Экзамена по СКД

46.Педагогическая валеология. Валеологические аспекты социально-культурной деятельности

Валеология (от латинского - здравствую) - это область знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения и укрепления здоровья человека. Одним из направлений валеологии является педагогическая валеология.

Педагогическая валеология - это направление валеологии, предусматривающее формирование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся педагогическими средствами.

В педагогической валеологии определены два направления:

1. 1.  Педагогические аспекты валеологического образования.

2. 2.  Валеологические основы общего образования.

Термин «валеология» впервые был предложен проф. И. И.Брехманом в 1980 г. Он оказался актуальным, так как проблема состояния здоровья населения России становится с каждым годом все более острой. Особенно тревожит здоровье детей. Результаты массовых обследований состояния здоровья детей угрожающи для будущего страны: сокращаются рождаемость и доля здоровых новорожденных детей; растет уровень детской смертности; увеличивается количество «социальных сирот».

Приоритетным направлением образования и воспитания стали знания. Однако известно, что знания сами по себе еще не гарантируют душевных и духовных качеств человеку. Часто они идут вразрез с нравственным, психическим и физическим здоровьем ребенка. Это происходит тогда, когда знания становятся самоцелью.

Понятно, что знания человеку нужны, но не как самоцель, а как средство для развития личности ребенка, как инструмент решения им своих жизненных задач. Целью воспитания и образования должен стать сам ребенок, его физическое, душевное и духовное развитие. 

Негативные результаты воспитания и образования можно преодолеть путем формирования у ребенка ответственного отношения к самому себе: к своему телу, душе и разуму на уровне готовности быть здоровым. Эта готовность должна складываться из потребности (хочу) быть здоровым; из способности (могу) строить отношения с самим собой и окружающим миром; и решимостью (буду) жить по природосообразным законам.

Валеология может помочь решить эти проблемы; помочь переосмыслить весь учебно-воспитательный процесс с позиции здоровьетворения. Для этого все педагоги должны владеть технологиями управления процессами сохранения, пополнения и укрепления здоровья, должны стать учителями здоровья.

Валеология учит человека строить отношения с самим собой (своим телом, душой и разумом); отношения с людьми; отношения со всем своим окружением. Валеология подходит к здоровью человека с позиции «само» (самоосознание, самопознание, самооздоровление, самосовершенствование). Следовательно, предметом валеологии является процесс здоровьетворения, который строится на знании законов человеческого здоровья, на знаниях особенностей и возможностей своего организма, на владении умениями и технологиями сохранения, поддержания и улучшения собственного здоровья.

«Здоровье» является важнейшей категорией валеологии. Для понимания этой категории можно выделить следующие основания:

1) 1)  понятие «здоровье», как область человеческой культуры, включает в себя в единстве три составляющие: тело, душу и разум, следовательно здоровье - это совокупность культуры физической (способности управлять своими движениями, своим телом); культуры физиологической (способности управлять физиологическими процессами в организме и наращивать их резервную мощность); культуры психической (способности управлять своими ощущениями, чувствами, эмоциями); культуры интеллектуальной (способности управлять своими мыслями);

2) 2)  здоровье человека - это результат его собственной деятельности;

3) 3)  уровень здоровья определяется запасом, объемом жизненных сил человека; путь здоровья - это путь накопления, сохранения и усиления жизненных сил;

4) 4)  здоровье - это уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.);

5) 5)  здоровье каждого человека находится в зависимости от здоровья окружающих его людей;

6) 6)  система массового образования является механизмом здоровьетворения ребенка и в целом человечества, ибо почти каждый человек связан с ней всю свою жизнь: когда учится сам, когда учатся его дети, и когда учатся его внуки.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни - экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека.

Качество жизни - социальная категория, представляющая степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей.

Стиль жизни - социально-психологическая категория, характеризующая поведенческие особенности жизни человека.

Первые две категории носят общественный характер. Отсюда следует, что здоровье человека в первую очередь зависит от стиля жизни.

Здоровье в нашем обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, еще не встало на первое место в иерархии потребностей человека. Из этого вытекает важнейшая роль воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как главной человеческой ценности. Решение этой задачи возможно при работе по следующим направлениям:

N n  валеологическое образование каждого человека начиная с самого раннего возраста;

N n  создание оптимальных условий и рациональная организация труда и отдыха школьников - педагогическая валеология.

Педагогическая валеология опирается на ряд принципов здоровьетворящего образования.

1. 1.  Принцип природосообразности

На основе этого принципа система воспитания и образования должна строиться в соответствии  с природой ребенка, с законами его развития. Образование и воспитание необходимо строить для реализации трех базовых потребностей, присущих человеку: Это:

N n  потребность в поиске смысла жизни (эта потребность является основой духовности человека);

N n  потребность человека в другом человеке (это основа бесконфликтного существования общества);

N n  потребность в творческом самоутверждении (смысл человеческого бытия - в стремлении к раскрытию заложенных в каждом из нас внутренних возможностей и в признании их другими людьми).

Дополнительное образование и организация социально-культурной деятельности по самой сути своей являются инструментами педагогической валеологии.

47.Деловой этикет и культура делового общения

Деловой этикет и этика делового общения - это свод определённых правил поведения, принятых сферой производства, услуг, культуры, науки, то есть в сфере вашей профессиональной деятельности. Соблюдение служебно-делового этикета зависит от времени, обстоятельств. В отличие от норм морали (этики) правила этикета большей частью являются условными, носят характер неписаных законов, которые все неукоснительно соблюдают.

Эти правила формируются естественным путем или устанавливаются нормативно в каждой организации. Их несоблюдение приводит к тому, что сотрудник оказывается вне коллектива, не может нормально общаться с коллективом, отторгается им.

Определение этикета как установленного порядка проведения где-либо дает наиболее общее представление о нем. Деловой этикет богаче по своему содержанию, поскольку относится к данной категории как особенное к общему.

Деловой этикет — важнейшая сторона морали профессионального поведения предпринимателя. У отечественных начинающих бизнесменов срывается множество выгодных сделок, особенно с инофирмами, из-за того, что они не знают правил делового этикета.

Знание делового этикета — основа предпринемательского успеха.

• Правила этикета, облаченные в конкретные формы ведения, указывают на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона — это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, защиты и т. д.

Вторая сторона — эстетическая — свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Кроме правил этикета для всех существует также профессиональный этикет. В жизни всегда были и останутся отношения, которые обеспечивают наивысшую эффективность в выполнении профессиональных функций. Участники какого-либо взаимодействия всегда стараются сохранить наиболее оптимальные формы этого взаимодействия и правила поведения. От новичка они станут требовать неукоснительного соблюдения отработанных и проверенных правил делового общения, так как они облегчают выполнение профессиональных функций способствуют достижению поставленных целей. В том или ином коллективе, группе работников, сотрудников, деловых людей складываются определенные традиции, которые с течением времени приобретают силу моральных принципов и составляют этикет данной группы, общности.

В практике деловых отношений всегда есть какие-то стандартные ситуации, которых невозможно избежать. Для этих ситуаций и вырабатывают формы и правила поведения. Этот набор правил составляет этикет делового общения.

Вот одно из определений этикета деловых отношений — это свод поведения в бизнесе, который представляет внешнюю сторону делового общения.

Деловой этикет — результат длительного отбора правил форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.

Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой индивидуальности. Социальная роль, которую играет, тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнера.

Культура поведения в деловом общении немыслима без соблюдения правил вербального (словесного» речевого) этикета, связанного с формами и манерами речи, словарным запасом, т. е. со всем стилем речи, принятым в общении данного круга деловых людей. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения.

48.Принципы, средства, формы социально-культурной деятельности

С учетом состояния и перспектив развития нашего общества должна строиться сегодня и вся социально-культурная деятельность. Необходимо подходить к ее организации с позиций рыночных отношений, наличия различных форм собственности и в социально-культурной сфере, что диктует задачу овладения основами свободного предпринимательства, менеджмента в проведении досуга.

Говоря о природе и назначении социально-культурной деятельности, специалисты рассматривают ее не только в гуманитарной плоскости, охватывающей широкий спектр содержания и современных технологий применительно к этой сфере. Актуальное значение имеют в настоящих условиях также экономический и организационно-управленческий аспекты этой деятельности. При анализе экономического аспекта доминирующими характеристиками выступают такие категории как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность.

Смыслообразующую основу организационно-управленческих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все эти процессы в сфере социально-культурной деятельности взаимозависимы и тесно взаимодействуют.

В развивающуюся современную модель социально-культурной сферы все активнее вписывается ныне самоуправляемый, саморазвивающийся частный (коммерческий) сектор в лице множества фирм, компаний, предприятий, кооперативов, акционерных обществ и товариществ. Этот сектор широко включается в регулирование процессов в социально-культурной сфере, на рынке досугового спроса.

В отличие от государственных структур, которые функционируют в социально-культурной сфере через специально созданные ведомства, институты и организации, коммерческий (частный) сектор, обладающий большой гибкостью и динамизмом, быстро наращивает свою материальную базу, создает свою достаточно разветвленную производственную инфраструктуру, позволяющую восполнить дефицит или пробел в досуговых услугах, предоставляемых государством или общественно-добровольными структурами.

Коммерческий (частный) сектор целиком и полностью зависит от социально-культурных, досуговых потребностей людей в региональном пространстве. Он достаточно оперативно улавливает малейшие колебания моды и предпочтений досугового рынка. Постоянная ориентация на спрос и конъюнктуру дает возможность коммерческим предприятиям, фирмам, компаниям безошибочно находить и «закрывать» экономические выгодные «ниши» в социально-культурной сфере. Именно этим объясняется появление огромного разнообразия современных коммерческих, самоокупаемых клубов и досуговых центров, рассчитанных на самые полярные вкусы и потребности: ночных клубов-казино, спортивных клубов различного профиля с гимнастическим и атлетическим оборудованием, клубов лечебно-профилактического характера с бассейнами, саунами, теннисными кортами, массажными и косметическими кабинетами, учебных центров восточных единоборств и т. д.

Следует отметить, что характер предпринимательской деятельности частных фирм, компаний и совместных предприятий в социально-культурной сфере далеко неоднозначен, он определяется основными целями осуществления данной деятельности. Нередко определенные частные предприятия, фирмы и компании преследуют чисто коммерческие интересы, реализуя те или иные досуговые программы ради извлечения максимальной выгоды. Но есть представители частного сектора, принимающие участие в досуговом бизнесе, которые ставят своей целью предоставление детям, подросткам, пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям и т. д. права на пользование социально-духовными благами, возможности духовного обновления во имя добра и милосердия. Именно этот мотив обусловливает тесное сотрудничество ряда деловых кругов с добровольными общественными формированиями — фондами, движениями, объединениями социальной защиты.

Вместе с тем, многие досуговые программы, осуществляемые с социально-культурной сфере по принципу самоокупаемости, финансируются за счет частных вкладов и членских взносов. Поэтому пользователями программ клубов закрытого типа, дорогостоящих шоу-программ, круизов, конкурсов являются люди, которые могут себе позволить заплатить солидный вступительный взнос, стоимость путевки или входного билета. При всем многообразии этих программ, в их реализации преобладает к сожалению, ярко выраженная социальная обособленность.

49.Семейное право. Права и обязанности супругов. Правовая защита семьи в контексте СКД

Семейное право - это самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения, связанные с семьей, материнством, построением семейных отношений, воспитанием и ответственностью членов семьи, условиями беспрепятственного осуществления своих прав всеми членами семьи и судебной защиты этих прав в случае их нарушения

В соответствии с Семейным кодексом РФ в браке оба супруга имеют равные личные и имущественные права и обязанности. Принцип равенства супругов в семье означает, что каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства. Супруги совместно решают все вопросы, связанные с материнством, отцовством, воспитанием, образованием детей, как и все другие вопросы жизни семьи. Важным личным правом являются право выбора супругами фамилии. Супруги свободно, по личному желанию и согласию выбирают при заключении брака фамилию одного из супругов в качестве обшей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добранную фамилию, либо присоединяет к своей фамилии фамилию другою супруга. Соединение фамилии не допускается только в том случае, если добрачная фамилия хотя бы одного из супругов является двойной. Перемена фамилии одним из супругов не влечет за собой обязанности изменения фамилии для другого супруга. В случае расторжения брака каждый из супругов вправе сохранить общую фамилию или вернуть себе добрачную фамилию. Супруги в браке свободны в определении своего места жительства, т. е. по закону они не обязаны проживать совместно, хотя именно эта черта является естественной для прочной, нормальной семьи. Каждый из супругов вправе самостоятельно выбирать занятие, профессию. Споры супругов по поводу названных личных прав (выбор места жительства, профессии) в государственных органах не рассматриваются. Воспитание и обучение детей является не только важным правом, но и обязанностью супругов-родителей. Споры между супругами по поводу воспитания детей решаются в суде. Супруги имеют тж. имущественные права и обязанности. Имущество может быть общим и личным (раздельным). К личному имуществу относятся вещи, принадлежащие каждому из супругов до вступления в брак, или получение каждым из них во время брака в дар или по наследству и предметы личного пользования (одежда, обувь и т. п.), за исключением предметов роскоши (драгоценности и т. п.) и предметов профессиональной деятельности (скрипка, рояль и т. п.). В силу их большой стоимости они относятся к общей собственности супругов, как и имущество, нажитое но время брака. Владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом супруги имеют равные права. Раздел общего имущества в результате спора между супругами разрешается в суде. Между родителями и детьми в семье возникают особые правоотношения, основывающееся на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке. Особое место занимают личные права и обязанности, а именно: право ребенка на имя, отчество и фамилию и соответствующее право и обязанность родителей дать ребенку имя, отчество и фамилию; право детей на воспитание и соответствующее право и обязанность родителей воспитывать своих детей; право детей на защиту их прав и интересов и соответствующее право и обязанность родителей защищать права и интересы своих детей.

Правам и обязанностям родителей посвящена глава 12 Семейного кодекса РФ.

Права и обязанности родителей включают в себя как иМущественные, так и Личные неимущественные права и обязанности.

Большинство прав родителей корреспондируются с правами ребенка, однако последние шире по объему. Например, право ребенка выражать свое мнение является абсолютным. Данное право может быть реализовано не только в отношениях с родителями, но и с другими родственниками, любыми гражданами иди должностными лицами, в полномочия которых входит разрешение вопросов, затрагивающих права и интересы детей.

Родительские права и обязанности имеют определенные особенности. Во-первых, родители обладают равными правами и несут равные обязанности в отношении своих детей (п. 1 ст.61 СК РФ). При этом не имеет значения в зарегистрированном браке родился ребенок или нет, Отцовство было признано в добровольном порядке или установлено судом. Принцип равенства родительских прав последовательно проводился в семейном законодательстве России в послереволюционный период. Конвенция о правах ребенка (ч. 1 ст.18) также предписывает всем государствам-участникам обеспечить признание общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Во-вторых, родительские права и обязанности ограничены во времени. По достижении ребенком совершеннолетия или при приобретении полной дееспособности несовершеннолетним родительские права и обязанности прекращаются. С этого момента гражданин становится полноценным членом общества, достигает необходимой степени зрелости, чтобы самому создавать и осуществлять права и обязанности. Если совершеннолетний ребенок нетрудоспособен, то на родителей возлагается обязанность по его содержанию. Однако данные правоотношения являются не родительскими, а отношениями между опекуном и совершеннолетним подопечным.

В-третьих, при осуществлении родительских прав и обязанностей должен соблюдаться приоритет интересов ребенка (п. 1 ст.65 СК РФ). Это положение имеет принципиальное значение, поскольку нередки жизненные ситуации, когда интересы родителя противоречат интересам ребенка. Например, родители не оказывают должного внимания духовному развитию ребенка, ссылаясь на нехватку времени. Не занимаясь воспитанием ребенка, родители ущемляют права несовершеннолетнего. Приоритет прав и интересов ребенка является основополагающим при осуществлении родительских прав и обязанностей, он закреплен во многих нормах СК РФ.

Четвертая особенность родительских прав и обязанностей заключается в том, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (п. 1 ст.63 СК РФ). Отступление от этого правила возможно только в случаях, когда нарушаются интересы ребенка.

В соответствии с п. 1 ст.63 СК РФ родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Право на воспитание своего ребенка является личным правом каждого родителя, заключается оно в возможности воспитывать своего ребенка лично, применяя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Для осуществления этого права родителям со стороны государства должна оказываться всевозможная поддержка. Так, в соответствии с Основными направлениями государственной семейной политики, утвержденными Указом Президента РФ № 712 от 14 мая 1996 г., государство гарантирует занятость на рынке труда для работников из семей, нуждающихся в повышенной социальной защите; дальнейшее развитие системы семейных пособий; расширение натуральных выдач, льгот и дополнительных целевых выплат семьям с детьми в субъектах РФ и др.

Право и обязанность родителей по воспитанию своих детей включает в себя:

- само право на воспитание и развитие своих детей;

- обязанность по заботе о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. На них возложена обязанность по подготовке полноценной личности для общества. По сути, эта обязанность представляет собой ежедневный непрекращающийся труд обоих родителей, направленный на подготовку ребенка к взрослой жизни.

Обязанность родителей По заботе о ребенке предполагает прежде всего заботу о его здоровье, физическом и психическом развитии. Это во многом зависит от питания, занятий физкультурой и спортом, своевременного предоставления лечения в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию ребенка. Кроме того, родители обязаны заботиться о духовном и нравственном развитии ребенка. Исполнение этой обязанности во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей. Реализуя это право, родители обладают преимуществом на личное воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Выбор учебного заведения и формы обучения ребенка зависит и от мнения самого ребенка. Так, в соответствии п. 2 ст. 63 СК РФ родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения с учетом мнения ребенка.

Семейный кодекс предусматривает также права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей (ст.64 СК РФ). Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий. При этом способы защиты могут быть самыми разнообразными. Так, родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т. п.

Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.

Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). Это право взаимосвязано с правом родителей самим воспитывать своих детей. В случае незаконного удержания у себя ребенка родители или один из них могут обратиться с иском в суд с требованием о возврате им несовершеннолетнего ребенка.

50.Применение социологических методов в исследованиях СКД деятельности

Методика проведения научных исследований в социально - культурной сфере подчиняется общим принципам и идеям научных исследований, характерных практически для любой предметной области.

Идея научного исследования обуславливается либо практической необходимостью, либо личным интересом исследователя, основанном на наблюдении явлений в социально- культурной сфере и отслеживании происходящих в ней процессов и тенденций. Кроме того толчок к исследованиям дается открытиями в смежных областях, которые могут быть применены, либо оказывать влияние на СКД.

Методика проведения научных исследований заключается в следующем:

1) Изучаются явления и процессы, имеющие место в социально - культурной сфере. Средством изучения является ознакомление с литературой: исследованиями коллег, статьями и заметками в периодической прессе, личные наблюдения. Как уже говорилось, очень значимым средством изучения является сбор статистического материала по запросу организации, использующей теоретические исследования в своей практической деятельности.

2) Собранный статистический и аналитический материал обрабатывается формально 0 математическим инструментарием, а также анализируется на основе опыта, интуиции и логики ученого. В результате формулируются идеи и гипотезы, которые становятся новыми объектами исследования и либо подтверждаются, либо опровергаются.

3) Идеи и гипотезы формализуются: создается модель исследуемого социально - культурного объекта или явления. Эта модель может быть вербальной (описательной), математической (моделью являются формулы), информационной (модель – база данных и алгоритм их обработки), имитационной (моделируемый объект изображают какими- либо физическими процессами). Возможны и другие варианты моделей.

4) На основе модели определяются ситуации, которые должны возникать при каких-либо начальных условиях. С помощью наблюдений за реальной действительностью проверяется адекватность модели, а значит и теории, лежащей в ее основе, реальной действительности.

5) В случае соответствия предсказанной моделью ситуации с реальностью. Модель признается адекватной. Выполняется работа по уточнению и совершенствованию теории, поиску аналогий, внедрению теории в практическую работу компаний, предоставляющих социально - культурные услуги населению. В случае несоответствия модель отвергают и предлагают новые теоретические идеи[12].

Выполнение исследовательских работ в современных условиях является обычно делом не одного ученого, а коллектива. Существенным по объему моментом является сбор данных. Эта работа выполняется путем распространения анкет, организации тестирования, опросов. Здесь необходимо разрабатывать тесты, опросные формы, анкеты. Очень важно, чтобы вопросы были непротиворечивы, взаимно независимы, Разработка инструментария для проведения исследования – важный научный процесс, требующий аналитического ума. К самому процессу опроса привлекаются студенты. Опросы проводятся в целевой аудитории, поэтому сотрудничество с предприятиями, оказывающими практические услуги обоюдовыгодно.

Статистическая обработка сегодня проводится в основном компьютерными методами. Ввод данных осуществляется вручную, однако нередко используются сканеры. Возможны также методики, использующие удаленный опрос с помощью компьютерных технологий. Такие методики существенно автоматизируют ввод данных, однако выборка оказывается достаточно специфической: в ней участвуют только те потребители услуг и участники социально - культурных процессов, которые имеют компьютер и в достаточной мере владеют информационными технологиями. Значит, исследования с такой базой носят ограниченный характер.

Эффективность теории в большой мере обуславливается критическим отношением к моделям на этапе разработки. Публикации, научные диспуты, конференции, широкие обсуждения достижений – хороший метод получить конструктивную критику.

Постоянная работа в данной области, анализ теоретических исследований и практики позволяет следить за состоянием СКД и на основе теории формулировать практические рекомендации и идеи.

51.Игровые технологии в социально-культурной и социально-педагогической деятельности

Особое место в процессе социализации подрастающего поколения занимает игровая деятельность. С целью стимулирования творческой активности детей, формирования у них навыков социального поведения мудрая природа избрала игру. Еще задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве основного средства социальной интеграции детей. Развивающая игровая деятельность продуктивно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо "очеловечивание” человека. Почти все ученые, занимающиеся исследованием игр детей повторяют в равной форме мысли Дж. Селли о том, что сущность детской игры заключается в выполнении какой-нибудь социальной роли.

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его истории, переплетаясь с магией и религией, спортивными и военными тренировками, воспитанием и развлечениями, искусством и великими научными открытиями.

Подходы к природе игры самые разнообразные и подчас противоречивые. Г. В. Плеханов связывает происхождение игры с магико-культовыми потребностями, с трудовыми процессами; английский философ Г. Спенсер расценивает игру как проявление “избытка сил”; австрийский психолог К. Бюлер видит причину игры в функциональном удовольствии, а З. Фрейд рассматривает игру как реализации вытесненных из жизни желаний и т. п.

Е. А.Аркин, Л. С.Выготский, А. Н.Леонтьев, Д. Б.Эльконин выработали подход к игре как явлению, имеющему социально-историческую природу. В частности, детские игры рассматриваются ими как форма включения ребенка в мир человеческих отношений, как стремление к гармоничному сосуществованию с миром взрослых, как формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Игра выступает в самых разнообразных проявлениях (М. С. Каган)

- активность природы, не зависимая человека (играют волны, ветер свищет);

- специальная деятельность человека (игра актера, игра спортсмена и т. п.);

- развитие физических и творческих сил человека (игра воображения художника, конструктора, гонщика и т. п.);

- самостоятельная форма деятельности ( суть ее собственно игра: игра в биллиард, игра в шахматы, деловая игра и пр. ).

Существует ряд видов игровой деятельности:

а) спортивные, способствующие развитии физических и интеллектуальных сил человека;

б) ролевые, воспроизводящие действия других людей, животных и т. п.;

В ) художественные, природы, настроение и пр.;

Г) дидактические, формирующие навыки;

д) деловые, воссоздающие предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, моделирующие систему отношений, характерных для определенного вида деятельности;

е) военные, прогнозирующие ход сражения.

Все обозначенные виды игровой деятельности на протяжении всей истории педагогики продуктивно используются в воспитании подрастающего поколения, что позволяет детям относительно легко и непринужденно познать самого себя и окружающий их мир, органично войти в него.

Игра полифункциональна. Одна и та же игра способна удовлетворить многие социальные потребности детей. С глубокой проницательностью художника отмечает это обстоятельство А. П. Чехов в рассказе "Детвора". У Гриши к игре исключительно материальный интерес, для Али игра - вопрос самолюбия. Соне нравится сам процесс, Алеша играет ради недоразумений, возникающих между игроками, Андрей пытается постичь философию игры.

В практике организации досуга подрастающего поколения используется огромный арсенал игр, которые оказывают на играющих особое эмоциональное воздействие, способствуют активизации процесса творческого развития формирующейся личности.

В процессе исторического развития детского досуга накоплен огромный арсенал форм игровой деятельности. Это игра-путешествие (во времени, географическое, событийное и пр. ), когда, например, участники игры садятся в 'машину времени" и под звуки органа и демонстрации слайдов с видами Германии ХУ11- XVIII вв. "отправляются к великому И. С. Баху. Игра-путешествие вызывает интерес к получению новой информации, расширяет кругозор играющих.

Игра-викторина (игра-загадка, игра-ребус и т. п.), имеющая множество модификаций с возможным ее применением как специально подготовленной многоэтапной игры и как игры-экспромта. Слова: ”кто больше?" - поистине волшебные, это стимулятор и активизатор деятельности детей. "Кто больше назовет слов с двумя шипящими?" - спрашивает руководитель драматического кружка. "Кто выше прыгнет?" - обращается к детям руководитель хореографического объединения. "Кто быстрее заправит пленку в фотоаппарат?" - задает вопрос руководитель фотостудии и этот вопрос звучит как задорный старт. Игры-викторины, проникнутые духом состязательности, вырабатывают самостоятельность и смелость решений, формируют настойчивость и выдержку, т. е. те качества, которые ведут к успеху, к победе.

Игра-инсценировка может органично вписываться в самые разнообразные виды досуговой деятельности, сделав их более творческими, пробудив инициативу детей. Так, при работе над постановкой танца запорожцев, участникам самодеятельного объединения можно предложить "оживить” какую-нибудь картину в хореографической миниатюре. И вот дети творят, спорят и, как результат, хореографическая картинка "Запорожская сечь", которая есть не что иное, как инсценировка картины И. Е.Репина "Запорожцы пишут письмо турецкому султану".

Игра-импровизация должна сопровождать каждое детское мероприятие, ибо оно выводит детей из состояния закрепощенности, развивает воображение, приводит к остроумным и оригинальный находкам. “Изобразите мячик “,- обращается педагог к детям, и они начинают скакать, прыгать, кататься и т. п.,”а теперь кто больше поз покажет сидя, стоя или лежа на стуле” и детской выдумке нет предела.

Игра-фантазия. "Мы в лесу, - обращается руководитель фотостудии к детям, - но сегодня я прошу Вас снимать таким образом, чтобы муравей, стоящий рядом с человеком, был больше его и казался бы страшным гигантом; обычный осенний лист был бы похож на извергающуюся лаву, словом, каждый снимок должен быть необычным, фантастическим, сделанным на другой планете". Такое охранение превращает сложную техническую съемку в легкий и удивительный труд.

Игра-диспут (с конкретной личностью или направлением в искусстве, собственной системой или эпохой) побуждает играющих. к обдумыванию, сравнению, сопоставлению, к аргументированным выводам, поиску решения проблемы, выработке собственного решения.

Сюжетно-ролевая игра способна подчинить себе все мероприятие или определить лейтмотив деятельности самодеятельного объединения. "У нас не просто хор, - говорит руководитель вновь принятым мальчикам, - у нас флотская команда - парусник с кубриком, палубой и штурвалом, а ребята - юнги на корабле, которые вступают на палубу в форме, выполняют все правила морского устава и поем мы в основном морские песни". Условия игры приняты, роль понятна, сюжет отныне будет развиваться также и при их, новичков, участии.

Сюжетно-ролевая игра "Пеппи принимает гостей” создает, воображаемые условия действия, побуждает участников игры к перевоплощению и, в конкретных условиях, научает детей нормам и правилам общественного поведения.

Игра-драматизация - очень близка к сюжетно-ролевой игре, но она как бы конкретнее, локальнее. Она представляет собой некий синтез восприятия художественного произведения и ролевой игры. Это разыгрывание театрального действия на сюжет художественного произведения или какого-либо события в лицах. К примеру, рассказать о творчестве В. Высоцкого, можно в форме литературно-музыкальной композиции, но можно и в форме игры-драматизации, когда поэт творит и спорит в кругу других героев вечера. Игра-драматизация выстраивается на основе литературно-художественного материала, допуская при этом отступления, привнесение своего личного отношения играющих к герою или явлению.

Посредством игры - драматизации можно на основа всем известного художественно-литературного материала более пристально познакомиться с биографией и творчеством поэта, писателя, художника, продолжить неразрешенный спор между Микеланджело и Рафаэлем, Моцартом и Сальери.

Игра-драматизация позволяет участнику игры психологически сблизиться с изображаемым героем, пережить его проблемы и поражения, счастье и беду и одновременно обогатить себя новой информацией, насытить новым эмоциональным ощущением.

Игры - аттракционы (набрасывание колец на конусы или булавы, головоломки, занимательные задачи и т. п.) помогают с пользой проводить в коллективе свободные минуты отдыха, при этом способствуют, выработке быстрой реакции, координации движения, сообразительности и решительности действий.

Подвижные игры исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений : ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание и т. п. Они несут эмоциональный заряд, а потому разряжают обстановку, снимают усталость, стимулируют активную деятельность.

Массовая работа детских досуговых учреждений строится на основе использования всего многообразия игровых форм.

52.Деятельность центров досуга по изучению и удовлетворению интересов и запросов населения как основа программирования их работы

Термин «центр досуга» понимается неоднозначно. Официальные документы не дают достаточно полного представления о центре досуга. В приказе Министерства культуры Российской Федерации речь идет о залах игровых автоматов и аттракционных комплексах на электронной основе, которые предполагается разместить в парках культуры и отдыха, других местах массового отдыха. Такие залы должны стать органичным элементом культурной среды обслуживания населения, вписаться в её структуру.

Центр досуга на современном этапе представляется как качественно новый уровень в развитии социально-культурной деятельности населения, оставаясь близким к такому типу учреждений, как клуб.

Главной задачей центров досуга является создание оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.

Перед центрами досуга ставится задача возможно более широкого предоставления населению платных культурно-оздоровительных услуг, пользующихся наибольшим спросом. Предполагается, что эти типы учреждений культуры смогут сосредоточить в одном здании полный комплекс услуг, включая организацию массового активного отдыха, развлечений, способствующих восстановлению физических и духовных сил человека.

Теоретическое образование и практическая деятельность по созданию центров досуга являются отражением современной концепции досуга, принципы организации которого во все большей степени ориентируются на удовлетворение разнообразных потребностей различных слоев населения на платной основе. В отличие от других учреждений культуры, которые выполняют более узкие задачи по организации досуга, центры предназначаются для многопрофильного обслуживания населения.

Перед центрами досуга ставится задача как можно более широко предоставлять населению высококачественные платные услуги – в том числе культурно-оздоровительного плана, которые пользуются наибольшим спросом и популярностью у самых разных слоев населения.

Согласно временному положению центры досуга выполняют следующие функции: развлечения, стимулирования творческой активности, досугового общения, обучения досуговым навыкам, физкультурно-оздоровительную, информационно-методическую и другие.

Чтобы выполнить эти функции, центр досуга должен располагаться в здании или комплексе зданий и сооружений, оснащенных необходимым оборудованием.

В основу организации центров досуга положено три принципа: коллективного самоуправления, полной самоокупаемости и индивидуального членства. Население участвует в создании центра досуга, а затем принимает участие в его работе на основе широкой самостоятельности и индивидуального членства.

Центр досуга действует на основе устава, утвержденного вышестоящим органом, а управление осуществляет директор на основе единоначалия. Директор назначается и освобождается от должности вышестоящим органом, он организует всю работу центра и несет ответственность за его деятельность.

Обязанности художественного руководителя, главного инженера, главного художника, главного механика устанавливаются директором. Художественно-технический совет выполняет роль совещательного органа.

53.Типы досугового общения детей первого периода детства

МАЖОРНЫЙ ТИП.

Пожалуй самым распространенным типом досугового общения среди детей 3-5 лет следует считать стандартный, ничем не выделяющийся тип поведения, который, при верной и своевременной корректировке приносит родителям больше радостей, чем хлопот.

У детей такого типа сформировано чувство ответственности (правильнее сказать они знают "что такое хорошо и что такое плохо"), они координируют свое поведение и научены основным правилам и нормам общения. Их возрастное проявление любознательности несколько гипертрофированно в силу поощрения этого свойства взрослыми и на него "наращиваются" трудолюбие. аккуратность, стремление довести начатое дело до конца. В общении со сверстниками они, стремясь занять лидирующее положение, одновременно легко принимают лидерство других детей. Отзывчивы к самым разнообразным спортивным, художественным и техническим видам деятельности, где можно повеселиться, проявить себя. Они доверчивы к взрослым, чувствительны к ласке и длительное время могут обходиться без родительской опеки. Дети этого типа отличаются высокой степенью эмпатичности.

ЗВЕЗДОЧКИ.

Многие психологи, выделяя наиболее значимые черты детей 3-6 летнего возраста, пользующихся популярностью у сверстников, называют такие качества, как аккуратность, опрятность, яркую, привлекательную внешность. Ребенок может быть красивых или просто симпатичным и к нему начинают тянуться сверстники.

Другой, не менее важный, признак популярных детей этого возраста наличие у них необычных игрушек (сюда же можно отнести яркую, необычную одежду, для детей это один порядок).

И, наконец, третий признак - способности детей, отличающие их от основной массы. Это умение выразительно декламировать, петь, играть на инструменте и т. п. При этом не сами способности привлекают детей, а то, как на них реагируют взрослые, т. е. их похвала, одобрение. Так, когда в процессе эксперимента в группу детей вводился способный ребенок и на него "реагировали" как на всех. то после массированных похвал этого ребенка педагогом и родителями, отношение к нему резко менялось, все хотели стать его другом.

Звездочки это дети, выгодно отличающиеся от окружающих, причем чаще всего это заслуга не их, а их родителей. Такие дети, попадая в "тень", либо замыкаются в себе, либо (что бывает чаще) капризничают, проявляют агрессивность.

"РОДИТЕЛЬСКИЕ» ДЕТИ.

Дети этого типа ориентированы исключительно на родителей, причем, как правило, либо на маму, либо на папу. Они тяжело переживают временную разлуку с родителями, что мешает им активно приобретать новые социальные связи и устанавливать новые отношения с другими детьми.

Нарушение привычного плотного контакта с родителями сопровождается растерянностью, плачем, раздражительностью.

При этом в игре, специальных видах спортивной, художественной и другой деятельности они могут быть весьма активными, но при условии, что кто-то из родителей рядом, оценивает его действия или участвуя в этих действиях.

Они пугливы и боязливы. Дети этого типа часто боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться1 другими (кроме родителей) взрослыми. Не любят шумных озорства, чуждаются бойких и шумных сверстников. Вместе они способны отойти от своих родителей, но исключительно к более младшим, в игре с ними они чувствуют себя уверенными и спокойными, а иногда, в этой ситуации, у них проявляются бойцовские качества.

Основная их черта привязанность к родным и близким, они слывут "домашними детьми".

ЗАМКНУТЫЕ ДЕТИ.

Это дети не пользующиеся популярностью. У них чаще всего выделяются такие качества, как неаккуратность, неопрятность, непривлекательная внешность, и, в особенности, какой-нибудь природный недостаток (хромота, косоглазие и т. п.)

Это дети с устойчивым негативным отношением к общению. Они любят играть одни, не тянутся к сверстникам, избегают возни и шумных забав. Как правило, обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в их памяти (что вообще не свойственно детям этого возраста), но в проявлении негативных эмоций они сдержаны.

Может показаться, что они равнодушны к тому, что происходит вокруг них, на самом деле они пристально наблюдают за происходящим, но включаться не решаются, им мешает внутренняя зажатость, неуверенность в себе, в своем успехе в случае включения в деятельность. Попытки взрослых вовлечь их в какую-либо деятельность чаще всего вызывают внезапное отчуждение, испуг, неуверенность в себе. Их беспокоят многочисленные страхи, которые вначале не связаны с какими-либо предметами и проявляются неожиданно и весьма бурно. Если такие дети попадают в затруднительную ситуацию, они начинают вести себя непредсказуемым образом.

КАПРИЗНЫЕ ДЕТИ.

Среди детей 3-5 лет выделяется категория детей, главной чертой которых является капризность. Это свойство, часто переходящее в раздражительность, может проявляться совершенно внезапно по самым пустяковым поводам. Они отличаются повышенной утомляемостью и частыми жалобами на плохое самочувствие.

Это неуравновешенные, быстро возбудимые дети. Безудержность эмоций часто бывает причиной дезорганизации не только их деятельности, но и целой группы детей. При возникновении конфликтов во взаимодействии со сверстниками, эмоции капризных детей получают разрядку в бурных аффективных проявлениях вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде и выходе из игры, совместных занятий, что приводит к разрушению игровой ситуации, занятий и, как результат, к конфликтам, дракам. В играх и занятиях со сверстниками такие дети, чаще всего, относятся негативно к чужому замыслу, мнению, решению. Вместе с тем они не злопамятны и довольно легко отходчивы.

Стандартизированные характеристики уровня социализации детей 3-5 лет.

Разработанные в процессе опытно-экспериментальной деятельности характеристики уровня социализации детей 3-5 лет составлены на основе наблюдений и бесед с детьми, а так же анализа сочинений - описаний и опросов их родителей с целью выявления направленности детей на те или иные социальные ценности.

Не все дети одинаковы в своем социальном развитии. Одни активны, проявляют устойчивость в осуществлении той или иной деятельности, но относятся к ней неосознанно, другие, не только не осознают то, что делают, но и слабо активны, не проявляют устойчивости, а третьи и вовсе проявляют индифферентность к тому или иному виду деятельности, граничащую с негативизмом. Однако и те и другие могут быть приведены к качественному состоянию, при котором максимально проявляются осознанность, активность и устойчивость в освоении тех или иных социальных ценностей.

Приведенные ниже характеристики степени социализации детей первого периода детства содержат в себе четыре качественных уровня по каждому из девяти основных параметров социализации. Оптимальной является ориентация на осознанное, активное и устойчивое качество направленности ребенка на социально значимые ценности.

54.Особенности методического обеспечения деятельности социально-культурных учреждений в условиях рыночных отношений

Важным инструментом активизации культурно-досуговой деятельности особенностей выступают методы влияния на сознание. Универсальным способом влияния этой группы выступают словесные методы, словом выражают близкую и понятную человеку идею, осведомление и принятие которого выступает глубоким убеждением, внутренней сутью.

На формирование сознания значительно влияет не только слово, но и символ, который находит образное выражение в музыке, живописи, танцах, архитектуре и т. д. Художник мыслит языком образов, который передается специфическим языком искусства. Эта символическая система обращена к сознанию. Она побуждает, развивает и формирует особенности.

Социальное предназначение методов влияния на сознание заключается в том, что они в общем виде образуют общественные отношения. Поэтому, эту группу методов называют еще методами передачи общественного опыта.

В заведениях культуры широко используется метод внушения. Он реализуется в процессе неформального досугового взаимодействия, когда особенность, которая выступает объектом внушения, не вынужденно, подсознательно усваивает обозначенные идеи, установки и без борьбы мотивов использует данные задания. Однородность внушения кроется в беспрекословном принятии установок того, что внушать. Этот процесс сопровождается ослаблением критической мысли, принуждением особенностей воли.

В процессе повседневной жизни человек каждый день находится под влиянием внушения, как данность она принимает для себя обычаи, традиции, печатное слово, литературу и искусство, мысли известных людей и преобразует в своем поведении

Внушение закладывается в начальном процессе (ускоренное изучение иностранных языков), спортивная деятельность является обязательным условием аутотренингов, которые способствуют подавлению коммуникативных барьеров, максимализма, скептицизма и т. д. Оно является необходимым условием реабилитации, коррекции поведения, когда требуется преодолеть упор негативного внешнего влияния, стимулировать перемены традиционных установок.

В процессе культурно-досуговой деятельности взрослых на первый план выходят такие способы особенностей социализации как взаимное влияние участников досугового процесса одного на других, когда социализация происходит в ходе культурного взаимодействия. Теоретическую основу этого метода составляют положения про то, что индивиды не только физически, но и духовно образуют один другого.

Формирующее взаимодействие пользователей средствами культуры выявляются в нерегламентированных контактах, которые помогают добывать новизну культурного общения и досугового поведения, освоить нормы повседневной этики. Они реализуются в формах совместной деятельности, а именно, в работе над программами, уставом, планом работы любительских объединений, а также в подготовке массовых акций, которые помогают установления соответствующей дисциплине, контроле за выполнением полученного задания, умения подчинить особенный интерес общественному.

В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее расширенным методом социализации выступает метод общения. Коммуникативность, как особенное социальное качество, проявляет себя в способности людей к социальному взаимодействию, умения сочувствовать другим, понимать их потребности и жизненные проблемы

К группам методов социального взаимодействия и методов идентификации или собственного примера, в которой присутствует прямое указание на тои или иной характер социального действия или условия ее выполнения. Таким образом, социализация происходит не прямым путем, через культурно-досуговую ситуацию, которые образуются в мероприятиях культурной и повседневной жизни. Этот метод базируется на умении человека увидеть и применить в иное то лучшее, что выражает ее социальная сущность и устанавливает социальную ценность. Особенность ставится в условие социального выборы. В этом случае особенное влияние на окружение оказывают люди, которые в иерархии потребностей приобретает высокий социальный статус.

В культурно-досуговой деятельности не только особенный пример одного человека, а и коллективный пример, а именно имеет место коллективная идентификация – опыт деятельности инициативной группы, клубного объединения самодеятельного коллектива. В условиях социального заказа, в следствие расширения и укрепления среднего класса, часть представителей общества оказалась за чертой бедности. Это явление связано с множественными негативными социальными последствиями, в том числе, обнищанием, алкоголизмом, наркоманией, противоправными действиями. Поэтому, в отдельных случаях заведения культуры используют в своей работе методы перевоспитания, которые в некоторых обстоятельствах становятся необходимым условием социализации связь перевоспитания с социализацией выражается в детальном изучении и обобщении примеров переустройства ежедневной жизни и производственных отношений на демократических началах, обнародование позитивного опыта, профессионального роста и материального развития, позитивной роли рыночных условий, становления альтруистических качеств и примеров добродетельных поступков людей.

Привлечение беспризорных детей и «трудных» подростков в творческие коллективы, ознакомление их с вокальным искусством и народной культурой предусматривает интенсификацию их культурного взаимодействия, а в дальнейшем и развитие творческой взаимной работы и коммуникативных связей с волевыми, морально стойкими, общественно-активными личностями. Так, интерес к популярной музыки, пению в составе ансамблей и в дуэтах требуют максимального внимания к своему партнеру: знания партии, размышления над музыкальными и поэтическими текстами, чувства партнера. Применение метода социального влияния в социализации человека с эгоистическим характером и антикультурными проявлениями могут предусматривать в данной культурно-досуговой ситуации такие формы социальных взаимоотношений, как отношения на творческой основе, взаимоподдержка взаимопомощь.

Формированию позитивных качеств характера, позитивного опыта способностей моральный климат учреждений культуры. Социально благоприятные условия деятельности (общий интерес и психологическая совместимость, симпатии участников любительского кружка один к другому) сыграют позитивную роль, способствуют успешной социализации

В нестабильных товарищеских группах возможна организация разнообразных форм занятий. Чаще деятельность их участников носит познавательный характер, идет интенсивный обмен информацией, повседневным опытом. Организуя такие формы работы, работники культуры стремятся к реализации задач социализации и развитии личности. Технология разработки и подготовки учреждений предусматривает доступность информации, полезность и интерес для какого-либо человека, независимо от его возраста, образования, рода профессиональных занятий.

Другим направлением досуговых занятий, распространенных в нестабильных группах, есть формы работы ценностно-ориентационной направленности в основе которой лежит потребность человека узнать, что думают другие по поводу разных событий. Она базируется на потребности людей о взаимодействии представлений о событиях с мыслями ближайшего окружения. Все указанные закономерности повседневного человеческого общения. Поскольку, в процессе ценностно-ориентационной деятельности человек соотносит свои мысли с мыслями других людей, эти виды занятий реализуются не в индивидуальных, а в коллективно-групповых формах. Во время досуговой деятельности заинтересованные лица принимают участие в обсуждении событий и фактов жизни на равноправной основе. Ценностно-ориентационная направленность проявляется в таких формах работы как: дискуссия, диспут, беседа, лекция. Обсуждая проблемы участники культурно-досуговой деятельности дополняют и развивают один другого. Каждый из них высказывает свою точку зрения, соглашаясь или не соглашаясь с партнером.

Страница 6 из 7« Первая...34567