шпора по мировой экономике

10. Тенденции развития мировых топливно-энергетического

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК), АПК

Отрасли ТЭК относятся к капиталоемким отраслям. В промышленно развитых странах, где представлены все его отрасли, обыч­но основные капиталовложения в пределах до 85% приходятся на нефтегазодобывающую промышленность и электроэнергетику (примерно в равных долях) и до 15% — на нефтепереработку и угольную промышленность. Значительное влияние на инвести­ционный процесс в ТЭК в целом оказывают инвестиции в нефтяную промышленность.

Циклический характер развития деловой активности в нефтя­ной промышленности связан с тем, что решения об увеличении капиталовложений в нефтяную промышленность принимаются в тот период, когда на рынках отмечается нехватка нефти, сопро­вождающаяся ростом цен и прибыли. Обычно в этот период все участники нефтяного бизнеса, включая финансовые структуры, стремятся оживить инвестиционный процесс в этой отрасли, а отдача от этих капиталовложений в виде увеличения объемов до­бычи начинает сказываться примерно через 10 лет. На рынках нефти появляется избыток предложения нефти над спросом, цены начинают снижаться, что также сопровождается уменьшением объема инвестиций до тех пор, пока исчезнет избыток нефти. Этот период также продолжается около 10 лет. За последние 100 лет таких циклов было пять с протяженностью каждого от 20 до 22 лет, причем эти циклы не обязательно совпадали с циклами раз­вития всей экономики.

Последний пик этого цикла пришелся на 1981—1982 гг., когда цены на нефть и размеры капиталовложений в отрасль достигли максимального уровня. После этого началось снижение цен и ка­питаловложений. Перелом, по всей вероятности, наступит в кон­це 90-х годов и продолжится до 2010 г. В этот период будет на­блюдаться некоторый рост цен на нефть и соответственно ожи­вятся капиталовложения.

В соответствии с циклическим характером развития нефтяной промышленности происходили и изменения капиталовложений не только в эту отрасль, но и в целом в ТЭК.

Вслед за нефтегазодобывающей промышленностью в предсто­ящее десятилетие крупные инвестиции, соразмерные с инвести­циями в нефтегазовую промышленность, будут вложены в электро­энергетику. Инвестиции в развитие электроэнергетики менее под­вержены таким циклическим изменениям, как в нефтяную про­мышленность.

Электростанции, работающие на газе, требуют мень­ших капиталовложений на единицу вводимой мощности, имеют более быстрые сроки строительства, при этом уменьшается отри­цательное воздействие отраслей ТЭК на состояние окружающей среды и особенно на возможность глобального изменения клима­та. Газ, как известно, является наиболее экологически чистым ви­дом органического топлива, ресурсная база газодобычи на бли­жайшие десятилетия не вызывает особых опасений.

В развивающихся странах основные потребности в электро­энергии будут, видимо, удовлетворяться путем наращивания стро­ительства тепловых электростанций на угле. Это связано прежде всего с тем, что многие из этих стран обладают его большими запасами, а развитие атомной и гидроэнергетики сдерживается отсутствием возможности инвестировать в строительство дорого стоящих АЭС и ГЭС. Из-за отсутствия эффективных технологий сжигания угля на электростанциях в этих странах загрязнение ат­мосферы будет увеличиваться с ростом объемов его использова­ния. Это в какой-то степени относится и к промышленно разви­тым странам. Поэтому во многих из них при поддержке государ­ства ведутся разработки по созданию "технологий чистого угля". Освоение таких технологий и их передача в последующем в раз­вивающиеся страны может помимо резкого снижения загрязне­ния окружающей среды проложить дорогу более широкому при­менению угля в электроэнергетике взамен более ограниченных запасов нефти и газа.

В долгосрочной перспективе в промышленно развитых стра­нах ожидается весьма незначительный прирост собственного про­изводства первичных энсргоресурсов (ПЭР). В результате этого при наметившейся устойчивой тенденции снижения в этих стра­нах добычи нефти зависимость этих стран от ввоза ПЭР из тре­тьих стран будет возрастать.

В структуре потребления ПЭР за нефтью, очевидно, сохранит­ся первое место не только до 2015 г., но и на многие годы вперед за пределами этого периода. Однако доля нефти в общем объеме потребления ПЭР будет постепенно снижаться. Более быстрыми темпами будет расти потребление природного газа. К 2015 г. в структуре потребления ПЭР газ, по оценке, выйдет на второе место, оттеснив уголь на третье. Несмотря на эти изменения в структуре потребления, львиная доля сохранится за ПЭР органического про­исхождения (более 92%).

Доля электроэнергии АЭС, ГЭС и других источников энергии в общем потреблении ПЭР промышленно развитых стран к 2015 г. возрастет до 7,4% по сравнению с 6,5% в 1990 г. При этом темпы прироста использования энергии АЭС составят не более 0,9—1% в год, в то время как от ГЭС и возобновляемых источников энер­гии превысят 3% в год.В свете изменений в структуре потребления ПЭР в экономике промышленно развитых стран долгосрочные перспективы разви­тия НТП в отраслях ТЭК прежде всего связаны с этими сдвигами.В нефтяной и газовой промышленности основные направле­ния НИОКР в долгосрочной перспективе следующие:

в области разведки на нефть и газ НИОКР направлены на совер­шенствование методов трехмерной сейсмической разведки в труд­нодоступных регионах мира со сложным геологическим строением;

в области бурения НИОКР направлены на совершенствование проводки горизонтальных скважин, широкое использование которых позволяет повысить эффективность разработки нефтяных и газовых месторождений.В нефтеперерабатывающей промышленности основные усилия будут направлены на совершенствование вторичных процессов с целью увеличения выхода светлых нефтепродуктов, в том числе неэтилированного бензина с высоким октановым числом и дру­гих высококачественных продуктов с целью уменьшения загряз­нения окружающей среды вредными выбросами. Одновременно   будут вестись исследования по замещению нефтепродуктов аль­тернативными видами топлива, в основном на транспорте (сжа­тым природным газом, электроэнергией, спиртами из природно­го газа, биомассой и т.д.).

Агропромышленный комплекс (АПК):В 60—70-е годы XX в. в мировом сельском хозяйстве начался технологический сдвиг, который получил назва­ние "агропромышленная интеграция".Агропромышленная интеграция является новой формой объ­единения предприятий, отличной от объединений в промышлен­ности и сфере услуг, ее главная особенность состоит в ее межот­раслевом характере, в том, что она означает организованное и коммерческое объединение предприятий двух существенно отли­чающихся отраслей экономики — промышленности и сельского хозяйства.

В известной степени агропромышленная интеграция преодо­левает специфический характер сельскохозяйственного производ­ства (подверженность природно-климатическим факторам, труд­ность предварительного планирования, прогнозирование веса и объема производимых овощей, фруктов и других сельхозпродук­тов), включая сельское хозяйство в общий процесс промышлен­ного производства. Интеграция отражает реально установившую­ся в обществе взаимозависимость сельскохозяйственного и про­мышленного производства и в то же время еще больше усиливает эту взаимозависимость, создавая экономический, коммерческий механизм, стабильно обеспечивающий промышленность сельско­хозяйственным сырьем.

Агропромышленная интеграция логически и исторически ве­дет к созданию агропромышленного комплекса. АПК — это сложив­шаяся в общественном производстве единая система сельскохо­зяйственных и промышленных предприятий и отраслей, спаян­ных интеграционными, т.е. тесными, стабильными, долговремен­ными производственными и коммерческими связями, основыва­ющимися на отношениях собственности или договорных, типа контрактации, и охватывающими всю агропромышленную цепь:производство важных средств производства для сельского хозяй ства, их транспортировку, производство исходных сельхозпродук­тов, их хранение, транспортировку, переработку и сбыт готовых продуктов или изделий.

В составе АПК выделяются три сферы:

1) отрасли промышленности, поставляющие средства произ­водства для сельского хозяйства и связанных с ним отраслей, а также осуществляющие производственно-техническое обслужива­ние сельского хозяйства;

2) собственно сельское хозяйство;

3) отрасли, занятые переработкой и доведением сельскохозяй­ственной продукции до потребителя (заготовка, переработка, хра­нение, транспортировка, реализация).

Ряд отраслей промышленности целиком (или почти целиком) обслуживают нужды АПК (производство сельхозмашин, удобре­ний, оборудования для животноводства и кормопроизводства и т.д.). Другие отрасли лишь частично заняты удовлетворением по­требностей АПК. Они включаются в функциональную структуру АПК лишь в той мере, в какой их продукция идет на нужды АПК.

Становление АПК — новый этап развития общественного про­изводства, имеющий своей основой развитие производительных сил земледелия, "промышленную революцию" в сельском хозяй­стве, которое в этом смысле как бы догнало промышленность. Когда говорят, что производительные силы сельского хозяйства "догнали" или "сравнялись" с производительными силами про­мышленности, то это вовсе не означает, что технический и техно­логический уровень миллионов крестьянских хозяйств достиг уров­ня, существующего в промышленности. К сожалению, в мире, и прежде всего в развивающихся странах, все еще широко распро­странены мотыги, деревянные плуги и другие орудия и инвен­тарь, пришедшие в наше время из глубины веков и далеко не соответствующие современным промышленным производитель­ным силам. Но человечество создало новые вещные средства про­изводства для сельского хозяйства, близкие по своим параметрам (производительность, энергоемкость, экономия живого труда и т.д.) к средствам производства промышленности, технологичес­кий уровень мирового сельского хозяйства приблизился к техно­логическому уровню промышленности. В развитых государствах они уже преобладают в сельском хозяйстве, в развивающемся мире распространяются анклавами, островками, охватывая земледелие наиболее экономически и социально развитых регионов и стран.

Процесс развития агропромышленной интеграции и формиро­вания АПК далеко продвинулся в промышленно развитых странах, прежде всего в США. В неизмеримо меньшей степени он наблюдается в развивающемся мире, где наряду с общими тен­денциями и формами его проявления появляются специфические черты и формы, связанные со значительным отставанием агро­промышленной сферы освободившихся стран и их экономичес­кой зависимости от Запада.

В большинстве развивающихся стран важную роль в этом иг­рают транснациональные корпорации (ТНК), которые выполня­ют функцию интеграторов. Это связано со многими факторами, в том числе с тем обстоятельством, что, создавая свои перерабаты­вающие предприятия в развивающихся странах, ТНК приносят с собой те формы и методы деятельности, которые сложились в государствах их базирования. В то же время в некоторых из стран агропромышленная интеграция определяется специфическими ус­ловиями сельскохозяйственного или промышленного производ­ства, существующими в самих развивающихся странах. Напри­мер, ограниченность производства сырья в ряде этих стран за­ставляет ТНК искать такие формы его получения, которые бы гарантировали им бесперебойность снабжения, даже если это по­служит причиной его нехватки на местном рынке.

Главным направлением международной агропромышленной интеграции в нынешних условиях становится решение крупней­шей глобальной проблемы современности — проблемы удовле­творения возрастающих потребностей населения земного шара в продуктах питания.

Фактор интенсификации сельскохозяйственного производства в последние десятилетия продолжал оставаться определяющим в отношении масштабов валовой продукции зерна в группе про­мышленно развитых стран. Зерновые хозяйства, как и сельское хозяйство в целом, по существу превратились в составную часть агропромышленного комплекса, в котором непосредственное сель­скохозяйственное производство тесно объединено с переработ­кой, хранением и конечной реализацией продукции, а также с обеспечением фермерского хозяйства средствами производства. Интенсивный путь развития производства зерна в мире будет пре­обладать и впредь, ибо только этот путь может привести к смягче­нию кризисных явлений в снабжении продовольствием постоян­но растущего населения планеты.

Вместе с тем во многих развивающихся странах сохранились архаичные формы земледелия и землепользования, задерживалось проведение прогрессивных аграрных реформ. Кроме того, произ­водство сельскохозяйственных культур во многих из них, особенно в странах Африки, остается сильно зависимым от условий по­годы, оказывающей в отдельные годы буквально "опустошающее" воздействие на урожай зерновых. Развитие зернового производст­ва в группе развивающихся стран становится все более зависи­мым от интенсивного фактора, крупных капитальных вложений в сельское хозяйство, инфраструктуру, сопутствующие отрасли про­мышленности, а также от проведения крупномасштабных мелио­ративных работ.

В промышленно развитых странах происходила дальнейшая концентрация "излишков" зерна, поскольку производство пре­вышало расход зерна, включая использование его на кормовые цели. В развивающихся странах, наоборот, в связи с увеличиваю­щимися продовольственными потребностями возрастал дефицит зерна, среднедушевое производство здесь увеличивалось незначи­тельно, а в ряде регионов продолжало снижаться, при том что физический его объем оставался весьма невысоким — 230 кг в среднем к началу 90-х годов при 720 кг в группе развитых стран (при этом в промышленно развитых странах, и прежде всего в США, принимались меры по ограничению производства).

11. Основные направления развития современного машиностроения и транспортного комплекса

Современное машиностроение  транспортный комплекс в МЭВ 90-е годы инвестиционный процесс в машиностроительном комплексе развитых стран характеризовался дальнейшим усиле­нием притока капитальных вложений в наукоемкие отрасли, уве­личением доли расходов на средства комплексной автоматизации производственных процессов, резким сокращением инвестиций на расширение традиционных отраслей.

Интенсификация процесса технического перевооружения ма­шиностроения индустриально развитых стран, существенное по­вышение уровня его автоматизации, широкомасштабное распро­странение новейших форм организации и управления производ­ством, интенсификация использования техники и технологии получат свое развитие и в первое десятилетие XXI в.

Автоматизация в той или иной мере будет охватывать все су­ществующие типы производства в машиностроении, независимо от уровня их серийности. Со второй половины 90-х годов нача­лось ускоренное развитие автоматизированной сборки, что озна­чает новый этап в создании компьютеризированных интегриро­ванных производств.

Численность станочного парка в отраслях машиностроения индустриально развитых стран будет иметь долговременную тен­денцию к сокращению при одновременном увеличении его про­изводственной мощности и технико-экономической эффективнос­ти. около 40—50% общей суммы ежегодных валовых капита­ловложений в обрабатывающую промышленность (44% в 1985 г.). Доля инвестиций в активную часть основного капитала будет, оче­видно, на протяжении всего прогнозного периода оставаться не­изменно высокой (в среднем около 80%). В то же время преобла­дающая часть капиталовложений будет, как правило, направлять­ся на замену и модернизацию оборудования, хотя не исключены периоды активного нового строительства, когда в расширение производственных мощностей будет вкладываться больше средств, чем на модернизацию. США занимают лидирующее положение в мире по масштабам производства продукции машиностроения. На долю США приходится около 45% производственных мощностей предприятий машиностроения в развитых странах, в то время как на долю ФРГ, Франции, Великобритании и Италии — 36%, Япо­нии - 19%.

Фактором, несколько сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности всех рассматриваемых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструк­туру таких функций, как программирование и обслуживание элек­тронно-вычислительной техники и автоматизированного проек­тирования и управления; проектирование сложных производст­венных систем и локальных сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационные услуги и т.п

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой пер­спективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие "по­ставщики" базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в эко­номике стран в целом (автомобилестроение).

Государственное регулирование указанных отраслей осуществляется по двум основным направлениям — по линии стимулирова­ния инновационного процесса и путем реализации различных мер, включая протекционистские, с целью облегчения национальным фирмам условий конкуренции на внутреннем и внешних рынках.

Последние данные западных исследований показывают, что военно-технический прогресс в этой сфере все больше расходит­ся с гражданским, и эффект "spin-off" оказывает весьма ограни­ченное влияние на научный потенциал и конкурентоспособность гражданского самолетостроения США. Доминирование этой стра­ны на мировом рынке гражданской авиатехники обусловлено не государственной поддержкой,а многолетним опы­том, полным использованием эффекта масштаба производства и обусловленной этим экономией на издержках.

Контрастом к опыту США выглядит государственная политика в области гражданского авиастроения в Западной Европе и Япо­нии. В этих странах данная отрасль активно поддерживается госу­дарством, что обеспечило западноевропейским странам возмож­ность потеснить США на мировом рынке авиатехники, а Японии — необходимые условия для будущего выхода на этот рынок.

В Японии эта поддержка осуществляется в рамках политики "мелких шагов" и стимулирования интенсивного кооперирова­ния с США. Уже в 50-х годах японские фирмы выступали в каче­стве субпоставщиков фирмы "Боинг", которая была заинтересо­вана в создании в Японии мощностей по обслуживанию и ремон­ту своих самолетов. Министерство промышленности и внешней торговли поддерживало отечественные фирмы двояко: путем ис­ключения возможности конкуренции между ними и стимули­рованием кооперирования. В 1986 г. в стране был принят специ­альный "Акт содействия развитию авиации", предусматривающий предоставление фирмам льготных кредитов через вновь создан­ный фонд. Эти кредиты использовались для разработки и произ­водства реактивных пассажирских самолетов средней грузо­подъемности и возвращались лишь после успешного завершения проекта.

Государственное регулирование микроэлсктронной отрасли осуществляется в развитых странах в основном в рамках федераль­ных инновационных программ.

В последнее время странами ЕС принят целый ряд крупных программ, призванных ускорить разработку и распространение в производстве новейших видов микроэлектронной техники и тех­нологии с целью преодоления отставания в этой сфере от Японии и США.

В то же время в последние годы в рассматриваемых странах отмечается процесс коренного пересмотра концепции государственного стимулирования машиностроительных отраслей, вклю­чая и переосмысление роли крупных государственных инноваци­онных программ, осуществляемых с целью достижения нацио­нальных (региональных) преимуществ в тех или иных приоритет­ных технологиях. В условиях прогрессирующей интернационали­зации производства в машиностроении Запада идет активный про­цесс слияния и поглощения фирм, который облегчает межгосу­дарственную диффузию результатов работ по программе и резко снижает эффективность государственного вмешательства в дан­ную сферу.

В качестве альтернативы узконациональному подходу к госу­дарственной политике в области машиностроения практически повсеместно рассматривается расширение поддержки интенсив­ного кооперирования между фирмами, как оно уже сегодня прак­тикуется, например, в микроэлектронике между США и Японией или между Японией и ФРГ в области разработки динамического ЗУ с произвольной выборкой емкостью 64 Мбайт.

Если в микроэлектронике и АРКП государственное регулиро­вание осуществляется практически во всех странах двояко — как путем внешнеторговой защиты, так и принятием мер по непо­средственному стимулированию национальных фирм (в АРКП США — за счет государственных заказов на вооружения), под­держка автомобилестроению во всех странах главным образом оказывается через внешнеэкономический инструментарий. Само становление автопромышленности Японии было во многом обес­печено поддержкой правительства, вплоть до 1988 г. практически полным закрытием внутреннего рынка страны от американских и западноевропейских конкурентов, включая запрет иностранных инвестиций в эту ключевую отрасль экономики.

Развитие машиностроительного комплекса органически связа­но с интенсификацией научно-исследовательской деятельности. Активизация НИОКР обусловлена сокращением жизненного цикла товаров, обострением конкуренции, усложнением научных про­ектов, приобретающих в массе своей междисциплинарный харак­тер. В настоящее время США тратят на НИОКР в машиностроении больше, чем Япония, ФРГ и Великобритания вместе взятые. По абсолютной величине годовые расходы на НИОКР в США в целом по машиностроительному комплексу сопоставимы с сум­марными капиталовложениями в основной капитал машинострое­ния, а в отдельных отраслях даже превышают их. Наиболее бы­стрыми темпами растет объем научных исследований и разрабо­ток в новых, наукоемких отраслях машиностроения, таких, как АРКП, электронная промышленность, производство ЭВМ, при­боростроение. Общая величина годовых затрат на НИОКР в этих секторах машиностроения в 1994 г. достигла в США около 50 млрд. долл., что составило свыше 70% всех затрат на НИОКР ма­шиностроительного комплекса по сравнению с 63% в 1970 г. Бы­стро наращивает свой научно-технический потенциал Япония. Если в середине 70-х годов он оценивался в 30% к американскому уровню, то в середине 90-х достиг уже 41%.

В группе традиционных отраслей в  Японии (общее, транспорт­ное машиностроение) главными направлениями качественного совершенствования продукции в прогнозном периоде, видимо, будут повышение надежности, безопасности, экологической чис­тоты, энергетической экономичности, производительности машин и оборудования, использование автоматизированных систем уп­равления работой основных агрегатов на базе микропроцессор­ной техники.

В странах ЕС суммарная доля электротехнической промыш­ленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), при­боростроения и АРКП в общем объеме продукции машинострое­ния, по имеющимся оценкам, в среднем увеличится с 40% в 1990 г. до примерно 50—55% в 2015 г., в том числе собственно производ­ство ЭВМ — с 7 до 15% в том же году.

В Японии объем производства промышленных роботов возрас­тет, по нашим расчетам, за 1991—2015 гг. примерно в десять раз, а станков с ЧПУ — в четыре раза, что потребует более высоких по сравнению с общим машиностроением темпов наращивания мощ­ностей соответствующих производств. Опережающее развитие по­лучит и электротехническая промышленность.

4. Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу

Финансирование транспортного комплекса в промышленно раз­витых странах традиционно является одной из приоритетных функ­ций государства, ибо транспорт, наряду с энергетикой и связью, является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от эле­ментов регулирования важнейших направлений его хозяйствен­ной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо уча­ствует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.Важное значение с точки зрения влияния на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном от­ношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышлен­но развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного, а ин­тенсивного развития транспорта: повышение доли технически усо­вершенствованных путей сообщения и транспортных средств, бо­лее широкое распространение прогрессивных технологий, обес­печивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.

Такие изменения в инвестировании сопровождались сокраще­нием общих объемов капитальных вложений на транспорте США, ФРГ и Японии. В то же время на отдельных видах транспорта, наиболее приспособленных к структурной перестройке хозяйст­ва, наблюдалась некоторая активизация инвестиционной деятель­ности.

Городской транспорт субсидируется в основном государством, региональными и местными органами власти. Однако их участие в этом различно. В одних странах государственные инвестиции обеспечивают всю сумму единовременных и текущих затрат (Бель­гия, Голландия), в других они практически не используются (Ка­нада, Дания, Великобритания).

В долгосрочной перспективе в странах с рыночной экономи­кой ожидается дальнейшее развитие научно-технического прогрес­са на транспорте. Структура сети путей сообщения претерпит су­щественные изменения. Протяженность малодеятельных и нерен­табельных железнодорожных линий и участков будет сокращать­ся. В то же время предполагается сооружение ряда новых, в ос­новном скоростных, линий. Ожидается развертывание работ по электрификации железных дорог. Длина автомобильных дорог с твердым покрытием увеличится. Основное внимание будет уделе­но совершенствованию существующей сети. Увеличится количе­ство аэропортов (в основном грузовых) и протяженность внут­ренних авиалиний. В США возрастет протяженность трубопрово­дов, в первую очередь — газо- и нефтепроводов. Как в США, так и в западноевропейских странах на внутреннем водном транспор­те предстоят гидротехнические работы, реконструкция портов. На морском транспорте предусматривается модернизация портов.

Существенные изменения произойдут в парке транспортных средств. Их численность несколько возрастет, и заметно увели­чится доля прогрессивных видов тяги. Повысятся доля специали­зированного подвижного состава, его грузоподъемность и удель­ная мощность.

В области взаимодействия различных видов транспорта будут совершенствоваться существующие и создаваться новые средства для бссперегрузочных сообщений "от двери до двери", охваты­ваться контейнеризацией перевозок не только генеральные, но и значительная часть массовых грузов, объединяться автоматизиро­ванные информационные системы разных видов транспорта, со­оружаться объединенные системы разных видов транспорта, объ­единенные вокзалы и перегрузочные терминалы улучшенной пла­нировки и др.

Научно-технический прогресс на транспорте позволит сущест­венно улучшить его экономические показатели, повысить качест­во обслуживания клиентуры и безопасность движения. На транс­порте намечается широкое использование маркетинга, изучение спроса, введение учета потребностей, применение моделирова­ния и т.д. Ожидается освоение на всей сети путей сообщения ком­пьютерной системы Райлинка (соединяющей между собой в на­стоящее время железные дороги, клиентов и банки) или другой аналогичной ей системы, что позволит включить транспорт в сеть коммерческих обменов.

В странах Европейского союза предстоит большая работа по совершенствованию стандартов на транспорте, особенно железнодорожном. От исследований в области создания электровозов, работающих на нескольких системах тока, по-видимому, перей­дут к работам по совместимости аппаратуры, устанавливаемой на локомотивах, полевой аппаратуры и системы спутниковой связи. Предстоит также продолжить работу по обеспечению совмести­мости информационных систем, чтобы связать между собой на­циональные компьютерные сети.

12. Между народная биржевая торговля

Основное назначение фондовой биржи как акционер­ного предприятия состоит в организации оптовой торговли. Прибыль не является мотивом деятельности биржи в целом, хотя она безубыточна. Биржи предоставляют своим членам торговый зал и средства связи, обеспечивают информацией о ходе торговли, контролируют выполнение биржевых опера­ций. Издержки покрываются за счет комиссионных сборов со сделок, продажи мест на бирже и членских взносов. Во-вторых, различны банковские и биржевые операции. В-третьих, они отличаются риском

ОРГАНИЗАЦИЯ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ

Биржа от латинского «кошелек».представляет собой организованный оптовый ры­нок, действующий как аукцион по купле-продаже товаров, ценных бумаг и валюты. Ее зарождение связано с развитием товарного производства. Первоначально возникли товарные биржи (1531 г), которые ведут свое начало от ярмарок и обычных рынков. Позднее на них стали торговать ценными бумагами или фондовыми ценностями. С распро­странением акционерной формы собственности торговля цен­ными бумагами выделилась в самостоятельный рынок — фондовую биржу.

В России первая биржа появилась по указу Петра I в 1703 г. в Санкт-Петербурге. Затем биржи появились в Мос­кве, Одессе и других городах. Однако в то время биржевая торговля в стране не получила развития, т.к. она всегда существовала под контролем правительства, большое внимание уделялось торговле товарами, фондовая биржа как самостоятельный рынок не была создана.

Во-первых, бир­жа — оптовый рынок, на котором товары и ценные бумаги продаются стандартными партиями, Во-вторых, биржа — рынок посредников, которые выступают в качестве продавцов и покупателей, представляя как инте­ресы производителей товаров и владельцев ценных бумаг, так и интересы их покупателей. В-третьих, биржевая торговля не предполагает физического присутствия товаров или ценных бумаг в момент совершения сделок. Наличие на складах товаров стандартного качества и требуемого количества под­тверждают документы. Нахождение ценных бумаг в банках и право собственности на них также подтверждается докумен­тами. В-четвертых, биржа — рынок совершенной конкуренции. Цены на бирже складываются под влиянием спроса и пред­ложения, они публикуются на начало и конец рабочего дня. Все участники биржевых операций находятся в одинаковых условиях, подчиняясь правилам, установленным биржей. В этом смысле биржа является организованным рынком. По типу биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи.

Товарные биржи бывают специализированными, напри­мер американская биржа пшеницы, российская лесная бир­жа, и универсальными, на которых продаются и покупаются разнообразные товары.

По сфере деятельности различают национальные и меж­дународные товарные биржи. На долю США, Великобрита­нии и Японии приходится 98% международного биржевого оборота товаров.

Круг товаров, продающихся на биржах, ограничен в ос­новном сырьем и топливом. Среди них: маслосемена, пшени­ца, овес, мясо и живой скот, кофе, сахар, текстильные това­ры, нефть, дизельное топливо, мазут. бензин, цветные металлы.

Фондовая биржа — это регулярно функционирующий рынок, где осуществляются сделки с ценными бумагами. С одной стороны, государство и корпорации, нуждающиеся в инвестициях, размещают здесь свои ценные бумаги через посредников, а с другой стороны, частные лица и организа­ции стремятся выгодно вложить свои сбережения в эти ценные бумаги. В настоящее время насчитывается более 200 фондовых бирж в более чем 60 странах. Основные из них сосредоточены в Северной Америке, Европе и Японии, круп­нейшей является Нью-йоркская фондовая биржа. Постепен­но развиваются фондовые биржи в странах Азии и Африки. В российской экономике операции с фондовыми ценностями пока проводят специализированные отделы на товарных биржах.

Наименее распространенными являются валютные бир­жи, которые существуют только в ФРГ и Франции. На них устанавливаются курсы иностранных валют для расчетов с банковскими клиентами. В большинстве стран операции с валютами проводятся на межбанковском валютном рынке.

Обычно государственное регулирование биржевой тор­говли осуществляется через систему законодательных актов, регламентирующих деятельность биржи: публично-правовой или государственный статус; принципы организации рынка дилеров или брокеров, котировки цен, установления ставок для биржевых посредников, принятие иностранных членов на биржу и т.д. Имеются специальные государственные уч­реждения, контролирующие биржевую деятельность, в част­ности пресекающие монополизм. Добавим, что в руках госу­дарства находятся косвенные инструменты воздействия — налоги, денежная политика, способная изменить уровень процентных ставок, и т.п.

Для начала биржевой деятельности необходимо, чтобы корпорации предоставили для продажи свои ценные бумаги или товары. Поскольку репутация биржи во многом зависит от надежности этих корпораций, то к их финансовому по­ложению предъявляются повышенные требования: высокий уровень дохода в течение ряда лет, значительные активы, достаточно большое число акционеров и т.д. Почти все биржи имеют статус бесприбыльного предприя­тия. Это не означает, что биржа не получает дохода. Послед­ний складывается за счет налога на сделки, выполненные в торговом зале, предоставления консультационных, инфор­мационных и юридических услуг, платы компаний за внесе­ние их в биржевой список, взносов новых членов, посетите­лей и гостей. Полученный доход не распределяется между членами биржи, а идет на обеспечение более благоприятных условий функционирования: обустройство зала, канцелярс­кие расходы, вознаграждение служащим биржи, покупку электронных систем и т.д.

Функции члена биржи заключаются в выполнении от имени своего клиента посреднических операций на бирже, удовлетворении заявки на покупку или продажу ценных бумаг или товаров. Клиентами могут быть индивидуальные лица, торгово-промышленные корпорации и кредитно-фи-нансовые институты.

В зависимости от уровня самостоятельности на бирже действуют два типа посредников: брокеры и дилеры. Брокеры (broker — маклер, оценщик) выполняют поручения третьих лиц согласно инструкции, полученной от клиента. За выпол­нение заказа они получают оговоренные в контракте комис­сионные, размер которых зависит от суммы сделки. Риск их деятельности сводится к минимуму. Если устав биржи запре­щает частным лицам участвовать в биржевых операциях, то посредником выступает брокерская фирма, которая покупает место, и тогда служащий официально действует от ее имени. Такие брокеры составляют большинство, а самостоятельные — меньшинство. Дилеры (dealer — торговец) действуют от своего имени, продавая и покупая ценные бумаги и товары за свой счет. Разность между ценой покупки и продажи состав­ляет их прибыль или убытки. В биржевой сделке участвуют как минимум три лица: продавец, посредник (брокер или дилер) и покупатель. В связи со специализацией посредни­ческой деятельности число посредников возрастает.

В современной биржевой торговле широко используется электронная техника. Терминал подключается к общей базе данных, заключение сделок полностью компьютеризирова­но, торговый зал не требуется.

БИРЖЕВОЙ РЫНОК

Являясь неотъемлемым элементом рыночного хозяйства, биржа выполняет ряд важных функций. Во-первых, способ­ствует межотраслевым и межрегиональным перемещениям товаров и капиталов, без чего рыночный механизм не может функционировать. Во-вторых, организует инвестиционный процесс. Размещая акции и облигации, биржевики снабжают корпорации финансовыми ресурсами, которые затем вкла­дываются в развитие производства. В-третьих, поднимает национальные стандарты качества, ограничивая круг обра­щающихся на бирже товаров и фондовых ценностей. Если какие-то товары и ценные бумаги сумели проникнуть в биржевой оборот, то это верный признак того, что выпустив­шие их корпорации использовали передовые достижения науки и техники. В-четвертых, биржа как барометр характе­ризует состояние всего народного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы.

Курс ценных бумаг, т.е. их рыночная цена, формируется под влиянием спроса и предложения. Рассмотрим, какие факторы оказывают воздействие на спрос и предложение ценных бумаг. Спрос ими своих сбережений, которое связано с вероятными дивиден­дами и нормой процента. зависит от размера доходов тех, кто собирается купить ценные бумаги, и от распределения

Предположим, что на денежном рынке понизилась ставка процента. Это означает, что владельцам сбережений стано­вится невыгодно держать их в виде банковских вкладов. Деньги начинают покидать банки, направляясь в сторону фондовой биржи. Спрос на ценные бумаги возрастает, повы­шаются их рыночные цены, т.е. курс. В случае повышения ставок процента процесс пойдет в обратном направлении. Таким образом, вырисовывается обратная зависимость меж­ду изменением курса ценных бумаг и процентных ставок [см. (5.3)], определяющая взаимодействие различных эле­ментов финансового рынка.

Структура спроса на фондовые ценности зависит от вида ценных бумаг. Допустим, что их всего два — акции и облигации. При прочих равных условиях, чем больше спрос на акции, тем меньше спрос на облигации, и наоборот.

Казалось бы, для покупателя облигации явно предпочти­тельнее акций. В самом деле, обладатель облигации гаранти­рован от неожиданных поворотов биржевой конъюнктуры, всегда может рассчитывать на стабильный доход. Более того, если акционер отдает свои деньги корпорации насовсем, то владелец облигации лишь кредитует ее, поскольку через некоторое время получит назад всю сумму, израсходованную на приобретение ценной бумаги.

Если в экономике происходит длительный подъем, то растут прибыли, а вслед за ними и дивиденды акционеров. В этот период владение акциями выгоднее, чем облигациями, доходы по которым относительно стабильны. Нечто подо­бное наблюдается в инфляционной экономике. Акционер вправе надеяться хотя бы на инфляционное повышение дохода, тогда как владелец облигации совершенно беззащи­тен и обречен на снижение реальной ценности причитающе­гося ему процента.

Следовательно, структура спроса на ценные бумаги во многом определяется факторами общеэкономического порядка, динамику которых предугадать довольно сложно. Если наме­чается экономический подъем, то выгоднее вложить сбере­жения в акции, а когда нависает угроза спада, то безопаснее переместить их в облигации.

Выводы

1. Коммерческие банки и фондовые биржи имеют общее функциональное назначение — аккумулировать сбережения для последующего их инвестирования. Вместе с тем они раз­личаются по цели деятельности, характеру операций и риску.

2. Биржа представляет собой организованный оптовый рынок. По типу биржевого товара различают товарные, фон­довые и валютные биржи. В современной экономике сущес­твуют публично-правовые и государственные биржи. Дея­тельность биржи регламентируется ее уставом. На бирже действуют посредники — брокеры, выполняющие поручения клиентов, и дилеры, покупающие и продающие товары. Специалисты (джобберы) курируют определенную группу товаров и ценных бумаг корпорации или отрасли.

3. Биржа, как барометр, характеризует состояние всего наро­дного хозяйства, индикаторами которого являются биржевые курсы (рыночные цены). Они формируются под влиянием спроса и предложения. Структура спроса на ценные бумаги во многом определяется общеэкономическими факторами, динамику ко­торых предугадать довольно сложно. Структура предложения ценных бумаг зависит и от микроэкономических факторов.

4. Наряду с рынком реального товара существует рынок, на котором торгуют правами на покупку («call») и правами на продажу («put») товара. При этом покупатель контракта обладает правом выбора и платит за это премию. Такая сделка называется опционом. Покупатель опциона страхует­ся в размере премии от понижения («call») или повышения («put») цены, а страхование продавца отсутствует. Прибыль продавца опциона ограничена премией, прибыль покупателя может быть сколь угодно большой, начиная с некоторой цены.

5. На рынке фьючерсе* покупаются и продаются типовые контракты на биржевые товары. Единственным переменным параметром является цена, которая определяется в результа­те биржевой торговли. Страхование осуществляется покупкой противоположного фьючерсного контракта (метод хеджирова­ния). Различают совершенный хедж, когда убыток по кон­тракту на реальный товар полностью компенсируется при­былью по фьючерсным контрактам, и несовершенный хедж, когда происходит частичная компенсация. Продавцы и поку­патели контрактов равноправны и одинаково страхуются.

13.Аукционная торговля

Аукционы также являются особой разновидностью посредни­ческих организаций, способствующих обращению товаров. В от­личие от биржи аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической торговли реаль­ными товарами с индивидуальными свойствами. Торговля на аук­ционах ведется методом открытых торгов.

Виды аукционов

Аукционы по масштабу охвата регионов делятся на националь­ные и международные. Наиболее распространенными аукцион­ными товарами являются пушнина, немытая шерсть, крупный ро­гатый скот и лошади, морская рыба, табак, чай и т.д.

Аукционы — это коммерческие организации, располагаю­щие соответствующими помещениями, оборудованием и квали­фицированным персоналом. Наиболее распространены аукцио­ны, организованные в форме акционерных обществ. Нередко это крупные компании, монополизирующие торговлю опреде­ленным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их оптовым посредникам, получая прибыль от разницы цен. Эти же аукционы принимают на перепродажу товары и от независи­мых производителей на комиссионных началах. Крупные аук­ционы имеют собственное производство по доработке сырьевых товаров, например, по выделке скупаемых у заготовителей сырых шкурок. Торг на таких аукционах обычно происходит от­крыто, непосредственно с участием покупателей. Открытые аукционы специализируются главным образом на торговле пуш­ниной, животными, рыбой, тропическими фруктами, предметами искусства.

Другие аукционы представляют собой специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии, получая вознаграждение от продавцов, а иногда и от покупателей. Сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их поручения в пределах установленных ими полномочий выполняют брокеры. Иногда такие аукционы называют закрытыми. Они специализируются преимущественно на торговле шерстью, чаем, табаком, реже — пушниной.

В Скандинавских странах аукционы принадлежат ассоциаци­ям или кооперативам по разведению и заготовке пушнины. В Рос­сийской Федерации действует пушной аукцион в Санкт-Петер­бурге, аукцион по торговле племенными лошадьми в Москве. По­купателями товаров на этих аукционах являются крупные оптовые фирмы зарубежных стран.

Организация и техника аукционной торговли

Обычно периодически действующие аукционы публикуют гра­фик проведения торгов или заблаговременно оповещают постав­щиков и традиционных покупателей о сроках их проведения.

Принятые от поставщиков товары или сразу сортируются, или проходят дополнительную предпродажную доработку. Сортиров­ка осуществляется по качеству товаров. Товары одинакового каче­ства сортируются по партиям (лотам). Из каждого лота отбирается образец. Количество товаров в лоте зависит от обычаев в торговле данным видом товара. Например, в одном лоте соболя подбирает­ся 10—30 одинаковых шкурок, норки — до 300 шкурок, караку­ля — до 500 и более шкурок. Каждому лоту присваивается номер, в порядке которого он будет продаваться с аукциона. Лоты со сход­ным качеством товара комплектуются в более крупные партии — стринги, из которых также отбираются образцы.

По завершении сортировки аукцион выпускает каталог с ука­занием состава и номеров лотов. Каталоги рассылаются традици­онным- покупателям с указанием начала работы аукциона и пра­вил проведения торга. Покупатели обычно прибывают заблаговре­менно, чтобы иметь время тщательно осмотреть выставленные то­вары, пометить в каталогах интересующие их номера лотов и проставить ожидаемые ими цены. На аукционах пищевкусовых товаров для покупателей устраиваются дегустации.

Главной стадией аукциона является торг,

который ведет опыт­ный аукционист с ассистентами. Существует несколько способов ведения торгов.

Аукцион с повышением цен может вестись гласным и негласным способами. При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота, причем одновременно номер лота обычно высве­чивается на световом табло, называет начальную цену и спраши­вает: «Кто больше?» Покупатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Обычно она составляет от 1 до 2,5% первона­чальной цены. Если очередного повышения цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса: «Кто больше?» — ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему поку­пателю, предложившему наивысшую цену. Помощники аукцио­ниста помечают, какому покупателю и по какой цене продан оп­ределенный лот.

В тех случаях, когда из-за отсутствия интереса к данному лоту или по причине предварительного сговора покупателей не удается достичь намеченной аукционом продажной цены, аукционист имеет право без объяснений причин снять лот с торга и выставить его через некоторое время еще раз.

При негласном (немом) торге покупатели после объявления аукционистом минимальной цены подают аукционисту условные знаки о согласии поднять цену на установленную величину над­бавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Если на трехкратный вопрос аукциониста: «Кто боль­ше?» — никто не подаст условный сигнал, то лот или вещь приоб­ретает тот покупатель, который подал сигнал последним. Неглас­ное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупате­ля. Такой порядок аукционного торга нередко применяется при продаже предметов искусства и драгоценностей.

Аукционы с понижением цен. Некоторые аукционы проводятся с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее установленные скидки. Партию товара приобретает тот, кто первый из участников скажет: «Да».

Некоторые аукционы, ведущиеся с понижением цен, автома­тизированы. Каждый раз более низкая цена высвечивается на табло. Лот покупает тот, кто первый скажет «да» или нажмет электрическую кнопку, останавливающую смену цифр на табло. Покупатель определяется по заблокированной горящей лампочке у места участника торга.

Автоматизированный торг применяется и при повышении цен, по мере увеличения которых покупатели отпускают электрические кнопки. Товар приобретает тот, кто остался последним не отпус­тившим кнопку.

Обычно аукционные торги проходят достаточно быстро и за час может быть продано около 300 лотов. При автоматизирован­ном способе проведения торгов, особенно на понижение, число лотов, продаваемых за час, может быть в 1,5—2 раза больше.

Оформление контрактов осуществляется администрацией аук­циона на основании записей, сделанных помощником аукцио­ниста. Продавцы товаров (комитенты) и покупатели подписывают типовые контракты. Комитенты получают деньги за свои товары, а покупатели вносят полные суммы стоимости купленных ими то­варов или авансы и забирают товары со складов в течение срока, установленного правилами аукциона.

Аукционы, являясь коммерческими организациями  могут  кредитовать поставщиков товаров, выдавая им денежные авансы Покупатели могут получать товары с аукциона в коммерческий кредит и возвращать его по мере распродажи или использовавания товаров.

Аукционная торговля создает значительные удобства для поставщиков и покупателей, сокращая издержки обращения и обес печивая продажу по ценам, близким к оптимальным для данного региона.

14.Международный рынок услуг

В мировом хозяйстве складывается не только мировой рынок товаров, но и мировой рынок услуг. В настоящее время на мировом рынке от сделок купли-продажи товаров в значительной мере обособилась реализация услуг. Под услугой принято понимать деятельность, которая не воплощается в материальном продукте, а всегда проявляет­ся в некотором полезном эффекте, который получает ее по­требитель.

К сфере услуг относят:

• традиционные отрасли: транспорт и связь, торговля;

• такие отрасли хозяйственной деятельности, как финансы, кредит и страхование, консультационные, информационные и другие деловые услуги;

• социально-культурные отрасли: наука и научное обслужи­вание, образование, медицина и физическая культура, социальное обслуживание, бытовое обслуживание, жилищное и коммуналь­ное хозяйство, искусство, культура, туризм и другие рекреацион­ные услуги.

К основным внешнеторговым сделкам по купле-продаже ус­луг относятся: операции по техническому обслуживанию и обеспечению запасными частями машинотехнической продук­ции; инжиниринг, или операции по торговле инженерно-техническими услугами; арендные отношения; операции по экс­порту и импорту туристических услуг; консультационные услу­ги в области информатики и совершенствования управления.

Туризм

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, осо­бенно международный. Число международных туристов постоян­но растет,

обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает число иностранных туристов, по­сещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный для Рос­сии баланс валютных поступлений от туризма.

Международная торговля услугами

В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно подразделить на три группы. В первую группу стран с вы­соким уровнем развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального типа. К странам со средним уровнем развития сферы услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также стра­ны с переходной экономикой, для которых характерен относи­тельно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом. Боль­шинство развивающихся стран входит в группу с низким уровнем развития сферы услуг.

Все более широкое распространение получают деловые услуги.

На мировом рынке услуг преобладают развитые страны. На них приходится около 70% мирового экспорта и примерно такая же доля мирового импорта услуг. Особенно выделяются США, на которые приходится около 18% всего мирового экспорта услуг; в их общем объеме экспорта товаров и услуг доля последних при­ближается к 30%.

Доля развивающихся стран в мировой торговле услугами по­степенно увеличивается. Некоторые из них стали крупными экс­портерами услуг: Южная Корея — инженерно-консультационных и строительных, Мексика — туристических.

Доля стран с переходной экономикой в мировом экспорте услуг составляет около 4%, в том числе доля России — 1%. Эти страны располагают значительными возможностями для развития туризма, транзита, морских перевозок, инженерно-консультаци­онных и строительных услуг.

Инженерно-технические услуги - это комплекс услуг ком­мерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, обслуживанию строи­тельства и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и других объектов. В ходе развития техники часть инженерных работ обособилась от сферы науч­но-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и стала самостоятельным видом внешнеэкономической деятельности. В качестве такого явления инжиниринг не во­площается в материальном продукте, а проявляется в некото­ром полезном эффекте, который может получить потребитель услуги. Тем не менее инжиниринг отличается от услуг в сфере конечного потребления или финансов и выступает как обосо­бившаяся сфера производственной деятельности. Объектами инжиниринга в первую очередь являются вновь разрабатыва­емые проекты. Среди сделок типа купли-продажи услуг видное место за­нимают арендные отношения. Международная аренда - это сдача внаем машин и оборудования иностранному контра­генту. Этот процесс представляет собой одну из форм креди­тования экспорта без передачи права собственности на товар арендатору.

К сделкам по купле-продаже услуг относятся и туристиче­ские услуги. В настоящее время международный туризм полу­чил широкое распространение и стал высокодоходной отрас­лью экономик многих стран мира.

Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение по­лучили аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, раз­работку предложений по ее совершенствованию, консульта­ции по вопросам налогообложения и т.п.

В этой внешнеторговой группе сделок различают торговлю результатами научно-технических исследований и торговлю объектами авторского права.  Соглашения по обмену научно-техническими знаниями связаны с куплей-продажей итогов исследовательских работ, представляющих не только научную, но и коммерческую ценность. В отличие от международ­ной торговли вещественными предметами в операциях по тор­говле научно-техническими знаниями присутствуют продукты интеллектуального труда, выступающие в форме патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, а также технические знания и опыт, объединенные понятием ноу-хау.

Патент - это документ, выданный государственным орга­ном изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключи­тельное право на использование изобретения. Лицензионные операции - это предо­ставление права на использование иностранных научно-технических достижений на основе специальных лицензион­ных соглашений. Большое место занимают сделки по выпол­нению заказных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исполнению заказов на подготовку научно-технической документации, научного оборудования и опытных образцов изделий и материалов, проведение научно-технических экспертиз и т.д.

Ноу-хау –это информация. имеющая коммерческую ценность. Она может быть патентоспособной,  может быть секретом производства, но может быть и общей. Маркетинг и управленческие навыки,  и также просто деловые консультации могут быть ноу-хау. Если кто-либо желает платить за информацию, на нее может быть спрос на международном рынке или быть выдана международная лицензия. Лицензирование или продажа ноу-хау во всем мире ненадежный, но очень доходный бизнес.

Почти во всех странах существует разного рода правовая защита товарных знаков.Авторские права на литературные произведения охраняется в той или иной мере почти в 100 странах.

Хищение интеллектуальной собственности и подделка товаров быстро нарастают как в развивающихся так и в развитых странах.

15. Международное научно-техническое сотрудничество

Особо можно выделить научно-техническое сотрудничество, которое осуществляется в виде совместных программ научно-ис­следовательских и проектно-конструкторских работ путем объ­единения научных, финансовых и материальных ресурсов, созда­ния совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций.

Наиболее рациональными и эффективными формами этого сотрудничества являются:

создание общих научно-исследовательских центров, бюро, ла­бораторий для использования новейших научно-технических идей, конструирования, маркетинговых исследований и технико-эко­номических расчетов;

совместные эксперименты в области совершенствования действующей техники и технологии с целью улучшения технико-эко­номических показателей работы фирмы;

совместные изыскания и изучение зарубежного опыта в облас­ти организации производства и труда;

текущая координация и консультации по вопросам научно-тех­нической политики;

организация подготовки квалифицированного исследователь­ского персонала.

Особо важным для научно-технического сотрудничества явля­ется анализ его эффективности. Эффективность полученных на­учных результатов рассматривается в нескольких аспектах.

Теоретическая ценность состоит в методах решения проблемы, областях применимости результатов, влиянии на смежные отрас­ли науки.

Техническая ценность характеризуется уровнем технических ха­рактеристик (надежности, долговечности, производительности и т.п.), конкурентоспособностью, значением для сотрудничества стран и фирм.

Прикладная ценность выражается в возможности и сферах при­менения результата в народном хозяйстве или на фирме, масшта­бах внедрения, наличии побочных результатов. Перспективность мероприятия оценивается временем, в течение которого можно эффективно использовать результат.

Предполагаемая стоимость разработок включает затраты на научные исследования, подготовку специалистов, создание и ус­тановку необходимого оборудования, на информационное обес­печение. Время разработки складывайся из времени на подготов­ку материально-технической базы исследований и их проведение, на получение и проверку результатов, на внедрение.

Вероятность реализации планов и результатов разработки свя­зана с соответствием научной и материальной базы разрабатывае­мой проблеме, с правильностью выбранной формы сотрудничест­ва. Экономическая эффективность внедрения результатов, опреде­ляется чистым эффектом (прибылью), сроками окупаемости, кон­курентоспособностью по экономическим показателям националь­ного и мирового уровня.

16. Виды коммерческого обмена результатами НТ разработок

Среди консультационных услуг в области информации и совершенствования управления широкое распространение по­лучили аудиторские услуги, предусматривающие проверку коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности, раз­работку предложений по ее совершенствованию, консульта­ции по вопросам налогообложения и т.п.

В этой внешнеторговой группе сделок различают торговлю результатами научно-технических исследований и торговлю объектами авторского права. Соглашения по обмену научно-техническими знаниями связаны с куплей-продажей итогов исследовательских работ, представляющих не только науч

ную, но и коммерческую ценность. В отличие от международ­ной торговли вещественными предметами в операциях по тор­говле научно-техническими знаниями присутствуют продукты интеллектуального труда, выступающие в форме патентов, лицензий, товарных знаков, промышленных образцов, а также технические знания и опыт, объединенные понятием ноу-хау.

Патент - это документ, выданный государственным орга­ном изобретателю, удостоверяющий его авторство и исключи­тельное право на использование изобретения. Он дает вла­дельцу титул собственника на изобретение и защищает его не только от местных, но и от иностранных конкурентов. Дейст­вует на территории той страны, где выдан. Но патент может быть куплен другой стороной и тогда действует и на ее терри­тории. В группе внешнеторговых сделок по купле-продаже итогов творческой деятельности большое место принадлежит торговле лицензиями. Лицензионные операции - это предо­ставление права на использование иностранных научно-технических достижений на основе специальных лицензион­ных соглашений. Большое место занимают сделки по выпол­нению заказных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, исполнению заказов на подготовку научно-технической документации, научного оборудования и опытных образцов изделий и материалов, проведение научно-технических экспертиз и т.д.

Главными договорами, регулирующими патенты, следует признать Договор о патентном сотрудничестве 1970 гг. и Кон­венцию Парижского союза, которую часто пересматривают и дополняют. В определенной мере Парижская конвенция регу­лирует также использование товарных знаков, знаков услуг, фирменных наименований, промышленных образцов н недоб­росовестную конкуренцию. Другими новыми договорами, ре­гулирующими патенты, могут служить Европейская патентная конвенция (предусматривающая выдачу одним бюро в Мюн­хене/Гааге патентов всех стран-участниц договора) и Патент-142

ная конвенция ЕС (предусматривающая создание единого па­тента Сообщества, действительного для всего ЕС).

Парижская конвенция, участниками которой являются свыше 85 стран, включая США, остается основным междуна­родным соглашением, регулирующим режим для иностранцев по национальному патентному законодательству. За ее выпол­нением следит Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) в Женеве. Право на национальный режим запрещает дискриминацию по отноше­нию к иностранным владельцам местных патентов и товарных знаков. Так, например, американец, получивший канадский патент, должен иметь те же законные права и средства право­вой защиты, что и канадские граждане. Кроме того, важное право приоритета предоставляют патентодержателям при ус­ловии, что они подадут заявку в других странах в течение две­надцати месяцев после подачи заявки в своей стране. Подача патентной заявки за рубежом не зависит от ее успеха в своей стране. Критерии патентоспособности в разных странах име­ют различия. Тем не менее Парижская конвенция избавляет от необходимости подавать заявку одновременно в каждой стра­не, где нужно обеспечить охрану интеллектуальной собствен­ности. Если же изобретатель решит не добиваться охраны па­тента в других странах, любое лицо может изготовлять, использовать или продавать там это изобретение. Парижская конвенция не пытается уменьшить необходимость подачи от­дельных патентных заявок во всех странах, где нужно обеспе­чить охрану патента. Она также не изменяет разные критерии патентоспособности, действующие в разных странах.

Договор о патентной кооперации, участниками которого, включая США, являются около 40 стран, направлен на повы­шение единообразия и уменьшение стоимости подачи между­народных патентных заявок и проведения предварительной экспертизы.

17. Товарная структура международной торговли

Международная торговля-это процесс купли и продажи, осуществляемый между покупателями, продавцами и посредниками  разных стран. Межд. Торговля включает экспорт и импорт товаров, соотношение между которыми называют торговым балансом.

Значительную роль в ускорении темпов роста мировой торговли сыграло и активное включение в нее новых групп стран, ранее экономически отсталых. Многие из них после за­воевания независимости встали на путь индустриализации, что вызвало расширение их импорта машин и оборудования из промышленно развитых стран.

Товарная структура мировой торговли изменяется под воздействием НТР, углубления международного разделения труда. В настоящее время наибольшее значение в мировой торговле имеет продукция обрабатывающей промышленнос­тиОсо­бенно быстро растет доля таких видов продукции, как маши­ны, оборудование, транспортные средства, химическая продукция. Доля продовольствия, сырья и топлива составля­ет примерно 1/4.Наиболее динамично развивается торговля наукоемкими товарами и высокотехнологической продукцией, что стимули­рует межстрановый обмен услугами, особенно научно-технического, производственного, коммуникативного и фи­нансово-кредитного характера. Торговля услугами (особенно такими, как информационно-вычислительные, консалтинго­вые, лизинговые, инжиниринговые) стимулирует мировую торговлю товарами производственного назначения

Для географического распределения мировой торговли ха­рактерно преобладание стран с развитой рыночной экономи­кой, промышленно развитых стран. Развитые страны торгуют больше всего друг с другом. Торговля развивающихся стран ориентирована в основном на рынки промышленно развитых стран. Их доля в мировой тор­говле составляет около 25% мирового товарооборота. Значе­ние в мировой торговле стран-экспортеров нефти в последние годы значительно снижается; все заметнее становится роль так называемых новых индустриальных стран, особенно ази­атских.

В современных условиях активное участие страны в миро­вой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет эффективнее использовать имеющиеся в стране ре­сурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техни­ки, в более сжатые сроки осуществить структурную перест­ройку своей экономики, а также полнее и разнообразнее удовлетворять потребности населения.

Мировая торговля в различных группах стран естественно связана с своеобразием национальных экономик групп стран.

Первая группа. - это богатые страны мира, на которые приходится большая часть мирового производства и доходов. Восточно-европейский регион область торговли составляют страны бывшего советского блока. Остальные страны мира получили название развивающихся, или слабо­развитых, стран.

Большая часть мировой торговли происходит между промышленно развитыми странами. Небольшой объем торговли между сла­боразвитыми странами говорит о том, что огромная часть их экспорта состоит из сырья и материалов, используемых в про­изводстве промышленно развитых стран.Периодически между «богатыми» и «бедными» странами возникают политические разногласия по поводу распределе­ния доходов от  торговли. Для исправления ситуации в рамках этой системы должны быть осуществлены специальные меры, и что они должны получать какую-то компенсацию за те труд­ности, с которыми им приходится сталкиваться. Эти страны утверждают, что, будучи должниками основных видов сырья, они особенно уязвимы для макроэкономической политики промышленно развитых стран, определяющих мировой уро­вень процентных ставок и цен на сырьевые товары. Как про­изводители промышленных товаров, эти страны говорят о своей уязвимости для протекционизма. И все это усугубляется ужасающей бедностью.

Южные страны требуют права на более значительную до­лю мировых ресурсов, и их требования обращены ко всем бо­гатым странам - капиталистическим и социалистическим. Страны Юга считают, что многие их трудности возникают из-за существующего . мирового экономического порядка, доказывая, что его действие направлено против них. Их обвинения сводятся к следующим положениям:

• основу экспорта этих стран составляют сырьевые товары, в частности, медь, олово, бокситы, кофе, какао. Рынки этих продуктов контролируются странами с высоким уровнем доходов, и колеблются слишком сильно, чтобы дать странам Юга возможность развиваться быстро и ус­тойчиво. Более того, цены на сырье в среднем сокращают­ся относительно цен на промышленные товары, уменьшая таким образом покупательную способность стран-экспортеров этих товаров;

• рынки тех промышленных товаров, на которые слабо раз­витые страны хотят производить и экспортировать, закры­ты для них в результате протекционистской политики раз­витых стран. Слабо развитые страны утверждают, что индустриализация - это единственный путь быстрого раз­вития, а страны с высоким уровнем доходов препятствуют их быстрому росту;

• условия, на которых предоставляется финансовая помощь для развития, являются слишком тяжелым. Страны Юга жалуются, что трудно получить кредиты из частных ис­точников, таких, как коммерческие банки, а если даже кредиты и доступны, то только на слишком короткий для осуществления инвестиционных проектов срок. Займы в крупных международных институтах, например в Миро­вом банке, обходятся недешево;

В настоящее время эти страны участвуют в промышленном разделении труда. Функция рынка сбыта находится в тесной зависимости от участия в МРТ и в меньшей степени от импор­та капитала. Некоторые развивающиеся страны получили также субсидии, но размеры их невелики.

Роль той или иной страны в качестве рынка сбыта для то­варов и услуг иностранного происхождения может повысится лишь в той мере, в какой ей удастся углубить свое участие в МРТ в качестве производителя сырья или промышленных из­делий либо включиться в экспорт услуг. И, наоборот, вытал­кивание страны из МРТ автоматически снижает ее роль в ка­честве рынка сбыта. Конечно, на сформирование импортного спроса определенное влияние оказывают внутренние процес­сы. Но если у той или иной страны нет достаточных валютных ресурсов, то воспроизводство неизбежно замкнется вовнутрь.

Тенденции в импорте развивающихся стран в силу рассма­триваемых причин проявлялись примерно также, как и в экс­порте. Однако отдельные развивающиеся регионы имеют свою специфику.

К Среднему Востоку относится много азиатских и северо­африканских стран, экспортирующих нефть. Поэтому роль данного региона в качестве рынка сбыта определяется уров­нем цены на нефть и, соответственно, экспортными доходами от ее реализации

Запад заинтересован в развивающихся странах как рынках сбыта своей продукции. Но это обусловлено не тем, что им­портные закупки развивающегося мира могут существенно повлиять на общий объем товаров реализации в капиталисти­ческих центрах. Проблема заключается в огромной безрабо­тице в западных странах, при которой любое, даже не столь значительное ее увеличение серьезно накаляет социальную обстановку, а соответственно любое увеличение занятости выдается за большой успех правительства, стоящего у власти.

Развивающиеся страны могут прогрессировать в качестве рынков сбыта только на основе углубления МРТ. Но эта про­блема внутренне очень противоречива: с одной, стороны, про­является большая заинтересованность Запада в периферийных рынках сбыта в условиях замедления темпов экономическо­го роста и обострение проблемы безработицы; с другой сторо­ны - торможение в развитии этой функции, наличие серьез­ных препятствий на пути подключения развивающихся стран к международной специализацииСтановление современной мировой экономики предопре­делено закономерностями развития производства и междуна­родного разделения труда, втягиванием в совокупный процесс воспроизводства все новых стран, превращением мировой торговли в один из важнейших факторов экономического рос­та, удовлетворения потребностей национальных хозяйств и населения в разнообразных товарах и услугах.

18. Транспорт и связь

Все пути сообщения и транспортные средства в совокупности образуют мировую транспортную систему. Она сформировалась в XX в. В ней можно выделить транспортные системы экономи­чески развитых и развивающихся стран, а также региональные транспортные системы.

Наиболее высокого уровня развития достигла региональная транспортная система Северной Америки. На нее приходится около 30% общей протяженности мировых путей сообщения, а по таким видам транспорта, как автомобильный и трубопровод­ный, эта доля еще выше. Северная Америка занимает первое место и по грузообороту большинства видов транспорта. Региональная транспортная система зарубежной Европы ус­тупает системе Северной Америки по дальности перевозок, но зато превосходит ее по густоте сети и частоте движения.

На региональную систему стран — членов СНГ приходится всего 10% мировой транспортной сети, однако по объему грузо­оборота она занимает первое место в мире.

Доля транспорта в мировом ВВП колеблется от 4 до 9%. Еже­годно в мире всеми видами транспорта перевозится свыше 100 млрд т грузов и более 1 трлн пассажиров. В этих перевозках участвуют свыше 650 млн автомобилей, 40 тыс. морских судов, 10 тыс. рейсовых самолетов, 200 тыс. локомотивов. Количество этих транспортных средств растет.

Важнейшим критерием оценки работы транспорта является транспортоемкость производства, выражающая соотношение меж­ду перевозками и производством.

Что касается путей сообщения, то протяженность железных и шоссейных дорог в 70—90-е гг. в целом стабилизировалась. Более того, в США и странах Западной Европы в последние годы имеет место сокращение сети железных дорог вследствие конкуренции со стороны автомобильного транспорта. В общем происходит не столько количественное, сколько качественное изменение транс­портной сети мира: растет протяженность электрифицированных железных дорог, автомагистралей с твердым покрытием, сети тру­бопроводов большого диаметра.

В мировом грузообороте лидирует морской транспорт, значи­тельно уменьшилась доля железнодорожного транспорта, быстро растет доля трубопроводного транспорта.

Основную часть международных морских грузопотоков со­ставляют массовые наливные и навалочные грузы, млн т: сырая нефть — 1000, нефтепродукты — 300, железная руда — 340, ка­менный уголь — 370, зерно — 250. Из других грузов морской тор­говли выделяются генеральные, или тарно-штучные, грузы, т.е. готовая промышленная продукция, полуфабрикаты, продоволь­ствие. Их годовой объем оценивается в 700 млн т.

Одной из важнейших тенденций в развитии мирового грузо­вого транспорта является формирование контейнерной системы. В контейнерах перевозится около 40% генеральных грузов. Скла­дываются трансконтинентальные контейнерные «мосты» — ком­бинация морского транспорта с маршрутными железнодорожны­ми составами и автопоездами-контейнеровозами (Транссибир­ский; Япония — Восточное побережье США; Трансамерикан­ский; Западная Европа — Ближний и Средний Восток).

Все более широкое распространение получают так называемые интермодальные перевозки, в которых участвуют два и более видов транспорта. Для этих перевозок характерно точное соблю­дение сроков и ритмичности доставки грузов.

В 90-х гг. началось создание транспортных коридоров, объ­единяющих на определенных направлениях сразу несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию несколь­ких стран, В Европе намечено создание девяти транспортных ко­ридоров. По территории России должны быть сформированы два транспортных коридора: Берлин — Варшава — Минск — Мос­ква — Нижний Новгород (с продолжением до Екатеринбурга) и Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.

Таким образом, перевозка грузов между разными странами все больше превращается в единый технологический процесс, причем он часто осуществляется на условиях единого транспортного до­кумента, с постоянным отслеживанием продвижения груза на всем пути от отправителя до получателя.

Международные пассажирские сообщения

Углубление во второй половине XX в. внешнеторговых, ту­ристических, научных, культурных, социальных и иных связей привело к резкому росту международной подвижности населения

В пассажирских перевозках лидером остается легковой авто­мобильный транспорт индивидуального пользования, доля кото­рого повысилась с 56,8 до 61,0%. Воздушный транспорт прибли­зился к уровню железнодорожного, а в недалекой перспективе может даже превысить его.

В международных пассажирских сообщениях лидирующее по­ложение сохраняет воздушный транспорт, имеющий явное пре­имущество перед другими видами транспорта в скорости пере­возки.

Связь

В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) используются совре­менные электронные средства — переносные коммутаторы, фак­симильная, волоконно-оптическая, спутниковая (космическая) связь. Стремительно растет использование сети Интернет в каче­стве средства связи.

Развитие сети связи в мире происходит очень неравномерно . На долю США приходится около 40% всех телефонных линий мира.

Уровень телефонизации в России пока заметно отстает от со­временных требований. В сельской местности телефонизирована лишь 1/3 торговых, медицинских учреждений, школ.

Ярким примером принципиально новой технологии в облас­ти средств информатики и связи является внедрение волокон­но-оптической связи. В частности, сооружены две подводные во­локонно-оптические линии: через Тихий океан протяженностью 11,5 тыс. км (США - Гавайи - Япония) и через Атлантический океан — 6,5 тыс. км (США - Западная Европа).

Страница 2 из 612345...Последняя »