Философия кандидатский минимум

Дополнительный вопрос 13. Становление информатики как междисциплинарного направления в науке во II половине XX века (Н. Винер, Р. Эшби, А. Тьюринг, Дж. Бигелоу, Нейман, У. Питтс и др.)

ИНФОРМАТИКА - 1) находящаяся в становлении наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ. 2) Родовое понятие, охватывающее все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ.

Как фундаментальная наука информатика связана с философией - через учение об информации как общенаучной категории и теорию познания; с математикой - через понятие математической модели, математическую логику и теорию алгоритмов; с лингвистикой - через учение о формальном языке и о знаковых системах. Информатика тесно связана с такими более специальными науками, как теория информации, кибернетика и системотехника.

Важнейшими методологическими принципами информатики являются изучение природного явления или поведения объекта как процесса обработки информации в искусственных, биологических и социальных системах.

Все науки можно разделить на естественные, которые имеют дело с объективными сущностями мира и существуют независимо от нашего сознания, и фундаментальные, подводящие единую теорию, используемую во многих других науках, такие как математика, философия.

Информатика несет в себе черты не только этих наук, но и технических и гуманитарных (общественных). Таким образом, информатика является комплексной, междисциплинарной отраслью знаний.

Законы естест - Законы техниче-

венных наук ских наук

ИНФОРМАТИКА

Законы общест - Законы матема-

венных наук тических наук

Основными видами человеческой интеллектуальной деятельности, изучаемыми в информатике, являются: математическое моделирование (фиксация результатов познавательного процесса в виде математической модели); алгоритмизация (реализация причинно-следственных связей и других закономерностей в виде направленного процесса обработки информации по формальным правилам); программирование (реализация алгоритма на ЭВМ); выполнение вычислительного эксперимента (получения нового знания об изучаемом явлении или объекте с помощью вычислений на ЭВМ); наконец, решение конкретных задач, относящихся к кругу объектов и явлений, описанных исходной моделью.

В связи с массовым применением ЭВМ предметом информатики становится изучение закономерностей взаимодействия человека с ЭВМ во всех видах его деятельности. Результаты этого изучения воплощаются в так называемой информационной технологии, т. е. систематических методах и приемах применения ЭВМ в производственных процессах, управлении, образовании, научной работе, проектировании, сфере обслуживания и т. п. Практические применения информатики постепенно формируют новый сектор народного хозяйства, объединяющий вычислительную технику, средства связи, управления и массовой информации и получивший название "индустрия информатики".

Сферы применения информатики:

• теория алгоритмов (формальные модели алгоритмов, проблемы вычислимости, сложность вычислений и т. п.);

• базы данных (структуры данных, поиск ответов на запросы, логический вывод в базах данных, активные базы и т. п.);

• искусственный интеллект (представление знаний, вывод на знаниях, обучение, экспертные системы и т. п.);

• бионика (математические модели в биологии, модели поведения, генетические системы и алгоритмы и т. п.);

• распознавание образов и обработка зрительных сцен (статистические методы распознавания, использование призрачных пространств, теория распознающих алгоритмов, трехмерные сцены и т. п.);

• теория роботов (автономные роботы, представление знаний о мире, децентрализованное управление, планирование целесообразного поведения и т. п.);

• инженерия математического обеспечения (языки программирования, технологии создания программных систем, инструментальные системы и т. п.);

• теория компьютеров и вычислительных сетей (архитектурные решения, многоагентные системы, новые принципы переработки информации и т. п.);

• компьютерная лингвистика'(модели языка, анализ и с текстов, машинный перевод и т. п.);

• числовые и символьные вычисления (компьютерно-орированные методы вычислений, модели переработки информации в различных прикладных областях, работа с естественно-языковыми текстами и т. п.);

• системы человеко-машинного взаимодействия (модели курса, распределение работ в смешанных системах, организация коллективных процедур, деятельность в телекоммуникационных системах и т. п.);

• нейроматематика и нейросистемы (теория формальных нейронных сетей, использование нейронных сетей для обучения нейрокомпьютеры и т. п.);

• использование компьютеров в замкнутых системах (модели реального времени, интеллектуальное управление, системы мониторинга и т. п.).

Информатика предоставляет междисциплинарные методы и процедуры: абстрагирование и конкретизация; анализ и синтез; индукция и дедукция; формализация; виртуализация; визуализация; структурирование; алгоритмизация и программирование; инфологическое (информационно-логическое) моделирование; математическое моделирование; компьютерное моделирование, вычислительный эксперимент; программное управление; распознавание, классификация и идентификация образов; экспертное оценивание, тестирование, макетирование и другие методы.

Дополнительный вопрос 12. Истоки и природа информатики. Проблема “творца” и “робота”. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике (Дж. Хонфилд, С. Гроссберг). Особенности “информационного” мышления

Истоки и природа информатики

Информатика молодая наука – её появление и становление относится ко второй половине 20 века. Сам термин «информатика» в отечественной литературе используется сравнительно недавно и его толкование до сих пор нельзя считать устоявшимся и общепринятым. Толковый словарь по информатике определяет её так: «Научная, техническая и технологическая дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных, в том числе с помощью компьютерной техники».

Техническая основа современной информатики - микроэлектроника, новые полупроводниковые материалы, тонкопленочные технологии и нанотехнологии, линии и системы компьютерной связи.

Истоки информатики тесно связаны с математикой и кибернетикой. Особую роль при этом сыграли математическая логика и кибернетика, которая создала теоретические предпосылки для создания ЭВМ. Отцом кибернетики общепризнанно считают американского ученого Норберта Винера, который в 1948 году опубликовал книгу «Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине».

Объект информатики (объект – это часть объективной реальности, подлежащая изучению) - то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов, т. е. объект информатики - информационные процессы в природе и обществе и ИТ.

Предмет информатики - общие свойства и закономерности информационных процессов в природе и обществе. В более узком плане – общие закономерности конкретных ИТ.

Сам термин «информатика» имеет французское происхождения, был введен в 60 – 70 годах 20 века как соединение слов «informatione» (информация) и «avtomatique» (автоматика). В СССР в середине 20 века термин «информатика» связывали с обработкой научнотехнической информации. Но с середины 1970 годов термин получил другое толкование в работах академика А. П. Ершова «… как название фунда‐ментальной естественной науки, изучающей процессы передачи и обработки информации».

Структура предметной области информатики включает в себя 4 раздела: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии, социальная информатика.

Творец и робот

“Творец и робот”(1964) – последняя книга основоположника кибернетики Норберта Винера. Она создана на материале популярных лекций и представляет собой небольшой цикл социально-философских очерков, объединенных темой – соотношение между творцом и его творением, между творческими силами человека и созданной его гением кибернетической машиной. Винер рассматривает три узловые проблемы кибернетики. Это проблема обучающихся машин, проблема самовоспроизведения машин и проблема взаимоотношения человека и машины. Что несет человечеству автоматизация, какое место принадлежит человеку в развивающемся комплексе “человек – машина”, моральная ответственность ученых и правительств, – вот вопросы, которые волнуют автора.

Рассматривая проблему взаимоотношения человека и машины, Винер считает наиболее перспективным путем развития их разумный симбиоз, а котором направляющей силой служат человеческие цели. “Человеку – человеческое, вычислительной машине – машинное”, – предупреждает Винер.

Вместе с тем Винер подчеркивает, что догматическое разграничение возможностей живого и неживого, чрезмерное противопоставление человеческого начала машинному столь же неправомерно, как и религиозное возвышение бога над человеком.

Взаимосвязь искусственного и естественного

С успехами в развитии новых направлений научной мысли - кибернетики, теории систем, информации наметилась тенденция понимать интеллект как интегральную двуязычную систему, имеющую своей функцией перевод с языка пространственно-временных изображений на символически-операторный язык. В этом случае интеллект - познавательная деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации, саморегулированию.

Человеческий интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида, связанная с рациональным познанием и позволяющая ему анализировать и оценивать себя и окружающую реальность, определять цели деятельности, принимать решения для реализации этих целей, предвидеть некоторые события. Зачатки интеллекта есть уже у животных, но человеческий интеллект это нечто качественно новое. Он позволяет человеку не только формулировать цели своей деятельности, но отличать плохое от хорошего, изобретать, совершать открытия, устанавливать причинные связи между событиями. Однако главным свойством интеллекта, что мы и пытались отразить в его определении, это способность к абстрактному мышлению, благодаря которому у человека возникает самосознание, способность оценивать себя как бы со стороны, в ракурсе своего отношения с другими индивидами. Воплотить все это в техническом устройстве дело довольно трудное, если не безнадежное.

Коннективизм вырос из разработок в области персептронов и первоначально стоял в стороне от компьютеров. Персептрон создавался как информационная модель нейронной сети в терминах кибернетики. Такие модели строятся на сетях микропроцессоров. При этом подходе искусственный интеллект понимается как процесс, возникающий при передаче информации. Методом коннективизма является численное моделирование распространения активности по сети большего числа простейших пороговых элементов со случайными связями. Это - физически активный подход к созданию искусственного интеллекта. Но чтобы получить гарантию правильного поведения такой системы нужно не только учитывать вероятность процессов внутри нее, но и структурность восприятия. Это создает сложности в работе с такими системами, необходимость воспитания и обучения самого оператора.

Символизм трактует искусственный интеллект как целенаправленную обработку информации (манипулирование символами). Методом такого подхода является логическое программирование компьютера. Его достижением считают уточнение понятия алгоритма. Символический подход позволил структурировать когнитивные процессы в сетях параллельной обработки информации.

Указанные два направления в работах по созданию теории искусственного интеллекта породили бионический и програмно-прагматический подходы к решению этой проблемы. Первое интересовалось проблемами искусственного воспроизведения тех структур и процессов, которые характерны для живого человеческого мозга и которые лежат в основе процесса решения задач человеком. Это направление имеет четко выраженный фундаментальный характер и его развитие невозможно без глубокого изучения мозга специфическими нейрофизиологическими, морфологическими и психологическими методами. В частности, определенное внимание обращается на различие в работе правого полушария мозга, нацеленного на предметное восприятие, и левого - на абстрактное мышление. Программно-прагматического направления занималось созданием программ, которые решали интеллектуальные задачи. Проблема создания искусственного интеллекта рассматривается как часть общей теории программирования. При этом программы искусственного интеллекта ориентируются не только и не столько на решение конкретных интеллектуальных задач, сколько на создание средств, позволяющих автоматически строить программы на решения, когда в таких программах возникнет необходимость.

Таким образом, если одно направление создания искусственного интеллекта интересует в основном чистая наука и для них компьютер - лишь инструмент, обеспечивающий возможность экспериментальной проверки теорий процессов мышления, то интересы второй группы лежат в области техники: они стремятся расширить сферу применения компьютеров и облегчить пользование ими. Многие представители второй группы мало заботятся о выяснении механизма мышления - они полагают, что для их работы это едва ли более полезно, чем изучение полета птиц для изучения самолетостроения.

В нейрокомпьютинге постепенно созревает новое направление, основанное на соединении биологических нейронов с электронными элементами. По аналогии с Software (программное обеспечение) и Hardware (электронное аппаратное обеспечение), эти разработки получили наименование Wetware «влажный продукт». В настоящее время уже существует технология соединения биологических нейронов со сверхминиатюрными полевыми транзисторами с помощью нановолокон.

Особенности “информационного” мышления

Безусловно, благодаря информационным технологиям человек значительно увеличивает объемы потребляемой информации, развивает мышление, активизирует познавательную деятельность, развивает художественный вкус. Неподготовленное сознание с расширением границ восприятия, мышления, познания получает зависимость от ИТ. Такие проявления информатизации общества, как информационный пресс, изменение традиционного уклада и образа жизни, возрастание объема операторских работ, изменение характера межличностного общения – в большой степени влияют на личность.

Двойственный характер высокого темпа перемен во всех сферах современного общества ставит перед каждой личностью задачи не просто приспособиться к изменениям, но и полноценно развиваться в их потоке. Развитие в этих условиях подразумевает приобретение человеком определенных знаний, умений и навыков для успешного оперирования информацией, обладание качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно современным информационным технологиям, наличие мировоззрения информационного общества. В свете этих позиций, целенаправленное формирование информатизационного сознания личности представляется очень актуальным.

Дополнительный вопрос 11. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии как составная часть социогумманитарной информатики

Проблемы личности

Становление информационного общества повлекло за собой как глубокие трансформации в обществе, так и необходимость по-новому осмыслить процесс обретения личностью своей идентичности. Это связано, прежде всего, с изменением роли и значимости информации в жизни человека. В информационном обществе происходит увеличение ее количества, при этом информация понимается как основной ресурс, источник общественных благ, средство достижения богатства и процветания.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление ряда проблем, подчас довольно серьезных и ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.

Формирование, духовное становление человека происходит уже отнюдь не в традиционных рамках, когда социальных статус родителей почти автоматически определял как общественную, так и духовную судьбу почти каждого человека. Прогрессирующий развал и силовых, и идеологических структур традиционализма обеспечил определенную свободу выбора своего будущего почти каждой личностью. И поэтому серьезную опасность представляет появление в обществе тех культурологических архетипов, которые не служат его развитию, способствуют моральному разложению, падению нравов.

Потеря личностью способности ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, перенасыщение информацией может сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному увлечению виртуальными мирами (подобная ситуация описана в романе К. Саймака «Город»), снижающему способности взаимодействия с окружающей средой, объективным миром.

Для предупреждения и преодоления указанных проблем обществу и государству необходимо развивать механизмы, направленные на обеспечение прав и свобод личности; принимать меры к развитию тех культурологических архетипов, которые сохраняют преемственность с историей человечества и вместе с тем адекватны происходящим изменениям; способствовать вовлечению в процессы информатизации возможно более широких слоев общества; выработать справедливую межгосударственную систему разделения труда в рассматриваемой сфере.

Кроме того, в процессе разработки информационной стратегии важно учитывать, что при создании информационной среды должно быть образовано диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации.

Современные психотехнологии

Психологическая наука ищет пути для обеспечения внутренней безопасности человека. В последнее время колоссальных успехов добились психотехнологии, в основу которых положены разработки в области психологии, физиологии и компьютерных технологий. Многие уже слышали об их безграничных возможностях. Благодаря ним человечество вплотную подошло к раскрытию собственных психических ресурсов.

К настоящему моменту исторически исчерпала себя эпоха принятия решений силовым, директивным способом. Ныне на социокультурную авансцену выходят психотехнологии, и в первую очередь, психотехнологии эффективного личностного развития, которые способствуют нахождению человеком психоэкологического баланса в информационно-временных вихрях современного века.

Применение таких психотехнологий, в частности, нейро-лингвистического программирования (НЛП), одной из главных целей которого является анализ и моделирование успешного поведения талантливых людей.

Влияние современных психотехнологических стратегий, таких как НЛП и гештальт-психология, можно ощутить ныне в самых разных сферах деятельности, начиная с образования, практики социальной помощи и заканчивая искусством управления и бурно развивающейся в последнее время областью PR-технологий

Среди основных составляющих роста психотехнологий можно выделить: развитие информационных технологий и интенсификацию обучения.

Успешное их развитие возможно на фоне интеграции: как межкультурной, так и междисциплинарной.

Термин <[психотехнология]> (<[психологическая технология]>) еще не вошел в тезаурус науки психологии, не получил своего места во многих психологических словарях и энциклопедиях. И лишь анализ отдельных психологических работ (в совокупности с работами в иных областях) позволил определить психотехнологию как совокупность (систему) психологических средств и методов воздействия (психотехник воздействия) на человека для получения определенного эффекта. Применение современных психотехнологий и психотехник позволит взаимодействовать с людьми на профессиональном уровне, т. е. с минимальными тратами энергетических, материальных, временных ресурсов. Различают три вида психотехнологий взаимодействия с людьми, каждая из которых включает в себя группы психотехник. Первый вид психотехнологии состоит из психотехник воздействия на людей. Какую бы должность, Вы, уважаемый мой читатель, не занимали в системе <[человек - человек]> (будь Вы врач, педагог, руководитель, политический деятель...), Вы будете постоянно оказывать на них воздействие с самыми различными целями. При этом во всех ситуациях воздействия на людей Вы будете преследовать только одну цель - добиться, чтобы люди принимали бы Вашу позицию, точку зрения (<[принять]> - значить внутренне согласиться с позицией человека). Как добиваться, чтобы люди принимали Ваши позиции (внутренне соглашались бы с ними) - для того и существуют специальные группы психотехник воздействия не только на разум Ваших партнеров по профессиональному общению, сколько на их подсознание (что вовсе не тождественно пресловутому <[манипулированию сознанием]>). Второй вид психотехнологий взаимодействия. Современная психология показала, что будут ли люди принимать Ваши позиции или не будут, это зависит еще и от того, что они думают о Вас лично, каково у них мнение о Вас (доказано, что исполнение Ваших просьб-указаний-предложений зависит на 20% от того, будет ли им понятно, а на 80% от того будут ли они принимать то, что исходит от Вас). Следовательно, чтобы работать с людьми профессионально необходимо владеть и психотехниками формирования собственного имиджа, т. е. психотехниками формирования нужного мнения. Однако практика показывает, что если Вы и будете блестяще (профессионально) владеть этими двумя видами психотехнологий, то к. п.д. от этого будет всё равно не высокий и вот почему. Люди, с которыми Вы будете вступать в профессиональное общение, это люди с разными характерами, с разным темпераментом, с разным изначальным отношением к Вашему общему делу, наконец, одни умные, а другие интеллектом не отягощенные.... Следовательно, весьма желательно овладеть психотехнологией того, как профессионально разбираться в людях. Но здесь два <[но]>. Во-первых, практически каждый взрослый человек полагает, что в людях он разбирается неплохо и учиться этому... - <[лучший учитель - это жизненный опыт]>. Однако, допустим, что некто полагает, разбирается в людях не на профессиональном уровне. Тогда - к психологу, за тестами... Но в реальной практике взаимодействия с людьми тестирование не всегда возможно, поэтому в психологии разработана группа психотехник дистанционной психодиагностики собеседника.

Дополнительный вопрос 10. Концепция информационных обществ (П. Сорокин, Э. Кастельс и др.). Сетевое общество и задачи социальной информатики

Концепция информационных обществ

Информационное общество - социологическая и футурологическая концепция, полагающая главным фактором общественного развития производство и использование научно-технической и другой информации. Концепция информационного общества является разновидностью теории постиндустриального общества, основу которой положили З. Бжезинский, Д. Белл, О. Тоффлер. Рассматривая общественное развитие как “смену стадий”, сторонники теории информационного общества связывают его становление с доминированием “четвертого”, информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и экономикой услуг. При этом утверждается, что капитал и труд как основа индустриального общества уступают место информации и знанию в информационном обществе. Революционизирующее действие информационной технологии приводит к тому, что в информационном обществе классы заменяются социально недифференцированными “информационными сообществами” (Е. Масуда). Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет “малые” экономические формы - индивидуальную деятельность на дому, “электронный коттедж”. Они включены в общую структуру информационного общества с его “инфо-”, “техно-” и другими сферами человеческого бытия. Выдвигается проект “глобальной электронной цивилизации” на базе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - “телекомпьютерэнергетики” (Дж. Пелтон). “Компьютерная революция” постепенно приводит к замене традиционной печати “электронными книгами”, изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг (Х. Эванс). Социальные и политические изменения рассматриваются в теории информационного общества как прямой результат “микроэлектронной революции”. Перспектива развития демократии связывается с распространением информационной техники. Тоффлер и Дж. Мартин отводят главную роль в этом телекоммуникационной “кабельной сети”, которая обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Работы в области “искусственного интеллекта” рассматриваются как возможность информационной трактовки самого человека. Концепция информационного общества вызывает критику со стороны гуманистически ориентированных философов и ученых, отмечающих несостоятельность технологического детерминизма, указывающих на негативные последствия компьютеризации общества.

Сетевое общество

Цифровые сети создают информационно-технологическую основу сетевого информационного общества, инкубационный период которого начался с конца 1960-х — начала 1970-х годов. Революционизирующее влияние сетевых технологий отчетливее всего проявляется благодаря коммерциализации Интернета и усиливается за счет исторического резонанса, создаваемого такими процессами, как интернационализация, глобализация и интеграция мировой экономики.

Медиализация общества, дигитализация всех сторон жизни и быстрое развитие сетевых электронных технологий знаменуют собой становление новой информационной парадигмы, идущей на смену капиталистической. При этом существенно, что информационные технологии развиваются очень быстро, а адаптация людей к ним происходит медленно и определяется их физиологическими и психологическими особенностями. Эти особенности, скорее всего, и зададут длительность инкубационного периода информационной парадигмы, но нельзя скидывать со счетов и то обстоятельство, что новая технология «играет сама за себя».

Гегемонизм в информационном обществе определяется отношением к знанию — талантом и умением манипулировать сетевой информацией. Отношения собственности отступают на задний план — такой гегемонизм нельзя купить, это уже другое измерение, с другими кодами бытия.

Терминология страт (классов) сетевого информационного общества еще не установилась, что естественно, так как само формирование таких страт и самого этого общества находится в инкубационном периоде. Высший класс представлен нетократией, состоящей из кураторов сетей, мыслителей-этерналистов и нексиалистов. С одной стороны, нетократия разделена конкурирующими за эксклюзивные знания и информацию сетями, которые возглавляют и контролируют кураторы, а с другой — объединена сетью единого кураториата, осуществляющего сетевое управление миром и полицейский контроль. В российской литературе представители креативной сетевой элиты иногда называются «люди воздуха», сама эта элита — «эфирократия», а сетевые конгломераты людей воздуха — «амбициозные корпорации (АК)». Этерналисты-аналитики призваны формулировать стратегии и знания (философия общества), которые кураторы используют в практической деятельности. Нексиалисты, базируясь на достижениях этерналистов, осуществляют внутри - и межсетевую предпринимательскую деятельность в интересах нетократии. Низший класс, существование которого нетократия отрицает столь же утопическим образом, как буржуазия отрицала существование в качестве низшего класса пролетариата, представлен консьюмтариатом (от англ. consumer proletariat — пролетариат потребителей). В состав этого же класса фактически попадают и капиталисты, занятые традиционным производством — распределением.

Социальная информатика

Направления развития социальной информатики в целом, специфика социологического измерения в современной информационной среде представляется состоящей из двух аспектов:

· изменение и развитие методов, сложившихся в классической эмпирической социологии, в условиях появления и стремительного развития возможностей новых информационных технологий;

· развитие новых подходов и технологий, которые требуются для измерения процессов информатизации общества.

Социальная информатика для исследования процессов информатизации, очевидно, должна предлагать социологам-исследователям как новые подходы эмпирической социологии в целом, так разработанные специально для анализа информатизации общества методы и технологии.

Социальная информатика обслуживает, образно говоря, все социологическое знание, а не только социологию информатизации.

Методы социальной информатики как направления в целом могут быть разделены на следующие группы:

· традиционные методы информатики, используемые в социальных исследованиях;

· классические методы социальных наук для решения социальных проблем информатики;

· новые методы социальной информатики, специально создаваемые для решения нового класса социальных задач или методы первых двух категорий, адаптированные или интегрированные для решения задач социальной информатики.

Дополнительный вопрос 9. Компьютерная эпистемология. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Интеллектуальная собственность

Компьютерная эпистемология

Компьютерная эпистемология возникла совсем недавно (в 1990-х гг.) в значительной мере благодаря усилиям П. Тагарда, который в настоящее время возглавляет лабораторию компьютерной эпистемологии (CEL) филос. ф-та ун-та Ватерлоо (США). Это направление пока ограничивается исследованием таких проблем, как, напр., рассуждения по аналогии, обучение и выбор, сознание и культура, нелинейные модели сознания, философия науки и математика и т. д., оно широко применяет модель переработки информации и разного рода когнитивные модели, доказавшие свою эффективность в когнитивной науке. В настоящее время некоторые разделы эпистемологии включают в состав когнитивной науки — комплекса специальных дисциплин, изучающих когнитивные процессы и возможность их реализации в компьютерных устройствах.

В последние два десятилетия в компьютерных науках заметное внимание стало уделяться такому традиционно входившему в сферу философии предмету, как знание (эпистема). Слово «знание» стало использоваться в названиях направлений и составляющих компьютерных систем, а также самих систем (системы, основанные на знаниях; базы знаний и банки знаний; представление, приобретение и использование знаний, инженерия знаний). Тема «компьютер и знание» стала предметом обсуждения и в значительно более широком контексте, где на первый план вышли ее философско-эпистемологические, социальные и политико-технологические аспекты.

Проблема ИИ

Иску́сственный интелле́кт (ИИ) (англ. Artificial intelligence, AI) — это наука и разработка интеллектуальных машин и систем, особенно интеллектуальных компьютерных программ, направленных на то, чтобы понять человеческий интеллект. При этом используемые методы не обязаны быть биологически правдоподобны. Но проблема состоит в том, что неизвестно какие вычислительные процедуры мы хотим называть интеллектуальными. А так как мы понимаем только некоторые механизмы интеллекта, то под интеллектом в пределах этой науки мы понимаем только вычислительную часть способности достигнуть целей в мире.

Различные виды и степени интеллекта существуют у многих людей, животных и некоторых машин, интеллектуальных информационных систем и различных моделях экспертных систем с различными базами знаний. При этом как видим такое определение интеллекта не связанно с пониманием интеллекта у человека — это разные вещи. Более того эта наука моделирует человеческий интеллект, так как с одной стороны, можно изучить кое-что о том, как заставить машины решить проблемы, наблюдая других людей, а с другой стороны, большинство работ в ИИ вовлекают изучение проблем, которые требуется решать человечеству в промышленном и технологическом смысле. Поэтому ИИ исследователи свободны использовать методы, которые не наблюдаются у людей, если это необходимо для решения конкретных проблем.

Именно в таком смысле термин ввел Джон Маккарти в 1956 году на конференции в Дартмутском университете, и до сих пор несмотря на критику тех, кто считает, что интеллект — это только биологический феномен, в научной среде термин сохранил свой первоначальный смысл, несмотря на явные противоречия с точки зрения человеческого интеллекта.

В философии не решён вопрос о природе и статусе человеческого интеллекта. Нет и точного критерия достижения компьютерами «разумности», хотя на заре искусственного интеллекта был предложен ряд гипотез, например, тест Тьюринга или гипотеза Ньюэлла — Саймона. Поэтому несмотря на наличие множества подходов как к пониманию задач ИИ, так и созданию интеллектуальных информационных систем можно выделить два основных подхода к разработке ИИ:

· нисходящий, семиотический — создание экспертных систем, баз знаний и систем логического вывода, имитирующие высокоуровневые психические процессы: мышление, рассуждение, речь, эмоции, творчество и т. д.;

· восходящий, биологический — изучение нейронных сетей и эволюционных вычислений, моделирующих интеллектуальное поведение на основе более мелких «неинтеллектуальных» элементов.

История искусственного интеллекта как нового научного направления начинается в середине XX века. К этому времени уже было сформировано множество предпосылок его зарождения: среди философов давно шли споры о природе человека и процессе познания мира, нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий относительно работы человеческого мозга и мышления, экономисты и математики задавались вопросами оптимальных расчётов и представления знаний о мире в формализованном виде; наконец, зародился фундамент математической теории вычислений — теории алгоритмов — и были созданы первые компьютеры.

Возможности новых машин в плане скорости вычислений оказались больше человеческих, поэтому в учёном сообществе закрался вопрос: каковы границы возможностей компьютеров и достигнут ли машины уровня развития человека? В 1950 году один из пионеров в области вычислительной техники, английский учёный Алан Тьюринг, пишет статью под названием «Может ли машина мыслить?», в которой приводит свои ответы на подобные вопросы, и описывает процедуру, с помощью которой можно будет определить момент, когда машина сравняется в плане разумности с человеком, получившей название теста Тьюринга.

Интеллектуальная собственность

Интеллектуа́льная со́бственность — термин обозначающий все временно переданные лицу эксклюзивные нематериальные права. Прежде всего, термин подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами. Юридическое содержание самого термина интеллектуальная собственность в большинстве стран не определено. В Российской Федерации Гражданским Кодексом, термин был определён как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита.

В широком понимании означает закрепленные законом временные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

С самого своего возникновения интеллектуальная собственность подвергалась критике, со стороны как отдельных лиц, так и организаций. Причем критике подвергались как сами исключительные права, так и объединение их в единое понятие.

Уязвимым местом интеллектуальной собственности является теория о том, что идея приходит в голову только кому-то одному. Практика показывает, что состояние науки в определенный момент времени может «подготавливать» открытие или изобретение, которое может быть сделано разными независимыми людьми примерно в одно и то же время, не зная о работах друг друга. В случае применения понятия «интеллектуальной собственности» права и возможность пользоваться судебным преследованием и денежными отчислениями за это изобретение достанутся лишь первому заявившему, что может быть весьма несправедливым.

Дополнительный вопрос 8. Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент социальных технологий XXI века

Понятие киберпространства

Киберпространство — абстракция, используемая в философии и в компьютерах, является (виртуальной) реальностью, которая представляет Ноосферу. Второй мир как «внутри» компьютеров так и «внутри» компьютерных сетей.

Слово «киберпространство» (от кибер-нетика и пространство) впервые было введено Уильямом Гибсоном, канадским писателем-фантастом, в 1982 в его новелле «Сожжение Хром» («Burning Chrome») в журнале Омни. Позже оно было популяризировано в «Нейроманте» («Neuromancer»).

Однако киберпространство не следует путать с реальным интернетом. Этот термин часто используют для описания объектов, широко распространённых в компьютерной сети; например, веб-сайт может быть метафорически описан как «находящийся в киберпространстве». Используя такую интерпретацию, можно сказать, что интернет-события не происходят в странах или городах, в которых физически находятся серверы или участники, а происходят в киберпространстве. Это станет разумным взглядом на вещи в тот момент, когда распределённые сервисы станут широко использоваться, когда личность и местоположение участников сети будет невозможно определить из-за анонимной или псевдоанонимной связи. Станет невозможно применять законы каждого штата и каждой страны в киберпространстве.

Киберпространство используется не только в компьютерных и философских областях знаний, а также в популярной культуре.

Например, мир анимационного сериала Диджимон (Digimon) является киберпространством, названным «Цифровой мир». Цифровой мир — это параллельная вселенная, созданная из интернет-информации. Очень похоже на киберпространство, с той лишь разницей, что в цифровой мир люди могут попасть физически, вместо того, что бы использовать компьютер.

В таинственном математическом мультфильме Киберпогоня (Cyberchase), действие происходит в Киберпространстве, управляемом доброжелательным правителем, Материнской платой (Motherboard). С помощью этой идеи авторы могут перенести зрителя в любой виртуальный мир (Cybersite), где разнообразные математические понятия будут объяснены наилучшим образом.

В фильме «Трон» (Tron), программист был перенесён в мир программ, где каждая программа была личностью и наследовала форму её создателя.

Идея «матрицы» в фильме «Матрица» (Matrix) представляет собой сложную систему киберпространства, в которую люди попадают с рождения, где присутствуют «агенты» — программы-блюстители порядка, а также люди однажды вышедшие из «матрицы» и зашедшие в неё снова и чьи возможности практически не ограничены.

В мультсериале Перезагрузка (Reboot) представлен мир программ, где они взаимодействуют друг с другом и с пользователем.

Интернет и его философское значение

Человечество переживает очередную глобальную революцию. Связана она с вхождением в нашу повседневную жизнь мировой информационной сети - Интернет. Для интеллектуальной жизни человечества она имеет не меньшее значение, чем открытие в своё время и внедрение книгопечатания. Вероятнее всего мы ещё не осознали информационной мощи и возможностей Интернет. Использование сети Интернет во всех областях жизни людей теперь уже ни у кого не вызывает сомнения. Свои возможности у Интернет и в изучении философских дисциплин и в научной работе по философии. Эти возможности связаны, как мне представляется, с определённой формой сетевых ресурсов. Их центром являются научные и учебные организации, которые имеют как официальные, так и неофициальные научные сайты.

Первое направление развития философского знания связано с деятельностью информационных порталов.

Второе направление интернет-философии - это сайты научных учреждений философии, философских организаций, философских факультетов. Их значительно больше, чем информационных порталов или каталогов ресурсов.

Третье направление исследования Интернет связано с интернетпроектами, форумами и конференциями, посвященными философским дисциплинам.

Пользователи интернет, занимающиеся философией, не могут обойти вниманием информацию, предлагаемую библиотеками, особенно теми, которые обладают каталогами ресурсов.

Наконец, философы не могут пройти мимо электронных версий энциклопедий, словарей и справочников.

Свою информацию, иногда уникальную можно встретить на сайтах философских клубов и в персональных проектах, некоторые из которых посвящены отдельным философам.

Интернет как инструмент социальных технологий

Интернет образует новое сообщество, которое объединяет людей разных национальностей, верований, культур, социального статуса. Это общество, для которого не существует государственных границ. Оно предоставляет возможность проводить глобальные референдумы по актуальным проблемам человечества, которые позволят услышать мнение конкретного человека, где бы он не находился и обеспечить обратную связь. Интернет дает нам новый способ культурного видения, перехода к новым способам взаимодействия и освоения прогрессивных достижений всего человечества.

Социальная роль Интернет может быть определена следующими постулатами:

Интернет позволяет устанавливать горизонтальные связи в общении между людьми;

Интернет не навязывает информацию, она только предлагается к добровольному восприятию;

Интернет позволяет стать участником информационного процесса любому человеку;

Интернет не создает предпосылок для манипулятивного общения, а наоборот – они исчезают. Вопросно-ответные ряды не дают возможности для обмана и манипулирования;

Интернет (в отличие от СМИ, которые блокируют сознание), раскрепощает человека и расширяет сферу его сознания;

Высказанные через Интернет мнения становятся доступными и достижимыми для восприятия другим человеком. В Интернет информация не погибает.

Интернет создает локальные сообщества людей как альтернативу серой безликой толпе или стандартному слою. Они самоорганизовываются и самоуправляются изменяя при этом структуру общества;

В Интернет человек всегда оставляет выбор за собой, его никто не вправе отнять.

Мощным средством технологической поддержки социологических исследований становится Интернет. Опросы общественного мнения через глобальную информационную сеть позволяют значительно ускорить процесс сбора информации, что играет важную роль при исследовании быстротекущих социальных процессов. Опросы через Интернет качественно изменяют саму технологию социологического исследования.

Социологические исследования в среде Интернет обладают рядом преимуществ по сравнению с традиционными способами проведения количественных исследований. Прежде всего, online-исследования позволяют сэкономить основные ресурсы: время, деньги, человеческие ресурсы, а также, повысить качество собираемых данных.

Дополнительный вопрос 7. Понятие информационно-коммуникативной реальности. Виртуальная реальность: философский аспект

Понятие инф-ком реальности

Понятие «информационно-коммуникативное пространство» – неотъемлемый фактор развития теории информационного общества и наблюдаемых каждым членом социума процессов глобализации.

Коммуникативное пространство – открытая самоорганизующаяся система, при изучении которой следует обратиться к постнеклассической методологии, которая откроет возможность исследования нелинейной динамики сложных открытых систем;

Механизмы самоорганизации сложных систем – информационные процессы. В теории управления ими принято выделять три основные парадигмы информационного воздействия на массовое сознание: механическую, марковскую и немарковскую, адекватные соответственно классической, неклассической и постнеклассической методологии.

Информационно-коммуникационные технологии и, в частности, глобальная сеть Интернет, становясь неотъемлемым атрибутом взаимодействия как на неофициальном (бытовом), так и на официальном уровне, заставляют переосмыслить подходы к моделированию пространства как информационного, так и коммуникативного с учетом появления и устойчивого функционирования виртуального пространства.

Современные концепции управления, в том числе и в информационно-коммуникационной сфере, неразрывно связаны с повышением роли в обществе социальной коммуникации как таковой и, в частности, средств массовой коммуникации. Коммуникативные процессы, объединяющие общество на всех уровнях, пронизывающие социальную среду, распределяющие и транслирующие значимую информацию, оказывают существеннейшее влияние на жизнь общества. Понятие коммуникативной реальности складывается из разнообразного круга явлений, многие из которых традиционно рассматриваются в рамках различных дисциплин — таких, как эстетика, стилистика, теория текста и дискурса, лингвистическая прагматика, психолингвистика, а некоторые вообще являются мало изученными.

Три великие инновации: спутниковая связь, создание оптоволоконных кабелей и кабельных сетей, цифровых электронных устройств, с применением микропроцессоров и интегральных схем для скоростного приема и передачи информации. Это открывает доступ любому человеку, в любой точке Земли к базам данных и знаний, если он имеет терминальное устройство (компьютер) для получения информации.

Подобные интеллектуально-технологические системы ведут к принципиально новому состоянию цивилизации и культуры — к глобальному гиперинтеллекту (индустрии данных и знаний). Компьютеризация создает технологическую основу информатизации общества, в котором информатика и владение ЭВМ является второй грамотностью, повышающей интеллектуальные и творческие способности человека

Существенной проблемой в коммуникативной реальности и функционировании ее структур является коммуникационная энтропия. Современное информационно-коммуникативное пространство представляет собой нестабильный, изменчивый феномен, где сосуществуют и обращены друг к другу субъекты и объекты с их процессуальностью, динамикой, незавершенностью, ускользанием от жестких причинно-следственных связей.

Виртуальная реальность

Ситуация ВР не нова еще по одному базовому своему параметру — по параметру искусственности воссоздаваемого мира. Если ВР — это Искусственная, «сделанная» Реальность, то ведь именно в такой реальности Человек живет изначально. Человек вообще «по природе» своей не совсем природное существо. Он существо символическое, а потому и весь его мир также есть нечто сделанное, искусственное. Мир мифов и саг, летописей и романов, поэзии и культуры в целом — конечно же, мир искусственный, созданный самим человеком, и в этом смысле несомненно виртуальный.

Понятие искусственной реальности было впервые введено Майроном Крюгером (Myron Krueger) в конце 1960-х. В 1989 году Ярон Ланьер ввёл более популярный ныне термин «Виртуальная Реальность».

Философский подход, который используется для изучения виртуальных реальностей, получил название “виртуалистика”. Это полионтологичный подход, предполагающий множественность реальности, в отличие от моноонтологичного, который предполагает лишь одну Реальность - природную. Он может быть использован в любой научной дисциплине, а так же для описания и понимания многообразного мира культуры и искусства.

Выделяют следующие специфические свойства виртуальной реальности, независимо от ее “природы” (физической, психологической, социальной, технической и др.):

Порожденность. Виртуальная Реальность продуцируется активностью какой - либо другой реальности, внешней по отношению к ней.

Актуальность. Виртуальная Реальность существует актуально, только “здесь и теперь”, только пока активна порождающая Реальность.

Автономность. В виртуальной реальности свое время, пространство и законы существования.

Интерактивность. Виртуальная Реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том числе и с порождающей, как онтологически независимая от них.

В виртуале Человек - творец может зримо, явственно воспроизводить различные ситуации прошлого, настоящего, будущего. Он может представлять образы предметов, явлений, с которыми раньше не встречался - новую Реальность, новые педагогические системы, концепции новых видов искусства, будущие спектакли и т. д., то есть строить наглядный образ не только того, что может быть материализовано, овеществлено, но и того, что не может быть материализовано.

В виртуале протекает развертывание творческого замысла не только в форме зрительных представлений, но и в форме звуков, сопровождаемых различными ощущениями и эмоциональными состояниями. Все это наводит на мысль, что внутренний экран человека - творца - всеобъемлющая лаборатория, где идет процесс синтеза различной образной информации.

Компьютерная Виртуальная Реальность - интерактивная среда, созданная с помощью компьютера, имеющая графические, аккустические, пластические и иные свойства, в которую пользователь погружается как зритель или творец.

ВР — коллизия взаимодействия двух машин: идеальной машины — компьютера и соответствующего ему субъекта — человека, для которого символическая составляющая становится столь значимой, что заслоняет все прочие реалии жизни. За то, чтобы пережить адреналиновый впрыск при сумасшедшей езде в автосимуляторах или почувствовать себя суперменом в какой-нибудь шпионской компьютерной игрушке, он вполне готов отказаться от всех действительных попыток пережить нечто подобное.

ВР все чаще внушает человеку опасение, несмотря на всю привлекательность и привязчивость. В ней чувствуется вполне определенная угроза уникальности человека и некоторым его прежде неоспариваемым чертам. Этот новый страх, наряду с традиционными — боязнь раствориться в искусственной, им же созданной реальности.

Определенно ясно, как минимум, одно – «виртуальная реальность» уже реальна. Вопрос лишь, в какой мере и степени нынешние технологии позволяют нам «погрузиться» в нее.

Дополнительный вопрос 6. Конструктивная природа информатики и ее синергетический и коэволюционный смысл. Синергетическая парадигма “порядка” и “хаоса” в интернете. Синергетический подход к информатике (Г. Хакен, Д. С. Чернавский)

Конструктивная природа информатики

Информатика - в настоящее время одна из фундаментальных отраслей научного знания, формирующая системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающая информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека, связанная с использованием информационных технологий.

Термин "информатика" возник в середине 60-х годов как гибрид двух слов "информация" и "автоматика" для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных. Поэтому информатику связывали, прежде всего, с компьютерами, их использованием для решения задач. Однако, по мере развития информатики, ситуация стала существенно меняться. Информатика начала вбирать в себя многие отрасли научного знания, связанные с исследованием информационных процессов и структур - кибернетику, теорию информации, документалистику и т. д. Пришло осознание того, что "информатика" - это не прикладная наука об "околокомпьютерной деятельности", а фундаментальная наука о закономерностях информационных процессов в системах различной природы. "Информатика... буквально на наших глазах из технической дисциплины о методах и средствах обработки данных при помощи средств вычислительной техники превращается в фундаментальную естественную науку об информации и информационных процессах в природе и обществе”.

На основе понятия информации удалось найти общность в явлениях самой разнообразной природы. Наиболее значительным достижением в этом направлении было создание теории самоуправляемых систем, объединивших природные, социальные и автоматизированные технические системы единством протекающих в них информационных процессов. Заметим, что само понятие "информация" впервые получило научную трактовку в связи с изучением самоуправляемых систем и возникновением кибернетики.

Информатика - это наука об инвариантах (т. е. неизменных сущностях) информационных процессов, протекающих, как правило, динамически, их выявлении, описании, изучении, применении, их организации и самоорганизации (изменения структуры системы в пространстве, во времени, по сложности). Такое определение естественно назвать синергетическим определением информатики. Оно имеет важное значение для исследования синергетики информационных процессов.

Механизм саморазвития с точки зрения информатики можно рассмотреть как процесс взаимодействия системы и внешней среды, представляющий последовательность информационных процессов: накопления, отбора, преобразования, передачи информации о свойствах (признаках) отдельных элементов и системы в целом.

Коэволюция – термин, используемый современной наукой для обозначения механизма взаимообусловленных изменений элементов, составляющих развивающуюся целостную систему. Согласно принципу К., человечество, для того чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. Именно коэволюционный переход системы «человек – биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно использовать современные науки, из которых одной из основных является информатика.

Синергетика и интернет

Синергетика и Интернет — закономерны. В фокусе — два явления современности. Первое — продукт технического прогресса. Это — глобальная компьютерная сеть Интернет. Второе — результат эволюции науки, возможно, её венец. Это — синергетическая парадигма.

Синергетика — наука о принципах самоорганизации, проявляющихся в эволюционирующих системах различной природы (человек, общество, Интернет). Её понятия — порядок и хаос, аттрактор, параметр порядка, неравновесность.

Интернет — открытая неравновесная, динамически развивающаяся система. Именно такого рода системы представляют для синергетики наибольший интерес.

На основе документальной истории Интернета было выявлено, что Интернет к настоящему моменту прошёл четыре стадии развития, характеризующиеся такими параметрами порядка, как: сохранения (нации), научно-исследовательский, коммерческий, научно-коммерческий.

Сейчас Сеть вышла на точку бифуркации, когда идёт активный поиск следующего параметра порядка. Вполне вероятно, что, согласно циклу, им снова станет сохранение, но уже в планетарном масштабе. Это спасёт и саму Сеть.

Из конкретных решений, основанных на синергетических принципах при содействии Интернета, можно предложить:

1. Общественный контроль над государством в виде базы данных о состоянии счетов, личных контактах, связях чиновников. Речь не идёт о компромате, так как данные просто аккумулируются из разных официальных источников.

2. Новые идеи. Создание доступного всем, и учёным, и политикам, и всем гражданам в мире, — форума решений по выходу Земли из кризиса.

Синергетич подход к информатике

Информатика включает следующие синергетические аспекты:

- Система должна быть открытой. Закрытая система должна в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией.

- Открытая система должна быть достаточно далека от точки равновесия. В точке равновесия система обладает максимальной энтропией и поэтому не способна к какой-либо организации: в этом состоянии достигается максимум её самодезорганизации. В состоянии, близком к равновесию, система со временем приблизится к нему и придет в состояние полной дезорганизации.

- Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение и усиление порядка через флуктуации. Такие флуктуации, или случайные отклонения, системы от некоторого среднего положения, в самом начале подавляются и ликвидируются системой. Но в открытых системах благодаря усилению неравновесности эти отклонения со временем возрастают и в конце концов приводят к «расшатыванию» прежнего порядка и возникновению нового.

- Возникновение самоорганизации опирается на положительную обратную связь. Функционирование различных автоматических устройств основывается на принципе отрицательной обратной связи, т. е. на получение обратных сигналов от исполнительных органов относительно положения системы и последующей корректировки этого положения управляющими устройствами.

- Процессы самоорганизации, как и переходы от одних структур к другим, сопровождаются нарушением симметрии. Процессы самоорганизации, связанные с необратимыми изменениями, приводят к разрушению старых и возникновению новых структур.

- Самоорганизация может начаться лишь в системах, обладающих достаточным количеством взаимодействующих между собой элементов, имеющих некоторые критические размеры.

Дополнительный вопрос 5. Информатика как основа синтеза наук: теория информации (К. Шеннона). Роль кибернетики в развитии междисциплинарных связей (Г. Клаус, Н. Винер)

Информатика как синтез и Шеннон

Сейчас на роль «синтезатора наук» претендуют синергетическая и информационная парадигмы. Представляется, что на следующем уровне синтеза системных наук главенствующую роль займет информатика, как наука об информации (изменениях в системах любой природы) и информационных процессах (процессах изменений), вобрав в себя кибернетику и синергетику. Уже сейчас вполне обыденно говорят об управлении, организации, самоорганизации, синергетике информационных процессов. Информационная (неэнергетическая) картина мира логично дополнит (расширит) существующую физическую картину или впишется в нее, отражая пространственные, временные, формообразующие аспекты мироздания.

Концепция К. Шеннона отражая количественно-информационный подход, определяет информацию как меру неопределенности ( энтропию ) события. Количество информации в том или ином случае зависит от вероятности его получения: чем более вероятным является сообщение, тем меньше информации содержится в нем. Этот подход, хоть и не учитывает смысловую сторону информации, оказался весьма полезным в технике связи и вычислительной технике, послужил основой для измерения информации и оптимального кодирования сообщений. Кроме того, он представляется удобным для иллюстрации такого важного свойства информации, как новизна, неожиданность сообщений. 
При таком понимании  информация - это снятая неопределенность, или результат выбора из набора возможных альтернатив.
Роль кибернетики
Кибернетика стоит на стыке многих дисциплин. Внутри самой кибернетики существует несколько основных направлений.
Теоретическая кибернетика, подобно математике, является, по существу, абстрактной наукой. Ее задача — разработка научного аппарата и методов исследования систем управления независимо от их конкретной природы. В теоретическую кибернетику вошли и получили дальнейшее развитие такие разделы прикладной математики, как теория информации и теория алгоритмов, теория игр, исследование операций и др. Ряд проблем теоретической кибернетики разработан уже непосредственно в недрах этого научного нал давления, а именно: теория логических сетей, теория автоматов, теория формальных языков и грамматик, теория преобразователей информации и т. д.
Теоретическая кибернетика включает также общеметодологические и философские проблемы этой науки.
Прикладная кибернетика, в зависимости от типа изучаемых систем управления, подразделяется на техническую, биологическую и социальную кибернетику.
Техническая кибернетика — наука об управлении техническими системами. Техническую кибернетику часто отождествляют с современной теорией автоматического регулирования и управления. Эта теория, конечно, служит важной составной частью технической кибернетики, но последняя вместе с тем включает вопросы разработки и конструирования автоматов (в том числе современных ЭВМ и роботов), а также проблемы технических средств сбора, передачи, хранения и преобразования информации, опознания образов и т. д.
Биологическая кибернетика изучает общие законы хранения, передачи и переработки информации в биологических системах. Биологическую кибернетику в спою очередь подразделяют на медицинскую, которая занимается главным образом моделированием заболеваний и использованием этих моделей для диагностики, прогнозирования и лечения; физиологическую, изучающую и моделирующую функции клеток и органов в норме и патологии; нейрокибернетику, в которой моделируются процессы переработки информации в нервной системе; психологическую, моделирующую психику на основе изучения поведения человека. Промежуточным звеном между биологической и технической кибернетикой является бионика — наука об использовании моделей биологических процессов и механизмов в качестве прототипов для совершенствования существующих и создания новых технических устройств.
Социальная кибернетика — наука, в которой используются методы и средства кибернетики в целях исследования и организации процессов управления в социальных системах. Необходимо, однако, учитывать, что социальная кибернетика, изучающая закономерности управления обществом в количественном аспекте, не может стать всеобъемлющей наукой об управлении обществом, характеризующимся в значительной мере неформализуемыми явлениями и процессами. 
В связи с этим наибольшие практические успехи в современных условиях могут быть достигнуты в результате применения кибернетики в области управления экономикой, производственной деятельностью как важнейшими основами развития общества. Среди социальных подсистем именно экономика характеризуется наиболее развитой системой количественных показателей и соотношений. Сферой экономической кибернетики являются проблемы оптимизации управления экономикой в целом, его отдельными отраслями, экономическими районами, промышленными комплексами, предприятиями и т. д.
В качестве основного метода экономической кибернетики используется экономико-математическое моделирование, позволяющее представить динамику развития производственно-экономических систем, разрабатывать меры по улучшению их структуры и методы экономического прогнозирования и управления. Основным направлением и одной из важнейших целей экономической кибернетики в настоящее время стала разработка теории построения и функционирования автоматизированных систем управления (АСУ). Необходимость создания АСУ обусловливается высокими темпами роста производства, углублением его специализации, расширением кооперирования предприятии, существенным увеличением числа межхозяйственных связей и их усложнением. В ходе развития этих процессов происходит снижение эффективности традиционных методов управления производством, возникает настоятельная необходимость привлечения на помощь руководителю кибернетической техники, т. е. создания систем управления «человек — машина» которые нашли реальное воплощение в виде АСУ. Особенности сельскохозяйственного производства (территориальная рассредоточенность, большая длительность производственных циклов, сильное влияние случайных факторов и др.) повышают значение АСУ в управлении им.
Кибернетика — обобщающая наука, исследующая биологические, технические и социальные системы. Однако предметом ее исследования служат не все вопросы структуры и поведения этих систем, а только те из них, которые связаны с процессами управления. Следовательно, являясь междисциплинарной наукой, кибернетика не претендует на роль наддисциплинарной науки. Если, например, философия оперирует такими универсальными категориями, как материя, время, пространство, то кибернетика имеет дело непосредственно лишь с категорией информации, являющейся свойством особым образом организованной материи.
Таким образом, место кибернетики в системе наук можно определить следующим образом. Кибернетика охватывает все науки, но не полностью, а лишь в той их части, которая относится к сфере процессов управления, связанных с этими науками и соответственно с изучаемыми ими системами. Философия же, объясняя эти закономерности, общие для всех наук, рассматривает наряду с ними и кибернетику как сферу действия общефилософских законов диалектического материализма.
Страница 1 из 712345...Последняя »