шпора по мировой экономике

28. ВТО/ГАТТ

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), пред­шественник ВТО — это многостороннее соглашение, содержащее принципы, правовые нормы и правила, которыми руководству­ются во взаимных торговых отношениях участвующие в нем стра­ны. Оно было подписано в Женеве 30 октября 1947 г. и вступило в силу с 1 января 1948 г. для 23 подписавших его стран. Сложившееся на основе этого Соглашения международное учреждение (также называвшееся ГАТТ) более 40 лет выполняло функции международной организации по вопросам торговли и являлось  центральным международным органом, в рамках которого страны-члены осуществляли контроль за выполнением упомянутого  Соглашения, вели многосторонние торговые переговоры, рассматривали спорные вопросы, обсуждали важнейшие проблемы мировой торговли и принимали решения, касающиеся правовым основ международных торговых отношений.Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, -это возможность его совершенствования, развития правовых Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Со­глашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в пересмот­ренном виде) инкорпорирован в механизм созданной (несколько дет назад) на его основе Всемирной торговой организации (ВТО).

Основная цель — содействие развитию и либерализации меж­дународных торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в междуна­родной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и тор­гового обмена.

Деятельность ГАТТ основывается на следующих принципах:

• осуществление торговли без дискриминации на основе ре­жима наибольшего благоприятствования и национального ре­жима'';

• защита отечественных производителей путем установления таможенных пошлин с постепенным отказом от нетарифных средств регулирования;

• сокращение ставок таможенного тарифа в результате многосторонних переговоров и исключение возможности их не­согласованного с партнерами повышения в дальнейшем;

• предоставление консультаций странам-участницам с целью урегулирования проблем торговли;

• развитие международной торговли на основе справедливой конкуренции;

• предоставление льготного режима для развивающихся стран;

• заключение региональных торговых соглашений;

• установление особых норм регулирования международной торговли для текстиля и одежды.

Важное место в организационной структуре ГАТТ заняли пе­риодически проходившие под его эгидой переговорные конференции, направленные на выработку соглашений по снижении тарифных и нетарифных барьеров в торговле. За время существования ГАТТ эти переговорные конференции заняли в общ? сложности 25 лет, и до 1994 г. прошло восемь так называемых  торговых раундов.

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 г., являются ГАТТ в редакции 1994 г. (поэтому новую орга­низацию часто называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное со­глашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей, ре­шений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран-членов. Некоторые документы ВТО уточняют и допол­няют статьи ГАТТ, сохранившие свое главенствующее положе­ние среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих доку­ментов является обязательным для стран — членов ВТО и лишь четыре соглашения обязательны для стран, выразивших заинте­ресованность в них участвовать. Местопребывание ВТО — Жене­ва (Швейцария). Ныне в нее входят 128 государств; еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус наблюдателя и ведут переговоры о присоединении.

Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил. Важнейшая задача в области регулирования свя­занных с внешней торговлей инвестиций — разработка многосто­ронних правил, подобных существующим многосторонним пра­вилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по торговым аспектам инвестиционных мер — ТРИМС).

Высшим органом ВТО является Конференция министров, со­стоящая из представителей государств-членов. Она созывается  на сессии не менее одного раза каждые два года. За выполнение те­кущей работы отвечает Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит засеседания в качестве Комиссии по урегулированию споров рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО). Четыре соглашения ВТО, обязательны только для заинтересованных стран (о торговле гражданской аич1' техникой, о правительственных закупках по молочным продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управление,  подотчетных Генеральному совету.

Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услу­гами и Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применени­ем и действием соглашений, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с тор­говыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенса­ций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в тор­говле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мо­ниторинга торговли текстилем.

Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопро­сах телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по торговым ас­пектам прав на интеллектуальную собственность, которые зани­маются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в рамках ВТО.

Секретариат ВТО, возглавляемый генеральным директором и его четырьмя заместителями, несет ответственность за обеспече­ние деятельности органов ВТО в том, что касается ведения пере­говоров, осуществления соглашений и предоставления техничес­кой помощи развивающимся странам.

Направления и содержание работы ВТО во многом определя­ются постоянными представителями при ВТО стран-членов.

Первыми из республик бывшего СССР вступили в ВТО Латвия и Киргизия (в 1998 г.). Шансы Эстонии и Литвы также очень вы­соки, хотя за последние четыре года были удовлетворены заявле­ния о приеме только четырех государств: Монголии, Панамы, Бо­ливии и Эквадора. Что касается России, то, как считают эксперты "ТО, с учетом темпов проведения в стране либерализации внешнеэкономической и внутрихозяйственной деятельности до конца -этого столетия она не будет принята в ВТО.

Еще в 1993 г. Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но  в конце того же года по завершению многолетних перегово­ров о либерализации мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны — участницы ГАТТ договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994г. России пришлось обновить свою заявку.

Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно — это серьезный экзамен российского внешнеторгового законода­тельства (включая практику применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и тех условий, на ко­торых страны — участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному соглашению и другим договоренностям этой ор­ганизации. Другое — это выработка протокола о тарифных усло­виях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки тамо­женного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определяют условия присоединения России к ВТО.

Тарифные предложения представляют собой перечень мак­симально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений («потолки») ставок ввозных таможенных пошлин по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) с соответствующими переходными  периодами.России к ВТО — сложный и длительный пе­реговорный процесс. Его результатом должно стать полноправное участие России в системе мировой торговли, реализация преиму­ществ международного разделения труда и кооперации, совер­шенствование экономического сотрудничества России со страна­ми мира.

29. ЮНКТАД

Система Организации Объединенных Наций состоит из самой ООН (Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по опеке, Международный суд и Секретариат), 18 специализированных учреждений, Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и ряда программ, советов и комиссий.

Первостепенное значение для развития мировой торговли имеют торгово-экономические организации и соглашения, в которых участву­ют если не все страны мира, то, по крайней мере, подавляющее их большинство. Фундамент мировой торговой системы формируют следующие многосторонние организации: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Международная таможенная организация (МТО), Международная торговая палата (МТП).

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) была создана в 1964 г. в качестве органа Генеральной Ассамблеи. Это представительная многосторонняя торгово-экономическая орга­низация. Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание ЮНКТАД — Женева (Швейцария).

Членство в ЮНКТАД открыто для любого государства — члена ООН, специализированных учреждений ООН и Международного агентства по атомной энергии. Ее основные задачи: поощрять меж­дународную торговлю, прежде всего между развитыми и развива­ющимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития международных экономических отношений; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспекта" экономического развития; содействовать координации деятель­ности других учреждений ООН по международной торговле.

С созданием ВТО практически открыто стали высказывать­ся мнения о том, нужна ли вообще эта организация. Однако сей­час достигнуто понимание того, что ЮНКТАД необходима ми­ровому сообществу, так как эта организация вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые во­просы.

Решения, принимаемые консенсусом на сессиях ЮНКТАД, не являются юридически обязательными. Но еще на второй сес­сии было единогласно признано, что они «должны вести к дей­ствиям, благоприятствующим международной торговле». Таким образом, документы ЮНКТАД формально имеют менее обяза­тельный характер, чем ВТО. К подобным документам относятся, например, Принципы международных торговых отношений и торговой политики, способствующие развитию и Хартия эконо­мических прав и обязанностей государств.

В области торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами на которые приходится 3/4 мирового товарооборота, важнейшим мероприятием ЮНКТАД было создание Общей системы префе­ренций (ОСП), функционирующей с 1971 г. Эта система преду­сматривает снижение или отмену таможенных пошлин всеми промышленно развитыми странами в торговле с развивающимися го­сударствами на невзаимной основе, т.е. без требования со сторо­ны последних встречных торгово-политических уступок. Хотя многие страны-доноры провели разного рода изъятия из своих схем таких преференций (в отношении отдельных групп това­ров и стран — получателей преференций), ОСП играет большую роль в содействии расширению экспорта продукции обрабатыва­ющей промышленности государств, отставших в экономическом развитии.

Высшим руководящим органом ЮНКТАД является Конфе­ренция, состоящая из государств-членов. Сессии Конференции обычно проводятся один раз в четыре года' на уровне министров с целью определения главных направлений политики и решения вопросов, связанных с программой работы.

Исполнительный орган ЮНКТАД — Совет по торговле и раз­витию — обеспечивает непрерывность работы организации в пе­риод между сессиями Конференции. Помимо осуществления контроля за всей сферой деятельности ЮНКТАД он рассматри­вает международные последствия макроэкономической полити­ки, вопросы, касающиеся взаимозависимости экономик стран мира, а также проблемы торговли и валютно-финансовых отно­шений, торговой политики, структурной перестройки и эконо­мических реформ. Совет проводит две сессии ежегодно (весной и осенью). Он представляет доклады Генеральной Ассамблее через Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС).

Секретариат ЮНКТАД, возглавляемый генеральным секрета­рем, составляет часть Секретариата ООН. В его состав входят Службы координации политики и внешних сношений, девять отделов (сырьевые товары, экономическое сотрудничество между развивающимися странами и специальные программы, взаимоза­висимость, транснациональные корпорации и инвестиции, наука и техника, наименее развитые страны, услуги в области управле­ния и оперативно-функционального обеспечения программ). Секретариат также обслуживает два вспомогательных органа ЭКОСОС - Комиссию по международным инвестициям и транс­национальным корпорациям и Комиссию по науке и технике в целях развития.

30. Эволюция валютной системы

Международные валютно-кредитные и финансовые отно­шения - составная часть и самая сложная сфера рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет па­раллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализа­ции хозяйственных связей увеличиваются международные по­токи товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Большое влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие промышленно развитые страны, которые выступают как партнеры-соперники. Последние десятилетия отмечены активизацией развивающихся стран в этой сфере.

Международные валютные отношения — это совокупность общественных отношений, складывающихся при функциони­ровании валюты в мировом хозяйстве и обслуживающих вза­имный обмен результатами деятельности национальных хо­зяйств. Отдельные элементы валютных отношений появились еще в античном мире - Древней Греции и Древнем Риме - в виде вексельного и меняльного дела. Следующей вехой их развития явились средневековые "вексельные ярмарки" в Ли­оне, Антверпене других торговых центрах Западной Европы, где производились расчеты по переводным векселям. В эпоху феодализма и становления капиталистического способа про­изводства стала развиваться система международных расчетов через банки.

Развитие международных валютных отношений обуслов­лено ростом производительных сил, созданием мирового рынка углублением международного разделения труда, формированием мировой системы хозяйства, интернационализацией хозяйственных связей.

Состояние валютных отношений зависит от развития эко­номики - национальной и мировой, политической обстановки соотношения сил между странами и двух тенденций, прису­щих международным отношениям, - партнерства и противо­речий. Поскольку во внешнеэкономических связях, в том чис­ле валютных, переплетаются политика и экономика дипломатия и коммерция, промышленное производство и тор­говля, валютные отношения занимают особое место в нацио­нальном и мировом хозяйстве. Включение мирового рынка в процесс кругооборота капитала означает превращение части денежного капитала из национальных денег в иностранную валюту и наоборот. Это происходит при международных рас­четных, валютных, кредитных и финансовых операциях.

Международные валютные отношения постепенно приобрели определенные формы организации на основе интернационализа­ции хозяйственных связей. Валютная система - это форма орга­низации и регулирования валютных отношений, закрепленная национальным законодательством или межгосударственными соглашениями. Различаются национальная, мировая, междуна­родная (региональная) валютные системы

Главным элементом валютной системы является валютный паритет - соотношение между двумя валютами, устанавлива­емое в законодательном порядке. При монометаллизме - золо­том и серебряном - базой валютного курса являлся монетный паритет - соотношение денежных единиц разных стран по их металлическому содержанию. Он совпадал с понятием валют­ного паритета.

Режим валютного курса также является элементом валют­ной системы. Различаются  фиксированные валютные курсы, колеблющиеся в узких рамках, плавающие курсы, изменяю­щиеся в зависимости от рыночного спроса и предложения ва­люты, а также их разновидности.

Центры валютной гегемонии - господства в валютной сфере периодически перемещаются в силу неравномерности развития стран. До Первой мировой войны валютная гегемония закрепилась за Великобританией, которая господствовала в мировом производстве и торговле. Перемещение финансово­го центра из Европы в США в итоге Первой мировой войны вызвало острую борьбу за валютную гегемонию между фунтом стерлингов и долларом. Формирование трех центров тор­говли в 70-90-е гг. сопровождается созданием новых центров валютного господства в Западной Европе и Японии, что подо­рвало монопольное положение доллара США.

Международные расчеты требуют конвертирования одной валюты в другую. Это связано с торговыми операциями, дви­жением капитала, туризмом, покупкой и продажей иностран­ных ценных бумаг и другими процессами, вызывающими не­обходимость обмена валют различных стран на мировом валютном рынке. Мировой валютный рынок - это механизм, основу которого образует система прямых связей участников. Ядро мирового рынка составляют государства, в которых ва­лютные ограничения практически отсутствуют . Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-прода­жа валют на базе спроса и предложения. Валютные рынки -совокупность банков, банкирских домов, брокерских фирм и крупнейших корпораций, выступающих основными участни­ками этих рынков. На валютном рынке обеспечивается кон­вертация одних национальных валют в другие. В процессе ис­торического    развития     существовали     различные международные валютные системы, устанавливающие усло­вия такой конвертации:

• латинский монетный союз (Latin Monetary Union), создан­ный в 1865 г. Бельгией, Францией и Италией (позднее присоединились Швейцария и Греция) с целью поддержа­ния единого денежного стандарта на основе биметаллизма (с использованием золота и серебра);

• золотой стандарт (Gold Standard), при котором любая де­нежная единица имела установленное законом золотое со­держание и разменивалась на золото, валютные курсы бы­ли стабильны, а сальдо внешних платежей регулировалось ввозом или вывозом золота; в полной форме золотой стан­дарт практиковался в 1880-1914 гг., позднее, в 1925-1931 гг., делались попытки возродить его в золотослитко­вой (Gold Bullion Standard) или золото-девизной (Gold Exchange Standard) форме;

• Бреттон-Вудская валютная система (Bretton Woods System), оформившаяся на основе соглашений, достигну­тых в июле 1944 г. на конференции в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир); основные положения этой системы: золото-долларовый стандарт, фиксированный валютный курс, обратимость валют, создание Междуна­родного валютного фонда (International Monetary Fund) и Международного банка реконструкции и развития (International Bank for Reconstruction and Development);

фактически прекратила свое существование в 1971-1973

31. Мировой валютный рынок

Любая национальная денежная единица является   валютой и приобретает целый ряд дополнительных фун­кций и характеристик как только она начинает рас­сматриваться не в узких рамках национальной системы макроэко­номических координат, а с позиции участника международных торгово-экономических отношений и расчетов.

С точки зрения материально-вещественной формы валютой явля­ется любой платежный документ или денежное обязательство, выра­женное в той или иной национальной денежной единице, использу­емое в международных расчетах. Обычно речь идет о банкнотах, казначейских билетах, денежных средствах на различных видах бан­ковских счетов, а также чеках, векселях, аккредитивах и других платежных средствах.

Эти платежные документы, выраженные в различных валютах, покупаются и продаются на специальном рынке — валютном. Спрос и предложение на национальном валютном рынке формируются в результате столкновения денежных требований и обязательств, вы­раженных в различных валютах, опосредущих международный об­мен товарами, услугами и движение капиталов.

Международные расчеты требуют конвертирования одной валюты в другую. Это связано с торговыми операциями, дви­жением капитала, туризмом, покупкой и продажей иностран­ных ценных бумаг и другими процессами, вызывающими не­обходимость обмена валют различных стран на мировом валютном рынке. Мировой валютный рынок - это механизм, основу которого образует система прямых связей участников. Ядро мирового рынка составляют государства, в которых ва­лютные ограничения практически отсутствуют . Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-прода­жа валют на базе спроса и предложения. Валютные рынки -совокупность банков, банкирских домов, брокерских фирм и крупнейших корпораций, выступающих основными участни­ками этих рынков. На валютном рынке обеспечивается кон­вертация одних национальных валют в другие.

При этом часто одновременно заключаются сделки на буду­щий обмен валюты (с помощью деривативов, т.е. таких финан­совых производных инструментов, как валютные фьючерсы, оп­ционы, свопы и др. — см. ниже) в целях хеджирования, т.е. сни­жения рисков от возможного изменения обменных курсов. Все большая часть этих сделок преследует цель просто получить при­быль от их проведения, а не застраховать возможные потери. По­добные сделки называются спекулятивными.

Осуществление в мире огромных объемов платежей в ино­странной валюте и еще больших объемов спекулятивных валют­ных операций с деривативами приводит к тому, что величина валютного рынка очень велика и продолжает быстро расти.

Центральные банки также участвуют в деятельности валютных рынков, проводя валютные интервенции на национальных валют­ных рынках, т.е. продавая или покупая там валюту из государст­венных золотовалютных резервов Подобные интервен­ции проводятся ими для воздействия на экономическую ситуацию в своей стране, но прежде всего для регулирования обменного курса. Ведь в большинстве стран этот курс является плавающим т.е. определяется, на основе спроса и предложения на национальную и иностранную валюты со стороны участников валютного рынка. Чтобы избежать сильных колебаний спроса и предложения (и соответственно колебаний обменного курса), центральный банк увеличивает/уменьшает этот спрос или предложение через валютные интервенции.

Хотя в мире можно обменять любую одну валюту на другую (хотя и не всегда напрямую, а через третью валюту), однако об­менные операции тяготеют к нескольким валютам мира, которые в данном смысле можно назвать ключевыми. Это прежде всего американский доллар, на который приходится около половины всех сделок с валютами. Соперником доллара может быть евро­пейская валюта евро, введенная в ЕС в оборот с 1999 г. и которые  с середины 2000 г. полностью заменит национальные денежные единицы большинства стран — участниц ЕС (11 из 15), а также начнет частично заменять доллар в золотовалютных резервах других стран. Скромнее позиции японской иены.

Помимо мировых ключевых валют существуют региональные  ключевые валюты, т.е. имеющие распространение в валютно-расчетных отношениях только какого-либо одного региона. В СНГ такой региональной ключевой валютой является российский рубль в Восточной и Юго-Восточной Азии ею может стать китайски юань (хотя он имеет еще более ограниченную конвертируемость, нем российский рубль). Но пока в этих регионах во взаимной тор­говле преобладает американский доллар.

Важным элементом валютной системы является валютный курс, так как развитие МЭО требует изменения стоимостного со­отношения валют разных стран. Валютный курс необходим для:

• взаимного обмена валютами при торговле товарами, услу­гами, при движении капиталов и кредитов;

• сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

• периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс - "цена" денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или междуна­родных валютных единицах (например, в ЭКЮ - European Currency Unit-ECU)

Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, определя­емый соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является поку­пательная способность валют, выражающая средние нацио­нальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции. Эта эконо­мическая категория присуща товарному производству и выражает производственные отношения между товаропроизво­дителями и мировым рынком. Поскольку стоимость - это все-

объемлющее выражение экономических условий товарного производства, то сравнимость национальных денежных единиц разных стран основана на стоимостном отношении, которая складывается в процессе производства и обмена. Производите­ли и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В ре­зультате сопоставления выявляется степень выгодности разви­тия какого-либо производства в данной стране или инвестиции за рубежом. Как бы ни искажалось действие закона стоимости, валютный курс в конечном счете подчиняется его действию, выражает взаимосвязь национальной и мировой экономики, где проявляется реальное курсовое соотношение валют.

Как любая цена, валютный курс отклоняется от стоимост­ной основы - покупательной способности валют - под влия­нием спроса и предложения валют. Соотношение такого спро­са и предложения зависит от:

• темпа инфляции;

• состояния платежного баланса;

• разницы процентных ставок в разных странах;

• деятельности валютных рынков и спекулятивных валют­ных операций;

• степени использования определённой валюты на еврорын­ке и в международных расчётах;

• ускорении или задержки международных платежей;

• степени доверия к валюте на национальных и мировых рынках;

• валютной политики

32. характеристика мировых фондовых рынков. Значение индекса Доу-Джонса

Межгосударственное регулирование международных валютных отношений осуществляется специализированными органами и институтами.

Основная из них —   Международный Валютный Фонд (МВФ). МВФ — это межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ — специализированное учреждение ООН — был создан в 1944 г. на Бреттон-Вудской м/н конференции. К концу 1995 г. в него входит 181 страна-участница. Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем, назначаемыми на 5 лет. 24 ПРС имеют 56,6% голосов в МВФ; 40,4% голосов приходится на долю остальных 86% стран. Капитал МВФ складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР(спец.права заимствования). На долю ПРС приходится 60,6% суммы квот, из которых доля стран ЕС равна 26,7%; PC — 29%; стран с переходной экономикой — 10,4%.

Объем  кредитов  МВФ. в   1994 г.  составлял 29,9 млрд СДР, в т.ч.:

• кредиты поддержки («стенд бай») — 9,5 млрд СДР — выдаются под осуществление макроэкономических стабилизационных программ в течение 1—2 лет со сроком погашения 3 года 3 мес. — 5 лет;

• расширенные кредиты — 9,6 млрд СДР — предоставляются для поддержки, рассчитанной на 3—4 года, т. е. среднесрочной программы стабилизации. Возврат этих кредитов рассчитан на срок от 4,5 до 10 лет;

• компенсационные кредиты и кредиты финансирования буферных запасов — 3,8 млрд СДР — направлены на амортизацию резких сдвигов в структуре и условиях МТ, предоставляются менее развитым странам на срок от 3 лет 3 мес. до 5 лет;

• кредиты структурной адаптации — 1,4 млрд СДР — и дополнительные кредиты структурной адаптации — 2,8 млрд СДР — получили сравнительно широкое распространение в условиях долгового кризиса PC. Выдаются за счет спец. фонда на срок от 5,5 до 10 лет;

• кредиты системной трансформации предоставляются за счет Специального фонда поддержки, созданного в 1993 г.

Этими кредитами пользуются практически все страны бывшие члены СЭВ. Размер такого кредита ограничивается 50% квоты данной страны и выдается для нейтрализации внешнеэкономических финансовых ограничителей рыночных реформ.

Кредиты МВФ выдаются, как правило, кредитными долями (транши) по 25%.

Не менее важную роль в МВС играет группа Всемирного банка — это многоструктурная международная кредитная организация, объединяющая 4 финансовых института.

• Международный банк, реконструкции и развития (МБРР) образован в 1944 г. К концу 1995 г. насчитывал 181 страну-участницу (Россия с 1992 г.). Основные цели МБРР-реконструкция и развитие территории стран-членов, стимулирование частных внешних инвестиций, обеспечение сбалансированного роста международных кредитов, повышение производительности в экономике стран-членов, ее эффективности, а также уровня жизни. Роль МБРР состоит в финансировании средне- и долгосрочных проектов развития инфраструктуры в странах-реципиентах, в поддержке программ облегчения болезненных последствий реализации стабилизационной и адаптационной экономической политики для беднейших слоев населения. Большинство кредитов МБРР выдается на срок 15— 20 лет с льготным периодом 5 лет. Значительная часть кредитов МБРР приходится на регион Восточной Азии и Тихого океана (29% или 6034 млн долл. в 1994 г.). Россия получает кредиты на сумму 1 520 млн долл. Как правило, кредиты МБРР направляются в сельское хозяйство (16,7%), транспорт (14,2%), электроэнергетику (10,6%), сферу финансов (6%) и т.д.

• Международная ассоциация развития (MAP) создана как филиал МБРР в 1960 г. MAP предоставляет беспроцентные кредиты наименее развитым странам на срок 35—40 лет при льготном периоде 10 лет. Льготные кредиты в настоящее время получают 40 стран, в которых ВВП на душу населения не выше 650 долл. в год.

• Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. с целью стимулирования частных инвестиций в промышленность молодых государств, создания и расширения там частного сектора. МФК кредитует только высокорентабельные предприятия в наиболее развитых из развивающихся стран, т. е. в новых индустриальных странах ЮВА. Срок кредитов 7—8 лет. Характерная черта МФК в том, что все займы предоставляются частным лицам, а инвестиции проводятся совместно с частным бизнесом.

9. Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА) учреждено в 1988 г. К середине 1993 г. конвенция, учреждающая МИГА, была подписана  107 странами, в 1998 г. в него входит уже 120 стран. Его цель — поощрение инвестиций в акционерный капитал и других направлений прямых капиталовложений в развивающиеся страны посредством их страхования от некоммерческих рисков. К некоммерческим рискам относятся: экспроприация имущества инвестора;  военные действия; перевороты; отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим затруднения в переводе прибылей в страну инвестора. Срок гарантий 15 лет. В 1993  финансовом  году  МИГА-предоставило  гарантии   по 27 проектам на сумму 374 млн долл. Всемирный банк предназначен для кредитования экономики развивающихся стран. В отличие от коммерческих банков,  он оказывает техническую  помощь,  консультирует, как выгоднее использовать кредиты, и всячески содействует притоку капиталов в экономику этих стран. Ежегодно Всемирный банк выдает кредитов на сумму 20—22 млрд долл. В 1996/97 гг. сумма кредитных обязательств всемирного банка снизилась и составила 19,1 млрд долл. (число кредитуемых проектов сократилось с 256 до 241). В предыдущие два года она равнялась 22,5 и 22,4 млрд долл. Примерно 3/4 предоставляемых Всемирным банком  кредитных средств приходится на инвестиционные проекты в различных отраслях экономики, требующие, как правило, чтобы страна-заемщик закупала товары и услуги, а также заказывала строительно-монтажные работы на международных рынках. Остальная часть займов (1/4) выдается на проведение национальных экономических и иных реформ. В  1996/97 гг. Россия вошла в десятку стран, которым Всемирный банк одобрил предоставление наиболее крупных

млрд долл., уступает только Китаю — 2,815 млрд долл.).

В международных валютно-финансовых и кредитных отношениях участвуют и   частные клубы кредиторов:

• Парижский клуб стран-кредиторов («группа 10» = страны большой семерки -Ь Бельгия, Нидерланды, Швейцария) — это неформальная организация индустриально развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Начало его деятельности относится к 1956 г. РФ вступила в Парижский клуб 17 сентября 1997 г. Ее задолженность данной организации в 1993 г. составляла 41 млрд долл.;

• Лондонский клуб является неформальной организацией крупнейших банков-кредиторов (600), где обсуждаются проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. РФ вступила в Лондонский клуб 6 октября 1997 г. Задолженность РФ перед Лондонским клубом по состоянию на 3 октября 1997 г. составила 21,9 млрд долл.

Среди организаций регионального значения следует выделить Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который создан в 1990 г., его членами являются 57 стран. Главная задача ЕБРР - содействовать переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы. Основными объектами кредитования являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а также вновь создаваемые компании. В России ЕБРР участвует в первоначальном капитале Российского банка проектного финансирования (РБПФ) в Москве. Это банк среднесрочного и долгосрочного кредитования и инвестиций,  а также  финансовый посредник, осуществляющий консалтинговое обслуживание предприятий. Приоритетные отрасли финансирования ЕБРР; энергетика, телекоммуникации, транспорт, агробизнес, приватизация.

К организациям данного типа относятся региональные банки развития: Межамериканский банк развития (МаБР) создан в 1959 г., 43 страны-участницы; Африканский банк развития (АфБР) — 1963 г., 75 стран-участниц; Азиатский банк развития (АзБР) — 1965 г., 45 стран-участниц.

Существует 4 индекса Доу-Джонса. Промышленный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Industrial Average - DJIA) - простой средний показатель движения курсов акций 30 крупнейших промышленных корпораций. Промышленный индекс Доу-Джонса является самым старым и самым распространенным среди всех показателей фондового рынка. Его состав не является неизменным: компоненты его могут изменяться в зависимости от позиций крупнейших промышленных корпораций в экономике США и на рынке, однако в современных условиях такие случаи довольно редки. В принципе на его составляющие приходится от 15 до 20% рыночной стоимости акций, котируемых на Нью-йоркской фондовой бирже. Этот индекс начисляется путем сложения цен включенных в него акций и деления полученной суммы на определенный деноминатор (который корректируется на величину дробления акций и дивидендов в форме акций, составляющих свыше 10% рыночной стоимости выпусков, а также на замещение компонентов и слияния и поглощения). Индекс Доу-Джонса котируется в пунктах. Транспортный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Transportation Average - DJTA) - средний показатель, характеризующий движение цен на акции 20 транспортных корпораций (авиакомпаний, железнодорожных и автодорожных компаний). Коммунальный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Utility Average - DJUA) - средний показатель движения курсов акций 15 компаний, занимающихся газо - и электроснабжением. Композитный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Composite Average - DJCA) - показатель, составляющийся на базе промышленного, транспортного и коммунального индексов Доу-Джонса. Композитный индекс Доу-Джонса (The Dow Jones Composite Average - DJCA) - показатель, составляющийся на базе промышленного, транспортного и коммунального индексов Доу-Джонса.

33. Движение ссудного капитала

Под миграцией капитала в ссудной форме понимают все международные перемещения капитала, за исключением ПЗИ и ПИ. Ссудная форма ММК реализуется в следующих операциях:

  • выдача государственных и частных займов;
  • приобретение облигаций другой страны, ценных бумаг, векселей, тратт иностранной компании;
  • осуществление выплат по долгам;
  • межбанковские депозиты; межбанковские и государственные задолженности.

Быстрые темпы роста экспорта ссудного капитала и значительные по объемам повторяющиеся операции на международном уровне привели к формированию в конце 60-х — Начале 70-х годов XX века мирового рынка ссудного капитала. Так, в конце 80-х годов сумма чистых заимствований на международном уровне составляла 14% от всех чистых заимствований на национальных финансовых рынках. Если в 80-е годы межстрановые перемещения ссудного капитала составляли около 30 млрд долл., то в 1994 около 200 млрд долларов.

Мировой рынок ссудного капитала (МРСК) представляет собой систему отношений по аккумуляции и перераспределению ссудного капитала между странами  мирового хозяйства, независимо от уровня их социально-экономического развития. На практике данный рынок выглядит как единство и взаимодействие рынков трех уровней: национальных, региональных, мирового. Последнее означает, что стираются границы между этими рынками (так как наблюдается либерализация международных перемещений ссудного капитала даже в развивающихся странах), сокращается степень автономности национальных рынков (они подвергаются тем же потрясениям, что и мировой), растет их интеграция и унификация операций. Так, крах на Гонконгской фондовой бирже 23 октября 1997 г. ознаменовал начало мирового финансового кризиса, охватившего не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, но и страны Западной Европы, США, Латинскую Америку, Россию и другие. Падение индекса корпоративных бумаг на 14% в Гонконге привело к падению курсов валют Малайзии, Сингапура, Филиппин, Индонезии и других стран, на Нью-Йоркской фондовой бирже индекс Доу-Джонса упал на 554 пункта.

В качестве причин кризиса выделяют:

• спекулятивные атаки, целью которых является получение прибыли на резких колебаниях финансовых рынков;

• переоцененность фондовых рынков, их «перегрев», а так как за фазой подъема всегда следует фаза спада, многие менеджеры инвестиционных компаний переводят свои средства на другие рынки;

• высокая степень взаимосвязи национальных экономик в системе мирового хозяйства;

• интернационализация финансовых рынков,  начавшаяся еще с 70-х годов в рамках промышленно развитых стран,  а в 90-е годы переместившаяся и на регион развивающихся стран.

Мировой рынок ссудного капитала имеет сложную структуру

Ведущими секторами мирового рынка ссудных капиталов являются мировой денежный рынок и мировой рынок капиталов.

34. Международные валютно-финансовые и кредитные организации

Международные валютно-финансовые и кредитные органи­зации играют все более заметную роль в мировой экономике. Во-первых, их деятельность позволяет внести необходимое регу­лирующее начало и определенную стабильность в функциониро­вание валютно-расчетных отношений. Во-вторых, они призва­ны служить форумом для налаживания валютно-расчетных отно­шений между странами, причем эта их функция неизменно уси­ливается. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых и кредитных организаций в сфере изучения, ана­лиза и обобщения информации о тенденциях развития и вы­работки рекомендаций по важнейшим проблемам мирового хо­зяйства.

МВФ

Международный валютный фонд (МВФ) — одна из ведущих международных финансово-кредитных организаций. Фонд уч­режден в 1944 г., реально он начал функционировать в 1946 г. Местопребывание — Вашингтон (США). В МВФ входят 182 стра­ны, в том числе Россия Ресурсы формируются за счет взносов стран — членов Фонда.

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме про­дажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на наци­ональную валюту страны-должника, а погашается кредит посред­ством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ или СДР

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой ста­билизации и корректировок платежного баланса. В своей деятель­ности МВФ руководствуется принципом обусловленности, со­гласно которому страны-члены могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты М ВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Группа Всемирного банка

Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся стра­нам. В эту группу входят:

1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР) -главная составляющая группы Всемирного банка. Основан 1945 г. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредите относительно богатым развивающимся странам. Часто этот банк  называют Всемирным.

2. Международная ассоциация развития (MAP). Образована I960 г. Осуществляет предоставление особо льготных кредите беднейшим развивающимся государствам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка.

3. Международная финансовая корпорация (МФК). Основан в 1956 г. Занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору.

4. Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Создано в 1988 г. Осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых не­коммерческими рисками.

5. Международный центр по урегулированию инвестицион­ных споров (МЦУИС). Основан в 1966 г. Осуществляет содейст­вие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информа­цией об инвестиционном законодательстве различных Стран.

МБРР — Всемирный банк

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), как уже отмечалось, часто называют Всемирным банком. Его место­пребывание — Вашингтон (США). В настоящее время он объеди­няет более 180 стран мира.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992 В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в перио­ды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются такие структурные преоб­разования, как либерализация внешней торговли, приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляют­ся кредиты по льготным, сильно заниженным процентным став­кам. Банк специализируется на двух видах кредитов. Целевые кре­диты предназначаются для финансирования конкретных инвес­тиционных проектов, например, строительство дорог, мостов или электростанций. Программные кредиты призваны помочь прави­тельству осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например, провести либерализацию внешнеэконо­мических связей. В этом случае кредит — не обеспечение опре­деленного инвестиционного проекта, а средство общего финан­сирования государственного бюджета в соответствии с кардиналь­ным изменением экономической политики.

BMP

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосудар­ственный банк, организованный в Базеле (Швейцария) в 1930 г. как международный банк, координирующий действия националь­ных банков. Его учредителями были банки Великобритании, Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Главной задачей БМР было облегчение расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам. В его функции входило также содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними.Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор.

ЕБРР

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) — третья влиятельная кредитная организация. Он был создан в 1991 г. (при­ступил к операциям в апреле 1991 г.) специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание — Лондон (Великобритания). В ЕБРР входит 59 стран.

Россия является крупнейшим получателем помощи от ЕБРР. В России ЕБРР действует по следующим направлениям: укрепление мелкого бизнеса и новых частных предприятий; укрепление финансовой системы в России; создание возможностей для "ступа российских предприятий к инвестиционному капиталу. Особая роль отведена программам финансирования внешнеторговых операций. ЕБРР  взаимодействует со своей родственной организацией – МБРР, с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.Цели ЕБРР заключаются в том, чтобы осуществлять финансо­вую помощь новым государствам Евразии и Восточной Европы в проведении эк-х реформ, в частности в финансирова­нии "программ приватизации" и поощрения "частной инициати­вы" и "духа предпринимательства". Более эффективной была бы деятельность этого банка, если бы его руководство перешло на формы сотрудничества с новыми государствами непосредственно на уровне самих банковских ор­ганизаций, например, через обучение их персонала современным методам работы банков в развитых странах рыночной экономики или в новых инд-х странах, в которых они действуют с высокой эффективностью.

35. Положительное и отрицательное воздействие ТНК на экономику зарубежных стран

На современном этапе ТНК стали важнейшими субъектами мирового хозяйства, играя огромную роль в системе МЭО. Развитие транснационального бизнеса оказывает глубокое влияние на экономику отдельных государств, как промышленно развитых, так и развивающихся. Данное влияние может носить позитивный и негативный характер.

Глобальная экспансия ТНК с их ярко выраженной склонностью к «интернационализации» привела к угрозе подрыва экономического суверенитета национальных государств. В наиболее крайней форме он проявился в развивающихся странах, где резко увеличилось число экспроприации иностранных активов. Как свидетельствуют отчеты экспертов Международной Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), международные гиганты глубоко внедрились в хозяйственную структуру развивающихся стран. Во многих из них, учитывая обострение сырьевого и энергетического кризиса, ТНК идут на сотрудничество с правительствами или предпринимателями этих стран в развитии предприятий в добывающих отраслях экономики. Оценивая стремление развивающихся стран покончить с экономической отсталостью, ТНК создают в этих странах филиалы и дочерние компании в обрабатывающей промышленности. При этом, исходя из своих интересов, ТНК переносят в развивающиеся страны трудоемкие, энергоемкие и материалоемкие производства, а также экологически опасные производства.

Внедрившись в экономику развивающихся государств, ТНК захватывают ведущие позиции в основных отраслях экономики. Так, ТНК контролируют 40% всего промышленного производства этих стран и 50% их внешней торговли. В сферу своей деятельности ТНК втягивают множество местных компаний, в т.ч. малых и средних. В связи с этим все более растет зависимость предприятий малого бизнеса от ТНК, которая складывается все чаще на базе прямых функциональных связей, т. е. на основе развития технологии производства, специализации, кооперирования, организации сбыта продукции, передаче «ноу-хау» и т.д.

Несмотря на то. что оказание экономической помощи не является целью деятельности ТНК в развивающихся странах, тем не менее объективно они способствуют развитию промышленности, изменяют структуру народного хозяйства и тем самым частично модернизируют участие этих государств в МЭО. Исходя из обозначенных особенностей функционирования ТНК на территории развивающихся государств, можно выделить положительные и отрицательные моменты их присутствия для этих стран.

Позитивные:

• ТНК способствуют распространению достижений НТР в периферийную зону;

• ТНК, предоставляют денежные и производственные средства для модернизации местных отраслей промышленно-. сти;

• ТНК обеспечивают занятость для местного населения; так, согласно данным ЮНКТАД, число рабочих мест в филиалах ТНК в развивающихся странах увеличилось с 1985 по 1992 гг. в 2 раза и составило 12 млн человек;

• ТНК гарантируют более высокую заработную плату и лучшие социальные услуги, а также способствуют совершенствованию знаний рабочих;

• ТНК способствуют втягиванию местных производителей в процессы международного разделения труда.

Негативные:

• подавление своей мощью местных фирм;

• установление монопольных цен;

• нарушение государственных законов, например, укрытие доходов от налогообложения путем перекачивания их из одной страны в другую;

• загрязнение своим производством окружающей среды в стране присутствия;

• дестабилизация ситуации на рынке труда за счет того, что заработная плата работников филиалов ТНК превышает заработную плату работников местных фирм;

• возможность оказания влияния на политику правительства данной страны.

ТНК, функционирующие на территории промышленноразвитых стран, также оказывают всевозрастающее влияние на экономику и политику этих государств. Они пытаются воздействовать на процесс производства, реализацию и распределение продукции, что неизбежно ведет к развитию противоречий между экономическими интересами этих

стран и интересами ТНК. В моменты обострения политических отношений, внутренних и международных экономических кризисов данные противоречия приобретают особую остроту. В такие периоды правительства развитых государств лишают поддержки филиалы иностранных ТНК и сосредотачивают свои усилия на защите интересов национальных фирм и компаний. Исходя из этого, можно говорить о цикличном негативном воздействии ТНК на экономику промышленно развитых стран, в то время как их положительное влияние постоянно. Особенно серьезным позитивным воздействием ТНК в этих странах является то, что они:

• определяют характер внешнеэкономических связей промышленно развитых стран;

• обеспечивают 20% всей занятости в них;

• способствуют ускорению экономического прогресса стран, создавая конкурентную среду для местных компаний. Тем не менее в настоящее время государства разрабатывают и реализуют на национальном уровне различные инструменты государственного контроля  за деятельностью ТНК, применение которых способствует сглаживанию негативных воздействий ТНК

36. Тенденция становления и развития фпг в системе МХ

Формы международного предпринимательства весьма многообразны. Они включают создание дочерних фирм и филиалов за рубежом, совместных предприятий (СП) с фирмами других стран, смешанных компаний с участием местного государственного и частного капитала. В свою очередь, каждая из этих форм может базироваться как на единоличной, так и на совместной собственности в области капитала, средств производства или технологии. Однако общим для всех видов международного предпринимательства является выход экономической деятельности за рамки национальных границ, ее транснационализация.

Международные корпорации представляют собой крупные финансово-производственные, научно-технологические, торгово-сервисные объединения, для которых характерно органическое сочетание производства в стране базирования с широко разветвленной системой функционирования за рубежом. На практике различают три основных типа международных корпораций.

Первый из них — это транснациональные корпорации (ТНК), к которым относят компании с использованием преимущественно однонационального акционерного капитала, управленческого контроля и интернациональной сферой деятельности. ТНК организуют головную компанию в стране базирования и дочерние компании, филиалы по всему миру. Наиболее типичными компаниями такого типа являются «Форд», «Экссон», «Нестле».

Второй тип — многонациональные корпорации (МНК), которые интернациональны по используемому капиталу, контролю и сфере деятельности. МНК объединяют национальные компании двух и более стран мирового хозяйства. Наиболее типичными представителями данной группы являются «Ройял датч-Шелл», «Юнилевер», «Фиат-Ситроен». Данный тип международных корпораций возник раньше, чем ТНК, но в настоящее время не имеет широкого распространения.

Третий тип — это международные корпоративные союзы, которые представляют собой специальные объединения промышленных, банковских и других концернов в целях решения крупных экономических задач. Данные союзы в большей степени организуются в таких сферах, как электронная, электротехническая, химическая, нефтяная, автомобиле- и авиастроение, информатика. Например, западноевропейский концерн «Эйрбас индастри».

Комиссия ООН по ТНК выделила ряд признаков, по которым в современных условиях следует распознавать ТНК. К ним относятся: • годовой оборот (объем продаж) более 1 млрд долл.; • наличие филиалов не менее чем в 6 странах;

• доля зарубежных активов должна составлять 25—30% в общей стоимости всех активов компании;

• 1/5—1/3 всего объема оборота компании должна приходиться на внешние операции, т. е. реализоваться за пределами страны резиденции.

ТНК возникают под воздействием  целого комплекса факторов, а именно: 1) интернационализации производства и капитала на основе развития производительных сил; 2) экспансии капитала за границей, создание собственных отделений; 3) стремления к получению сверхприбылей; 4) жесткой конкуренции, ведущей  к концентрации производства и капитала в м/н масштабе; 5) снижения значения геоэкономических границ.

С созданием собственных м/н производственных комплексов ТНК получают дополнительные возможности внедрения в экономическую структуру других стран. Они могут использовать в своих интересах их природные, производственные, технологические и трудовые ресурсы, углублять внутрифирменное разделение труда на базе уже имеющихся или создаваемых за рубежом узкоспециализированных производств.

Зарубежное производство дает ТНК те преимущества, которые вытекают из различия экономических условий между страной базирования материнской компании и странами, где расположены ее филиалы и подконтрольные фирмы. К ним относятся различия в обеспеченности и стоимости природных ресурсов, в ставках заработной платы, налогообложения, нормах амортизационных отчислений, фирменного, антитрестовского и трудового законодательства, экологических стандартах, квалификации рабочей силы, курсах валют и по многим другим компонентам, формирующим стоимость производимой продукции. Организационная структура ТНК дает им такое специфическое преимущество, как перенос внешнеэкономических операций во внутрифирменные операции — это позволяет сохранять монополию на новые технологии и «ноу-хау», обходить таможенные барьеры, избегать международной конкуренции, снижать себестоимость продукции, так как внутренние трансфертные цены в 3—4 раза ниже мировых цен.

Со времени возникновения в конце XIX в. ТНК существенно эволюционировали.

ТНК первого поколения действовали в границах существовавших колониальных империй конца XIX — начала XX вв. Это колониально-сырьевые ТНК (картели, синдикаты, тресты), основной целью которых было получить доступ к дешевым источникам сырья.

ТНК второго поколения существовали в период «ежду двумя войнами начала и середины XX в. Это военные ТНК, деятельность которых была связана главным образом с производством вооружения, боеприпасов, амуниции.

ТНК третьего поколения появились в начале 60-х годов с развитием НТР и ростом потребительского спроса — это технико-потребительские компании. Их целями являлись завоевание рынков сбыта, источников сырья, сфер приложения капиталов; они широко используют достижения НТР и преимущества межстрановой кооперации предприятий. Становление данных ТНК происходило в условиях обострения мировой конкуренции и начала западноевропейской интеграции. Резкий рост уровня жизни заставил их ориентироваться на массовый потребительский рынок.

ТНК четвертого поколения формируются с 80-х годов — это глобальные корпорации. Стратегия их характеризуется инновационной агрессивностью и динамизмом, отходом от одноотраслевой структуры, постоянным совершенствованием внутрикорпоративной структуры, нацеленностью на завоевание уже не отдельных сегментов рынка, а ключевых мирохозяйственных позиций в производстве и реализации продукции.

Страница 4 из 6« Первая...23456