Вопросы по культурологи

Вопрос 28

Религия является необходимым составным элементом общественной жизни, в том числе духовной культуры общества. Строгой разграничительной линии между мифологией и религией нет. Многие ученые полагают, что уже самые древние мифы можно считать первой исторической формой религии. Штернберг выделял 3 ступени развития религии в первобытные времена. АНИМАТИЗМ - вера в одушевленность природы, вера в духов и богов, Анимизм – вера в существование души, как особого, бестелесного начала, которое может отделяться от тела и сохраняться после его смерти. Другие ученые предпочитают не называть древнюю мифологию религией., полагая, что этого имени заслуживают только развернутые и систематизированные мифологические системы. О древнегреческой и древнеримской мифологии говорят как о религии. В Европейской традиции мифологические верования в существование многих богов чаще всего характеризуют как примитивную, языческую культуру.

В первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального производства и общественной жизни, а совершение культовых обрядов еще не выделялось в самостоятельный вид деятельности. По мере усложнения общественной жизни начинают выделяться специалисты по проведению культовых действий: колдуны, шаманы ит. д.

Основные элементы религии – 1.Вера в бога или богов. 2. Эмоциональное отношение к Богу. ( сходство человека и Бога делает возможнымобщение с ним). 3. Вероучение – священные тексты, в которых излагается содержание религиозного верования). 4.Религиозный культ(поклонение Богу выражается в посвященных ему обычаях и ритуалах). 5. Организация верующих. (связь верующих в Бога индивидов в организации).

Она выполняет в обществе ряд важных социокультурных функций.

Мировоззренческая, или смыслополагающая. В религии как форме духовного освоения мира, осуществляется мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в ходе, которой вырабатывается определенная картина мира, нормы, ценности, идеалы и другие компоненты мировоззрения, определяющие отношение человека к миру и выступающие в качестве ориентиров и регуляторов его поведения. Компенсаторная функция состоит в религиозном восполнении действительности, религиозном утешении, важное значение этой функции заключается в ее психологическом аспекте, который отчетливо проявляется в молитве и покаянии, дающим возможность почувствовать не подавленность, а состояние облегчения; Интегративная функция религии заключается в том, что религия может способствовать стабильности общества, суммируя поведение и деятельность отдельных его членов, объединяя их мысли, чувства и стремления, направляя усилия социальных групп; Дезинтегрирующая Выступая в качестве источника социокультурного единения на базе тех или иных ценностей, нормативных установок, вероучения, культа и организации, религия одновременно противопоставляет эти общности другим общностям, сформировавшимся на базе другой ценностно-нормативной системы, вероучения, культа и организации. Регулятивная функция: религиозные идея, установки, культурная деятельность в религиозной организации выступают в качестве регуляторов поведения людей: эту функцию религия способна выполнять, потому что она аккумулировала в себе нравственный опыт многих поколений; Коммуникативная функция: религия служит средством общения, которое проявляется в двух аспектах (общение с Богом, общение друг с другом); Функция помощи - вера помогает человеку преодолеть внутренний дискомфорт, пережить горестные моменты жизни и т. д.

Вопрос 29

Атеисты – не верят в существование бога, не принимают 5 элементов религии, Стихийные – становятся без размышлений. Сознательные – на основе осознанного и обдуманного выбора своей позиции. Верующие – те, кто принимает хотя бы первый элемент религии. Неконфессиональные (пассивные) – принимают 1 и 2 элементы, но не придерживаются какого-либо вероисповедания, не принимают активного участия в религиозной жизни. Конфессиональные – придерживаются определенной конфессии, верят в истинность вероучения и следуют ему в своей жизни. Могут быть пассивными(мысленно признают вероучение, но забывают о молитвах и редко ходят в церковь) и активными( глубоко религиозные люди, строго выполняют правила вероучения, состоят членами религиозной общины, регулярно посещают церковь). Последние вместе с церковнослужителями образуют категорию организованных верующих.

В мире множество религий. 3 мировых – буддизм 350 млн., христианство 2000 млн. и ислам 1000 млн. Также индуизм, конфуцианство, иудаизм, местные верования и секты и др. Всего верующих около 5 млрд. атеистов 1 млрд.

Вопрос 30

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

ГЕНЕЗИС "Имитативная" теория , сторонниками которой в разные времена были Демокрит, Аристотель, Лукреций Кар, О. Конт, Ж. Даламбер, утверждает, что искусство есть подражание ( мимезис ) природе. Причем, по мнению Аристотеля, человек не просто создает образы реально существующих предметов, но и сравнивает первое с последним, причины возникновения искусства виделись в естественной склонности человека к подражанию.

Искусство есть проявление "инстинкта украшения" - к такому выводу пришли Ч. Дарвин, К. Грос. Эти исследователи считали, что искусство есть средство полового привлечения: музыка порождает любовные импульсы (и наоборот), нательные украшения и раскраска и т. п.

Л. Выготский считал искусство способом Социализации личности. Он писал: "Искусство есть социальное в нас... Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа."

Функции:

1. искусство есть способ познания человеком окружающей действительности - изучая памятники искусства человек осознает сложность общественно-исторических процессов, получает представления об эстетических идеалах эпох, обогащая тем самым свой внутренний мир, осознавая себя частью исторического процесса; искусство есть способ Коммуникации - через искусство человек общается с обществом, может перенестись в другие эпохи и, благодаря произведениям искусства, постичь сложность мировоззренческих проблем различных эпох; т. о., искусство является и связующим звеном между поколениями, и способом компенсации нереализованных возможностей; Эстетическая позволяет человеку формировать способность к эстетическому восприятию мира, чувствовать прекрасное и возвышенное, трагическое и комическое, уродливое и низменное; Гедонистическая: в зависимости от степени "культурности" человек получает удовольствие от картин Рембрандта или чтения "бульварной" литературы, от прогулки по музею или просмотру видеофильмов, от музыки Шопена или концерта любимой рок-группы; искусство накапливает в себе художественные ценности ; искусство несет в себе и воспитательную функцию, уча нас извечным ценностям Добра, Красоты, Любви, Истине.

Наши представления о красоте – имеют европоцентричный характер и опираются на эстетические идеалы античности. Платон – прекрасное – это вечная, божественная идея, Сократ – красота равна пользе, Чернышевский – прекрасное есть жизнь, М. Горький – прекрасное – реализованная способность к творчеству, немецкие романтики – красота и жизнь объединяются в искусстве, В. Соловьев – красота – есть высшая задача искусства. Начиная с античности, европейское искусство провозглашалось единственным и настоящим..Каждая этническая культура имеет свои традиции и собственные представления о красоте.

Вопрос 31

Классификация видов искусств в зависимости от используемого знакового материала. Визуальные искусства делятся на статические и динамические. С – графика, живопись, скульптура, худ. Фотография, декор искусство, парковое искусство, икебана, дизайн. Д – пантомима, танец, движущиеся автоматы, немое кино, комп. графика. Аудиальные искусства – вокальная и инструментальная музыка. Словесные искусства – литература, живое слово – проза, поэзия, худ. чтение. Синтетические искусства – словесно-муз.. актерская игра, сценические и экранные искусства – театр, эстрада, цирк, кино, создание виртуальной реальности.

2 классиф.

Пространственные и временные искусства. 1 – после создания продолжают жить годами, 2 – существуют только во время их творения.

3 классиф.

Авторское и исполнительское искусства.

4 классиф.

Изобразительные (воспроизводят предметы действительности) и не изобразительные

(не воспроизводят и не имитируют) средства худ. языка.

Худ. стили.

Х. С. – единство эстетических идеалов и творческих методов. Древнеегипетский – монументальность, грандиозность, статичность, размеренность, мавзолеи, пантеоны, крематории. Древнегреческий – уравновешенный, гармоничный, соразмерный человеку, канон, основанный на мере. Древнеримский – тиражирование древнегреческого. Архитектура взлетела ввысь, раздалась вширь, скульптура стала суровее. Романский – упрощенность, мрачноватость, аскетичность и однообразность. Готический – главный элемент – толстая стена, обширные окна, остроконечность ребер. Стиль Возрождения – воскрешает идеалы античности, тяготеет к ясности гармоничности, симметричности. Барокко – пышно, буйно, шумливо, грандиозно, ассиметрично. Классицизм – ясность, четкость, простота симметрия, тематическая выдержанность. Рококо – маленькое барокко, интимный интерьер, аристократичность, ничего грандиозного и напряженного. Сентиментализм – близость к природе объявляется высшим благом, С связывает высокое нравственное начало с естественной простой жизнью низших классов. Романтизм – утверждается всемогущество и самодостаточность личности, полон пафоса, проснувшейся индивидуальности, недосказанность, загадочность, таинственность, в архитектуре – эклектика и модерн. Реализм – противоположность и синтез предыдущих, пафос социальности, внимание к историческому своеобразию жизни. Модернизм – целая группа стилей, отсутствие единого, стержневого, художественного стиля, поиск новизны. Виды: экспрессионизм, импрессионизм, символизм, сюрреализм, конструктивизм, абстракционизм.

Вопрос 32

Наука, как живая система, - это производство не только идей, но и творящих их людей. Внутри самой системы идет незримая непрерывная работа по построению умов, способных решать ее назревающие проблемы. Школа как единство исследования, общения и обучения творчеству, является одной из основных форм научно - социальных объединений, притом древнейшейформой, характерной для познания на всех уровнях его эволюции. В отличие от организаций типа научно - исследовательского учреждения школа в науке является неформальным, т. е. не имеющим юридического статуса объединением. Ее организация не планируется заранее и не регулируется регламентом.

Наука как социальный институт

Наука по сути своей — явление социальное. Наука как система создается сообществом ученых на протяжении уже более двух тысячелетий и представляет собой не только отношение ученого к познаваемой действительности, но и определенную систему взаимосвязей между членами научного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой и развитой системой коммуникаций. В науке существует свой специфический образ жизни, регулируемый системой, как правило, неписаных, но передаваемых по традиции норм, своя система ценностей. Жизнь в науке переполнена как творческими исканиями, так и рутинным трудом. Ученый вступает в борьбу не только с познаваемой реальностью, но и в сложные отношения со своими коллегами, общественным мнением. От ученого постоянно требуется подтверждение его профессиональности, которое осуществляется через систему как объективной оценки продуктов его труда, в частности через публикации, так и через общественное признание. Деятельность ученого стимулируется и оценивается не только оплатой его труда, но и различными степенями, званиями и наградами.

Научная деятельность — это постоянная борьба различных мнений, направлений, борьба за признание работ, идей ученого, а в силу специфики науки и за приоритет в полученном результате. Известно, как непросто утверждались в науке даже такие фундаментальные научные теории, как теория относительности, квантовая механика, генетика, кибернетика, теория эволюции.

Отличительные черты Научного знания: Рациональность всех содержащихся в научном знании положений и выводов; Объективность, общезначимость, безличность; Воспроизводимость и проверяемость, Логическая строгость, точность и однозначность; Логическая взаимосвязь. Специфика научного знания заключается в том, что наука имеет дело с особым набором объектов, реальностей, которые не сводимы к объектам обыденного опыта. Наука нуждается и в особом наборе орудий для проведения исследовательской деятельности и формирует специфические способы обоснования истинности знания, к числу которых относится экспериментальный контроль за полученным знанием, выводимость одних знаний из других. Таким образом, для науки характерен системный подход к исследованию объекта. Одним из ключевых моментов определения специфики научного знания является наличие метода познавательной деятельности, метода познания, который с необходимостью должен носить объективный характер.

Вопрос 33

Наука — это сфера человеческой деятельности, целью и содержанием которой является познание мира как единой системы на основе экспериментов и рациональных суждений.

Наука зарождается в недрах мифологического сознания и в дальнейшем процессе развития культуры отделяется от него. В ходе исторической эволюции претерпевает изменения и принимает современный облик. Формирование науки начался в глубокой древности и завершился к 16-17 веку. 1. С 1 тыс. до н. э. до 16 века. Период преднауки, возникают первые философские представления о природе. 2. 16-17 век. Эпоха научной революции, заложены основы современного естествознания, обретает собственную методологию, оформляется как особая самостоятельная область деятельности. 3.18-19 века. Классическая, образуется множество отдельных научных дисциплин, создаются фундаментальные теории в различных науках. 4.20 век – Постклассическая, на пороге века – научная революция.

ТИПЫ науки – естественные и общественные. Е. изучают природу двумя видами знаний – эмпирическим, которое добывается в опыте, и теоретическим – которое строится умственным путем. О. изучают человеческое общество, технические появились в 18 веке, так как до этого знания только накапливались, математические – рассматриваются не конкретные явления и процессы, а абстрактные мыслительные образования.

Социокультурные ориентиры – истина – главная качественная характеристика. Польза – главная цель.

Наука — это стихия человеческой активности и свободы. Французский философ Ж.-П. Сартр неоднократно подчеркивал мысль о том, что человек должен быть свободным для того, чтобы этой свободой «сделать себя». Добавим, что не только себя, но и свое дело. Вместе с тем научная деятельность, как и всякая другая, имеет определенные нравственные нормы, допускающие, что для ученого в его научном поиске является приемлемым, а что нет.

Проблема нравственной ответственности ученого за свою деятельность имеет глубокие исторические корни. Но именно сегодня в силу огромного влияния науки на все сферы жизни людей, на их элементарное выживание эта ответственность многократно усиливается. Деятельность современного ученого должна соизмеряться с принципами гуманизма и нормами общечеловеческой морали.

Вопрос 34

. Техника выходит за пределы пространства культуры. Конечно, ни человек, ни общество, ни человеческая деятельность, ни техника без культуры не мыслимы и невозможны. Техника продолжается культурой и постоянно получает из пространства культуры стимулы для развития. Во-первых, культура определяет цели, ради которых люди обращаются к технике, применяют и совершенствует ее, во-вторых, культура хранит и накапливает знания, необходимые для создания и совершенствования техники.

Она образует культурную среду обитания человека – ту искусственную, артефактную,, вторую природу,, .Она представляет собою средство приложения достижений культуры, она создает инструментарий культуры – средства и способы деятельности в сфере культуры, она выступает как культурный код – как одна из важнейших знаковых систем культуры, несущая в себе огромное количество социальной информации.

Социокультурные черты техники 1.она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве.( Прометей, Дедал и Икар, строительство Вавилонской башни) 2.выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними (христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия). 3.она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники.
Как социокультурная ценность техника может рассматриваться, по крайней мере, в трех аспектах: 1) как объект — это приборы, инструменты, машины, имеющие определенную значимость для жизнедеятельности человека, сберегающие его ресурсы; 2) Как знание (техническое) — умения, правила, теории; 3) Как процесс изобретения, проектирования, изготовления, использования, результатом которого является увеличение предметного, вещного мира. По сути, техника как процесс составляет основу искусственной среды, создаваемой человеком, основу ноосферы.
Социокультурный смысл техники как степени развития человека (личности) состоит в том, что, во-первых, техника расширяет человеческие возможности, создает условия для развития его способностей, а во-вторых, служит средством реализации природных задатков.

Изучением столь сложного многоаспектного феномена, как техника, занимаются различные науки (не только технические, но и общественные – история, культурология, социалогия).Представление складывается под влиянием культурных традиций и парадигм, в свете которых воспринимаются, трактуются и оцениваются факты личного жизненного опыта.

В первобытной культуре техника в духе мифологического мышления наделялась магическими свойствами. В античные времена люди стали смотреть на технику как на творение разума. Для античной культуры было характерно преклонение перед его волшебной силой. В религиозной культуре средневековья техника предстала как одно из установленных по замыслу Бога условий человеческого бытия. Эпоха Возрождения дала мощный толчок не только развитию исскуства, но и прогрессу в области техники.

В духовной атмосфере западноевропейской культуры 19-в. зарождается зловещий образ техники как враждебной людям силы. В Россию, где крестьянство до 20 в. составляло основную массу населения, народный образ техники формировался как отражение нехитрых хозяйственных и бытовых приспособлений. С эпохи Петр 1 развитие промышленности в России сопровождалось ввозом западной машинной техники.

Уже в 19в. и в западной, и в русской дореволюционной культуре развивается борьба двух тенденций техницизма(технофилии) и антитехницизма (технофобии).Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм – как зло. Эти два противоположных образа техники сосуществуют в мировой культуре и поныне, выражаясь в общественном мнении, в искусстве и философии.

Вопрос 36

К числу важнейших проблем современного культурологического знания необходимо отнести вопрос о сущности и взаимоотношениях таких феноменов, как культура и цивилизация. В науке существуют два пути в его решении: отождествление этих понятий и их разделение. Термин «цивилизация» (от лат. civilis — гражданский, государственный, политический, достойный гражданина) встречается в «Друге людей» Мирабо (1756). Термин цивилизация был введен в обществознание для обозначения некоторой качественной характеристики общества, уровня его развития. Такая трактовка цивилизации не утратила своего значения и продолжает сохраняться в современном обществознании. Однако уже у Мирабо понятие «цивилизация» характеризует не только определенный этап развития общества, но и несет в себе оценочное значение, т. е. указывает на то, какое общество достойно называться «цивилизацией».

XIX век расширил значение этого слова, которое стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Научная теория цивилизации, в основе которой лежит различение понятий “культура” и “цивилизация”, сформировалась в трудах Ж.-Ж. Руссо, Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби. Признаки: культурная общность людей, обладающих некоторым социальным генотипом и социальным стереотипом; освоенное, достаточно автономное и замкнутое мировое пространство; В современной культурологической мысли выделяется аспект взаимоотношений культуры и цивилизации, пролегающий в области разделения духовного и материального. И в этом смысле цивилизация в целом предстает как материальная сторона культуры. Цивилизации — это крупные целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые не сводятся к закономерностям функционирования государств, наций, социальных групп. Цивилизация как целостная система включает в себя различные элементы (религию, экономическую, политическую, социальную организацию, систему образования и воспитания и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н. А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации. Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

Вопрос 37

.В 1871 г. вышла знаменитая работа Николая Яковлевича Данилевского (1822—1885) «Россия и Европа». Изложенная в ней культурологическая теория считается родоначальницей теорий «замкнутых культур» и «локальных цивилизаций. Народы достигшие «исторической индивидуальности» и являющиеся «положительными деятелями в истории человечества» составляют десять основных культурно-исторических типов (у Шпенглера их число сокращено до восьми, у Тойнби увеличено до двадцати одного). Каждый из них развивал самостоятельным путем то начало, которое было заложено в особенностях его духовной природы, а также коренилось в особенных внешних условиях его жизни. Критика европоцентризма была вызвана у Данилевского не только стремлением к научной истине (в отношении интерпретации исторических судеб народов Востока и античных народов), но и желанием выработать осознанное и в определенной мере критическое отношение России к Европе. По Данилевскому, сможет выполнить славянский культурно-исторический тип может охватить политическую культурную историческую и экономическую сферы социокультурной жизни.

Тема свободы — основная в творчестве Николая Александровича Бердяева. Бердяев, критикуя концепцию «интернациональной цивилизации», полагал, что все человечество не существует само по себе, оно раскрывается лишь в образах отдельных национальностей. При этом национальность, культура народа мыслится не как «механическая бесформенная масса», но как целостный духовный «организм». Политический аспект культурно-исторической жизни народов раскрывается Бердяевым формулой «один — многие — все», в которой гегелевские деспотия, республика и монархия заменены самодержавным, либеральным и социалистическим государствами. От Чичерина Бердяев заимствовал идею «органических» и « критических» эпох в развитии культуры.

«Умопостигаемый образ» России, к которому стремился в своей историко-культурной рефлексии Бердяев, получил завершенное выражение в «Русской идее» (1946). Русский народ характеризуется в ней как «в высшей степени поляризованный народ», как совмещение противоположностей государственничества и анархии, деспотизма и вольности, жестокости и доброты, искания Бога и воинствующего безбожия. Противоречивость и сложность «русской души» (и вырастающей из этого русской культуры) Бердяев объясняет тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад.

Страница 4 из 7« Первая...23456...Последняя »