Философия кандидатский минимум

16. Наука и философия эпохи Просвещения. Культ разума, его сильные и слабые стороны

Эпоха Просвещения - ХVIII "век безумный и мудрый" (Радищев). Отразила борьбу крепнущей буржуазии с феодальным абсолютизмом и клерикализмом, провозгласила разделение экономической и политической власти на основе формирования гражданского общества и правового государства, обосновала необходимость роли права, как социального института для регулирования взаимоотношений государства и личности, защищать ее права и свободы. Англия - Д. Локк, Д. Толанд, А. Э.Шефтсберн, Б. Мандевиль, Д. Юм, наибольший радикализм во Франции - В. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Э. Кондильяк, П. Гольбах, Ж. Ламетри, фундоментально-теоретическая форма в Германии: Г. Лессинг, И. Гердер, молодой Кант.

В центре философии Просвещения - решающая роль науки, просвещения и познания "человеческой природы" для исправления реального несовершенства человека и общества, главная причина которого - невежество, необразованность, затемнение сознания религиозным фанатизмом и суевериями. Главное орудие - разум в соединении с наукой Нового времени - естествознанием. По мере распространения научных знаний общество будет совершенствоваться, приближаться к идеалу, рисовавшемуся им как "царство Разума".

Ключевое понятие: "человеческая природа" - подлинные, неиспорченные качества человека, вечны, неизменны, годны для всех (по природе все люди едины) и постигаемы с математической точностью. Открыть эти качества и рассказать всем - путь к "царству Разума". Минус: 1)абстрактная, внеисторическая трактовка "человеческой природы", не учитывающая, что "чел. природа" зависит от изменяющейся от эпохи к эпохе социальной структуры общества, сама исторически изменчива. Внеисторизм, идея исчерпания "чел. природы" средствами математики - следствие механистического взгляда на мир (сведение явлений природы к движению материальных частиц, характеризуемых чисто количественно, связанных между собой жесткой, однозначной необходимостью). 2) упрощенный характер этого представления о человеке: выпадают иррациональные структуры личности, оно не передает главное свойство человека - творчески-созидательное начало.

Оправдание: 1) представление выдвигалось в условиях борьбы с господством религии, которая[борьба] могла опереться лишь на науку, которая описывала лишь количественные характеристики, а не качественные. 2) в рамках этого упрощения ставились важные социально-философские проблемы: идея мощи, безграничных возможностей разума и науки как непременных условий социального прогресса, единство рода человеческого.

Плюсы: 1) полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с разумом — невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета самого разума (Т. Гоббс); 2) выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества. Именно она способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс (ф. Бэкон); 3)развитие наук и конечное подчинение человеком природы возможно тогда, когда будет сформирован главный метод мышления, метод «чистого» разума, способный действовать во всех науках. (Р. Декарт).

Основа концепции естественного права - различение естественного(1) и гражданского(2) закона. 1)Идеальный правопорядок, исходящий из"естественной справедливости"(люди равны, свободны, независимы) показателен для "естественного состояния"(временя, когда люди не знали государственных установлений), или некая идеальная норма, заложенная в разуме. 2)несправедлив, противоречит человеческой природе, закрепляет социальное неравенство. Направление - борьба с сословностью. "Гражданское состояние"- рушится при теории общественного договора (живя в "естественном состоянии" - люди сталкиваются интересами, для гарантии прав люди сообща договариваются о передаче части верховной власти, при нарушении – свержение).

Проблема научного метода и шире — проблемы познания — также центр внимания Просвещения. Нельзя познавать Бога, природу, человека, общество, не выяснив каковы законы познающего Разума. В отличие от других наук философия должна изучать именно мышление человека и его законы. Она должна найти такой метод, который применим ко всем наукам: знаний (теорий, гипотез, осмысленных фактов в науке) много, а метод, которым можно получить и проверить истинность знания, не разработан. Надо найти истинный метод науки, первопринципы Ума, с которых начинается построение истинной философии и наук.

При поисках нового «суперметода» и произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и рационализма. Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знания - это опыт, который связан с чувственностью, ощущениями, восприятиями, представлениями. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц и др.) - опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой общенаучного метода. Противоположность подходов в вопросах познания была разрешена в немецкой классической философии. Требовался иной подход - диалектический. Классический рационализм как вера в возможность познания мира и человека разумом стал основой развития науки, европейского стиля мышления.

В XVIII веке философия развивается под влиянием идей Просвещения, наиболее радикальным и значительным было Просвещение во Франции (воздействие философии Декарта и Локка). Во французском Просвещении выделяют две основные группы: «старших» просветителей (Ш.-Л. Монтескье, Ф. Вольтер, также Э. Б. Кондильяк) и «младших» (Ж.-О. Ламетри, Д. Дидро, К.-А. Гельвеций, П. Гольбах). «Старшие» просветители заложили основы критики абсолютизма и церкви, стимулировали поиск нового мировоззрения.

Ш.-Л. Монтескье в «Персидских письмах» критиковал абсолютизм и суеверия, исходил из существования объективной закономерности в природе. В работе «О духе законов» стремился выявить объективные законы истории. Природные (географические) условия определяют особенности психологии народов, а последняя, в свою очередь, обусловливает формы правления. Такая концепция характеризуется как «географический детерминизм». Он первым обосновал политическую теорию разделения властей.

Франсуа Вольтер исследовал историю как объективный процесс, критиковал церковь и выступал за веротерпимость. В то же время «старшие» просветители были деистами, то есть признавали ограниченное участие Бога в мире: Бог – «великий часовщик», запустивший часы природы, источник движения. С точки зрения Вольтера, религия нужна народу (если бы Бога не было, его следовало бы выдумать).

Во 2 пол. 40-х годов XVIII века на арену выходят радикальные «Младшие» – материалисты и атеисты.

Ж.-О. Ламетри в познании опирается на чувственный опыт, ощущения. Как врач, он считает человека телесным существом, душа которого неразрывно связана с телом («Различные состояния души соответствуют аналогичным состояниям тела», «пища имеет над нами власть»). Преодолевает дуализм Декарта в понимании человека, утверждая материальное субстанциональное единство в работе «Человек-машина». Он первым обосновал единство материи и движения (атрибуты материи многообразие ее форм, активность и чувствител.).

Д. Дидро развивает идеи Ламетри. В основе всего многообразия как неживой, так и живой природы лежит единая материальная субстанция, обладающая активностью. Материя состоит из атомов, понимаемых не механически, а скорее как органические молекулы. Считает ощущение всеобщим свойством материи. В отличие от животного человек обладает особой организацией. Способность к чувственному познанию объясняется «теорией вибрации» (человек сравнивается с фортепиано, на клавишах играет внешний мир). Он критикует субъективный идеализм как философию «сумасшедшего фортепиано». Интерес Дидро к живой природе позволил преодолеть рамки механистического материализма, вводит эволюционистское понимание природы, стремится объяснить развитие в природе, ссылаясь «только на материальные силы».

К.-А. Гельвеций занимался проблемами познания, этики и общественного устройства. Способности ума сводятся им к ощущениям, которые составляют объективную основу знания. Страсти порождают заблуждения. Наряду с природными выделяет страсти, порождаемые обществом и воспитанием (алчность). Страсти, связанные с интересами и потребностями людей, объединяют их в общества. Но материалистической теории общества не создал, полагая, что «мнения правят миром» и надеясь на политические преобразования.

Поль Гольбах изложил в работе «Система природы» (1770) свое миропонимание, представлявшее систему материалистического субстанциализма. Материя–природа - единственная основа. Многообразие природы, форм движения - источник самодвижения материи. Формы материи различаются организацией. Впервые предложил определение материи через отношение к органам чувств, к сознанию («По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…»), предвосхитив будущее развитие материализма. Все имеет свою причину и подчиняется неизменным законам, все необходимо, а случай – лишь результат незнания причин. Т. о., доводит до предела детерминизм и фатализм. Материализм Гольбаха механистический, все движения сводятся им к простым: притяжению и отталкиванию.

И. В. Гёте – немец, диалектика пронизывает всё его творчество, основной принцип: «В начале было дело». Убеждён в объективном характере законов природы, источник развития ее заключён в ней самой. Основной формой материи - является движение. Но не смог объяснить многообразия форм движения материи.

Г. Э. Лессинг - принципы просветительского рационализма соединил с более глубокими взглядами на природу, историю, искусство.

Н. Г. Гердер отказывается от одностороннего рационализма Лессинга, подчеркивает роль чувства в человеческой личности, а в связи с этим – многообразие творческих проявлений человека и различных народов. Ясно осознает диалектику природного и общественного: предпосылки, заложенные в органическом строении человека, развиваются в обществе, механизм их развития - речь. Занимался происхождением языка, заключил, что язык возникает исторически, естественно и связан в своём развитии с развитием культуры. Значительное место в его исследованиях занимала проблема прогресса в истории.

17. И. Кант: научное познание как творческая, конструктивная деятельность субъекта. Позитивный смысл априоризма и агностицизма Канта для прогресса науки

1)Докритический период (до 1770г.): 1) Вопрос о Происхождении космоса, объясняет естественными причинами: космогоническая гипотеза – Солнечная и др. системы космических тел возникли из хаотического рассеяния в мировом пространстве разнообразных материальных частиц из-за механических сил притяжения и отталкивания (механику Ньютона). 2)Методология философского познания: может ли доказательно судить о сверхопытных предметах (Бог, бессмертие души) метафизика? Указывает на ее несостоятельность в силу догматизма - некритического отношения к человеческому познанию, к тому, что ему доступно, а что нет.

2)Критический. Агностицизм – учение, что человек не способен познать сущность вещей, не имеет достоверного знания о них. Анализ границ и возможностей познающего разума в получении строго научного, объективного знания, признаки которого всеобщность и необходимость, - содержание "критицизма" Канта. Переворот в философии - в центр теории познания был поставлен не объект (структура и признаки познаваемой субстанции), а субъект, его познавательная активность, развертывающаяся по собственным законам и создающая на базе объекта, свой специфический, построенный именно субъектом предмет знания.

Кант выделяет в субъекте надындивидуальное "я" и именно с ним связывает возможность объективного знания, возможное в силу Синтеза чувственности и рассудка. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка, подводящего данные чувств под понятия, ни один предмет нельзя было бы мыслить. Надо различать в науке суждения Аналитические (проясняют уже имеющееся знание) и Синтетические (расширяют знание, особенно важны). Последние возникают априорными (т. е. доопытным, фактически врожденным) формами сознания: у чувственности это пространство и время, а у рассудка - категории. Их главная функция - упорядочивать опыт, т. е. придавать данным опыта черты объективности.

Слабость учения - в неспособности обосновать возможность объективной истины, ее нарастающего постижения через переход от менее вероятного знания к более вероятным, а затем к вполне достоверному. Также не учтено несовпадение, нетождественность реальности и ее "образа" в сознании: априорные формы - лишь свойства познающего субъекта, в них нет объективного содержания, а предмет знания, конструируемый субъектом, создан субъектом. Природа как предмет естествознания конструируется субъектом с помощью априорных форм его сознания, но это лишь мир "явлений". Но есть мир "вещей в себе": независимые от нашего сознания, воздействуют на познавательную способность и порождают "явления", оставаясь непознаваемыми. Подобный разрыв ошибочен, но есть Рациональные зерна - подходы к диалектике относительного и абсолютного в познании, предостережения чрезмерного познавательного оптимизма и др.

Для диалектики важны введенные "Антиномии": наряду с чувственностью и рассудком имеется высшая познавательная способность - разум, назначение которого 1) углублять синтезирующую функцию рассудка и 2) руководить им в его стремлении к абсолютному знанию, предупреждать его, что используемые категории применимы лишь к миру "явлений", где нет ничего абсолютного, применение же их к сфере абсолютного порождает неразрешимые противоречия (антиномии: "мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве"/"мир не имеет начала во времени и не ограничен в пространстве"). Этим ставил проблему противоречий, хотя и относил их лишь к сознанию, самой же реальности, по Канту, они не присущи. Но в "отрицательной диалектики" затрагивает диалектику конечн./бесконечн., прост./сложн., необходим./свободы.

Вторая часть системы Канта – Этика: обоснование идеи самоценности личности и ее права на свободный нравственный выбор. Человек принадлежит миру "явлений" с необходимостью и "причинностью по законам природы" и миру "вещей в себе" с "причинностью через свободу". Науке доступен мир "явлений", мир "вещей в себе" - закрыт, но открыт для "практического разума" (нравственное сознание). В этой сфере, человек становится личностью, он самоцель, его нельзя превращать в средство, его достоинство священно. Защищая «свободу» критикует механистический детерминизм, вытесняющий свободу фатализмом. Но сам склоняется к индетерминизму, ибо объявляет свободу личности абсолютно независящей ни от чего. Автономия личности - достояние не произвола, а существа разумного и включает в себя ее ответственность за совершаемые поступки: поведение каждого должно руководствоваться не только эгоистическими, но общими интересами (категорический императив: Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в тоже время иметь силу принципа всеобщего законодательства). Характерная черта его этики Аскетизм-следовать нравственному долгу вопреки личным склонностям, что разобщало мораль и счастье, долг и принцип удовольствия.

Третья последняя часть - Эстетика, призванная примирить природу и свободу, теоретический и практический разум, мир чувственный и сверхчувственный.

18. Г. Гегель: разработка диалектического метода. Диалектическое мышление в структуре научной деятельности

Гегель создал на идеалистической основе учение о законах и категориях Диалектики, первый построил систему диалектической логики. Отношение к предшественникам: 1) Критика кантовского субъективизма и агностицизма: вместо "вещи в себе" как сущности, оторванной от "явления" и непознаваемой для науки, говорит об их взаимоотражении друг в друге: сущность является, явление существенно. 2) Критика кантовского априоризма: у сознания имеется объективная содержательная основа - оно отражает реальность, причем в ее диалектическом развитии, отсюда делается вывод о совпадении диалектики, логики и теории познания, устраняющий ограниченность "отрицательной диалектики" Канта: диалектика свойственна и бытию, и мышлению, противоречие - "корень всякого движения и жизненности". Обосновывает вывод с позиций объективного идеализма - за исходное принимается диалектечески развивающийся мировой разум ("абсолютная идея" - Бог), толкуемый внеличностно (влияние пантеизма): личный характер он приобретает лишь в человеке, а вне человека и до него это безличная закономерность мира как таковая. 3) Критика субъективизма Фихте, но включает в свою систему активизм его "Я", делая основной характеристикой своей "абсолютной идеи". 4) Принимает Принцип тождества Шеллинга, но считает его недостаточно диалектичным. 5) Как панлогист: Критика иррационализма Шеллинга: противопоставление искусства науке и философии.

Система Гегеля (3 ступени саморазвития "абсолютной идеи"). 1) Логическая (изложена в "Науке логики", 1816) - соответствует бытию "абсолютной идей" до того, как ею были порождены природа и человеческое сознание. Учение о бытии, анализируются категории качества и меры, формулируется закон перехода количественных изменений в качественные. В учении о сущности рассматривается категория противоречия и раскрывается закон взаимопревращения противоположностей. Освещаются парные категории - форма и содержание, сущность (основа) и существование, целое и части, внутреннее и внешнее, возможность и действительность, необходимость и свобода. Учение о понятии, где раскрывается конкретное как единство общего, отдельного и единичного, дается классификация форм суждения по степени их нарастающей познавательной ценности, анализируется виды умозаключение. Прослеживая "переход субъективности в объективность", дает глубокую критику механицизма за его редукционизм. Показывается, что условием движения к истине является соединение теоретии с практикой, а сама истина понимается не как лишь результат, полученный в ходе познания, а процесс, ведущий к нему. Глубокая мысль о сущности диалектического метода, о взаимосвязи метода и теории. Диалектическое понимание отрицания отрицания.

2) Природа как инобытие "абсолютной идеи". Задача охватить всеобщей внутренней связью выводы различных отраслей естествознания и различные уровни организации природы. Природа предстает как система ступеней, каждая необходимо вытекает из другой, восходя от простого к сложному, от низшего к высшему, а на вершине - человек. Основных ступеней, как и наук, их изучающих, три - механика, физика, и "органика" (биология). Как идеалист, Гегель не принимал эволюционную теорию: развивается не сама природа, а ее духовная основа, которая непрерывно преобразует один и тот же тип ("принцип метаморфозы").

3) Дух - человек, взятый в его социальноисторическом развитии. Здесь "абсолютная идея" достигает полноты, становится "конкретно разумной". Распадается эта ступень на "Субъективный дух" (индивидуальное человеческое сознание, его развитие от чувственности к рациональности с ее рассудком и разумом), "объективный дух" и "абсолютный дух"; основу этого движения составляет принцип "субстанция духа есть свобода" (все, что с объективной необходимостью возникает в сфере духа, порождается деятельностью людей, благодаря которой они все больше и больше "освобождаются"). "Объективный дух" - социально-историческая жизнь человечества, представленная абстрактным правом, моралью, нравственностью (семья, гражданское общество, государство) и всемирной истории. Гражданское общество, по Гегелю, возникает позже государства, предполагает уже сложившееся право на "субъективную особенность" - реализацию индивидом своих интересов (становится личностью, обладающей неприкосновенной личной волей и предполагающую ее у других как равных ей, что возможно с возникновением частной собственности, выступающей гарантом свободной воли). Гегель видит реальную противоречивость гражданского общества, "каждый для себя - цель", а "все другие для него ничто", "равенство" понимается лишь в формально-юридическом смысле (равенство пред законом). "Абсолютный дух" - искусство, религия и философия как формы знания о "духе" как Боге. Эти формы выступают у Гегеля как уровни знания: созерцание(искусство), представление(религия), понятие(философия). Впервые представил всемирную историю философии как единый закономерный процесс восхождения к обещающей истине, а каждую философскую систему - как звено на этом пути.

В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики: «Закон отрицания отрицания», «Закон перехода количества в качество», «Закон единства и борьбы противоположностей». Реализуются как компоненты единого общего процесса развития. Любой предмет, явление представляет собой некоторое качество, единство его сторон, которые в результате количественного накопления противоречивых тенденций и свойств внутри этого качества приходят в противоречие, и развитие предмета осуществляется через отрицание данного качества, но с сохранением некоторых свойств в образовавшемся новом качестве. «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого»

Диалектико-материалистическая методология функционирует в гибкой системы принципов и регулятивов человеческой деятельности. Поэтому важная задача диалектико-материалистической методологии состоит в разработке всеобщего способа деятельности, в развитии таких категориальных форм, которые были бы максимально адекватны всеобщим законам существования самой объективной действительности. Однако каждая такая форма не есть зеркальное отражение последней, и она не превращается автоматически в методологический принцип. Чтобы стать им, всеобщие диалектические положения должны принять форму нормативных требований, своеобразных предписаний, которые определяют способ действия субъекта в познании и изменении реального мира. Объективная детерминированность диалектико-логических принципов, как и вообще всех социальных норм, служит основанием для последующего субъективного использования их в качестве средства познания и практического овладения действительностью. Диалектический метод нельзя сводить к универсальным логическим схемам с заранее отмеренными и гарантированными ходами мысли. Однако ученых интересуют не сами по себе категории "развитие", "противоречие", "причинность" и т. п., а сформулированные на их основе регулятивные принципы. При этом они хотят четко знать, как последние могут помочь в реальном научном исследования, каким образом они могут способствовать адекватному постижению соответствующей предметной области и познанию истины.

Законы диалектики тесно взаимосвязаны между собой, являясь сторонами одного процесса развития, характеризуя его с разных сторон. Законы диалектики образуют своеобразный понятийный каркас, позволяющий диалектически смотреть на мир, описывать его с помощью данных законов, не допуская абсолютизации каких-то процессов или явлений мира, рассматривать последний как развивающийся объект. В результате Гегелю удается создать грандиозную философскую систему всей духовной культуры человечества, рассмотрев отдельные ее этапы как процесс становления духа. Это своеобразная лестница, по ступеням которой шло человечество и по которой может идти каждый человек, приобщаясь к общемировой культуре и проходя при этом все стадии развития мирового духа. На вершине этой лестницы достигается абсолютное тождество мышления и бытия, после чего начинается чистое мышление, то есть сфера логики.

Важнейшие принципы диалектического метода:

1. Объективность - признание действительности в ее реальных закономерностях и всеобщих формах.

2. Всесторонность - всеобщая связь всех явлений действительности (вычленение предмета исследования и проведение его границ; "многоаспектное" рассмотрение).

3. Конкретное (конкретность) (от лат. concretus - сгущенный) - вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех своих сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное (на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное (на теоретическом этапе) ("вывести" данное явление из его субстанционального признака и воспроизвести его как диалектически расчлененное целое; учесть многообразные условия места, времени и другие обстоятельства, изменяющие бытие этого предмета).

4. Историзм - методологическое выражение саморазвития действительности в плане его направленности по оси времени в виде целостного непрерывного единства таких состояний (временных периодов) как прошлое, настоящее и будущее (изучение настоящего, реконструкция прошлого, предвидение будущего).

5. Противоречия - принцип, имеющий основой реальные противоречия вещей (выявление предметного противоречия; всесторонний анализ одной из противоположных сторон данного противоречия; прослеживание этапов развития данного противоречия; анализ механизма разрешения противоречия).

19. К. Маркс: соотношение объективной и субъективной диалектики и научная деятельность. Негативные последствия для науки превращения марксизма в официальную идеологию

1. Учение о человеке, как о деятельном существе: человек становится человеком благодаря труду, по орудиям труда и характеру производства можно судить о степени развития. Человек развивается в ходе преобразования природы и общества. 2. Учение о практике – все виды человеческой преобразующей деятельности. Она социальна (существует только в обществе); исторична (развивается от одной эпохи к другой); предметна (всегда направлена на природу или общество). Этим практика отличается от теории. 3. Типология общества - представил как синтез формаций, выдвинув идею социального прогресса (здесь утопизм). 4. Объяснение движущих причин развития человеческой истории – человеческая деятельность и стоящие за ней интересы людей и их потребности. Суть интересов – стремление к лучшему. 5. Учение об освобождении человека от всех форм угнетения. Освободительная сила – пролетарское движение. Разработал материальную диалектику.

Философия Маркса: смесь гегельянства и английских экономических концепций. Согласен, что мир развивается согласно диалектической формуле, но Движущей силой считает не дух (по Гегелю сущность, ведущая человеческую историю по стадиям "Логики" Гегеля, но почему Дух проходит через все эти стадии, не ясно), а Материя, отношение человека к материи, важная часть - способ производства. Т. о., материализм Маркса на практике становится экономическим учением. Но материя не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. Исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной субъективно, как "человеческая чувственная деятельность, практика". Тем самым познание - сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта (ранее субъект активен, объект всегда пассивен). "Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, - вопрос не теории, а практики". Маркс: философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его. Энгельс сформулировал: существует объективная диалектика и субъективная. Зависимость: диалектика вещей определяет диалектику идей. По Гегелю диалектика понятий определяет диалектику вещей.

Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности (материальный мир). Включает диалектику природных и общественных процессов. Предмет Субъективной диалектики - Особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие проявляется:1) субъективная диалектика детерминирована объективной; 2)первая отражает вторую; 3) субъективная диалектика обладает относительной самостоятельностью по отношению к объективной диалектике; 4)их единство есть процесс развертывания отношения: мышление - история – природа.

Диалектический метод Маркса специализированное, рационально-материалистич. представление опорного метода гегелевской философии, не учитывающее богатство сверхчувственности, является узким, неприменимым ко многим процессам (метод Маркса позволяет сконцентрировать значительные методологические ресурсы для решения конкретной научной или общественной проблемы материального образа, но он недостаточен для полного освещения многогранных объемных вопросов). Не имеет внутреннего источника развития, необходимо постоянное обновление и приведение в соответствие с текущими научными открытиями и исторической ситуацией. Опорные положения метода: 1) Всеобщая связь явлений – вне закономерной связи не существуют никакие явления. 2) Движение, изменение, развитие и обновление природы и общества (слабомощны в субъективном и социальном планах, тем более в исторической ретроспективе, если не учитывать сверхчувственные аспекты и собственные желания людей, от которых как раз и отказался материализм). 3) Переход количественных изменений в качественные (не учитывает субъективных тенденций, которые наиболее важны в общественном устройстве и могут значительно влиять на поступательное движение конкретных процессов в связи с исполнением других диалектических тенденций). 4) Борьба противоположностей, в т. ч. как источник и внутренне содержание любого процесса развития (по Гегелю, не борьба противоположностей, а противоречие есть корень всякого движения и жизненности).

Диалектика Маркса венчается раскрытой им диалектикой буржуазного общества: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов. Основной тезис марксизма - Не со­знание определяет бытие, а общественное бытие определяет общественное сознание. Эта идея позволила выстроить концепцию истории, в которой классовая борьба, начинаясь в области эконо­мических отношений, охватывает все сферы общества и двигает его вперед по ступеням — Общественно-экономи­ческим формациям: 1.первобытно-общинной. 2.рабовладель­ческой, 3.феодальной, 4.капиталистической и коммунистической.

Основы материалистической теории познания. Обосновал, познание - диалектический процесс отражения предметов и явлений, их связей и закономерностей на основе общественно-исторической практики человечества. Критерий проверки – практика. Историческое и логическое – едины. Но 1) в более широком и диалектическом смысле основа указанных положений была впервые высказана и обоснована Гегелем. 2) материалистическое представление не является всеобъемлющим представлением. 3) практика пролетариата не является практикой человечества.

Основы диалектического материализма. Основоположения материалистической теории познания: 1.материальности мира, 2. первичности материи и вторичности сознания, познаваемости мира.

Аспекты диалектического материализма: 1) методологические аспекты (был изменен предмет философии - отвергнуты претензии на ее понимание как науки наук, было утверждено субъективное рационально-материалистическое использование диалектики, диалектический материализм стал инструментом познания) 2)общественные аспекты (был определен и распространен материалистический подход на область общественных явлений, на жизнь отдельных людей и всего общества)

3)классовые аспекты (диалектический материализм характеризуется связью с определенным классом – с пролетариатом, что дает ему практическую силу, но является слабым местом, т. к. с исчезновением класса диалектический материализм теряет свою социальную основу)

4) аспект теоретического развития (диалектический материализм был сформирован как творческая и развивающая теория, вытекающая связь с историей, научными открытиями и обществом, что выгодно его отличало от остальных, по сути консервативных или слишком уж общих, непрактичных теорий и течений).

Марксистская идеология. Диалектический материализм Маркса оказался принципиально важным для понимания материального развития мира, открытия политико-экономических законов развития общества, обоснования негативности капитализма и возможности перехода к социализму на основе диктатуры пролетариата. Но в силу своей ограниченности он оказался нежизненным, догматизированным и превратился в ряде стран марксизм объявлялся идеологией, которая была лишь прикрытием замыслов верхушки.

Развитию идеологии способствовала распространение идеи скорого построения завершенного общества социальной справедливости и всеобщего материального благосостояния - коммунизма. Ради этого люди были готовы переносить тяготы и трудности жизни (муки коллективизации сельского хозяйства, индустриализации страны). Т. о. идея коммунизма напоминала религиозную идею, т. е. псевдомарксистская идеология выполняла иллюзорно-компенсирующую функцию, как когда-то религия. Как только марксизм превратился в средство маскировки эксплуататорских отношений, он из стройной научной системы познания действительности стал набором догматизированных лозунгов и заклинаний, ложной идеологией. С этого времени марксистскими называли уже две принципиально различных идеологии: Научную и квазимарксистскую.

Псевдомарксизм стал государственной идеологией и все обязаны были придерживаться ее под страхом наказания. А подлинно марксистская философия начали преследоваться. Псевдомарксистская идеология стала инструментом воздействия на эксплуатируемые массы, позволила на костях народа повести СССР по пути прогресса, цена которого огромна: массовые репрессии против неповинных людей, сопровождались снижением жизненного уровня трудящихся. Все это превратило рабочих в полурабов государства.

Движение и развитие природы и общества – без субъективизма – узок. Негативные последствия отсутствия учета слабых мест - деградация диалектического материализма в СССР, уменьшавшаяся эффективность советской экономики по причине как развития капитализма, отсутствия новых форм противодействия его влиянию, так и догматизации представлений о развитии социализма и плановости экономики в СССР.

Переход количественных изменений в качественные преобразования - Не учитывают субъективных тенденций. Еще Ленин предупреждал о мелкобуржуазных проявлениях даже при построении социализма, его слова были проигнорированы. Результат - личное обогащение и коррупция во власти, которая привела к буржуазным воззрениям властных субъектов, что повлияло на выбор капиталистического пути развития в начале 90-х гг. Обветшалый социализм, не имеющий философского учения и общественных наук, пал.

Борьба противоположностей - Обсуждение противоречий при построении социализма привело к пониманию неантагонистических противоречий (объективны, существенны). Требуют не преодоления, а регулирования, проводящееся на соответствующей новым условиям методологической базе, учитывающей субъективные факторы. В СССР к таким моментам диалектический метод Маркса не был адаптирован: после объявления бесклассового общества в СССР классовое основание метода Маркса оказалось исключенным, а сам метод – обесточенным, что привело к его омертвлению – догматизации и отсутствие развития и у власти, и у наук.

20. Русский космизм: концепции Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского в свете современной науки. Понятия "биосфера", "техносфера" и "ноосфера&quot

Русский космизм - конец XIX-XX, в основе представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира», а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. Различают Философско-теологические (Н. Ф. Федоров, B. C. Соловьев), Естественно-научные (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский), Художественные (Н. К. Рерих) представления. Космисты выдвигают идею активной эволюции - новый сознательный этап развития мира, когда человечество направляет его сторону, диктуемую разумом и нравственностью. Человек - существо еще промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия - одна из частей этой программы. Космисты соединили заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности - конкретного человека. Задаются вопросы о преодолении болезни и смерти, о бессмертии.

Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Главный труд "Философия общего дела". Главная задача человека и человечества в правильном понимании смысла жизни, в организации жизни в соответствии с этим смыслом. Философия должна стать активным проектом всеобщего дела, а не ограничиваться пассивным, умозрительным объяснением сущего. Людям вручено дело спасения мира и себя. Федоров убежден в наличии тесной связи всего происходящего на земле с процессами во Вселенной, считая, что деятельность человека не должна ограничиваться пределами земной планеты. Опираясь на силу разума, человек, может не только познавать Вселенную, но и населить все миры, упорядочить хаос, царящий в Космосе, сознательно управлять преобразованием всей природы, завершая тем самым предначертания Творца. Но для реализации этой возможности необходимо преодолеть людскую разобщенность в отношениях живых людей и забвение усопших, преодолеть отсутствие братства. Нужно жить не для себя (эгоизм), не для других (альтруизм), а со всеми и для всех. Учение о родстве - лежит в основе жизни не только человеческой и мировой, но и в основе жизни самого Бога. Культ предков - единственная истинная религия. Т. о., основой и движущей силой общего дела выступает родство. Для окончательного торжества общего дела человечеству необходимо преодолеть смерть. Федоров ставит и пытается решить важнейшую для него проблему воскрешения, которое осуществит Бог руками людей, с помощью современной науки. Воскрешение он считает не механическое возрождение умерших в их прежней материальной природе, а превращение их природы в принципиально другую, высшую самосозидаемую природу. Он понимал "воскрешение" как полноту жизни умственной, нравственной, художественной и путь к нему видел в соединении людей в общем деле. В проблеме "воскрешения" сочетает как религиозные (активность человечества во всеобщем деле), так и научные аспекты (конкретные пути и способы этой активности). Вся философия Федорова пронизана идеей единства прошлого, настоящего и будущего. Прогрессивные идеи: 1)преемственность поколений, сплоченных "общим делом" для решения жизненно важных задач; 2)всеобщее братство, бессмертие рода человеческого; 3)вера в безграничные возможности разума и активности человека в регулировании сил природы; 4)бережное отношение человека к природе; 5)значимость достижений науки и техники в освоении Космоса и утверждения возможности выхода человека в Космос; 6)нравственная ответственность при использовании достижений НТП.

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Космос - живое, одухотворенное целое (панпсихизм), населенное высокоразвитыми живыми существами. Он сам рождает в себе силу, которая им управляет. Человечество должно пройти путь самосовершенствования (разум – орудие развития) через страдания ради этой высшей цели. Не просто указывает на взаимосвязь человека и Космоса, но подчеркивает зависимость человека от него. Отвергал наличие двух начал во Вселенной: материального и духовного. Выдвигает три начала: время, пространство и сила, являющимися элементами суждений (т. е. субъективны). Без материи не существует ни времени, ни пространства, ни силы и наоборот. Учение о монизме материи. Его материя (атом) оживотворена, действует по законам не только физического, но и психологического мира. Чувствительность Вселенной находит выход в двух измерениях: количественном и качественном. С этой точки зрения, все тела (живые и мертвые) обладают одинаковой по качеству, но различной по количеству степенью раздражительности. Т. к. “атом всегда жив”, то ему свойственно чувство радости и страдания, к его сущности относится и само “я” (разум). Разум, основанный на “эгоизме атома”, доводится до совершенства в человеческих существах, должен стремиться к совершенствованию и окружающего мира. В конечном счете преобразится всё человечество и сущность атома, который перестанет источать импульсы несовершенства. Основоположник современной космонавтики. Вывел уравнение движения, пришел к выводу о необходимости двухступенчатых ракет. Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной.

Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли, проявляющего себя как единый организм. Ныне под Биосферой понимается совокупность всех живых организмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняя часть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. Введение понятия живого вещества дало естественнонаучную основу для изучению жизни, понимаемой им как космическое явление (“всюдность” жизни). Вернадский не ограничивал понятие биосферы только «живым веществом», под которым он понимал совокупность всех живых организмов планеты. В биосферу он включал и все продукты жизнедеятельности, выработанные за время существования жизни (культурный слой – города под землей). Живой организм - неотъемлемая часть земной коры и изменяющий ее агент, а Живое вещество - совокупность организмов, участвующих в геохимических процессах. Организмы берут из окружающей среды химические элементы, строящие их тела, и возвращают их после смерти и в процессе жизни в ту же среду. Тем самым и жизнь, и косное вещество находятся в непрерывном тесном взаимодействии, в круговороте химических элементов. Живое вещество служит основным системообразующим фактором, связывая биосферу в единое целое.

Человек рассматривается в единстве с биосферой, исследуется его эволюционно преобразующая деятельность. Человек обладает разумом, вносит принципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Выступает как автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуя косное и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек, преобразуя биосферу, создает Техносферу. Но если при формировании биосферы все биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обмена веществом и энергией, то человек, помимо этих функций, в первую очередь производит овеществление природы, создавая новые искусственные предметы. Но не все творения человека находятся в гармонии с окружающей действительностью. И если живые организмы, созданные человеком, в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никак нельзя сказать о других предметах, созданных им: зданиях, сооружениях, ландшафтах. Также, сделанное человеком, чаще не способствует созданию новых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых и живого вещества ставит на грань катастрофы само существование не только разумной жизни, но и жизни как таковой (ядерное оружие). В наши дни техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядок превышает биомассу (вес диких живых организмов) - сигнал, требующий особого отношения к балансу системы природа-биосфера-человек.

Биосфера постепенно эволюционирует к Ноосфере («сфере разума»). Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. Общее содержание – это новый этап развития Земли и высшая ступень эволюции, включающая как самого человека с его культурой, наукой и технологией, так и меняющуюся под его воздействием окружающую среду – планету, биосферу и атмосферу(изменение ландшафта, погоды). Ныне подобные эксперименты кажутся губительными для окружающей среды. Человек - часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек. Становление ноосферы – объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми, прекращение войн.

В учении о ноосфере важным было то, что впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. Это не просто сфера приложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточно понятия «техносферы». Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когда преобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном и действительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательно сочетаться с «интересами природы». Перерастание биосферы в ноосферу как бы является логическим завершением эволюции материи: все части развивающегося мира оказываются взаимосвязанными, и человек закономерно вписывается в этот мир.

21. Неклассическая философия: рационализм и иррационализм и формирование некласс. типа науки

В сер. XIX века завершила развитие Классическая философия: возвеличивание человеческого разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Третья глобальная научная революция была связана с преобразованием классического стиля мышления и становлением Неклассического. В эту эпоху происходит своеобразная цепная реакция революционных перемен в различных областях знания: в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории), в космологии (концепция нестационарной Вселенной), в химии (квантовая химия), в биологии (становление генетики). Возникают кибернетика и теория систем.

Идеалы и нормы неклассической науки характеризовались Отказом от прямолинейного онтологизма и пониманием относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания. В противовес идеалу единственно истинной теории, «фотографирующей» исследуемые объекты, допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания. Осмысливаются корреляции между онтологическими постулатами науки и Характеристиками метода, посредством которого осваивается объект. В связи с этим принимаются такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Если в классической физике идеал объяснения и описания предполагал характеристику объекта без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике необходимым условием объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом.

Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только Ограничила сферу ее действия. При решении ряда задач неклассические представления о мире и познании оказывались избыточными, поэтому ориентировались на традиционно классические образцы (например, при решении ряда задач небесной механики не требовалось привлекать нормы квантово-релятивистского описания, а достаточно было ограничиться классическими нормативами исследования). Так же становление постнеклассической науки не приводит к уничтожению всех представлений неклассического и классического исследований. Они будут использоваться, но только утратят статус доминирующих и определяющих облик науки.

Французская революция 1879 года, где общество было основано на «принципах разума», послужила необходимости переоценки ценностей, ценностей классики. Первые попытки переоценки граничили с прямым нигилизмом классической философии. Возникают два направления, развивающих критику идеализма классики: 1) критика слева (материалистическая философия Л. Фейербаха, К. Маркса и Ф. Энгельса); 2) критика справа (С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, заложили основы неклассической философии). Представители Неклассической философии стремились объяснить мир, как и классики, с позиции идеализма, но только идеализма догегелевского (например, греческого). Они стремились найти новые подходы в рамках старого идеализма. Впоследствии взгляды неклассических философов оформляются в двух основных родственных направлениях: в иррационализме и “философии жизни”.

Иррационализм отвергает логические связи в природе, понимание мира как целостной закономерной системы, а также критикует диалектику Гегеля и в целом идею развития. Окружающий мир с точки зрения идеализма – это разрозненный хаос, он не подконтролен разуму, а подчиняется слепым, бессознательным силам. Такую силу, А. Шопенгауэр называет “волей” (а именно “волей к жизни”). Это высший космический принцип, лежащий в основе мирозданья, весь окружающий мир – реализация ее. Иррационализм отвергает спокойную рассудочную “научность” гегелевской философии и рационализма в целом. С. Кьеркегор видел несостоятельность рационализма в том, что: 1) он стремится рационализировать религию, что невозможно: Бог – не предмет мысли, а предмет переживания. 2) истинным для рационализма является лишь то, что выражено в общем: в понятиях, логических умозаключениях (силлогизмах). Единичное же, случайное подавляется. Но именно в единичном, случайном и уникальном заключена жизненная ценность и истина. В попытке рационализма установить господство интеллекта над жизнью Ф. Ницше видел регресс общества.

Философия жизни - направление, которое в качестве центральных вопросов рассматривает вопросы о смысле, цели и ценности жизни. “Философия жизни” отдает предпочтение живому чувству, инстинкту, а также иррационализму, мистике, выступает против подавляющего господства интеллекта и теоретического знания. Основоположники: Шопенгауэр и Ницше, в нач. 20 в. - Бергсон, Зиммель, Дильтей. Сегодня Философия жизни Имеет историко-философское значение, являясь предшественницей Экзистенциализма.

С. Кьеркегор (1813 - 1855). Глубокая критика этического рационализма (путь к добродетели исчерпывается ее познанием). По Кьеркегору философы-рационалисты сосредоточивались на всеобщих характеристиках человеческого рода, на сущности человека вообще; конкретный человек при этом терялся (переживания не учитывались). Необходимо перейти от эссенциалистического (эссенция - сущность) подхода к человеку к Экзистенциалистическому (экзистенциа - существование), сосредоточиться именно на конкретной личности, ее жизни и судьбе, объясняемой лишь субъективными причинами. Для этого рациональные методы классической науки непригодны, т. к. они открывают лишь общее, выражая его в абстрактных понятиях. Помогут не понятия, а саморефлексия, не мышление, ищущее общее, а чувствование своего существования в общей жизни. Главное в экзистенции - Решающий выбор, в котором участвует "весь человек" и который определяет всю его жизненную судьбу, и Абсолютно свободный выбор, ни от чего внешнего не зависящем. Только человек становится "единственным абсолютом", т. е. обретает право быть самим собою: принимать решения и нести ответственность. Назначение человека - сохранить себя во враждебном мире, где личность ощущает свое "полное одиночество", но сохранить достойно. Для этого мало знать добро, надо принять его, чтобы оно стало фактом собственного выбора.

А. Шопенгауэр (1788 - 1860). Воля - слепая, бессознательная жизненная сила, которой придается космический характер. Весь мир предстает как бесконечная цепь объективизаций мировой воли; на стадии органической природы она проявляет себя как "воля к жизни"; индивидуализируясь, в человеке реализуется как "личность". Как первичная реальность помимо неразумности характеризуется целостностью, динамизмом, конфликтностью, неудовлетворенностью достигнутым, "голая и голодная агрессивность". Поскольку у воли нет никакой разумной цели, она - носительница зла и саморазрушения. Поэтому все свое учение назвал "Пессимизмом" (наихудший). Выход видел на путях индивидуального этического спасения: надо порвать с "волей к жизни", подавляющей в себе естественные порывы. Частично это удается в художественном творчестве, более полно - при подавлении в себе любых желаний, для обретения полного покоя (буддизм).

Ф. Ницше (1844 - 1900) разделяет идею бессмысленности мира Шопенгауэра, но установке на абсолютный покой противопоставляет Активизм. Принцип "воли к жизни" трансформирует в "волю к власти", критикует разум, утверждая приоритет воли и действия. Центральная проблема - поиск такого идеала человека, который в максимуме выразил бы подлинные "жизненные" ценности. Современный человек далек от идеала, ибо в нем "тварь и творец соединены воедино". Ответ философ ищет в лоне культуры. Причину "дряблости" современного ему человека усматривает в ущербности культуры, на которой он воспитывается, она подсовывает ему нечто остановившееся, омертвевшее, повторяющееся. Вина лежит прежде всего на науке (выявляет общее, но теряет единичное, неповторимое), потеснившей искусство. В «безжизненности» повинны также мораль и христианство («Бог умер» и уже в христианстве нет прежней жизнесмысловой силы). «Творца» же воспитывает гармоническое равновесие двух противоположных начал – дионисийского (буйство жизненных сил) и аполлоновского (упорядоченность этих сил). В позитивном плане у Ницше идет борьба со сциентизмом, предупреждение о грядущей угрозе «массового общества» с его «массовой культурой». Отдельные высказывания Ницше, вырванные из контекста, давали основание для использования целях нацизма, но это шло вразрез с общей гуманистической направленностью учения этого философа.

22. Неопозитивизм и постпозитивизм как "философия науки": принципы верификации и фальсификации знаний, анализ языка науки, единство логики, математики и лингвистики

Неопозитивисты продолжили традицию критики оснований классической науки, обратив особое внимание на соотношение языка наблюдений и языка теории, методологические возможности принципа верификации, статус математических уравнений.

Под названием неопозитивизм объединились различные школы: логический позитивизм, логический эмпиризм, логический атомизм, филосо­фия лингвистического анализа, аналитическая философия и др. В общем виде неопозитивисты предприняли попытку Изгнать из науки метафизику, объя­вив, что философия имеет право на существование не как «мышление о мире», а как «логический анализ языка». При этом все наше зна­ние о мире дают только конкретные эмпирические науки.

Базисные идеи разрабатывали представители "Венского кружка" (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Ф. Франк, К. Гедель), "Берлинского общества эмпирической философии" (Г. Рейхенбах, К. Гемпель и др.). Основополагающими для формирования и дальнейшего развития неопозитивизма стали идеи Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Неопозитивизм стал на путь применения аппарата логики и математики к рассматриваемым вопросам. Для неопозитивизма философия не имеет своего предмета, как химия или физика, она есть деятельность, анализирующая язык, чтобы выяснить смысл понятий, установить, какие содержательны, а какие - нет. Традиционные проблемы философии неопозитивизм объявил псевдопроблемами. Согласно Карнапу, вопросы, касающиеся сущности истории, природы, реальности, универсума, научно неразрешимы и их постановка бессмысленна. Неопозитивизм в отличие от эмпириокритицизма защищал идеи эмпиризма не с помощью данных органов чувств и ощущений, а посредством систематического анализа языка науки и редукции теоретического знания к эмпирическому на основе принципа верификации, Как писал Шлик, "С помощью философии предложения объясняются, с помощью науки они верифицируются". Неопозитивизм внес значительный вклад в познание структуры и функционирования научного знания. Вместе с тем он рассматривал науку не в динамике, а в статике, исключив из сферы рассмотрения моменты перехода от одних концептуальных систем к другим.

Б. Рассел (1872-1970). Развитие математики в конце XIX - начале XX в. (разработка неевклидовых геометрий, создание теории множеств, попытки формализации арифметики, геометрии) потребовало ее более глубокого анализа логических ос­нов, исследования природы аксиоматики. Научная деятельность в этом направлении привела к созданию новой логической дисциплины - Мате­матической логики. Пытаясь дать строгие в логическом отношении определения математиче­ских понятий, Рассел пришел к выводу, что все математические понятия можно свести к отношениям натуральных чисел, которые (отношения) имеют чисто логическую природу, следовательно, всю математику можно све­сти к логике. Столкнулся с Логическими парадоксами, и увидел их корни в несовершенстве нашего языка, и предложил ряд правил, ограничивающих пользование языком. Разработал систему математической логики, язык, исключающий возникновение парадоксов чисто ло­гическим способом. Из-за эффективности метода логического анализа делает вывод: Логика - сущность философии. Формулирует постулаты научного метода познания физического мира, которые образуют предварительные условия правдоподобности индук­тивных обобщений, в форме которых это познание осуществляется. В 20-х XX в. Рассел формулирует концепцию логического атомизма, в соответствии с которой весь мир представляет собой совокупность не связанных друг с другом атомарных фактов. По его мнению, философия занимает «ничейную» область между наукой и теологией, пытаясь дать соответствующие требованиям научности ответы на вопросы, в которых бессильна теология. И хотя философия не является наукой, она все же представляет собой определенную духовную влиятельную силу.

Витгенштейн (1889-1951), ученик Рассела, заявил («Логико-философский трактат»), что философия не теория, а деятельность, со­стоящая в практике языка, т. е. Логическом анализе. Он считал, что традицион­ные философские проблемы основываются на неправильном пользовании язы­ком и вслед за Расселом допускает возможность создания совершенного языка, в котором все высказывания были бы либо утверждениями о фактах (эмпириче­ские науки), либо тавтологическими (повтор), каковыми он считал все утвер­ждения логики и математики. Вместе с философом Шликом выдвинул принцип в качестве критерия на­учности высказывания - Принцип верификации (проверяемость), согласно ко­торому истинность любых высказываний об объекте, в конечном счете, должна быть установлена путем его сопоставления с чувственным опытом. Т. о., данные личного опыта становятся абсолютной основой, на которой строится язык науки.

Осознание узости неопозитивистских методологических установок и расширению проблемного поля соприкосновения философии и научного знания, привело к пересмотру их идей (трактовка статуса философии в культуре, роли и статуса факта) и появлению Постпозитивизма (анализ роста научного знания): истинный метод познания - Рациональная критика, функции которой выполняет философия.

К. Поппер. Для рацио­нального объяснения знания на основе их критики и совершенствования вы­двигается Принцип фаллибилизма - признание принципиальной гипотетичности любого научного знания. В противоположность логическому позитивизму (критерий научных утверждений - Принцип верификации), Поппер выдвинул принцип, согласно которому одной из основных задач философии является Демаркация — отделение научного зна­ния от ненаучного. Суть идеи сводится к следующему: критерием научности теории является ее Фальсифицируемость. Истинность научной теории не всегда можно доказать, следовательно, ее следует проверить на возможность опровержения. Хорошая теория, по Попперу, должна давать основания для ее опровержения, она является некоторым запрещением (запрещает опре­деленные события) и чем больше теория запрещает, тем она лучше, ибо, т. о., она может быть опровергнута. Наука движется не от одних истинных теорий к другим более истинным, а от одних правдоподобных идей к другим. Научных теорий в строгом смысле слова нет, имеются более или менее работающие гипотезы. Движение познания предстает как переход от проблемы к проблеме. Свою позицию сам Поппер квалифицировал как "критический рационализм".Для обоснования своей теории Поппер использует идеи эволюционизма, когда рост научного знания представляется как частный случай общих эволю­ционных процессов и т. н. теорию «трех миров»: физического, ментального и мира объективного знания без познающего субъекта.

Лакатос. Исходный пункт: Выдвижение исследовательской программы (теория, способная защищать себя в ситуациях столкновения с противоречащими ей эмпирическими фактами). В этой программе выделяется Ядро - основные принципы или законы и «Защитные пояса», которыми ядро окружает себя в случаях возникновения эмпирических затруднений (при наличии противоречащих данных законы Ньютона не опровергаются, а создается дополнительная теория, развивающая эти законы). Теория никогда не фальсифицируется, а только замещается другой, более рациональной. Исследовательская программа: либо Прогрессирующая (если ее теоретический рост опережает рост эмпирический - вы­полнение прогностических функций), либо Регрессирующая (если теоретическое развитие от­стает от эмпирического; в этом случае первая программа заменяет вторую). В концепции Лакатоса через деятельность ученого выступает некий глобальный Надличностный процесс, природа которого не выявлена, но он присутствует, ибо, если мы сами не способны осуществить выбор, - говорит Лакатос, - то, как же этот выбор программ все же осуществляется в истории развития науки?

Т. Кун. в работе "Структура научных революций" делит науку на Нормальную и Революционную и вводит термин "Парадигма". Парадигмы - совокупность идей, методов и образцов решений проблем, принимаемых научным сообществом на определенном этапе его развития. Ядром парадигмы выступает группа фундаментальных законов, которыми обосновываются онтологические интерпретации. Период господства одной парадигмы Кун называет Периодом нормальной науки, который сменяется революцией и поиском новой парадигмы. Революции - следствие накопления кризиса, аномалий, встречи с фактами, не укладывающимися в рамки прежней парадигмы. Между парадигмами нет логического перехода. Просто ученые оставляют старую парадигму, поскольку она не справляется с аномалиями, и осваивают новую. Развитие научного знания предстает как движение от парадигмы к парадигме. Подобная трактовка научного знания не только делает проблематичным возможность достижения истинного знания, но и ставит под сомнение возможность взаимопонимания между учеными, которые придерживаются различных парадигм.

П. Фейерабенд разработал обоснования методологической роли теоретического знания через систему «теоретического реализма». Выдвинул теорию «эпистемологического анархизма» (отверг идею о наличии всеобщих правил научного метода, заменив ее утверждением "в науке годится все, что подходит"). В основе теории лежит тезис о несоизмеримости теорий. Любой научный метод, любая норма науки будет со временем заменена другой. Отсюда призыв к "умножению методов", поскольку может оказаться успешным любой из них. При столкновении старой научной теории с новыми необъясни­мыми фактами, для ее опровержения необходима еще теория. Допускается необходимость свободного вы­движения идей, а ученый не должен некритично использовать язык других теорий, следовать нормам и стандартам, а исследовать факты самостоятельно, свободно устанавливая свои нормы и стандарты, не поддаваясь воздействию извне.

23. Постмодернизм: отказ от универсализма и тотальности ради "инаковости" и проблема симулякров. Понятие постнеклассической науки

Модернистская модель начала XX в. носит антитрадиционалистский характер. В результате попыток одновременно сохранить и преодолеть современный мировоззренческий потенциал структурализма, марксизма, фрейдизма и ницшеанства возникает Постмодернизм. Круг философских идей постмодернизма укладывается в течение постструктурализма. Оно было вызвано осознанием ограниченности структурализма (устойчивые порядки – структуры везде), постструктуралисты (Фуко, Деррида, Делез, Лакан) подвергают критике понятие структура. Вместо поиска «структур» предлагают исследовательские стратегии, избегающие иерархического упорядочивания реальности. Деррида говорит о «диссеминации», Делез и Гваттари выдвигают термин ризома против базовой метафоре прежней философии – метафоре дерева. Образ дерева предполагает наличие основного ствола, ризома –корневая система, где нет главного корня. Здесь все – «главные».

Для мыслителей постмодернизма, при всем несходстве их подходов, характерна общая черта: критика основных концептов классики: субъект, исток, идентичность, бытие и смысл как континуум.

Критика «мышления тождества». Важнейшее понятие классики - тождество или идентичность (положение о тождестве мышления и бытия у Гегеля). Структурализм, занимался поиском универсального шифра действительности, которому подчинены все знаковые системы. Постмодернисты считает, что изначальная «бесформенность» и «хаотичность» жизни не подвластны никаким выдвигаемым наукой схемам, поэтому выдвигается Категория различия, дифференции. Деррида и Делез критикуют мышление тождества. Различие не сводится к тождеству. Различия не отсылают к подобиям, а указывают на другие различия. Мыслить различие – значит не держать перед мысленным взором идею целого, системы, иерархии, единства.

Серийная событийность против «события бытия». В классике событие - не всякое происшествие, а нечто значимое, наполненное потаенным смыслом (поиск первосмысла, заключенного в глубине события содержания). Для мыслителей постмодернизма статусом события обладает любой телесно-жизненный акт. Жизненная событийность самодостаточна и не нуждается в возведении к трансцендентальному основанию.

Для духовной основы Модерна характерны три идеи - Разума, Прогресса и Эмансипации. Главное в этом триединстве - Разум, от него зависят и Прогресс, и Эмансипация. Постмодернизм критикует не сами по себе разум, прогресс, эмансипацию, а их новоевропейскую версию, их определенность. Разум плох своей инструментальностью (занят определением целерациональной эффективности деяний) и мало коммуникативен (любит монолог, а не диалог, игнорирует участливость, радость взаимопонимания), что универсальность в нем несовместима с локальностью и индивидуальностью (с одинаковым успехом строит дворцы и тюрьмы, атомные станции и атомные бомбы, воздушные лайнеры и планы по их захвату с заложниками). В Прогрессе не устраивает его техногенность, имеющая мало общего с истинно человеческими претензиями к жизни (с совершенствованием нравственности и морали, с экологически чистой средой обитания). Прогресс что-то лечит, но при этом что-то и калечит. Эмансипация критикуется за трудности совмещения индивидуальной свободы и общественного порядка, за то, что научное знание не освобождает от суеверий и предрассудков, что вместе с развитием науки растут и силы, обогащающиеся за счет манипулятивного использовании ее приложений и материализаций (пиар-технологии), за то, что обещанное эмансипацией освобождение человека от зависимости, угнетения и неравенства так и не наступило.

Симуля́кр — «копия», не имеющая оригинала в реальности. В постмодернистской симуляции копия не всегда хуже оригинала. До оригинала часто вообще не добраться. Нередко и на оригинал мы смотрим сквозь очки копии. В этом нам усердно помогают различные имиджмейкеры, пиар-технологи, костюмеры, звукорежиссеры и другие специалисты по сервису и инфраструктуре. Шоу-спектаклей теперь много не только на телевидении, но и в самой жизни. Особенно в политике. Все носят какие-то маски, играют какие-то роли. Общество превращается, если уже не превратилось в один сплошной спектакль. Главное же и по-настоящему новое, что открыл постмодернизм в проблеме симуляции, симулякров, сводится к тому, что никакой такой естественной в смысле подлинной или образцовой реальности вообще нет. А значит нет, не может быть и (ее) искажения. Симулякр - не подделка. А если и подделка, то только на первом, быстро преодолеваемом этапе. Истина теперь в том, что человек живет в знаковой среде, в окружении образов и подобий, «подлинных» имитаций. Современные информационные технологии их легко уплотняют, превращая в особую - виртуальную реальность. На продуцирование знаков-символов ориентированы сегодня все виды и формы человеческой деятельности. Перспективным и ведущим - словом, всеобщим, становится производство знаков, а не товаров и услуг (постиндустриальное информационное общество, в экономике – торговая марка).

Постнеклассическая наука формируется в 70-х XX в, чему способствует компьютеризация науки, невозможность решить ряд научных задач без комплексного использования знаний различных научных дисциплин, без учета места и роли человека в исследуемых системах. В это время развиваются генные технологии, клонирование, эволюционная химия, создание микропроцессоров, создание искусственных нейронных сетей, микроэлектроника и наноэлектроника.

Поскольку объектом исследования все чаще становятся системы, экспериментирование с которыми невозможно, то важнейшим инструментом научно-исследовательской деятельности выступает Математическое моделирование. Его суть, что исходный объект изучения заменяется его математической моделью, экспериментирование с которой возможно при помощи программ, разработанных для ЭВМ.

На этапе постнеклассической науки преобладающей становится идея Синтеза научных знаний - стремление построить общенаучную картину мира на основе принципа универсального эволюционизма, объединяющего в единое целое идеи системного и эволюционного подходов. Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин (биологии, геологии и т. д.) и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Часто универсальный, или глобальный, эволюционизм понимают как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Системный подход внес новое содержание в концепцию эволюционизма, создав возможность рассмотрения систем как самоорганизующихся, носящих открытый характер. Как отмечал академик Н. Н. Моисеев, все происходящее в мире можно представить как Отбор и существуют два типа механизмов, регулирующих его: 1) адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств; 2) бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы. Эволюция может быть представлена как переход от одного типа самоорганизующейся системы к другой, более сложной.

Идея Принципа универсального эволюционизма основана на 3 концептуальных направлениях конца XX: 1) Теории нестационарной Вселенной. В основе идея "инфляционной фазы": после колоссального расширения в течение малого отрезка времени установилась фаза с нарушенной симметрией, что привело к изменению состояния вакуума и рождению огромного числа частиц. Несимметричность Вселенной выражается в преобладании вещества над антивеществом и обосновывается "великим объединением" теории элементарных частиц с моделью раздувающейся Вселенной. На этой основе удалось описать электромагнитные, слабые и сильные взаимодействия при высоких энергиях, а также достичь прогресса в теории сверхплотного вещества. Согласно последней, возникла возможность обнаружить факт, состоящий в том, что при изменении температуры в сверхплотном веществе происходит ряд фазовых переходов, во время которых меняются свойства вещества и свойства элементарных частиц, составляющих это вещество. Подобного рода фазовые переходы должны были происходить при охлаждении расширяющейся Вселенной вскоре после "Большого взрыва". Следствием является положение о существовании множества развивающихся вселенных.

2) Синергетики, изучающей согласованное состояние процессов самоорганизации в сложных, но открытых системах различной природы. Система должна состоять из элементов и подсистем (электронов, молекул, органов), взаимодействие между которыми может быть подвержено лишь малым флуктуациям и находиться в состоянии нестабильности. Синергетика использует математические модели для описания нелинейных процессов, устанавливает, какие процессы самоорганизации происходят в природе и обществе, какого типа нелинейные законы управляют этими процессами и при каких условиях, выясняет, на каких стадиях эволюции хаос может играть позитивную роль, а когда он нежелателен и деструктивен. Применение ограничено: 1.Изучает только массовые процессы, но не индивида. 2.Не учитывает роль сознательного фактора духовной сферы (не рассматривается противодействие макротенденциям). 3.Применима к исследованию процессов, которые детерминированы небольшим количеством фактов (но при развитии они увеличиваются).

3) Теории биологической эволюции и развитой на ее основе концепции биосферы и ноосферы. Развитые идеи Вернадского вводят парадигму целостности, согласно которой мироздание, биосфера, ноосфера, общество, человек и т. д. представляют собой единую целостность, проявление которой, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри него. Как следствие - сближение естественных и общественных наук. Концепция открытой рациональности: европейская наука стала ориентироваться и на восточное мышление. Принцип коэволюции: сопряженного, взаимообусловленного изменения систем, или частей внутри целого.

24. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни науки, критерии их различения

Научные знания - сложная развивающаяся система, в которой по мере эволюции возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска. В своих развитых формах наука предстает как Дисциплинарно организованное знание, в котором отдельные отрасли - научные дисциплины выступают в качестве относительно автономных подсистем, взаимодействующих между собой.

Научные дисциплины возникают и развиваются неравномерно. В них формируются различные типы знаний. Специфика предмета каждой науки может привести к тому, что определенные типы знаний, доминирующие в одной науке, могут играть подчиненную роль в другой. При возникновении развитых форм теоретического знания более ранние формы не исчезают, хотя и могут резко сузить сферу своего применения.

В системе любого научного знания можно выделить различные фор­мы знания: законы, принципы, гипотезы, теории, схемы, программы, эмпири­ческие факты, которые относятся к двум основным уровням: Эмпирическому и Теоретическо­му. Соответственно существует 2 типа познавательных про­цедур. Наличие этих уровней научного познания было зафиксировано в рамках неопозитивизма в 30-х XX столетия в условиях обнаруженного различия языкового смысла теоретического и эмпирического использования терминов.

Различение эмпирического и теоретического уровней осуществляется с учетом специфики познавательной деятельности на каждом из этих уровней. Основные критерии различия:

1) Характер предмета исследования. Эмпирическое исследование ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними, сущностные связи не выделяются еще в чистом виде. На уровне теории происходит выделение сущностных связей в чистом виде. Сущность объекта - взаимодействие ряда законов, которым подчиняется данный объект. Задача теории – воссоздать все эти отношения между законами и таким образом раскрыть сущность объекта. Следует различать Эмпирическую зависимость (вероятностно-истинные знания) и Теоретический закон (знания достоверные). Теория и эмпирика имеют дело с разными срезами одной и той же действительности. Эмпирика изучает явления и их корреляции, улавливая в отношениях между явлениями проявление закона. В чистом виде он дается в результате теоретического исследования.

2) Тип применяемых средств исследования. Теория не строится путем индуктивного обобщения опыта. Эмпирическое исследование базируется на практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании отсутствует практическое взаимодействие с объектами, на этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

3) Особенности метода. В эмпирическом познании: наблюдение, использование приборов и других средств реального наблюдения и эксперимента, эмпирическое описание. В теоретических исследованиях: метод построения идеализированного объекта (идеализация); мысленный эксперимент с идеализированными объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы); методы логического и исторического исследования и др.

Эмпирика и теория отличаются по предмету, средствам и методам исследования. В реальной действительности эти два слоя знания всегда Взаимодействуют. Выделение же конкретной категории в качестве средств методологического анализа позволяет выяснить, как устроено и развивается научное знание.

Эти уровни знания имеют сложную организацию. Выделяют подуровни, характеризующиеся специфическими познавательными процедурами и особыми типами получаемого знания. На эмпирическом уровне выделяются два подуровня: Наблюдение и Эмпирические факты, которые не являются достоверным знанием и на них не может опираться теория. Базисом теории - эмпирические факты, где нет субъективности.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту Предполагает: 1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания; 2) истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания с использованием ранее полученных теоретических знаний.

При установлении эмпирического факта требуется применение ряда теоретических положений (из области механики, электродинамики), но возникает проблема теоретической нагруженности – для установления факта нужны теории, а они должны проверяться фактами. Т. о. в формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т. п.

В организации теоретического уровня знания выделяют два подуровня: Частные теоретические модели и Законы, развитая теория. Частные теоретические модели и законы выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Теоретическое знание включает теоретическую модель, которая объясняет явление, и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Закон характеризует отношения идеальных объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию эмпирической реальности.

В развитой теории все частные теоретические модели и законы обобщаются таким образом, что они выступают как следствие фундаментальных принципов и законов теории. Т. е. строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающее по отношению ко всем частным теоретическим законам. Два типа организации научного знания – частные теории и обобщающие развитые теории – взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.

Научное знание в любой области науки представляет собой огромную массу взаимодействующих между собой различных типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; в свою очередь, факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. В общем, существуют разнообразные и сложные процедуры взаимодействия различных слоев научного знания.

Научное знание, как и все формы духовного производства, необходимы для того, чтобы направлять и регулировать практику. Различные виды познавательной деятельности по-разному выполняют эту роль, и анализ этого различия является первым и необходимым условием для выявления особенностей научного познания.

Особенностями объектов научного исследования объясняются и основные особенности научных знаний как продукта научной деятельности. Наука формирует специфические способы обоснования истинности знания: экспериментальный контроль над получаемым знанием, выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана. Системность и обоснованность научного знания один из существенных признаков, отличающих его от продуктов обыденной познавательной деятельности людей.

При характеристике природы научного познания можно выделить систему отличительных признаков науки, среди которых главными являются: 1) предметность и объективность научного знания; 2) выход науки за рамки обыденного опыта (научные знания всегда относятся к широкому классу практических ситуаций настоящего и будущего, который никогда заранее не задан).

Все остальные необходимые признаки, отличающие науку от других форм познавательной деятельности, являются производными главных характеристик и обусловлены ими.

Страница 4 из 7« Первая...23456...Последняя »