Вопросы по культурологи

Вопрос 38

Освальд Шпенглер (1880—1936) — немецкий философ и историк культуры, автор сенсационного в свое время труда «Закат Европы» (1921-1923).

Он считается классиком цивилизационного подхода к истории, т. е. такого ее рассмотрения, когда историческими субъектами выступают не отдельные народы и государства, а их обширные многовековые конгломераты, объединенные общей, прежде всего духовной культурой. Шпенглеру принадлежит и наиболее распространенная трактовка различий между понятиями «культура» и «цивилизация». В этой книге он рассматривает историю как чередование культур, каждая из которых представляется им в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему «организмов». Существование общечеловеческой преемственности в культуре Шпенглер отрицает. В истории человечества он выделяет 8 культур: египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, греко-римскую, византийско-исламскую, западноевропейскую и культуру майя в Центральной Америке. В качестве новой культуры, по Шпенглеру, грядет русско-сибирская культура. Каждому культурному «организму» отмерен примерно тысячелетний срок существования, всякое глубинное и плодотворное взаимодействие между ними невозможно. Умирая, каждая культура вырождается в цивилизацию, переходит от творческого порыва к бесплодию, от развития к застою, от «души» к «интеллекту», от героических «деяний» к утилитарной работе. Такой переход для греко-римской культуры произошел, по Шпенглеру, в эпоху эллинизма (III—I века до н. э.), а для западноевропейской культуры — в прошлом веке. С наступлением цивилизации начинает преобладать массовая культура, художественное и литературное творчество теряет свое значение, уступая место бездуховному техницизму и спорту. В 20-е годы «Закат Европы», по аналогии с гибелью Римской империи, воспринимался как предсказание апокалипсиса, гибели западноевропейского общества под натиском новых «варваров» — революционных сил, надвигавшихся с Востока. История, как известно, не подтвердила пророчеств Шпенглера, а новой «русско-сибирской» культуры, под которой подразумевалось так называемое со - циалистическое общество, пока не получилось. Показательно, что некоторые консервативно-националистические идеи Шпенглера широко использовались идеологами фашистской Германии.

Вопрос 40

Американский социолог Олвин Тоффлер является автором одного из вариантов концепции постиндустриального общества, видит прямую взаимосвязь между развитием техники и образом жизни, ее ценностями. Уровень технического развития обусловливает тип общества и культуры, причем эта зависимость имеет волнообразный характер. Всего исторически существовало 2 волны, которым соответствовали первой - аграрная, а второй - индустриальная цивилизации. В настоящее время человечество переходит к новой технологической революции, третьей волне, ведущей к созданию сверхиндустриальной цивилизации. третья волна, охватывающая современную жизнь, берет начало в 1950-х гг. с рождения постиндустриальной, высокотехнологичной, информационной экономики и уносит человечество от него в бесконечность технологического творчества индивидуумов., .Индустриализм – цивилизация со старым типом техники и особым образом жизни, характеризующимся централизацией, гигантизмом, массовидностью (единообразием) , сопровождающимися угнетением, убожеством экологическим упадком. Новые технологии должны вытеснить характерную для индустриализма парадигму господства над природой. В будущем необходимо отказаться от узкоутилитарного понимания производства, создания ценностей за пределами рынка и т. п.

В работе,,Футурошок,, Тоффлер утверждает, что ускорение социальных и технологических изменений создает все больше адаптационных трудностей, приводящих к шоку как отдельного индивида, так и общество в целом. В подобных соцкультурных условиях основным принципом во всех сферах общественной жизни становится плюрализм. Данные идеи были углублены в работе,,Третья волна,, ,где автор приходил к выводу, что современное общество может выжить в неизбежных катаклизмах, только если перейдет к новым формам общественной жизни на основе нового уровня равенства, участия в принятии политических решений и социального многообразия.

Фукуяма, френсис– американский политолог и социолог, автор либеральных концепций о перспективах развития современного общества. В 1979 начал В 1989 вышла его знаменитая статья Конец истории?. Позже на ее основе Фукуяма издал книгу Конец истории и последний человек (1992). Он доказывал, что «у либерализма не осталось никаких жизнеспособных альтернатив», либеральная идеология западного общества окончательно победила всех своих соперников на поле битвы идей. Концепция «конца истории» вызвала бурную дискуссию среди обществоведов всего мира, продолжающуюся до наших дней. Приветствуя эволюцию политических и экономических институтов по направлению к современной либеральной демократии, он, однако, не склонен восхвалять все те процессы, которые сопутствуют этому движению. он подчеркнул, что с середины 1960-х в развитых странах резко усилились негативные явления, вызванные дезорганизацией семейных отношений, ростом преступности и падением доверия между людьми. Происходит резкое повышение уровня преступлений всех видов, растут бродяжничество, пьянство и т. п. Что касается института семьи, то и здесь наблюдается резкое падение рождаемости, постоянно растет уровень разводов, а так же процент детей, рожденных вне брака. Самое главное, по мнению Фукуямы – рост недоверия между людьми, одновременный упадок доверия к общественным институтам и друг к другу. Ахиллесова пята революционных процессов развития, считает он – это отставание неформальных культурных ценностей и норм от новых требований. Концепция Фукуямы, казалось бы, глубоко пессимистична: современное общество поражено тяжелой болезнью, путь назад невозможен, а путь вперед может быть связан с дальнейшим обострением проблем. Однако американский социолог оптимистичен в своих прогнозах. Культурный прогресс, как он утверждает, основан на самоорганизации – «социальный порядок, однажды подорванный, стремится переустроиться заново».

Вопрос 41

Столкновение цивилизаций - культурологич. гипотеза амер. ученого Самюэля Хантингтона. По его мнению, совр. мировая политика вступает в новую, ранее неизвестную фазу: в нарождающемся мире идеология перестанет быть источником конфликтов (это же касается и экономики — важнейшей границы, разделяющей человечество), а преобладающие источники будущих конфликтов будут определяться культурой. Ученый считал, что наиболее значимые конфликты глобальной политики будут разворачиваться между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям; более того, столкновение цивилизаций станет доминирующим фактором мировой политики. Хантингтон достаточно убедительно доказывает, что после Вестфальского мира на Западе разворачивались конфликты между государями (королями, императорами, абсолютными монархами); в основе этих конфликтов лежало главное, основное стремление — присоединение земель, а это повлекло за собой образование наций-государств и конфликт переместился в область военных конфликтов между ними. Это началось с Фр. революции. Конец этому положила первая мировая война. Рус. революция и ответная реакция на нее привели к конфликту идеологий. Конец «холодной войны» ознаменовал наступление новой фазы — конфликта между западными и незападными цивилизациями.

Вопрос 42

Природа и культура - с позиций современного научного понимания феномена культуры - антонимы, противоположные, но и взаимодополнительные составляющие мира человеческого бытия.

Этические проблемы в рамках сохранения жизни на планете были подняты и в работах Римского клуба, во главе которого стоял итальянский бизнесмен и ученый Аурелио Печчеи (1908—1984).

В центре внимания Печчеи оказываются взаимоотношения человека, природы и техники. Той культуре и образу жизни, которые зародились в эпоху неолита пришел конец, считал он. Середина ХХ века не просто очередной период истории технической цивилизации - это начало новой эры. Человечеству грозит гибелью поднятая им самим волна отрицательных последствий промышленной деятельности. Развитие техники уже привело к необратимым изменениям природы, которые могут вызвать глобальную катастрофу.

Важнейшая задача современного человечества — культурная эволюция, которая предполагает развитие человеческих качеств, обеспечивающих процесс самоактуализации человечества. Разработка идей социального глобализма в работах этого клуба была неразрывно связана с новым гуманизмом, основой которого они называли признание феномена жизни как высшей ценности Римский клуб признает высшей ценностью саму жизнь в ее единстве, богатстве и многообразии Выдвигая императивы выживания человечества и его целостности они называют приоритетными ценностями — сотрудничество и кооперативность людей, взаимную помощь, социально-экономическое развитие, искоренение нищеты и человеческих страданий, инновативность, творчество, ответственность и оптимизм.

Вся мощь современного научно-технического прогресса должна сдерживаться таким явлением как мораль, которая способна внести существенные самоограничения в современную практику жизни С точки зрения Римского клуба, целостность новой морали придают сам человек, культура общества и ценности культуры Центром этических представлений они называют Природу, Человека, Общество, Технику, а главной основой бытия — Природу. Основой и началом нового бытия человечества Печчеи считают формирование экологической культуры у всех людей, что обеспечит оптимизацию взаимодействия природных и социальных, естественных и искусственных процессов. Это предполагает, что человечество уже понимает равноправность двух систем: природной и искусственной. без которых существование человечества невозможно. Современное человечество призвано гармонизировать все традиционные виды взаимодействия человека с природой: использование ее природных богатств (природопользование), охрану природы как естественной среды обитания человека; разумное регулирование природных процессов, в первую очередь, их восстановление, сохранение и улучшение.

Вопрос 43

ПАРТИКУЛЯРИЗМ - (< лат. parlicularis — частичный, частный) — в культуре — способ рассмотрения элементов социокультур. жизни как ситуативных, своеобразных, уникальных.

Европоцентризм — культурфилософская и мировоззренческая установка, согласно к-рой Европа с присущим ей духовным укладом является центром мировой культуры и цивилизации. Возвеличение Запада прослеживается в европ. сознании на протяжении столетий. Крестовые походы и путешествия, Великие геогр. открытия, захват новооткрытых земель и жестокие колониальные войны — все это воплощенные в реальных истор. деяниях проявления европоцентрист. точки зрения. Согласно ей, Европа, Запад с их истор. укладом, политикой, религией, культурой, искусством представляют собой единств, и безоговорочную ценность, противостоящую «неправильности» и «неразвитости» вост. мира.

Американоцентризм — одна из разновидностей европоцентризма, рассматривающая Америку как цитадель новой культуры. Осмысление культурных связей между Европой и Америкой имеет в философии давние традиции; реальные социально-истор. особенности судьбы амер. нации позволяли говорить о своеобразии США. Нек-рые философы усматривали в переменах, происходивших на амер. континенте, прообраз принципиально иной цивилизации, опережающей европейскую и ценностно несоизмеримую с ней. Философы Нового Света, в согласии с этой установкой, развивали мессианские идеи, представляя Америку «спасительницей» старой Европы, якобы исчерпавшей свою духовность. Исторически амер. нац. сознание включало в себя глубокую веру в исключительность происхождения и судеб развития страны: американцы — новый народ, сформировавшийся из тех, кто искал и обрел свободу в Новом Свете, обладающий своего рода миссионерским предназначением. Своеобразие этой культуры — в особой приверженности идее техн. прогресса, динамизма, преобразования. В рамках американоцентристской концепции Европа и др. страны мира рассматриваются в осн. как плацдарм для укоренения амер. цивилизации.

Афроцентризм - теория, направленная на ценностное возвышение африканской культуры. Получил распространение после крушения колониальной системы. Сформировался на базе идеологии негритюда, учения о всевластии негритянской расы. Сторонники А. утверждали, что многовековое господство Европы должно смениться верховенством Африки. Теоретики А. разрабатывали модель европейского человека только как негативную, противостоящую ценностям африканской культуры, С т. з. культурологии наибольшую ценность представляют не идеологические, а культурно-сравнительные аспекты А. и выявление специфики африканской культуры. Приверженцы А. указывают, что для негра на первом месте всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение. Такое мироощущение противопоставляется западно-рационалистическому, ориентированному не на слияние с природой, а на ее покорение. Сторонники А. полагают, что европейская культура постепенно приходит к тем открытиям, которые давно питали африканскую культуру. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности афр. негра: религию, социальные структуры, искусство и лит-ру.

УНИВЕРСАЛИЗМ - всесторонность, многосторонность, всеохватывающее знание; стремление к целостности, форма мышления, которая рассматривает универсум как целое и пытается из этого довлеющего над всем целого объяснить, понять и вывести единичное. Представители этой концепции, несмотря на многообразие культур, полагают, что существует единая линия, единая магистраль общечеловеческой культуры. Универсализм тесно связан с формированием ист. мышления.

Вопрос 44

Идентичность - (от лат. idem — тот же самый) — тождественность, одинаковость, полное совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

ИДЕНТИЧНОСТЬ - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений индивида о самом себе. Субъективно переживается им как его «подлинность», тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и от др. людей

КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ - самоощущение человека внутри конкретной культуры, ибо человек постоянно отождествляет себя с группой, этносом, нацией, расой, человечеством. Ежедневный труд, соседские отношения, совместная религ. практика, политич. активность, эконом. поведение, досуг и развлечения — все это может быть в той или иной степени формой К. и. — сложное пиление, сопровождающее человечество на каждом этапе его развития. В совр. эпохе, при переходе к более гетерогенному, более дифференцированному обществу ожидается большее разнообразие идентификаций и группировок. Во всех высокотехнических странах псе большее число субкультур отпадает от господствующих ценностей общества.

КОСМОПОЛИТИЗМ - (< греч. kosmopolites — гражданин мира) 1) идеология мирового гражданства. Возникла еще о период античности; особое распространение получила в XX в. В основе лежит идея создания мирового государства или мировой федерации государств; сегодня поддерживается представителями гуманистического пацифизма. Основой идеологии К. является возникновение и развитие общечеловеческой культуры и нарастание глобальных проблем, решить которые может только объединенное человечество; 2) термин, употребляемый с 1947 г. для обозначения клеветнических нападок на положительное отношение к духовному богатству некоммунистического Запада, не соответствовавшему политике партии. Использование западного культур. наследия объявлялось не иначе как «низкопоклонство перед Западом». В «борьбе против безродных космополитов» пострадало большое количество деятелей культуры СССР.

НАЦИОНАЛИЗМ (NATIONALISM) - Идеология, основанная на убеждении в Том, что народ, имеющий общие характеристики языка, религии или этнической принадлежности, представляет собой своеобразную политическую общность. Националисты стремятся к сохранению такого своеобразия для защиты определенных социальных преимуществ, являющихся следствием национальной идентичности или принадлежности. Национализм, несмотря на свою эмпирическую сложность, имеет следующие общие черты: (1) он основывается на принципе, согласно которому правительства должны иметь ту же культурную идентичность, что и рядовые граждане; (2) в результате этого культурный национализм, политикой которого является сохранение или возрождение национального наследия создает основу для национализма политического, стремящегося к самоопределению и политическому превосходству; (3) развитие современных систем массовой коммуникации способствует распространению объединяющих националистических идеологий; (4) националистические идеологии весьма привлекательны для подчиненных классов, которым они обещают определенную экономическую защиту от представителей других наций, однако, содержание этой идеологии обычно разрабатывается маргинальными интеллектуалами (например, к национализму тяготеют черные интеллектуалы, исключенные из образовательных институтов, предназначенных для белых).

Вопрос 45

Традиционализм - (< лат. traditio — передача, предание) — преувеличение роли традиций в науке, культуре, искусстве, вере, обычаях, нравах; приверженность к старым традициям.

Традиционная культура представляет собой устойчивую, нединамичную культуру, характерной особенностью которой является то, что происходящие в ней изменения идут слишком медленно и поэтому практически не фиксируются коллективным сознанием данной культуры. общие черты: ориентация на повторение некогда заданного образа жизни, обычаев, традиций и воспроизводство сложившихся социальных структур; приверженность существующим образцам поведения; господство сакральных, религиозно-мифологических, канонизированных представлений в сознании; медленные темпы изменений видов, средств и целей деятельности.

Модернизация - процесс перехода от традиц К. к соврем. В зависим от соотнош в К. традиций и современности К. принято подраздел на: традиционные и модернистские. Для традиц общ-ва хар-но преоблад традиций над инновациями, господство миф, религиозн представл, циклич хар-р развития, коллектив отнош м/у людьми, авторит хар-р власти, ориентация на мировоззренческие ценности, отсут-е отложенного спроса. Современные К. имеют след особенности: ориент на инновации, светский хар-р соц жизни, демократич форма власти, выделенная инд-ть, оринтир на инструмент цен-ти, на точные науки и технологии, наличие отложенного спроса. Переход от традиц К. к модернистской в Западной Европе нач в эпоху Возр., заверш в Новое Время. Выдел 3 осн-х варианта, в кот происх модерн в соврем мире: 1. Симбиоз (при кот поддерж относит независ сосуществ традиций и современности; 2. Конфликт культур (модерн против традиций. 3. Синтез (взаимод и огранич соед традиц и соврем. Он имеет место в том случ, если социокульт сист осваивает достиж др народов в тех сферах, кот в ней самой развиты недостаточно, но при этом оно сохраняет свою исход основу, самобытность, сбособн поддерж свою целостность и устойчивость. Возможно возник 2 тенденций: модернизма и фундаментализма. Модернизм - стремление приспособ религию к потреб сегод дня; очищ её от архаизмов, чрезмерных запретом и ограничений. Фундаментализм - признание неприкосновенности всех догм религии в первозданном виде. Модернисты выступ за союз науки и религии, смелое исп достиж НТП. Религия - это важное ср-во формир нравственных кач-в чел. В Турции в первой половине XXв были провед соц и эк преобраз, кот затронули и религиозную сферу. Мусульманство было отделено от гос-ва. Во второй пол XXв произошло крушение колониальной системы. Получили распростр концепты исламского соц. Модерн-ие тенденции стали проявл в ряде крупных арабских стран (Египет, Сирия, Ирак). В последнее 10-е увелич роль исламского фундаментализма. Фундам-ы призыв к возрожд средневек чистоты ислама. Признают авторитет исключительно Корана и Суммы. Решит отверг дух влияние со стороны Запада. Число ислам фундамен с каждым годом растёт, а их дейст приобрет всё более экстремистский хар-р. Многие философы видят конфликт XXIв в войне цивилизаций, столкновении Запада с миром ислама.

Вопрос 46

Массовая культура — своеобразный феномен социальной дифференциации совр. культуры. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений М. к. встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная М. к. зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обв в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиц. обыденной культуры доиндустриального типа, развития техн. средств тиражирования и трансляции информации и т. п. Особое место в жизни совр. сооб-в М. к. заняла в рез-те процессов социокультурной модернизации вт. пол. 20 в. и перехода от индустриального к постиндустриальному (информ.) этапу технол. развития.

На стадии сложения нац. культур возникает необходимость в радикальной институционализации и универсализации содержания транслируемого социального опыта, ценностных ориентаций, Это в свою очередь потребовало создания канала трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и «перевода» этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах «производителя» этой информации. Реализатором такого рода задач и стала М. к.

Основные направления и проявления совр. М. к.

— индустрия «субкультуры детства»— массовая общеобразоват. школа, — средства массовой информации — система нац. (гос.) идеологии и пропаганды,— массовая социальная мифология (национал-шовинизм) — массовые полит, движения, — система организации и стимулирования массового потребит, спроса,— индустрия формирования имиджа и «улучшения» физич. данных индивида,— индустрия досуга, включающая в себя массовую худож. культуру

Элитарная или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула Э. К. — «искусство для искусства». Э. К. создается не всем народом, а образованной частью общества — писателями, художниками, философами, учеными, короче, гуманитариями. Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки — 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время.

Вопрос 48

Немецким социологом, историком и экономистом Максом Вебером (1864 —1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой некое упрощение, образ-схему, а не объективно существующую (существовавшую) социокультурную реальность, поскольку они не имеют прямого аналога в реальной истории культуры. Идеальная типизация позволяла упорядочивать эмпирический материал, поставляемый конкретными исследованиями, и использовалась М. Вебером для исследования причин и характера отклонения реальных культурных типов от идеальных.

М. Вебер различает три "чистых" типа господства: обусловленное рациональными интересами подчиняющихся и господствующих; основанное на традициях, связанное с эмоциональным воспрятием власти. Рациональному типу господства соответствует правовой тип государства, который характеризуется подчинением закону, а не авторитету. Традиционный тип господства основывается на святости существующих обычаев и традиций. Ему соответствует патриархальная общность, во главе которой стоит господин, распоряжающийся своими подданными и слугами. Третий тип господства Вебер называл "харизматическим" ("харизма" в переводе с греч. означает "дар"). Харизма — это определенные качества личности (приобретенные или врожденные), позволяющие вдохновлять людей и увлекать за собой. По Веберу харизмой обладают и основатели мировых религий (Будда, Иисус, Мухаммад), и великие полководцы (Александр Македонский, Навуходоносор, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), и выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, В. И. Ленин).

Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе. Идеальный тип — это теоретическая конструкция, полученная в результате акцентирования, усиления, логического связывания феноменов, встречающихся в различные эпохи в разных культурах.

Фейблман, обосновывая свою концепцию культурных типов полагает, что внутренняя специфика культуры определяется спецификой культурно- детерминированного поведения индивида. Рассматривая культуру как способ существования человека, он выделяет 7 типов, допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный. Реальные культуры включают в себя одновременно более одного типа культуры. Смена культур обуславливается, по его мнению, изменениями в мировосприятии личностей. Все типы не совпадают с реально существующими культурами и представляют собой идеальные модели.

Страница 5 из 7« Первая...34567