модель, отражающая специфику региональных детских формирований, являющихся, как правило, своеобразными подсистемами более широкого детского социального явления. Так, в общей типологии автономно выделены, например, в скаутинге: английские, американские, российские скауты; в пионердвижении: пионеры СССР, России, Республики Казахстан, Франции, США, Финляндии и т. д.; среди неформалов: хиппи-система (американские хиппи, московская система и пр.); люберы и т. д.

Социология, криминология, проявляя интерес к молодежным, в том числе к детским формированиям, исходят, как правило, из анализа их правового соответствия, социального статуса. Таким образом, определяется базовая типологическая модель, в которой выделяется социальная заданность, направленность группы-организации: просоциальные, асоциальные или антисоциальные формирования. Соответственно уточняются и ведущие характерологические параметры, свойственные тому или иному виду, типу молодежных (подростковых) объединений. В сферу профессионального внимания социологов, криминологов, социальных психологов чаще всего попадают неформальные молодежные инициативы, выражающие альтернативные, авангардистские социальные ценности подрастающего поколения, молодежную, детскую субкультуру, положительное, прогрессивное значение которых старшее поколение, официальные социальные институты культуры, образования, правоохранительные и др., как правило, принимают с большими сомнениями, недоверием, критично, а порой и с категоричным отвержением, даже с агрессией, сопровождающейся всевозможными запретами, преследованиями, мерами наказания[7].

15. Организация социально-культурной деятельности как вид профессионально-педагогического творчества

СКД это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т. д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении  проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.   КДД (культурно-досуговая деятельность) составная часть СКД, помогает в решению многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т. д.)   КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.

Важность СКД В том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т. д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т. д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности.

Особенности СКД:

-осуществляется в свободное время

-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью

И т. д.

  -характеризуется многообразием видов

  - РФ располагает большим количеством институтов,

Создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб

И т. д.)

Отличительные черты СКД:

  -Гуманистический характер

  -культурологический характер

  -развивающий характер

Функции СКД:

  -развивающая

  -информационно-просветительская

  -культурно-творческая

  -рекреационно-оздоровительная

Организация социально - культурной деятельности в педагогике связана с творческой увязкой в единое целое образовательных, воспитательных и развивающих задач при предоставлении учащемуся больших возможностей в самореализации, выборе наиболее привлекательных и отвечающих склонностям и способностям образовательных маршрутов.

Организация СКД требует учета многообразия видов. Форм и методов социально-культурной деятельности, вариативности подходов к ее организации (клубы, кружки, секции, студии, школы и т. п.)

Особая роль организатора – подбор кадров с учетом невысоких заработных плат. Здесь на первое место выступает как профессионализм, так и энтузиазм педагогических работников в социально-культурной сфере, их стремление к творческой самореализации через контакт с детьми и подростками.

Стимулом творческой социально-досуговой деятельности служит ожидание " завтрашней радости", видение "перспективы пути". А. С.Макаренко выделяет три перспективные линии:

- близкая перспектива (т. е. общее стремление к завтрашнему дню) ;

- средняя перспектива (заключается в проекте события несколько отодвинутого во времени);

- далекая перспектива (более широкая, крупномасштабная перспектива, рассчитанная на достижение возвышенной цели).

«Необходимо особо подчеркнуть, что взращивание культурно-педагогической среды может осуществляться только в рамках самоуправления тех, кто непосредственно к ней причастен: педагогов, родителей и учащихся. Именно самоуправление может оптимизировать культурную среду общеобразовательной школы, которая определяется потенциалом индивидуальных культур учеников, родителей и педагогов.

Здесь уместно обратиться к опыту В. А. Сухомлинского, много работавшего над созданием в школе культурно-педагогической среды, главным компонентом которой, по его мнению, является культура родителей и их детей6. Многие идеи В. А. Сухомлинского по организации в школе культурно-педагогической среды, самоуправления и развития самодеятельности учеников еще не востребованы.

В этой связи следует особо подчеркнуть, что профессиональная педагогическая культура является основополагающим условием педагогического процесса.»[8]

16. Особенности организации досуга различных групп населения по месту жительства

Организация досуга по месту жительства зависит от ряда важных факторов. как-то:

А) Этнический состав населения. Им обуславливаются этно0национальные традиции проведения досуга, а также приоритеты выбора форм досуговой деятельности. Опора на традиции и национальное творчество в случае однородного этнического состава населения на данной территории необходимо.

Б) Культурный уровень населения. Этот уровень вызывает разные социально-культурные потребности в формах досуга и способах его проведения.

В) Возрастная структура населения. Как правило, интересы молодежи направлены на более активные формы проведения досуга, на возможность самореализации, на более высокий эмоциональный фон. В помещенных на сайтах Интернет Положениях об организации досуга по месту жительства говорится в первую очередь о создании спортивных площадок, об организации секций и кружков, ориентированных в первую очередь на молодежный досуг.

Г) Финансовые возможности целевых групп. В современных условиях всеобщей коммерциализации и меркантилизации свои культурные потребности многие решают путем финансовых расходов, например, на туристские поездки, на посещение дорогостоящих театральных постановок. Следует отметить рост цен на экскурсии, на посещения музеев, на организацию спортивного досуга.

Д) Организация культурного досуга по месту жительства в значительной мере определяется активностью местных органов власти, интересами руководителей этих органов, а также муниципальными бюджетами.

Е) Приближенные к месту жительства школы с их спортивными залами и площадками, а также секциями и кружками в значительной мере способствуют организации детского и юношеского досуга по месту жительства

Ж) Одна из проблем организации – малая самодеятельностная активность населения. Умение организоваться по интересам и на основе таких общих интересов проводить досуговые мероприятия вместе с соседями, например, на базе районных библиотек, помещений муниципальных органов или просто во дворе – ценнейший резерв, способный при правильном целеполагании в значительной мере решить досуговые проблемы. При этом для того, чтобы молодежь в процессе самоорганизации не попадала под влияние криминальных авторитетов, следует именно ей создавать особые возможности и иметь в предоставляемых помещениях педагогически грамотных и доброжелательных руководителей.

Величина свободного времени также неоднородна у различных социальных групп. Его резерв для некоторых людей оказывается ниже социально необходимых границ. Это ведет к деформации их образа жизни в целом. Досуговый потенциал у пенсионеров, женщин со взрослыми детьми, подростков, бездетной молодежи, одиноких людей значительно превосходит их досуговую наполненность.

Не будучи в состоянии освоить это время, многие индивиды прибегают к деструктивным социальным, психологическим формам его проведения. Это негативно влияет на микро-социально-культурную среду, что ведет к дезадаптации, девиации, возникновению острых конфликтов и т. д.

В этой связи становится актуальным использование в практике организации культурно-досуговой деятельности различных технологий: функциональных (отраслевых), социально дифференциальных. Первые содержат обширный "банк" технологических данных для отдельных видов КДД в области информации, просвещения, активного отдыха, индустрии развлечений и т. д.

Вторые включают методические блоки организации досуга различных социальных групп (подростков, юношей, молодых семей, детей с ограниченными возможностями, пожилых людей и т. д.).

Правовой основой для организации воспитательной деятельности по месту жительства являются:

· Конституция Российской Федерации;

· Конвенция ООН о правах ребенка;

· Закон РФ “Об образовании”;

· Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка”;

· Закон Российской Федерации “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”;

· Закон Российской Федерации “Об общественных объединениях”;

· Федеральный закон “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений”;

· Закон Российской Федерации “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”;

· Федеральный закон “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;

· инструктивное письмо Минобразования России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта России “О работе подростковых и молодежных клубов по месту жительства граждан” № КШ 21/294-04/53 от 12.03.96;

17.Современные концепции досуга

Теоретико-методологические и методические основы КДД предполагают использование особого категориально-понятийного аппарата. Он включает следующие дефиниции: "свободное время", "досуг", "рекреация" и др., которые либо идентифицируются, либо различаются по своему значению между собой.

Реализация функций культурно-досуговой деятельности, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, с созидательной целью может осуществляться для обеспечения: рекреации - восполнение психических сил, восстановления здоровья и духовно-творческого потенциала; компенсации - приобщения к тем личностно значимым социально культурным ценностям, потребность в которых не удовлетворяется существующей профессиональной деятельностью и системой образования; социализации - освоение социального опыта, участие в общественных процессах и структурах социальной реабилитации и адаптации человека; самоактуализации - выявления и воплощения интересов и потребностей индивида, самовоспитание, личностного роста, определение индивидуальной "зоны свободного развития".
Различные концепции досуга ("деэнергизации", "подготовки к жизни", "суммирования", "рекреации" и т. д.) исходят из того, что досуг - культ спонтанного, область игры, раскованного творческого воображения. Досуг предполагает изменение искаженной социально, ролевой, функциональной детерминации человека.

Само понятие досуга как времени, свободного не только от профессиональных забот, но и социальных обязанностей вообще, превращает его в социологическую конкретизацию феномена контркультуры и субкультуры.

Культурные занятия в свободное время и субъективные условия, выраженные в направленности личности (ценностные ориентации, мотивы, потребности), способности, материальные возможности и т. д. отражают степень проявления культурной активности людей. Очевидно социокультурная дифференциация различных категорий населения (подростков, молодежи, престарелых, женщин, лиц с ограниченными возможностями здоровья и т. д.).

Разработка и внедрение социальных технологий в сфере культуры и досуга связано с определенными сложностями. Эта сфера отличается динамизмом, многосубъективностью, разнообразием форм и направлений деятельности (художественной, научно-технической, спортивной и др.), синтетичностью использования различных видов искусства - театра, кино, музыки, живописи, функционированием субъектов КДД (музеев, центров досуга и т. д.).

Ю. Е. Рыжкин связывает понятия досуга и рекреации. Он пишет: Одной из исследовательских парадигм физической рекреации является рассмотрение ее как одной из Форм организации досуга человека. В отечественной науке досугу как форме и периоду отдыха после выполнения профессиональных, семейных обязанностей и удовлетворения естественных потребностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека (сон, прием пищи и т. п.), уделяется еще недостаточно внимания. Между тем досуг - не менее важная сфера жизнедеятельности человека, чем профессиональный труд.

Согласно мнению отечественного социолога А. С. Орлова, рекреация является одной из функций досуга, она всегда есть деятельность, основа физической рекреации - двигательная деятельность с использованием физических упражнений.

По мнению американского ученого Дж. Келли, рекреация в сфере досуга всегда связана с восстановлением сил - физических и духовных, т. е. ей должна предшествовать какая-то деятельность, после которой необходима рекреация. Но она не должна ограничиваться только восстановлением сил, истраченных в процессе труда, мы должны восстанавливать свои силы для более широких целей. Только тот человек, который живет созидательно и творчески выше среднего уровня эффективности, использует свой потенциал сполна и приближается к состоянию максимального здоровья.

Заслуживают внимания теоретические концепции досуга, разрабатываемые учеными Республики Корея. В данных концепциях досуг рассматривается как часть свободного времени, активная творческая деятельность, самообразование, познание культурных и духовных ценностей, физическое и спортивное совершенствование, занятия по интересам, общение с другими людьми, общественная работа. Досуг - это не сама свобода, а время, когда осуществляется деятельность, основанная на свободном выборе. Оно не связано со стремлением к материальной выгоде, а предполагает обретение душевного удовлетворения и радостей, поддержание человеческого достоинства и тратится на достижение ценностей культуры. Ценность предлагаемых концепций досуга заключается в их многоаспектности: в содержание досуга они включают культурологические, биологические, коммуникативные, оздоровительные, спортивные и другие аспекты, т. е. досуг рассматривается как виды познавательной, преобразовательной и ценностно - ориентационной активности человека, направленной на полноценное развитие его личности. В практической работе удачно сочетаются как организованные формы занятий (в кемпингах, оздоровительных центрах, зонах отдыха), так и индивидуально-групповые, построенные на самодеятельных началах. Физическая рекреация в данном контексте рассматривается как одна из форм активности наряду с психической, духовной и социальной.

18. Социально-культурные функции самодеятельного творчества

Культурно-творческая деятельность имеет различные формы проявления. Наслаждение, получаемое от досуговых занятий, расширяет художественный кругозор личности, а также способствует реализации социальных функций культуры (просветительской, профориентационной, рекреационной, гедонистической, прокреативной, самореализационной, творческой). Одной из активных форм культурно-творческого аспекта деятельности является неорганизованное любительское исполнительство (бытовая хореография, песенное исполнительство и музицирование), которое является благоприятной почвой для удовлетворения творческих потенций, запросов и интересов в досуговой деятельности.

Различные авторы в разных контекстах называют следующие функции самодеятельного творчества

1) Самореализация интеллектуальная и эстетическая (роль самодеятельного творчества в самореализции личности. пишут некоторые исследователи)

2) Освоение культурного опыта

3) Приобретение навыков увлекательного проведения досуга

4) Просветительская функция

5) Эстетическая функция

6) Созидательная функция

7) Функция социализации, в том числе способность к коммуникации, коллективному взаимодействию, обмену опытом.

8) Ценностная функция

9) Познавательная функция, в том числе формирование познавательного интереса к различным сферам культуры и человеческой деятельности

10) Рекреационная функция

11) Реабилитационная функция

12) Функция развития интуиции

13) Функция развития логического и ассоциативного мышления

14) Воспитательная функция, в том числе воспитание патриотизма, социальной активности, уважения к чужой культуре.

15) Функция развития личности и функция самопознания

16) Функция самосовершенствования

17) Развлекательная функция

Множественность функций определяется множественностью форм и методов художественного творчества. Это практически все виды искусств. Кроме того, художественное творчество нередко органично вписывается в творчество техническое. Так, вышивание, выпиливание, моделирование носит часто эстетическую составляющую. Ряд занятий выполняет функцию развития мелкой моторики пальцев, что особенно важно в дошкольном и младшем школьном возрасте. Известно, что рисунок может служить средством психической диагностики, а также снимать психологическое напряжение.

Художественное творчество способствует формированию чувства юмора, следовательно, обеспечивает хорошее настроение.

Отметим, что перечисленные функции пересекаются. Дополняют друг друга. Трудно выделить какую-то одну функцию даже в одном конкретном виде самодеятельного творчества. Обычно эти функции выступают в комплексе.

Страница 2 из 712345...Последняя »