шпора по мировой экономике

37. Причины безработицы и миграции населения

Безработица — это социально-экономическое явление, при кото­ром- часть рабочей силы (экономически активного населения) не за­нята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. К безработным, согласно социальной статистике многих развитых стран, относятся лица, не занятые на момент про­ведения опроса о статусе их занятости, предпринимавшие попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистриро­ванные на бирже труда.

Важно подчеркнуть, что к безработным обычно относят не только уволенных по различным причинам, но и лиц, добровольно оставивших работу и предпри­нимающих попытку найти новую. Структура безработицы по ее при­чинам включает четыре основные категории рабочей силы: 1.)потерявшие работу в результате увольнения, 2.)добровольно оставившие рабо­ту,3.) пришедшие на рынок труда после перерыва,4.)  впервые пришедшие на рынок труда. Соотношение этих категорий зависит прежде всего от фазы экономического цикла.

Существует несколько концепций, трактующих феномен безрабо­тицы. В марксистской теории ее обычно связывают с процессом на­копления капитала, при котором потребность в живом труде (пере­менном капитале) увеличивается медленнее, чем в машинах и обо­рудовании (постоянном капитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласно которой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразность использования ресурсов, подобно тому как, скажем, степень загрузки производ­ственных мощностей отражает целесообразность и эффективность использования основного капитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы, отражающий структурные дис­пропорции на рынке труда (между структурой спроса и предложения рабочей силы по квалификации, по демографическим, географиче­ским и иным критериям). К естественной безработице относят также так называемую фрикционную безработицу, связанную главным об­разом с добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу.

На динамику безработицы вли­яют, кроме того, экономическая и социальная политика государства, демографические факторы, изменения в структуре экономики, со­стояние внешней торговли и вывоз капитала, масштабы военных расходов, позиции и активность профсоюзов.

Разумеется, на практике трудно отделить воздействие структур­ных факторов от циклических, и поэтому дефиниции, используемые наукой (фрикционная, структурная, циклическая и прочая безрабо­тица) , достаточно условны. Тем не менее они могут быть полезны, например, для выявления долгосрочных и краткосрочных  факторов, влияющих га рынок труда.

В настоящее время одним их проявлений интернационализации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также возможных последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные перемещения населения  и трудовых ресурсов в разнообразных формах Следова­тельно, массовая миграция населения стала одним из наиболее характерных явлений жизни мирового сообщества второй по­ловины XX в. Понятие «мигра ция населения» предполагает перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращением к нему. Кроме того, специалисты выделяют и международную (внешнюю) миграцию, осуществляемую в различных формах: трудовой, семейной, туристической и др.

Пере­мещаясь из одной страны в другую, рабочая сила предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудо­вую миграцию.

Современный международный рынок рабочей силы вклю­чает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересе­кающих национальные границы. Международный рынок тру­да объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы и существует в форме трудовой миграции.

Первый центр иммиграции сформировался в странах Западной Европы, где иностранную рабочую силу стали использовать на постоянной основе. Только ЕС насчитывает 13 млн. иммигрантов.

Вторым центром иммиграции являются США, где трудовые ресурсы сложились за счет иммигрантов. Приезжая раб сила составляет около 5%

Третий центр – нефтедобывающие страны Ближнего ВостокаЧетвертый центр – Латинская Америка.

Среди важнейших побудительных мотивов и причин меж­дународной миграции трудовых ресурсов находятся различ­ные факторы экономического и неэкономического характера.

К причинам экономического характера следует отнести следующие:

• различия в уровне экономического и, в частности, про­мышленного развития отдельных стран. (Как свидетельст­вует практический опыт, рабочая сила мигрирует в основ­ном из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем.);

• наличие национальных различий в размерах заработной платы;

• существование органической безработицы в некоторых странах,

• прежде всего в слабо развитых;

• международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Специалисты относят к причинам миграции рабочей силы неэкономического характера политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Происходившее в последнее время, заметное развитие средств связи и транспорта, в свою очередь, оказало стимули­рующее воздействие на активизацию процессов современной международной трудовой миграции.

Как свидетельствует мировая практика, трудовая мигра­ция обеспечивает несомненные преимущества странам, как принимающим рабочую силу, так и поставляющим ее. (Но возможно и появление острых социально-экономических проблем).

Ныне к положительным последствиям трудовой миграции специалисты относят:                                                                                                                                                                                                                                                                вложение вернувшимися обратно заработан­ных ими средств в сферу малого бизнеса, что способству­ет созданию дополнительных рабочих мест.

Негативные последствия трудовой миграции:

• тенденции роста потребления заработанных за границей средств;• желание скрыть получаемые доходы;• «утечка умов»;• понижение квалификации работающих мигрантов.

Не случайно поэтому в последнее время довольно широко в интересах нейтрализации отрицательных последствий и уси­ления положительного эффекта, получаемого страной в ре­зультате трудовой миграции, используют средства государст­венной политики. В этой сфере особенно очевидны неэффек­тивность жестких, директивных мер и, напротив, необходи­мость косвенных, координирующих воздействий со стороны государств и правительств.На протяжении десятилетий послевоенного периода на­блюдался существенный рост миграционных потоков рабочей силы между развивающимися странами. В период 50-70 гг. происходило ускоренное промышленное развитие «перифе­рийных» регионов мира, которые добивались впоследствии определенных результатов в своем промышленном развитии. К ним относились страны Латинской Америки, Юг Африки, Ближний Восток и Юго-Восточная Азия.

Специалисты считают первым (по временному принци­пу) среди таких центров «притяжения» иностранной рабо­чей силы Южную Африку, которая еще со второй полови­ны 50-х гг. активно привлекала «лишнюю» рабочую силу из соседних африканских стран. Последовавшая затем вол­на обретения многими африканским государствами поли­тической независимости способствовало развитию этого процесса.

Позднее , уже в 60-е гг., стал формироваться международ­ный центр притяжения рабочей силы в Южной Америке в со­ставе наиболее развитых стран: Аргентины, Бразилии, Вене­суэлы и Мексики. Страны региона, экономически отсталые страны, а также азиатские и африканские страны становятся экспортерами низкоквалифицированных работников и специ­алистов высокой квалификации.

Далее формирование ближневосточного центра притяже­ния рабочей силы связано с бурным развитием нефтедобыва­ющей промышленности в 70-х гг. Уже в конце 70-х гг. в Сау­довской Аравии, Кувейте, Омане, ОАЭ работало свыше 3 млн. иностранных рабочих и специалистов как из соседних араб­ских стран, так и из Азии, особенно из Индии и Пакистана, отчасти из Республики Кореи.

Последние десятилетия текущего столетия явились перио­дом становления еще одного региона как центра притяжения рабочей силы из разных стран - Юго-Восточная Азии , где с 70-х гг. происходил процесс ускоренного промышленного развития и интернационализации хозяйственной жизни стран этого гигантского региона.

На современном этапе существует миграция рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны, пред­ставляя собой сравнительно небольшой поток квалифициро­ванных кадров из стран Европы и Северной Америки в разви­вающиеся страны. Причинами подобной трудовой миграции выступает как экономические (достаточно высокие у препода­вателей, инженеров, инструкторов и других специалистов, в частности, в странах арабского региона), так и часто бытовые.

38. формирование и тенденции развития мирового рынка труда

Мировой рынок труда — это система экономических механизмов, норм, инструментов, обеспечивающих взаимодействие спроса на труд и его предложения на межгосударственном уровне.

Особенности современных мировых рынков труда состоят в следующем.

1. Рост масштабов международной трудовой миграции. На начало 2000 г. в мире насчитывалось, по разным оценкам, от 80 до 130 млн человек мигрантов. Значительная часть из них -трудовые мигранты.

2. Разнонаправленность основных потоков миграции рабочей силы. Это миграция в развитые страны из развивающихся стран; перекрестная трудовая миграция в рамках развитых стран мира; трудовая миграция между развивающимися странами-миграция высококвалифицированных кадров из развитых в развивающиеся страны. Миграция приобретает транснациональной характер. Она переносит экономические и политические проблемы из одной страны в другую.

3. Рост доли молодежи, женщин и детей в миграционном процессе. Так, доля молодежи в общем числе мигрантов достигает 50% в Бельгии, Нидерландах. В других странах она также значительна и зачастую превышает долю молодежи среди коренного населения. Доля женщин в трудовой миграции в странах Западной Европы существенно выросла, что позволяет говорить о феминизации иммиграции.

4. Увеличение продолжительности пребывания мигрантов в стране занятости. В Западной Европе средняя продолжительность пребывания иммигрантов превышает 10 лет. В Германии 1/4 иммигрантов проживает больше 20 лет.

5. Снижение степени активности международной трудовой миграции с 80-х годов, что было связано с переходом к политике ограничения этого процесса и ухудшением экономической ситуации.

6. Миграция ученых, высококвалифицированных специалистов из различных регионов мира в развитые страны, а также из этих стран в развивающиеся страны.

Международная миграция высококвалифицированных кадров получила название «утечки умов» или «утечки мозгов». Формы утечки умов различны:

а) непосредственная эмиграция — выезд на постоянное местожительство;

б) выезд за рубеж на контрактной основе;

в) наем на работу ученых и специалистов иностранными компаниями, совместными предприятиями с иностранным участием, находящимися на территории страны-донора;

г) полная аренда зарубежной фирмой научного центра, учреждения страны-донора. В этом случае фундаментальные и прикладные исследования осуществляются по программе зарубежной фирмы и в ее интересах.

Лидерство в конкуренции за преимущественное обладание интеллектом как носителем и генератором современных научных знаний и высоких технологий принадлежит США, С середины 70-х до конца 90-х годов они привлекали только из развивающихся стран 250 тыс. высококвалифицированных специалистов.

«Утечка умов» осуществляется и из России. Общий годовой ущерб России от этого процесса доходит до 50—60 млрд долл.

7. Изменение этнической структуры иммиграции.

Возрастание доли цветных иммигрантов из Азии, Африки, Латинской Америки. Они образуют большие, однородные общины на территории принимающей страны. Общины живут в соответствии со своими традициями и культурой. Формируются замкнутые сферы экономической активности, или анклавы, с так называемой этнической экономикой. Между коренными жителями и иммигрантами наблюдаются социальные, политические, расовые, культурные различия. Возникают противоречия на этнической и религиозной почве, нередко проявляющиеся в конфликтах. На протяжении 80-х — 90-х годов массовые беспорядки с участием иммигрантов происходили во многих европейских городах. Зачастую мигранты заявляют о себе как об активной политической силе. Население стран-реципиентов, сталкиваясь с безработицей, другими социальными проблемами, порой негативно относится к приему иммигрантов. Вместе с тем иммиграция способствует формированию симбиоза традиций, мировоззрений, культур населения стран-реципиентов и стран-доноров.

8. Формирование «черного» рынка труда в современных центрах притяжения иностранной рабочей силы. «Черный» рынок труда — это механизм использования нелегальной трудовой миграции с целью увеличения прибылей путем использования Дешевого труда. Масштабы нелегальной миграции значительны. Общее число подпольных иммигрантов варьируется в США, например, от 2 до 13 млн человек. По оценкам международной организации труда, в странах Евросоюза незаконно проживают и работают около 6—7 млн иностранцев, в то время как 18 млн европейцев - безработные.

9. Расширение масштабов участия России в международной трудовой миграции. Привлечение трудящихся мигрантов становится неотъемлемым элементом рынка труда в Российской Федерации. В 1997 г. численность иностранной рабочей силы здесь составила 240 тыс. человек. Общая численность трудовых иммигрантов (легальных и нелегальных) в России оценивается в 400—500 тыс. человек.

Основные причины привлечения иностранных работников на российские предприятия — это нехватка рабочих отдельных профессий и специальностей, непривлекательность рабочих мест для населения, нехватка трудовых ресурсов. Иностранные рабочие чаще используются на предприятиях добывающей промышленности, в строительстве и в сельском хозяйстве. Основной поток иммигрантов идет из Украины и Белоруссии в Западную Сибирь, Центральный и Центрально-Черноземный районы, на Северный Кавказ, в Восточную Сибирь. Россия использует рабочую силу из стран дальнего Зарубежья — Вьетнама, Китая, Турции. В Москве работают иностранные рабочие и специалисты из 78 стран  мира.

В России можно выделить следующие миграционные потоки: вынужденная миграция, внешняя миграция, внешняя трудовая миграция, нелегальная миграция и внутренняя миграция.

Общеэкономические последствия международной трудовой миграции многообразны. Они влияют на уровень заработной платы и благосостояние, на рынок труда, объем производства, на налоги и государственные расходы. Главное, конечно, это влияние на рынки труда и заработную плату.

Средний уровень заработной палаты снижается вследствие притока иммигрантов из за рубежа. Их доходы учитываются в расчете среднего дохода в принимающей стране. Кроме того, наименее квалифицированные рабочие в стране иммиграции могут потерять часть дохода из-за иммигрантов, т.е. благосостояние отдельных групп общества уменьшается. При свободном перемещении рабочих из страны с менее высокой заработной платой иммиграция будет продолжаться до тех пор, пока заработная плата в этих странах не установится на одинаковом уровне.

Международные миграционные потоки влияют на рынок труда. В трудоизбыточных странах часть экономически активного населения попадает в ряды безработных, живет на трансфертные платежи за счет других рабочих, оказывает давление на рынок труда. В данном случае эмиграция благоприятно влияет на рынок труда в стране-экспортере рабочей силы. Существенное влияние оказывает иммиграция на региональные рынки труда. Наиболее активная, деятельная рабочая сила сосредоточивается в экономически важных центрах. Обеспечивается перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями общества.

Международная трудовая миграция обусловливает движение межстрановых денежных потоков. Денежные переводы иммигрантов родственникам в страну, которую они временно покинули, приводят к тому, что происходит увеличение объема ВНП в стране иммиграции и его уменьшение в стране эмиграции, т.е. чистые выгоды от иммиграции перераспределяются между этими странами.

Реэмиграция рабочих, получивших за рубежом высокую квалификацию, может способствовать росту ВНП в стране. Однако часть высококвалифицированных иммигрантов не спешит возвращаться домой, вследствие чего принимающие страны выигрывают от «утечки мозгов». Соотношение выгод и потерь для стран, участвуюших в миграционном процессе, может меняться.

Масштабы иммиграции влияют на размеры налоговых поступлений, а также на государственные расходы. Налоговые поступления растут за счет высококвалифицированных специалистов, так как доходы у них выше. Государственных расходов на их образование не требуется. Вместе с тем часть менее квалифицированных мигрантов нуждается в государственной поддержке, что увеличивает государственные расходы. Положение нелегальных эмигрантов удерживает их от пользования социальными пособиями, благотворительными выплатами, поэтому государственные расходы в связи с их пребыванием незначительны. Страна, экспортирующая рабочую силу, получит большие валютные поступления за счет переводов иммигрантов семьям, родственникам; в виде налогов, уплачиваемых фирмам-посредникам; в ряде случаев прямые компенсации за утечку рабочей силы, получаемые от стран, импортирующих ее. В начале 90-х годов 10 стран мира имели от мигрантов в виде валютных поступлений более 1 млрд долл., а около 40 стран — не менее 100 млн долл.

В то же время отток избыточной рабочей силы из страны экспортера улучшает ситуацию на рынке труда, уменьшает безработицу, снижает социальное напряжение. «Утечка умов» имеет негативные экономические последствия Для страны-донора, которая не только теряет ценный научный потенциал, но и вынуждена готовить замену выбывшим, осуществлять инвестиции в образование и профессиональную подготовку.

39. Международная экономическая интеграция

Это процесс хозяйственно-политического объе­динения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уров­нях и в различных формах.

На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования сис­темы экономических соглашений между ними, создания филиа­лов за границей. На межгосударственном уровне интеграция про­исходит на основе формирования экономических объединений го­сударств и согласования национальных политик.

Бурное развитие межфирменных связей порождает необходи­мость межгосударственного (а в ряде случаев надгосударственного) регулирования, направленного на обеспечение свободного дви­жения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между странами в рамках данного региона, на согласование и проведение совмест­ной экономической, научно-технической, финансовой и валют­ной, социальной, внешней и оборонной политики. В результате происходит создание целостных региональных хозяйственных комплексов с единой валютой, инфраструктурой, общими эконо­мическими пропорциями, финансовыми фондами, общими над­национальными или межгосударственными органами управления.

Самая простая форма экономической интеграции — зона сво­бодной торговли, в рамках которой отменяются торговые ограни­чения между странами-участницами и прежде всего таможенные пошлины.

Другая форма — таможенный союз — предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление еди­ного внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнетор­говой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для стран-участниц одина­ковые возможности в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Более сложной формой является общий рынок, обеспечиваю­щий его участникам наряду со свободной взаимной торговлей и единым внешним тарифом свободу передвижения капиталов и рабочей силы, а также согласование экономической политики.

Но наиболее сложной формой межгосударственной экономи­ческой интеграции является экономический (и валютный) союз, совмещающий все вышеуказанные формы с проведением общей экономической и валютно-финансовой политики.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствую­щим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также по­зволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран—участ­ниц экономической интеграции, защищая их в определенной сте­пени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участ­никам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смяг­чение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее раз­витие системы здравоохранения, охраны труда и социального обес­печения.

Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявля­ясь более четко в отдельных регионах. Поэтому необходимо рас­смотреть объективные факторы, обусловливающие этот процесс.

Экономическая интеграция имеет в своей основе ряд объек­тивных факторов, среди которых важнейшее место занимают:

возросшая интернационализация хозяйственной жизни;

углубление международного разделения труда;

общемировая по своему характеру научно-техническая рево­люция;

повышение степени открытости национальных экономик.

Основные черты интеграции

Интеграция экономической жизни в мире        идет по многим все более множащимся нап­равлениям. Это, во-первых, интернациона­лизация производительных сил через обмен средствами производст­ва и технологическими знаниями, а также в форме международ­ной специализации и кооперации, связывающих хозяйственные единицы в целостные производственно-потребительские систе­мы; через производственное сотрудничество, международное пере­мещение производственных ресурсов; через формирование гло­бальной материальной, информационной, организационно-эко­номической инфраструктуры, обеспечивающей осуществление международного обмена.

Это, во-вторых, проявление интернационализации через МРТ,

В третьих, возрастание масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленны­ми товарами, в силу чего она оказывает ныне неизмеримо боль­шее воздействие на интернационализацию экономической жиз­ни, чем в 20—30-е годы XX столетия. Главный фактор воздейст­вия международной торговли на национальные экономики заклю­чается не столько в ее опережающем росте (что очень важно), отражающем процесс углубления МРТ, сколько в се коренных качественных сдвигах. Изменились сами функции международ­ной торговли — от чисто коммерческих по формуле краткосроч­ных сделок "товар-деньги" она превратилась во многом, если не в основном, в средство непосредственного обслуживания националь­ных производственных процессов, связывая их в единый произ­водственный механизм, не знающий национальных границ. Важ­но отметить, что акцент в таком обслуживании смещается от ис­ходных стадий (обработка и переработка сырья, материалов) к заключительным стадиям производства (отделочные, сборочные операции). Такое изменение функций нашло отражение в карди­нальных изменениях структуры мировой торговли.

В-четвертых, это международное перемещение финансовых и про­изводственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимоза­висимость экономической деятельности в различных странах. Такое перемещение происходит в форме международного кредита или зарубежных инвестиций.

В-пятых, все более важным направлением международного со­трудничества становится сфера услуг, которая развивается быстрее сферы материального производства. Все более активное включение услуг в международную деятельность значительно расширяет об­ласть проявления интернационализации, распространяя ее на ту часть экономической жизни, которая до недавнего времени была сравнительно слабо вовлечена в международное общение.

В-шестых, быстро растет международный обмен научно-технически­ми знаниями. Фронт мировой науки и техники стремительно расширя­ется. В сочетании с их быстрым развитием это приводит к тому, что ныне ни одна страна в одиночку не в состоянии решать все вопросы научно-технического прогресса (НТП) и тем более быть лидером на всех его направлениях. Все это ведет к интенсивному процессу форми­рования международного интеллектуального разделения труда. Проис­ходят международная специализация научных и опытно-конструктор­ских центров, налаживание устойчивой кооперации между ними.

В-седьмых, все более возрастают масштабы международной миг­рации рабочей силы, к которой начинают подключаться в качестве экспортеров Россия и другие государства, образовавшиеся на терри­тории бывшего СССР. Международная миграция рабочей силы — неотъемлемая часть процесса интернационализации международ­ной экономической жизни. Массовое перемещение трудовых ре­сурсов через национальные границы стало возможным в связи с общими процессами, вызвавшими интернационализацию и одно­временно опирающимися на них.

Наконец, в-восьмых, одновременно с растущей интернационали­зацией воздействия производства и потребления на природную среду растет потребность в международном сотрудничестве, направлен­ном на решение глобальных проблем современности (охрана природ­ной среды, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.). Все более обостряющиеся глобальные проблемы, ставящие человечество на грань выжива­ния, требуют для их разрешения объединения усилий всех стран мирового сообщества.

40. характеристика, цели и назначение интеграционных группировок стран Западной и Центральной Европы

В 1957 г. на базе трех ранее самостоятельных региональных организаций — Европейского объединения угля и стали, Европейского экономического сообщества и Европейского сообщества по атомной энергетике — было сформировано Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), с ноября 1993 г. получившее официалъное название Европейский Союз (ЕС). Продвижение к интеграции трех независимых европейских сообществ шло через образование высокоинтегрированных рынков товаров, капиталов, рабочей силы, через сращивание их воспроизводственных процессов. С 1970 г. в развитии этих сообществ наметилась тенденция к взаимодействию с Европейской ассоциацией свободной торговли (ЕАСТ), образованной в 1960 г. В 1977 г. была образована зона свободной торговли стран, входящих в ЕЭС и ЕАСТ. В 1991 г. было заключено соглашение о создании единого европейского экономического пространства, в соответствии с которым члены ЕАСТ с 1993 г. включили в свои законодательные акты правовые аспекты ЕС в отношении свободного движения товаров, капитала, рабочей силы, услуг и политики в области конкуренции.

31 декабря 1998 г. министры экономики и финансов 11 европейских стран (стран «зоны евро») подписали соглашение, определяющее курсы валют их государств по отношению к единой европейской валюте — евро. С I января 1999 г. на расчеты в евро были переведены банковские системы и обслуживание кредитных карт в Бельгии, ФРГ, Испании, Франции, Ирландии, Люксембурге, Голландии, Австрии, Португалии, Финляндии, Италии. К 2002 г. планируются введение евро в наличный оборот, создание единого центра формирования валютной и денежной политики по типу федеральной резервной системы США.

Создание «зоны евро», по мнению экспертов, должно стать началом этапа формирования новой мировой денежной системы, так как по сути евро — не столько общеевропейская, сколько общемировая денежная единица, которая может использоваться в качестве источника валютных резервов центральных банков многих стран в целях гарантии импортерам наличия платежных средств.

Введение евро создает предприятиям и потребителям стран «зоны евро» дополнительные конкурентные преимущества. Потребители выигрывают в качестве и цене на товары и услуги от ужесточения конкуренции, получают возможность сравнивать цены на товары в разных европейских странах и приобретать их по более низкой цене. Производителям открывается свободный вход на огромный общеевропейский рынок, на котором поддержка национального производства и государственные границы не играют уже прежней ограничительной роли.

Отказ от страховых рисков позволяет предпринимателям экономить значительные суммы на страховке валютных рисков и направлять эти средства на повышение конкурентоспособности своих производств. Существенно расширилась сфера деятельности финансовых корпораций, что значительно повысило привлекательность европейского рынка для международных инвесторов. Кроме того, введение единой европейской валюты позволит, ряду стран «зоны евро» снизить уровень безработицы, инфляции, будет способствовать устойчивости экономического развития стран-участниц валютного союза, стабильности их финансовых систем, уменьшению зависимости европейского рынка от американского доллара, на который приходится более половины мировой торговли, в том числе нефтью, газом и металлами. По мнению экспертов, в ближайшей перспективе зона стран евро может расшириться в результате присоединения к ней как минимум еще двух государств — Великобритании и Дании.

В середине 90-х годов доля стран ЕС в общем объеме международной торговли составляла 40%. Более половины этого объема приходилось на внутреннюю торговлю стран-членов ЕС. Крупнейшими внешнеторговыми партнерами ЕС являются европейские государства, не входящие в данное интеграционное объединение.

Важнейшей тенденцией развития ЕС стал рост протекционизма, проявляющийся, в частности, в усложнении условий экспорта в страны ЕС товарной продукции, дискриминации по отношению к иностранным фирмам, участвующим в конкуренции за государственные заказы на рынке ЕС. Данная тенденция обусловлена прежде всего обострением конкуренции и усилением процессов концентрации в экономике стран ЕС, наметившихся в 90-е гг. и порождающих негативные социальные последствия — безработицу и инфляцию. Если процессы создания европейского рынка будут сопровождаться экономическим спадом, то можно ожидать ужесточения протекционистской политики, проводимой руководством ЕС.

41. особенности интеграционных объединений стран Американского континента

В 1992 г. США, Канада и Мексика подписали договор о создании торгово-политического блока НАФТА — Североамериканской зоны свободной торговли, который вступил в силу в 1994 г. В настоящее время НАФТА - крупнейшая группировка в мире по территории, населению, емкости товарного и финансового рынков, масштабам научно-технического потенциала. На долю НАФТА в конце 90-х годов приходилось около 20% всей мировой торговли.

Модель североамериканской экономической интеграции в целом развивалась по тем же принципам, что и ЕС. В то же время она характеризуется рядом особенностей. Во-первых, длительное время интеграционные процессы формировались преимущественно на корпоративном и отраслевом уровнях, не были связаны межгосударственным и надгосударственным регулированием по типу ЕС.  Во-вторых,  НАФТА развивалась с учетом интересов американских транснациональных корпораций, чьи капиталы в экономике Канады и Мексики занимали доминирующее положение. Так в середине 90-х годов в США направлялось до 80% канадского экспорта и свыше 70% мексиканского. В результате степень и масштабы канадско-американской и мексиканско-американской  интеграции  намного   превзошли   уровень  интеграции экономики Мексики и Канады. Последние являлись скорее конкурентами  на  американском рынке  товаров  и  рабочей  силы, стремившимися привлечь капиталы и технологии американских

корпораций, чем партнерами по интеграции. Следует отметить, что доминирующее положение США в экономике Канады и Мексики — характерная особенность послевоенного развития этих стран. В 70-80-е годы эти страны предприняли усилия по ослаблению зависимости своей экономики от воспроизводственных процессов США. Они диверсифицировали свои внешние связи за счет расширения торгового сотрудничества со странами азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Канада усилила связи с Великобританией, Мексика - с Францией. В итоге доля США в совокупных иностранных частных прямых инвестициях в Канаде сократилась с 1980 по 1993 гг. с 79 до 64%. В Мексике показатели влияния США также снизились. Ослабление влияния США на экономику Канады и Мексики было обусловлено и изменением внешней политики американских корпораций.

Начиная с 70-х годов они стали все в большей мере  ориентироваться  на  перспективные  с  их точки  зрения страны АТР и страны Западной Европы. В итоге в прямых инвестициях американских корпораций за границей доля Канады за период 1972 — 1992 гг. сократилась с 29 до 16%, доля Канады в иностранных прямых инвестициях в США снизилась за этот же период с 23 до 7%. С начала 90-х годов в связи с усилением международной конкуренции, активизацией интеграционных процессов в Западной Европе, углублением интеграционных процессов в странах АТР в развитии НАФТА наступил новый этап— объединение всех стран Латинской Америки. К 2010 г. планируется создать полноценный

североамериканский рынок. Предусматриваются поэтапная ликвидация тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, введение комплекса мер по урегулированию возможных тарифных конфликтов. Подобная мобилизация социально-экономического потенциала стран североамериканского региона, обусловленная конкуренцией с европейскими и азиатскими интеграционными объединениями, предполагает установление контроля со стороны наднациональных органов.

В Латинской Америке формируются и другие региональные интеграционные объединения: МЕРКОСУР — торгово-экономический союз Бразилии, Аргентины, Уругвая и Парагвая, который в 1995 г. подписал соглашение с ЕС о создании трансатлантической зоны свободной торговли; ЦАОР- центральноамериканский общий рынок и др.

44. Этапы и перспективы развития содружества независимых государств(СНГ)

СССР  всегда занимал одно из ключевых мест в мировой хозяйственной системе. Страна, обладающая огромными запасами полезных ископаемых, весомым производственным и научно-техническим потенциалом, заставляла считаться с собой в определении тенденций мирового развития и установлении межгосударственных хозяйственных связей. Тем более важно сейчас, когда Россия и страны СНГ переживают трудные времена, сохранить хотя бы основные позиции в международной экономической жизни.

Сложность проблемы состоит прежде всего в том, что приходится работать в двух направлениях: с одной стороны, поддерживать связи с бывшими республиками СССР (с ближним зарубежьем), а с другой - завоевывать мировой рынок, утверждать себя как равноправный рыночный партнер со странами дальнего зарубежья.   Решение   этих   задач   осложняется   неэффективной структурой экономики , отсталостью технологической базы производства, нерешенными социальными задачами.

Необходимо четко представлять особенности современного этапа экономической жизни, понимать, что без интеграции в мировую хозяйственную систему сейчас ни одна страна существовать не может. Это одно из условий эффективного развития любой экономики.

Зависимость экономики государств СНГ от мирового хозяйства уже подтвердилась разразившимся финансовым кризисом. Даже частичная изоляция от мировых рынков, потеря экспортерами части рынков сбыта привела к сокращению производства, росту безработицы, снижению совокупного спроса. Уменьшение экспортной выручки создало дополнительные трудности в покупке товаров за рубежом, в том числе и инвестиционных, в обеспечении спроса на товары, не производимые в стране.

В работе по укреплению внешнеэкономических связей необходимо не только завоевывать новые рынки, но и поддерживать старые, устоявшиеся отношения с бывшими республиками СССР.

К сожалению, по-разному складываются отношения России с государствами - участниками СНГ. Положительным результатом является заключение договора о Союзе России и Белоруссии. Есть позитивные сдвиги во взаимоотношениях интеграционной "четверки" (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия). В целом, однако, настоящего динамизма в сотрудничестве стран СНГ нет: нарастает груз нерешенных вопросов, сокращается взаимный товарооборот.

В отношениях между странами СНГ по-прежнему первое место занимает внешняя торговля, это обоснованно. Опыт стран, входящих в ЕС, доказывает, что именно увеличение обмена произведенными товарами послужило стимулом для развития национальной экономики каждой страны.

Получение суверенитета бывшими союзными республиками привело к: развалу некогда единого экономического пространства. Все новые государства резко сократили обмен товарами между собой и попытались переориентироваться на дальнее зарубежье. Но жизнь все поставила на свои места: оказалось, что бывшие республики не могут выдерживать конкуренцию на мировом рынке, и единственными партнерами, готовыми поддерживать с ними торговые отношения, оказались их соседи по ближнему зарубежью. Правда, постепенно ситуация начала меняться, но до сих пор значительная доля экспорта этих стран приходится на СНГ.

В то же время существует ряд конкретных причин, сдерживающих развитие внешнеторговых отношений бывших союзных республик. Реформы идут трудно, экономика находится в кризисном состоянии, сокращается платежеспособный спрос и увеличиваются неплатежи. Это касается как внутреннего, так и внешнего рынка. В силу технологической отсталости производств товары, которые выходят на внешний рынок, имеют низкое качество, а цены, по которым они продаются на внутреннем рынке, максимально приблизились к мировым. В результате стало выгоднее покупать более качественные, а часто и менее дорогие товары, поставляемые из дальнего зарубежья.

Одновременно необходимо иметь в виду, что либерализация внешней торговли привлекла в эту сферу деятельности субъектов, не имеющих ни опыта, ни знаний вопросов конъюнктуры и порядка взаимных расчетов. Как правило, у них нет ни банковских гарантий, ни страхования по внешнеэкономической деятельности. Они не приучены выполнять свои обязательства по договорам и нести за это ответственность. Естественно, что все это ведет к взаимному недоверию, нарушению законодательных актов и не способствует укреплению торговых контактов.

Если учесть еще неустойчивость многих национальных валют, удорожание транспортных тарифов, а в ряде случаев и невозможность транспортировки (Кавказский регион и Таджикистан), то становится понятным, почему все быстрее бывшие республики расширяют контакты с дальним зарубежьем, сокращая неперспективные и неэффективные связи со странами СНГ.

Дальнейшее развитие внешнеторговых отношений между странами СНГ возможно только при устранении указанных причин. Положительная тенденция в этом процессе наметилась в 1995 г., когда впервые объем экспортных операций стран СНГ увеличился на 9,3% по сравнению с 1994 г. Увеличение сохранилось и в последующем. Российский экспорт за 9 месяцев 1996 г. в страны СНГ возрос на 19,6%, а импорт - на 26,2%.

Естественно, что процесс укрепления внешнеторговых связей стран - членов СНГ потребует длительного времени и станет возможным при условии стабилизации экономики этих стран, оптимальном использовании имеющегося транспорта и связи, разработки единых транспортных тарифов на территории СНГ. Важную роль могут сыграть развитие связей в производственной и инвестиционной деятельности, создание совместных корпораций, финансово-промышленных групп, холдинговых и лизинговых компаний.

45. Современное состояние хозяйственно-экономической жизни промышленно развитых стран

Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу XXI в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. 29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), а 7 государств (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Канада, Италия) называют Большой семеркой Севера. Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.

Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мировою общественного производства. При численности населения в 840,5 млн человек (14,2% от общей численности жителей Земли) в 1997 г. они произвели ВВП стоимостью 18 070 млрд долл. (52,8% мирового объема)

В этих государствах закономерностью общественного воспроизводства является его циклический характер, т.е. периодические колебания уровней производства, занятости, цен.

На характер цикла в современных условиях влияют не только сроки обновления основного капитала, но и способность к быстрой реализации новшеств, а также превращение информации в один из главных ресурсов общественного производства.

Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономическою развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т.д. Если в начале XIX в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу XIX в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале XX в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция.

В последние десятилетия XX столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке деятельность ТНК, создавших сеть зарубежных филиалов, по сути «вторую экономику». 24 тыс. ТНК, составляющие сегодня основу мирового экономического порядка, имеют штаб-квартиры в 14 из наиболее развитых стран мира, а 407 из 500 крупнейших промышленных, сервисных и сельскохозяйственных корпораций принадлежат странам Большой семерки. Эти 500 крупнейших ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами — 4/5.

Значительно отстают по уровню социально-экономического развития такие страны, относящиеся к развитым, как Испания, Португалия, Греция. Таким образом, проблема выравнивания уровней экономического развития остается актуальной для развитых стран на ближайшую перспективу.

Во второй половине XX в. произошло существенное изменение структуры общественного производства развитых стран. В этой структуре выделяются три основных сектора: первичный — добывающие отрасли и сельское хозяйство; вторичный — обрабатывающая промышленность и третичный — сфера услуг.

На основе достижений второго этапа НТР (80—90-е годы), получившего название микроэлектронной революции, начался переход наиболее развитых стран к новой «информационной цивилизации», или постиндустриальному обществу. Его основной чертой является соединение достижений НТР со все более социально ориентированной рыночной экономикой, а главной движущей силой — производство и потребление не материальных благ, а различных информационных ценностей, бурное развитие информатики и телекоммуникаций, постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, Увеличение выпуска наукоемкой продукции, совершенствование системы организации и управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Главным фактором развития становится человек с его интеллектом, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, деловой и общественной активности.

В последние десятилетия наблюдается усиление социальной ориентации экономики развитых стран, так как человеческий Фактор во многом определяет конкурентоспособность стран в Мировом хозяйстве.

Вместе с тем усиление социальной ориентации экономики связано с демографическими процессами в развитых странах, особенно западноевропейских. Речь идет о старении населения, которое выражается в увеличении относительной доли лиц пожилого возраста (старше 65 лет) в обшей численности населения.

46. Проблемы и тенденции развития современных развитых стран

Последнее десятилетие в развитии экономики развитых стран характеризовалось стабилизацией социально-экономических процессов, прежде всего темпов экономического роста. После экономического спада начала 90-х годов в промыщленно развитых странах, начиная с 1994 г., продолжается беспрерывный экономический рост. Исключение составляет Япония, где в 1998 г. наблюдался новый спад после непродолжительного подъема 1995—1996 гг. Аналогичная динамика прослеживается в развитии промышленного производства В 1998 г. беспрецедентный длительный период экономического подъема в США продолжился на основе растущего внутреннего спроса на потребительские товары и инвестиционного спроса. Подобная тенденция в 1998 г. отмечалась и в западноевропейских странах. Однако в конце  1998—1999гг. под влиянием  ухудшения  перспектив сбыта товаров  за рубежом в ведущих странах Европы наметилось замедление экономического роста. Японская экономика находится под влиянием финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии. Японское правительство приняло программу стабилизации банковской системы, рассчитанную на вложение в нее около 500 млрд долл, а также разработало систему мер по расширению налоговых льгот и увеличению объема общественных работ

Основным источником стабильного экономического роста в развитых странах безусловно является интеллектуальный капитал современного работника. В связи с этим важным условием конкурентоспособности страны в мировом хозяйстве становится ее научно-технический потенциал . Расходы на науку в ведущих странах мира составляют от 2 до 3% ВВП. Самый мощный научно-технический потенциал создан в США . В связи с преимущественным развитием информационного сектора экономики в развитых странах возникает новая тенденция в соотношении инвестиций и экономического роста. В условиях информационного общества снижение инвестиций в их традиционном понимании не является препятствием для устойчивого поступательного развития.

Вместе с тем растут затраты на образование, повышение квалификации, здравоохранение, поддержание социальной стабильности в обществе и т.п. Роль сферы услуг в современной экономике не исчерпывается вкладом ее в создание ВВП и новых рабочих мест. Именно в этой сфере формируются такие непременные факторы экономического роста, как научные знания, информационные технологии, нематериальные факторы накопления. Кроме того, происходит совершенствование самого человека, его интеллектуальных и физических возможностей, удовлетворение его социально-культурных и духовных запросов (человеческий фактор экономического роста).

Быстрая окупаемость и более высокая норма прибыли в сфере услуг способствовали процессу накопления капитала в этом секторе экономики, в том числе и за счет перелива из материального производства. При общем росте всей сферы услуг лидирует комплекс деловых услуг: службы маркетинга и рекламы, кредитно-финансовых и страховых, лизинговых операций, инженерно-строительных и архитектурных услуг, бухгалтерских, аудиторских и множительных операций, телекоммуникаций и т.д.

В группу быстрорастущих отраслей сферы услуг входят также различные виды обслуживания свободного времени населения, его культурных и социальных запросов: туризм, различные формы активного отдыха, кинопроизводство, видео- и аудиобизнес.

Сравнительно низкими темпами развиваются традиционные услуги — общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные. Преобладание в структуре услуг более сложных и наукоемких их видов способствовало развертыванию НТР в этой сфере, Формированию собственной научно-технической базы. Информационные технологии и компьютерная техника обеспечивают потребителям услуг широкий доступ к огромному массиву информации, создают условия для контактов на расстоянии участников торговых и финансовых операций, производителей и потребителей услуг образования и медицины, способствуют удешевлению новых видов услуг и повышению их качества.

Важным фактором экономической стабилизации в развитых странах в 90-е годы послужило резкое замедление инфляционных процессов. Низкие темпы инфляции в 90-е годы объясняются проведением жесткой монетарной политики, сокращением дефицитов госбюджета и ростом производительности труда, формированием относительно стабильной динамики курсов ведущих валют при существенном укреплении позиций американского доллара и падении цен на основные виды сырья и энергоносителей.Безусловно, сохраняются такие факторы развития инфляции, как господство монополий и олигополии в сфере производства товаров и услуг, рост платежеспособного спроса населения и др.

Устойчивый экономический рост, бурное развитие сферы услуг, в первую очередь информационного сектора, в последнее десятилетие в развитых странах способствовали «рассасыванию» безработицы ..

Высокая трудоемкость большинства услуг и сравнительно небольшие размеры стартового капитала для организации собственного дела благоприятствуют развитию малого бизнеса в этой сфере. Вместе с тем для развитых стран характерно быстрое формирование крупных корпораций в ряде услуг. Например, американская компания «Майкрософт» (производитель компьютерной техники и программного обеспечения) занимает третье место в списке крупнейших компаний мира; промышленный лидер «Дженерал электрик» работает в сфере телевидения, финансовых и компьютерных сетевых услуг:

крупные коммерческие банки, торговые фирмы, страховые компании занимают ведущее место в оказании соответствующих услуг.

Крупные фирмы и малые предприятия зачастую вступают в отношения партнерства, особенно в торговле, общественном питании, гостиничном деле. Вместе с тем поддержка государством малого бизнеса является важнейшим фактором его устойчивости и в развитых странах.

Успехи развитых стран в социально-экономическом развитии во многом связаны с либерализацией их внешнеэкономической деятельности, с созданием открытой экономики.

Доминирующая роль развитых стран прослеживается на всех важнейших направлениях внешнеэкономической деятельности.

Так, доля стран ОЭСР в мировом экспорте в последние четыре года устойчиво держится на уровне 72—73%, а в 1998 г она составила 72,4%1, несмотря на резкое усиление конкуренции товаров из новых индустриальных стран, прежде всего из Юго-Восточной Азии.

Несмотря на открытость экономик развитых стран, их правительства активно поддерживают своих экспортеров. Основными методами такой поддержки являются государственная гарантия экспортных кредитов, субсидирование экспорта, прежде всего сельскохозяйственной продукции и новейших высокотехнологических отраслей, пока они не достигли высокой конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке.

Индустриальные страны являются основными экспортерами и импортерами капитала как в предпринимательской, так и в ссудной форме. В послевоенные годы самой быстро развивающейся формой движения капитала между развитыми странами стали прямые инвестиции, вкладываемые в основание новых компаний или приобретение уже имеющихся.Таким образом, американские, европейские и в несколько меньшей степени японские компании инвестируют основные средства в страны с приблизительно одинаковым уровнем развития. На страны ОЭСР приходится также 90% объема международного рынка ссудных капиталов.

В области международной миграции рабочей силы развитые страны являются в основном принимающей стороной. В США существует продолжительная традиция пополнения рабочей силы за счет иммигрантов, имеющих достаточно высокую квалификацию. В последнее время источником такого пополнения стали бывшие республики СССР, прежде всего Россия, и другие страны Восточной Европы.

Все международные экономические отношения опосредуются движением финансовых потоков в форме валютного обмена. Для всех развитых стран характерна либеральная валютная политика, т.е. или крайне редко применяются или вовсе не применяются какие-либо валютные ограничения, характерные для развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Регулирование валютных курсов осуществляется инструментами денежно-кредитной политики и валютными интервенциями центральных банков.Развитые страны доминируют в сфере международных валютных отношений. Это относится прежде всего к США.

Социально-экономические процессы, протекающие в развитых странах, нельзя рассматривать в отрыве от вопроса о роли государства в экономике.

Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. Основная задача государственной научно-технической политики развитых стран — создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора

Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами.

В послевоенный период во многих развитых странах стали складываться различные формы долговременного регулирования экономики, получившие название политики экономического роста. Одной из форм такого регулирования является экономическое программирование и прогнозирование,

Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.

Денежно-кредитная политика используется для ослабления Циклических колебаний в развитии экономики и борьбы с инфляционными процессами.

Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.

Своеобразной разновидностью налоговой политики является Ускоренная амортизация. Фирмам разрешается списывать в амортизационный фонд прибыли до половины стоимости оборудования в течение трех—четырех лет его эксплуатации. Это ускоряет накопление капитала, его техническое обновление и экономический рост.

Однако чрезмерный рост налогов приводит к снижению деловой активности, к замедлению экономического роста и развитию «теневой экономики». Поэтому в 80—90-е годы в большинстве развитых стран проведены налоговые реформы, направленные на снижение ставок подоходного налога и налога на прибыль корпораций.

47. НИС

Вплоть до середины 60-х гг., даже после деколонизации, экономисты Запада не особенно учитывали специфические социально-экономические проблемы развивающихся стран. Скорректированная в 70-80-е гг. концепция помощи основыва­ется на предположении, что развитые страны Запада служат определенной моделью развивающихся стран, поскольку полу­чаемая ими помощь состоит исключительно из образцов запад­ной культуры: материальных благ, технологии, образования и культуры, норм политического и социального поведения и т.д.

Процессы дифференциации, протекающие во всех подсис­темах мировой экономики, следовательно, и в развивающихся странах, привели к выделению особой группы стран, полу­чивших название «новые индустриальные страны» (НИС). Данные государства отличаются более высоким экономичес­ким ростом, чем промышленно развитые страны, и сущест­венно более высоким уровнем развития хозяйства по сравне­нию с основной группой развивающихся стран.

Обычно НИС подразделяют на 4 поколения. К первому от­носят Республику Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Арген­тину, Бразилию, Мексику; ко второму - Малайзию, Таиланд, Индию, Чили; к третьему - Кипр, Тунис, Турцию, Индонезию; и, наконец, к четвертому - Филиппины, южные провинции Китая и т.д.

Статус «НИС» страна приобретает по следующим критери­ям, установленными по методике ООН:

• размер ВВП на душу населения; • среднегодовые темпы его прироста ; • удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть не более 20%); • объем экспорта промышленных изделий и их доля в об­щем вывозе; • объем прямых инвестиций за рубежом.

По некоторым показателям НИС зачастую превосходят по­добные показатели ряда промышленно развитых стран. На протяжении 30 лет с 1960 по 1990 гг. темпы развития экономики азиатского региона в целом составляли более 5% в год, в то время как в европейских странах - 2%  Развивающиеся страны, вступившие на индустриальный путь развития, начинают привлекать иностранные инвестиции и стимулировать рост внешней торговли. Доходы от экспорта используются для развития наиболее перспективных отраслей. В 60-е гг. на такой путь вступили страны Восточной Азии и Латинской Америки. В Восточной Азии капитал направлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сы­рьевые отрасли. В Латинской Америке - в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Особо нужно вы­делить Восточную Азию.

В 21 в., как отмечают многие специалисты, покажет свою силу азиатско-тихоокеанский регион. В 1989 г. 18 государств образовали форум азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС): США, Канада, Китай, Япония, Австралия, Новая Зе­ландия, Республика Корея и т.д. Целями этой интегральной группировки стало упразднение торговых препятствий во взамоторговле и движении капитала. Однако, в силу того, что страны, входящие в АТЭС, различны, были установлены сро­ки для достижения этих целей: до 2010 - для развитых стран, до 2020 г. - для развивающихся стран. АТЭС не является за­крытым блоком. В ноябре 1998 г. на очередной конференции в столице Малайзии Куала-Лумпуре в состав организации приняты еще 3 страны: Вьетнам, Перу, Россия.

Экономическая стратегия Латинской Америки ознаменована тремя финансовыми волнами. С середины 70-х гг. Чили, Уруг­вай и Аргентина декларировали переход к новой стратегии раз­вития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмеша­тельства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в предпри­нимательской деятельности. Ключевой реформой стала прива­тизация, призванная расширить пространство для частной ини­циативы. Но, как результат, реформы в Чили были полууспешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках воено-диктаторских режимов, их творцами были «экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась к возврату нацио­нализированной собственности прежним владельцам и либера­лизации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, пе­ремены происходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти.

Тяжелый экономический кризис Латинская Америка преодо­лела также в начале 80-х гг., что послужило толчком к перест­ройке национальных хозяйственно-технологических структур.

Еще один кризис наблюдается сейчас. Латинская Америка переживает сложный период комплексных структурных пре­образований, для которых характерно нетрадиционное решение экономических, социальных, культурных проблем. Как отмечает журнал «Финансист», после 17 августа 1998 г. Бра­зилия оказалась на краю пропасти - она сохраняла положительные темпы прироста ВВП, но на фондовых рынках на­блюдался настоящий обвал.. В период сентябрь-ноябрь ей требовалось погасить около 200 млрд. долл. по внутренним долгам, при том, что падение доверия к развивающимся рынкам сильно сократило возможность рефинансирования долгов этого были повышены краткосрочные процентные ставки до 50% и отменены 15%-ные налоги на иностранные инвести­ции. Все эти действия не остановили оттока капиталов - к концу октября золотовалютные резервы сократились до 41,6 млрд. долл. против 70,9 млрд. долл. в июле. Если Брази­лия не сумеет до конца подавить кризис, то главным постра­давшим окажется США - главный кредитор Бразилии. В Ла­тинской Америке идет смена цивилизационных ценностей, духовных ориентиров, что не может проходить безболезненно.

Как показывает латиноамериканский опыт, сильнейшим тормозом к преобразованиям социально-экономического харак­тера является наличие у той или иной страны крупного внешне­го долга. Достигая критической суммы, он ограничивает свобо­ду действий государства, выбора собственной стратегии развития. Сейчас свыше 10 стран региона не в состоянии во­время уплачивать проценты по внешней задолженности.

Темпы экономического развития, как отмечалось выше, большинства НИС значительно превышают аналогичные по­казатели многих развитых стран. По производству отдельных видов промышленной продукции, в том числе наукоемких, НИС вышли на ведущие позиции в капиталистической эконо­мике. Именно это обстоятельство и обусловило их необычай­но ускоренный рост.

Еще более высокими темпами развивается экспорт из этих стран. Дело в том, что обладая высокой конкурентоспособнос­тью, продукция обрабатывающей промышленности НИС все более интенсивно захватывает позиции на мировом рынке. НИС превратились в крупнейших экспортеров обуви, одежды, текстильных изделий, стремительно наращивают вывоз быто­вой электронной аппаратуры и т.д. При этом НИС удалось не только найти свою нишу на мировом рынке, но и потеснить конкурентов из числа развитых капиталистических стран,

В силу множества факторов НИС оказались в сфере особых экономических и политических интересов капиталистических стран, которые направляли в эти страны почти половину всех финансовых ресурсов, предназначенных развивающимся го­сударствам.

Быстрый рост экономики обусловил увеличение абсолют­ных размеров ВВП, в том числе и на душу населения. По этим показателям НИС в целом также опере­жает основную массу развитых стран. В структуре ВВП до­статочно велик удельный вес внутренних накоплений, при­чем в азиатских НИС он выше, чем в большинстве индустриальных государств.

Использование положительного опыта НИС, осуществив­ших прорыв на мировой рынок наукоемкой продукции, имеет практическое значение для ускоренного формирования новой модели внешнеэкономических связей восточноевропейских стран, ориентированных на глубокое и комплексное сотруд­ничество в производстве, науке и технике.

Страница 5 из 6« Первая...23456