Философия кандидатский минимум

Дополнительный вопрос 4. Информатика в постиндустриальном обществе: развитие человекомерных систем

В конце XX века социальная значимость релевантной информации резко усилилась. Это вызвано следующими причинами.

Во-первых, в результате усложнения общественного поведения увеличиваются информационные потребности людей. Информация превращается в массовый продукт.

Во-вторых, информация становится не просто сообщением, имеющим конкретное содержание, а экономической категорией. Она получает рыночную оценку и перестает быть бесплатным товаром. Возникает информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с информацией приносят прибыли и убытки. Расширяются инвестиции в информацию с целью получения новой информации, создания различного рода инноваций для извлечения дополнительной прибыли, а также для воздействия на поведение людей.

В-третьих, прибыль от продаж и покупок информации не усредняется, поскольку информационный рынок не подчиняется законам совершенной конкуренции.

Наблюдаемое в обществе неравномерное распределение информации, ее неодинаковая доступность для различных индивидуумов, наличие неценовых информационных сигналов приводят к тому, что одни индивидуумы получают информационное преимущество перед другими, постепенно трансформируемое в экономическое, социальное или политическое преимущество. Оно становится важной социальной силой, способствующей перераспределению экономических, социальных и политических (властных) ресурсов. Иначе говоря, информационное неравенство ведет к социальному неравенству.

В-четвертых, резко возросли технологические возможности получения, передачи, хранения и использования информации во все возрастающих объемах. Технологическое лидерство захватили информационные технологии, в основе которых лежит взаимодействие компьютера или компьютерной сети с машиной (прибором, аппаратом, манипулятором) и человеком.

В-пятых, эволюция общества становится менее предсказуемой, чем в прошлом.

В основе становления постиндустриального общества лежат сдвиг совокупного спроса в сторону информационных потребностей, а также создание, распространение, постоянное обновление и применение информации опережающими темпами (по сравнению с использованием любых других ресурсов).

Предпосылкой, создающей возможность растущего использования информации в экономике, политике и культуре, является создание Информационной среды общества, Которая может быть понята в первом приближении как информационное пространство (пространство, в котором распространяется информация). Структура этого пространства выражает информационную инфраструктуру общества: различные сети для передачи информации, систему образования, науку, СМИ.

Для современного информационного пространства характерны высокая технологичность и глобальность. По мере создания информационного пространства происходит ускоряемое НТП сближение различных способов передачи информации в пространстве: почты, телеграфа, телефона, компьютерных и телекоммуникационных технологий. Примером эффективности такого сближения служит компьютерная сеть «Интернет», насчитывающая уже сегодня свыше 50 млн пользователей. Происходит формирование рынка персональных средств коммуникации (на базе сотовых, спутниковых и стационарных систем связи). Возникают карманные гибриды телефона, компьютера и факса. На примере «Интернета» видна также растущая глобальность информационного пространства. В отличие от товарных потоков, информационные обмены в этой сети не могут быть проконтролированы при пересечении межгосударственных границ. Если на первой стадии развития информационного общества возникают национальные информационные пространства, то постепенно они интегрируются в единое мировое информационное пространство. Объяснение этой тенденции очевидно: только в случае всеохватности информационное пространство может полностью реализовать свои скрытые возможности.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном обществе.

Основными чертами трудовой деятельности будут являться:

- физические перемещения будут заменены в той или иной мере информационными связями, т. е., образно говоря, произойдет замена перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с информационными целями (совещания, подписи, справки и т. д.). Современное “надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного аппарата.

- из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения; в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет несколько раз менять профессию.

- повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет Проблема безработных поневоле, т. е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.

- встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда, готовность к этому представителей других социальных групп.

Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около 40 тыс. $ в год (для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до 47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год).

- возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого информационным трудом.

В целом все это влияет на развитие науки человекомерных систем, к которым следует отнести все сложные развивающиеся системы, как природные, так и технические и социо-гуманитарные, к ним естественно принадлежит и педагогика и образование.

Дополнительный вопрос 3. Глобальные проблемы современности: информационный аспект. Концепция информационной безопасности

Информ проблемы

РОСТ ЗНАЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА в сравнении с веществом и энергией, которые до сих пор определяли темпы развития мировой цивилизации. Появление в 30-е гг. XX в. теории информации, а затем и кибернетики резко стимулировало развитие компьютерной техники и технологии, что позволило в корне изменить Производство.

Для философского анализа основное в данном процессе то, что ИЗМЕНИЛОСЬ ПОЛОЖЕНИЕ И РОЛЬ ЧЕЛОВЕКА В МИРЕ, ЕГО ВЗАИМООТНОШЕНИЕ С ПРИРОДОЙ И ТЕХНИКОЙ: появились информационное общество и информационный человек, своеобразный коллективный интеллект обитателей планеты.

Нынешний человек глубоко уверен в своих творческих способностях, но и не знает, что ему творить. Хозяин всего мира, он не хозяин самому себе. Он растерян среди изобилия. Обладая большими средствами, большими знаниями, большей техникой, чем все предыдущие эпохи, наш век ведет себя, как самый убогий из всех, плывет по течению.

При всех поражающих воображение успехах науки и техники, создании огромного по масштабам мира вещей и банков информации в основном жизнь человека не стала безопаснее и счастливее, здоровее и благополучнее. Более того, впереди все ощутимее маячит призрак превращения человека в слугу роботизированных компьютерных систем, что волнует не только писателей-фантастов, но и серьезных ученых, политиков.

Реальности информационного общества, новые угрозы и опасности, которые оно несет человеку и человечеству, заставляют все более и более обращаться к познанию механизмов стабилизации, обеспечению устойчивого развития, минимизации превращения в действительность возможных непредсказуемых процессов и явлений.

Человечество вступило в новый этап развития, этап, презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и культуру.

Информация вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее получения и переработки и использования — компьютер и компьютерная технология, с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном секторе (в США — 80%), причем информация, технические и программные средства ее переработки превратились в главный товарный продукт.1

В то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоры в автомобилях, телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т. д. Благодаря развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу развития цивилизации.

Эти технологические изменения существенно преобразуют не только среду обитания человека, но и влияют и на самого человека, на организацию всех видов его деятельности, на взаимоотношения между сообществами людей.

Сейчас, в эпоху резкого возрастания роли компьютерной техники, проблема сохранения самобытности человеческой личности приобретает особую важность как в сфере теоретического осмысливания места человека в современном обществе, так и в связи с назревшей необходимостью новых подходов к воспитанию человека.

Существует опасение, что компьютеризация деятельности специалиста, не обладающего фундаментальной культурой решения познавательных задач, способна превратить человека в придаток машины, лишить его способности к творческой деятельности.

В то же время прогресс компьютеризации сопровождается формированием еще и такого негативного явления, как привязанность человека к компьютеру, неспособность обойтись без него при решении даже простейших задач.

Проблема “ребенок и компьютер” представляет уже сегодня серьезный мировоззренческий и методологический интерес. Ведь она касается формирования человека, его умственного, физического и нравственного здоровья.

Взаимодействие человека и компьютера совершает радикальные преобразования и в человеческом сознании, оно реализуется на основе решения сложнейшей задачи развития мышления, задачи оперирования формальными понятиями и объектами. При этом человек смотрит на мир глазами компьютера.

Информ. безопас.

Под информационной безопасностью понимается защищенность информации и поддерживающей ее инфраструктуры от любых случайных или злонамеренных воздействий, результатом которых может явиться нанесение ущерба самой информации, ее владельцам или поддерживающей инфраструктуре. Задачи информационной безопасности сводятся к минимизации ущерба, а также к прогнозированию и предотвращению таких воздействий.

Действия, которые могут нанести ущерб информационной безопасности организации, можно разделить на несколько категорий.

1. Действия, осуществляемые авторизованными пользователями

· целенаправленная кража или уничтожение данных на рабочей станции или сервере;

· повреждение данных пользователем в результате неосторожных действий.

2. "Электронные" методы воздействия, осуществляемые хакерами. Целью несанкционированного проникновения извне в сеть предприятия может быть нанесение вреда (уничтожения данных), кража конфиденциальной информации и использование ее в незаконных целях, использование сетевой инфраструктуры для организации атак на узлы третьих фирм, кража средств со счетов и т. п.

3. Компьютерные вирусы. Отдельная категория электронных методов воздействия - компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.

4. Спам. Всего за несколько лет спам из незначительного раздражающего фактора превратился в одну из серьезнейших угроз безопасности:

Спам отнимает массу времени на просмотр и последующее удаление сообщений, вызывает у сотрудников чувство психологического дискомфорта;

5. "Естественные" угрозы. На информационную безопасность компании могут влиять разнообразные внешние факторы: причиной потери данных может стать неправильное хранение, кража компьютеров и носителей, форс-мажорные обстоятельства и т. д.

На сегодняшний день существует большой арсенал методов обеспечения информационной безопасности:

Средства идентификации и аутентификации пользователей (так называемый комплекс 3А);

Средства шифрования информации, хранящейся на компьютерах и передаваемой по сетям;

Межсетевые экраны;

Виртуальные частные сети;

Средства контентной фильтрации;

Инструменты проверки целостности содержимого дисков;

Средства антивирусной защиты;

Системы обнаружения уязвимостей сетей и анализаторы сетевых атак.

Дополнительный вопрос 2. Конструктивная кибернетическая эпистемология (Х. фон Ферстер, В. Турчин). Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики

Эпистемология — теория познания, раздел философии.

Термин «гносеология» был введён и активно применялся в немецкой философии XVIII века; «эпистемология» был введён и активно применялся в англо-американской философии XX в. В русской философии в XIX и 1-й половины XX в. преобладал первый термин, а со 2-й половины XX в. начал преобладать и сейчас преобладает второй. Термин Эпистемология более узкий, чем гносеология, Эпистемология рассматривает строго научное познание.

Конструктивная кибернетическая эпистемология

Пишут Х. фон Фёрстер и В. Турчин:

Для того, чтобы преуспеть в передаче машине нашей способности понимать естественный язык, необходимо разбить значение языка на некоторые элементарные единицы.

Перед тем как ответить на вопрос, его необходимо понять. После того, как получен ответ, он должен быть понят. Философия очень часто вызывает ответ: "Я не понимаю. Для меня это просто слова лишенные какого-либо смысла".

Мы попытаемся избежать этой ситуации. В качестве первого этапа развития нашей философии мы введем точный критерий оценки осмысленности или бессмысленности текста. Конкретнее, мы связываем смысл со знанием - смысл утверждения понят, если это утверждение может увеличить наше знание (не важно верно или нет новое знание). Поэтому мы начинаем изложение нашей философии эпистемологии с обсуждения того, что есть знание.

В кибернетике говорят, что целенаправленная кибернетическая система S имеет некоторые знания, если она имеет модель некоторой части мира, в которой S находится. Говоря неформально, модель какого-либо процесса - это другой процесс, который как-то воспроизводит, симулирует первичный процесс. Так используя модель, становится возможным узнать что-либо о моделируемом процессе, не наблюдая его, или предсказать его результаты до того, как они появятся.

Определим предсказание, как утверждение, что данный процесс, являющийся тестом, удачно завершился, то есть достиг данного, заблаговременно определенного, состояния после которого мы просто не заботимся, что происходит с процессом.

Знание одновременно является объективным и субъективным, потому что оно возникает в результате взаимодействия субъекта (кибернетической системы) и объекта (окружающего мира). Знание о каком-либо объекте всегда относительно - оно существует только как часть данного субъекта. Субъект знания использует его при принятии решений. Так мы можем обозначить субъекта, как пользователя знания.

Мы выделяем язык - систему, которая при управлении ей должным образом, может порождать объекты называемые сообщениями.

Для простейшей кибернетической системы, не имеющей модели мира, язык команд - единственный язык который может быть понят. Если система имеет модель мира, например, как человек или робот, полученное сообщение не ограничивает действия системы непосредственно, но изменяет ее модель мира. Очевидно, что это будет влиять на действия системы, но не напрямую, и возможно не сразу. Мы называем такие сообщения утверждениями.

Мозг и языки тесно взаимосвязаны. Язык - это потомок, и в каком-то смысле, продолжение мозга. Используя язык, мы создаем новые модели реальности, которые не были встроены в наш мозг природой.

В соответствии с кибернетической эпистемологией все значимые утверждения являются иерархическими моделями реальности.

Моделирование и выч. эксперимент

Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.

Модель - объект произвольной природы, который отражает главные, с точки зрения решаемой задачи, свойства объекта моделирования.

Главные функции модели - упрощение получения информации о свойствах объекта; передача информации и знаний; управление и оптимизация объектами и процессами; прогнозирование; диагностика;

В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.)

Процесс моделирования включает три элемента:

· субъект (исследователь),

· объект исследования,

· модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.

На втором этапе модель выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество (совокупность) знаний о модели.

На третьем этапе осуществляется перенос знаний с модели на оригинал — формирование множества знаний. Одновременно происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.

Четвертый этап — практическая проверка получаемых с помощью моделей знаний и их использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.

Моделирование — циклический процесс. Это означает, что за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.

Дополнительный вопрос 1. Философия и кибернетика в XXI веке: проблемы и методология их решения

Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах или же наука об управлении, связи и переработке информации. Объектом изучения являются динамические системы. Предметом – информационные процессы, связанные с управлением ими.

Кибернетика возникла на стыке многих областей знания: математики, логики, семиотики, биологии и социологии.

Обобщающий характер кибернетических идей и методов сближает науку об управлении, каковой является кибернетика, с философией.

Сама кибернетика как наука об управлении многое дает современному философскому мышлению. Она позволяет более глубоко раскрыть механизм самоорганизации материи, обогащает содержание категории связей, причинности, позволяет более детально изучить диалектику необходимости и случайности, возможности и действительности.

Исследование методологического и гносеологического аспектов кибернетики способствует решению многих философских проблем. В их числе - проблемы диалектического понимания простого и сложного, количества и качества, необходимости и случайности, возможности и действительности, прерывности и непрерывности, части и целого. Для развития самих математики и кибернетики важное значение имеет применение к материалу этих наук ряда фундаментальных философских принципов и понятий, применение, обязательно учитывающее специфику соответствующих областей научного знания. Среди этих принципов и понятий следует особо выделить положение отражения, принцип материального единства мира конкретного и абстрактного, количества и качества, нормального и содержательного подхода к познанию и др.

Философская мысль уже много сделала в анализе аспектов и теоретико-познавательной роли кибернетики. Было показано, сколь многообещающим в философском плане является рассмотрение в свете кибернетики таких вопросов и понятий, как природа информации, цель и целенаправленность, соотношение детерминизма и теологии, соотношение дискретного и непрерывного, детерминистского и вероятностного подхода к науке.

Нужно сказать и о большом значении кибернетики для построения научной картины мира. Собственно предмет кибернетики - процессы, протекающие в системах управления, общие закономерности таких процессов.

Значение кибернетики:

· Философское значение, поскольку кибернетика дает новое представление о мире, основанное на роли связи, управления, информации, организованности, обратной связи и вероятности.

· Методологическое значение кибернетики определяется тем, что изучение функционирования более простых технических систем используется для выдвижения гипотез о механизме работы качественно более сложных систем с целью познания происходящих в них процессов - воспроизводства жизни, обучения и так далее.

Использование понятий и идей кибернетики в вопросах физики, химии, биологии, философии, социологии, психологии и других науках дали превосходные всходы, позволили глубоко продвинуться в сущность процессов, протекающих в неживой и живой природе. Нет никакого сомнения в том, что грядущий XXI век и прогресс естествознания и науки всей будет протекать по линии изучения закономерностей управляющих процессов в сложноорганизованных системах. Самоорганизующаяся система - это познавательная модель науки XXI века. Информация выйдет в XXI столетии на первое место в мире научных понятий.

Явления, которые отображаются в таких фундаментальных понятиях кибернетики, как информация и управление, имеют место в органической природе и общественной жизни. Таким образом, кибернетику можно определить как науку об управлении и связи с живой природой в обществе и технике.

Проблемы кибернетики:

Проблема ИИ. Ранее допускалось создание искусственного интеллекта или машины, которая будет "умнее" своего создателя. Были поставлены другие вопросы, связанные с возможностью такой машины. Сможет ли машина полностью, во всех отношениях заменить человека? Существуют ли вообще, какие ли пределы развития кибернетических устройств? В настоящее время происходит обсуждение вопроса о перспективах развития кибернетических машин и их взаимоотношений с человеческим разумом. Рассматривая возможность создания искусственным путем, на основе моделирования, мыслящего существа необходимо остановиться на двух аспектах этой проблемы. Во-первых, кибернетика моделирует не все функции мозга, а только те, которые связаны с получением, обработкой и выдачей информации, т. е. функции, которые поддаются логической обработке. Все же другие, бесконечно разнообразные функции человеческого мозга остаются вне поля зрения кибернетики. Во-вторых, с точки зрения теории моделирования вообще не имеет смысла говорить о полном тождестве модели и оригинала.

Решение уникальных проблем. Кибернетические методы пока неприменимы для решения уникальных проблем (трудности сопоставления разнородных качеств, субъективный характер многих оценок качества альтернатив, трудность организации работы экспертов, трудности получения полного списка альтернатив).

Охватывание различных областей. Учитывая текущие тенденции информатизации общества в целом, следует указать, что роль кибернетики в управлении будет все больше и больше расширяться, все в большей степени захватывая области принятия решений.

Информ ресурсы. Следующая проблема кибернетики – проблема информационных ресурсов. Недостаточно точная, достоверная и полная информация нередко приводит к искажению результатов и к неправильным выводам и решениям поставленных задач.

Методы исследования. Есть необходимость создания методов исследования структуры и топологии распределения различных видов информационных ресурсов по отельным регионам, странам и в глобальном масштабе.

Языковой барьер. Существует проблема “языковых барьеров” в мировом информационном пространстве, в котором английский язык является основным. Преодоление языкового барьера требует создания инструментальных средств и информационных технологий, способных поддерживать многоязычные информационные системы массового применения.

Следует отметить, что в развитии кибернетики и информатики по-прежнему наиболее сильное влияние оказывают страны запада. В России же развитие данной науки несколько затруднено в связи со слабым финансированием и поддержкой со стороны правительства. Однако все же любая проблема решаема, рано или поздно будет решена. На протяжении развития науки будут появляться новые проблемы, отпадать старые, двигая прогресс и развитие человечества.

1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры

Наука Особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Познание не ограничено сферой науки (обыденное познание, философское, художественное, религиозно-мифологическое). Различают формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. Наука выступает в 3 основных ипостасях: 1.Форма деятельности. Наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности.

2.Система или совокупность дисциплинарных знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности, научное знание пытается обеспечить себе зону автономии и быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

3. Социальный институт. Это понимание науки подчеркивает ее социальную природу и объективирует ее бытие в качестве формы общественного сознания. Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Но то, что она является институтом, где тысячи нашли профессию, - результат недавнего развития.

С наукой нельзя связывать только фиксацию совокупности фактов и их описание. В настоящее время наука предстает прежде всего как Социокультурный феномен. Как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Она рассматривается в качестве социокультурного феномена т. к. границы сегодняшнего понимания науки, расширяются до границ "культуры". И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и "подлинного" фундамента последней в целом в ее первичном - деятельностном и технологическом - понимании. Наука выступает как фактор социальной регуляции общественных процессов. Она воздействует на потребности общества, становится необходимым условием рационального управления. Любая инновация требует аргументированного научного обоснования. Проявление социокультурной регуляции науки осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему воспитания, обучения и подключения членов общества к исследовательской деятельности.

Научно-исследовательская деятельность признается необходимой и устойчивой социокультурной традицией, без которой нормальное существование и развитие общества невозможно. Она - приоритетное направление деятельности любого цивилизованного государства. Современную науку называют Большой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин. Новые источники энергии и информационные технологии - перспективные направления современной науки.

Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история. Исследователи указывают на "внешнюю" и "внутреннюю" социальность науки. Зависимость от социально-экономических, идеологических и духовных условий функционирования того или иного типа общества и государства, определяющего политику по отношению к науке, способы поддержки ее развития или сдерживания ее роста, составляют "внешнюю" социальность науки. Влияние внутренних ментальных установок, норм и ценностей научного сообщества и отдельных ученых, окрашивающих стилистические особенности мышления и их самовыражение, зависимость от особенностей эпохи и конкретного периода времени составляют представление о "внутренней" социальности.

Не только производство, но и факторы, институциональные, интеллектуальные, философские, религиозные и даже эстетические влияют на прогресс науки. Наука как социальный институт включает в себя Ученых с их знаниями, квалификацией и опытом; разделение и кооперацию научного труда; четко налаженную и эффективно действующую систему научной информации; научные организации и учреждения, научные школы и сообщества; экспериментальное и лабораторное оборудование и др.

Наука была и остается прежде всего средством формирования научного знания, научной картины мира. Само существование науки как специфического социального института, ее все возрастающая роль в обществе в конечном счете обусловлены тем, что наука призвана выполнять в системе общественного разделения труда функции, связанные с осуществлением деятельности по формированию и развитию научного знания, определенных норм познавательного отношения к действительности.

2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе

Наука Особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию. Философия - особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Специфика науки: 1. Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике… Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. 2. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, независимо от человечества. 3. Выводы наука формулирует в теориях, законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение ученого к изучаемым явлениям и социальным последствиям его открытия. 4. Представители наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. 5. Главная функция - выработка и систематизация объективных знаний о действительности, направленные на предметное постижение мира, предполагающая получение нового знания. 6. Цель связана с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности на основе открываемых ею законов. 7. Система наук условно делится на естественные, общественные и технические. 8. В развитии чередуются нормальные и революционные периоды (научные революции), приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий, методов и форм организации. 9. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. 10. Языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета. 11. Критерии научности: повторяемость наблюдений; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. 12. Практическая зависимость.

Специфика философии: 1. Философию интересует мир в целом. Поэтому определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах" - справедливо. 2. Философы изучают многообразие взаимодействий, в котором переплетены причина и следствие, цикличность и спонтанность, упорядоченность и деструкция, силы добра и зла, гармонии и хаоса. 3. Формирование новых идеалов, норм и культурных ценностей. 4. Стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. 5. Стремится найти предельные основания и регулятивы всякого сознательного отношения к действительности. Поэтому философское знание выступает не в виде логически упорядоченной схемы, а принимает вид развернутого обсуждения, детального формулирования всех трудностей анализа, критического сопоставления и оценки возможных путей решения поставленной проблемы. 6. Основывается на теоретико-рефлексивном и духовно-практическом отношении субъекта к объекту. 7. Основные разделы: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика + философская антропология, аксиология, теория культуры, социальная философия, философия религии, науки... 8. Тенденции развития связаны с осмыслением проблем мира и место в нем человека, судьбы современной цивилизации, единство и многообразие культур, природа человеческого познания, бытие и язык. 9. Отстоит от сферы повседневности и уносится в мир умопостигаемых сущностей, недоступных чувственному познанию. 10. Язык философии - язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. 11. Отсутствие научности из-за обилия авторизованных концепций и стремления к самовыражению в поиске всеобщего. 12. Нет практического применения.

Взаимосвязь. Философия - не наука, но в ней господствуют понятийность, идея причинности, ориентация на объективность и стремление к обнаружению наиболее общих, часто повторяющихся связей и отношений, т. е. закономерностей. Наука, претендующая на отражение мира в понятийной форме и с точки зрения закономерности, рассматривается как высший этап развития человеческого познания, свободный от предрассудков метод постижения истины, совокупность эмпирически достоверного и логически организованного знания. Философия и наука как "звенья единой цепи" в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии не отличались. В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного. Средства, представленные категориальным аппаратом философии, обладают статусом всеобщности и необходимости. Наука не содержит внутри себя критериев социальной значимости своих результатов. Однако философия несет ответственность за науку перед человечеством. Положительная задача философии состоит в оценке совокупности результатов науки в их гуманистической перспективе, в движении согласно логике развития научных исследований до рубежей, этико-мировоззренческих проблем.

3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы

Философия науки – раздел философии, предполагающий рассмотрение науки как сферы человеческой деятельности в единстве различных аспектов: знаниевой (какое знание дает наука), методологический (методы науки), лингвистический (язык науки), институциональный, коммуникатиционный (связь, общение).

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Предмет – наука.

Философия науки должна: 1. Выделить общие проблемы для всех «философий науки»;

2. Исследовать направления ее развития (от истории к будущему).

Главные отличия философии науки - 1. целостность (наука как единое целое) 2. ценность (значение науки)

Образы философии науки: 1. Как направление западной и отечественной философии. Представлена множеством концепций, предлагающих модели развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

2. Как философская дисциплина наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующих свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию, в данном случае к бытию науки.

Философия науки как дисциплина возникла во 2ой половине XX в. в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР, в то время как направление, имеющее название "философия науки", возникло столетием раньше. Как дисциплина испытывает влияние философско-мировоззренческих концепций и теоретических разработок философии науки как современного направления западной философии. Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философа науки интересует научный поиск, "алгоритм открытия", динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности.

В определении Центральной проблемы философии науки существуют некоторые разночтения. 1. По мнению Ф. Франка, центральной проблемой является вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам. 2. К. Поппер считал, что центральная проблема в том, как возможно рассудить или оценить далеко идущие притязания конкурирующих теорий или верований?

Круг проблем философии науки достаточно широк: детерминируются ли общие положения науки однозначно или один и тот же комплекс опытных данных может породить различные общие положения? Как отличить научное от ненаучного? Каковы критерии научности, возможности обоснования? Каковы основания, что одна теория лучше другой? В чем состоит логика научного знания? Каковы модели его развития?

Все вопросы вырастают из Центральной проблемы философии науки - проблемы роста научного знания. Можно разделить все проблемы на три подвида. 1. Проблемы, идущие от философии к науке. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки. 2. Проблемы, возникающие внутри науки и нуждающиеся в компетентном арбитре - Философии. Здесь переплетены проблемы познавательной деятельности как таковой, теория отражения, когнитивные процессы и собственно "философские подсказки" решения парадоксальных проблем. 3. Проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных различий и органичных переплетений во всех возможных плоскостях приложения. Философское мировоззрение играет значительную роль в развитии науки, особенно заметно в эпохи научных революций: возникновение античной математики и астрономии, коперниканский переворот - гелиоцентрическая система Коперника, становление классической научной картины мира - физикой Галилея-Ньютона, революция в естествознании XIX-XX вв…

Место философии науки. Некоторые видят в дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи - связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции - идеологическая спекуляция на науке, вредная для науки и для общества (П. Фейерабенд).

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами при узкопрофессиональном подходе к явлениям и процессам. Стимулируя сам интерес к науке, с одной стороны, философия науки предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста научного знания - с другой.

4. Трансцендентально-аналитический (И. Кант) и синтетически обобщающий (О. Конт) подходы к осмыслению науки

Кант -  от вопроса как наука возможна к ответу как она реально есть. Конт - от «как есть» к «как возможна».

1. Трансцендентально-аналитический (Кант) Согласно Канту «всякое познание занимается не предметами, а видами самого процесса познания предметов, поскольку познание возможно априори», т. е. до всякого опыта. Мы познаём не “вещи в себе”, а наше восприятие этих вещей. а) Наука рассматривается как элемент сознания уже в нем имеющаяся. б) На 1-м месте при этом подходе философия, а на 2-м исследование эмпирического существования науки. Название этого подхода «Кантовская парадигма». Мысль движется от «Откуда возникает наука?» к ее реальному существованию… Философия науки - элемент общефилософской теории.

2. Синтетически-обобщающий (Конт) Рассматривает науку как некую реальность, т. е. то, что существует само по себе, независимо от нашего сознания. На основе обобщения конкретных форм существования науки выявляются общие закономерности и тенденции развития. Мысль движется от вопроса как она существует к вопросу как она возможна, т. е. здесь философия науки обобщает то, что разработано другими науками.

Кант. Докритический период (1 - до начала 70-х годов) и критический (2). 1. Вопросы естествознания, решение их с материалистической позиции (гипотеза о возникновении Солнечной системы из гигантской газовой туманности, предположение о замедлении вращения Земли благодаря действию приливов и отливов). 2. Позиции философского дуализма. На основе критического анализа познания человека возникают проблемы: Что я могу знать и делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Характерные черты: агностицизм и априоризм. В 80-е гг. написал работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Су­ществует независимо от нас мир «вещей в себе», они не познаваемы. Познание на­чинается с их воздействия на органы чувств, вызывая в них явления, которые по­знаваемы. В теории познания особое значение придает синтетическим су­ждениям, против аналитических, несут новые знания. Синтетические суждения - апостериорные (опыт) и априорные (доопытные). Последние имеют первостепен­ное значение и основной вопрос об источниках, видах и границах знания формулируется им как вопрос о возможности априорных синтети­ческих суждений в математике, естествознании и метафизике (философии). Решение этих вопросов основывается на чувственности (способность к ощущениям), рассудке (способность к суждениям и понятиям) и разуме (способность к умозаключениям, доходящим до идей). 1 этап чувственного познания - способность человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм пространства и времени, результат - мир явлений. На 2 этапе рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия. На 3 разум, способный руководить рассудком, ставя цели, порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта, для постижения «вещей в себе». Но, пытаясь выйти за границы опыта, вещи «бегут от» разума. Кант в одной философской системе объединил материализм и идеализм (ведущий). Цель учения обосновать религию: человек не может проникнуть в мир «вещей в себе», где находятся Бог, душа, свободная воля. Поэтому наука не может судить о Боге, о смертности души, ибо всё это ей не доступно. В мир «вещей в себе» может заглянуть религия. Заслуга Канта - он первый в философии Нового времени показал сложность и противоречивость процесса познания.

Конт [позитивизм], как и Кант - познать можно явления. Отрицал понятие причинности, заменяя его представлением о постоянной последовательности явлений. В науках, по Конту, принципиально невозможно объяснение. Задача наук не объяснять, не исследовать причину явлений, а лишь вывести из основных явлений вторичные явления. Любая научная истина относительна, неполна. Научное знание содержит в себе нечто взятое от объекта и субъекта. Познание проходит 3 стадии: 1. Теологическая - в мышлении господствует воображение. 2. Метафизическая – природа исследуется как некоторая аб­страктная сущность и усиливается роль рассудка. 3. Позитивная (научная) - отказ от теоло­гии и метафизики, ориентация на положительное (конкретное) знание, обеспечивающееся мат., астр., физ., хим., биол., соц. Цель позитивной науки - выявление порядка и законов природы и общества. Все «метафизические» проблемы (сущность бытия) неразрешимыми. Законы - итог наблюдения отношений между явлениями, а познание этих от­ношений - «позитивный» вид знания. Прогресс от религии к позитивизму. Понимание «невозможности достижения абсолютных знаний» - итог развития человека. Классификация наук: а) науки, относящиеся к внешнему миру и к человеку; б) философию природы делится на неорганическую и органическую; в) естественная философия охватывает астрономию, химию и биологию. 6 основных наук – мат., астрон., физ., хим., биол., соц. Группировка наук: а) начальной, математико-астрономической; б) промежуточной, физико-химической; в) конечной, биолого-социологической. Основоположник социологии. Доказывал существование связи между всеми видами знаний.

5. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд)

Карл Поппер - Условия необходимые для развития науки: принцип фальсификации, критика индуктивизма

- индуктивное обобщение опыта не гарантирует достоверности обобщающих положений и не приводит к теориям, а теории не являются лишь описанием. Индуктивное обобщение «Все лебеди белые», но есть черные.

- для решения проблемы демаркации (отличие научного знания от ненаучного) - принцип фальсификации (опровержения). Научные теории имеют свой предмет и границы, поэтому должны быть фальсифицируемы.

- принцип фальсификации (искажение, изменение): теория с истинным знанием должна быть сформулирована так, что бы в ней существовали возможности ее опровержения, а следовательно ее развития. Развитие научного познания – «смена одной теории другой». Функция философии в рациональной критике научных утверждений: «критический рационализм» «гипотетичность любой теории».

- рост научного знания, подвергает критике принцип верификации (который требует эмпирической проверки). Считает, что истинное знание не может быть проверено с помощью ограниченных эмпирических фактов, которые конечны. Наука изучает реальный мир, имеющий 3 слоя реальности, взаимодействие которых определяет развитие науки: I мир — мир физических сущностей; II мир — духовные состояния человека + его сознательное и бессознательное; III мир — мир «продуктов человеческого духа» (средства познания, научные теории, научные проблемы, предания, объяснительные мифы, произведения искусства и т. п.).

- обнаружение эмпирических фактов, противоречащих выводам теории, делает ее фальфицированной, а такая теория должна быть отброшена. Но на деле не отбрасывается. Эта устойчивость фундаментальных теорий по отношению к отдельным фактам-фальсификаторам учтена в концепции И. Лакатосом.

Имре Лакатос - концепция исследовательских программ, «усовершенствованный фальсификационизм».

- Основная проблема – рост научного знания. Развитие науки - соперничество исследовательских программ, т. е. концептуальных систем, которые включают в себя комплексы взаимодействующих и развивающихся теорий, организованных вокруг некоторых фундаментальных проблем, идей, понятий и представлений (ядро).

- для сохранения основной теории от разрушения выдвигаются промежуточные теории, опровергающие ядро. Вспомогательные гипотезы - «защитный пояс» ядра, функция которого обеспечить «позитивную эвристику» - рост знаний, превращения контрпримеров в подтверждающие, расширение эмпирического базиса программы.

- развитие науки - конкуренция исследовательских программ, где побеждает та, которая обеспечивает «прогрессивный сдвиг проблем», т. е. увеличивает способность предсказывать новые неизвестные факты и объяснять все факты, которые объясняла ее соперница. Другая программа вырождается. Но преемственность.

Томас Кун - «научная революция», «традиции сохраняют и способствуют развитию научного познания».

- этапы научной революции, где кардинально меняются стратегии научного исследования, формируются радикально новые фундаментальные концепции, новые представления о реальности, новые методы и образцы исследовательской деятельности, противопоставил «нормальной науке», а само историческое развитие научного знания представил как поэтапное чередование периодов нормальной науки и научных революций.

- ввел понятие парадигмы - некоторая система фундаментальных знаний, получивших признание научного сообщества и целенаправляющих исследования. Цель нормальной науки в решении таких задач, в открытии новых фактов и порождении теоретических знаний, которые углубляют и конкретизируют парадигму.

- смена парадигмы означает научную революцию. Она вводит новую парадигму и по-новому организует научное сообщество. Если новая парадигма обеспечивает успех открытий, она завоевывает сторонников. В итоге научное сообщество, пережив революцию, вновь вступает в период развития - нормальная наука.

- наука — не непрерывный рост знания с накоплением истин (как у Поппера), а процесс дискретный, связанный с этапами революций как перерывов в постепенном, «нормальном» накоплении новых знаний.

Пол Фейерабенд - анархистская эпистемология, «полиферация» (множество теорий)

- кумулятивистская модель развития науки не соответствует реальной истории науки. Старые теории нельзя логически вывести из новых, как и старые термины объяснить новыми. В процессе развития дисциплины старые теории не отбрасываются, а переформулируются, что может осуществляться до новой теории.

- поскольку любая наука является гипотетической, то любая теория является истинной.

- принцип пролиферации (размножения) - идея размножения теорий, вводящих разные понятия и разные способы описания реальности. Через их взаимную критику осуществляется развитие науки.

- принцип несоизмеримости - одна теория не должна быть похожа на другую, никаких авторитетов, невозможность требовать от теории, чтобы она удовлетворяла ранее принятым методологическим стандартам.

Страница 2 из 712345...Последняя »