Экзамен по биологии

100. Наследование количественных признаков

Известно много примеров, когда гены влияют на характер проявления определенного неаллельного гена или на саму возмож­ность проявления этого гена. Существует: 1) комплементарное – продукт одного гена дополняет продукт другого гена в фенотипе; 2) эпистаз - продукты одного доминантного неаллельного гена подавляют продукты другого доминантного неаллельного гена.; 3) криптомерия - продукты рецессивного неаллеля подавляют продукты доминантного неаллеля.; 4) полимерия - неаллельные гены оказывают сходное действие на один и тотже признак. Многие свойства организмов — масса и рост животных, яйценоскость кур, жирность молока и его количество у скота, содержание витаминов в растениях и т. п. - такие признаки называют количественными. Они определяются неаллельными генами, действующими на один и тот же признак или свойство. Чем больше в генотипе доминантных генов, от которых зависит какой-либо количественный признак, тем ярче этот признак проявляется. У пшеницы красный цвет зерен обусловлен действием трех генов: А1 А2, Л3. При генотипе А1А1 А2А2 А3А3 Окраска зерен наиболее ин­тенсивная, при генотипе a1a1 А2а2 а3а3 Пшеница имеет белый цвет. В зависимости от числа доминантных генов в генотипе можно получить переходы между интенсивно красной и белой окраской. Количество пигмента в коже человека также зависит от числа доминантных неаллельных генов, действую­щих в одном направлении. Н-р, у супружеской пары негра и белой женщины рождаются дети с проме­жуточным цветом кожи (мулаты). У супружеской пары мулатов дети по цвету кожи имеют окраски всех типов — от черной до белой, что определяется комби­нацией трех пар аллелей. По типу такого взаимодейст­вия наследуются многие признаки животных и расте­ний: содержание сахара в корнеплодах свеклы, длина колоса, длина початка кукурузы, плодовитость живот­ных и др.

101. Дифференциация биологического образования в современной школе

Биология как наука в настоящее время уже не является унитаргой областью знаний о живой природе, а представляет собой сложный, разветвленный и многослойный комплекс различных областей, уже имеющих статус самостоятельных наук о живой природе, — фундаментальных и прикладных, теоретически и практических. Это ботаника, цитология, генетика, экология, физиология, учение об эволюции, биогеоценология, анатомия, морфология, антропология, этология, палеонтология, эмбриология, гигиена, медицина, растениеводство и многие др.Процесс дифференциации биологии следует одновременно с процессом интеграции и связан с накоплением новых знаний, с открытиями, сделанными на стыке биологии с другими науками, возникновением новых направлений в уже существующих научных отраслях биологии, которые обусловлены развитием идей молекулярной биологии, генетики, эколо­гии. В связи с этим биологические понятия чрезвычайно разнообразны. С развитием биологической науки они совершенствуются, их содержание пе­реосмысливается, конкретизируется, углубляется. Например, про­изошли существенные сдвиги в эволюционном учении Дарви­на в связи с установлением роли популяции как единицы эволю­ции. На базе эволюционного учения и генетики, а также цитологии и молекулярной биологии, была со­здана синтетическая теория эволюции, которая объясняет важ­нейшие закономерности развития жизни и мировоззренческие понятия о происхождении и разнообразии жизни, движущих си­лах эволюции, микроэволюции и макроэволюции, роли организмов, мутаций и среды обитания в развитии жизни на Земле.

102. Экологическое образование школьников при обучении биологии

Экологическое образование и воспитание — это формирование у школьни­ков заботливого, бережного отношения к природе и всему живо­му на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к уча­стию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основной целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, Проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество кости осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. Экологическое воспитание строится на новой системе эколо­гических ценностей: изменение морально-этической оценки при­роды, формирование экологических знаний, умений, экологического мышления, осознание природы как непреходящей ценности, понима­ние человека как органической части природы. Развитие экологи­ческой культуры является одной из главных задач общего образо­вания школьников. Экологический материал школьного предмета входит во все учебные курсы биологии. Это помогает ученикам сознать гармоническую сущность природы, механизм ее функ­ционирования и понять, как легко можно нарушить существую­щие естественные взаимосвязи. В этих целях особенно важно усвоение таких экологических понятий, как Взаимозависимость орга­Низма и среды, смена природных сообществ, смена биогеоценозов, ус­тойчивость экосистем, биосфера И особенно Человек как экологический фактор. Для осуществления экологического воспитания большое зна­чение имеют материалы о сложности взаимодействий между по­пуляциями, видами в больших и малых экосистемах, о продуктивности и устойчивости биосферы, об экологическом равнове­сии в биосистемах, о живом веществе, о биологическом разнооб­разии. Изучение этих вопросов развивает у школьников осознание ценности жизни, значения ее разнообразия для природы и чело­вечества, позволяет раскрыть принципы рационального природо­пользования: поддержание определенной численности населения биогеоценозов, сохранение большого видового разнообразия в них сохранение среды обитания и пр. Такие сведения помогают школь­никам понять возможности экологически грамотного управления процессами, протекающими в живой природе.

103. Модульное обучение на уроках биологии

Модульное обучение — Учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в модулях. Каждый модуль облада­ет законченностью и самостоятельностью относительно других. Со­вокупность таких модулей составляет единое целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. Модульное обуче­ние рассчитано на самостоятельную работу с учетом определен­ной дозы усвоения учебной информации. С помощью модулей мо­жет успешно реализовываться профильное и дифференцирован­ное обучение.

104. Организация и особенности экскурсий по биологии

Школьная экскурсия Форма учебно-воспитательной работы с Группой учащихся, проводимой вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой. Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 6 по 11 класс. Поэтому учитель заранее определяет сроки проведения экскурсий и предусматривает обратную связь — включение материалов экскурсии в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии. Особенностью экскурсий является возможность активного познания живых объектов, входящих в природные сообщества. Знания об объектах живой природы, полученные на уроках, расши­ряются и углубляются во время экскурсии. Создаются условия для формирования умений ориентироваться на местности, выявлять сложные связи в природе, а также изучать сезонные изменения в природе. Школьники учатся находить в природе объекты по зада­ниям учителя, анализировать, сравнивать и сопоставлять явления природы, приобретают навыки натуралистической работы. Часто во время экскурсии педагог дает необходимые объясне­ния, сопровождая их показом природных объектов. Такие экскур­сии помогают проиллюстрировать материал, который изучался ранее на уроке. На экскурсиях собирается материал, который будет нужен в классе, для внеурочных работ и на внеклассных занятиях. При этом приобретаются навыки сбора растений. Экскурсии могут быть ботаническими, зоологическими, общебиологическими, экологическими и комплексными с учетом учебного содержания отдельных курсов биологии. Подготовка к экскурсии. Успех проведения экскурсии зависит от подготовки учителя и учеников. Нужно четко определить задачи экскурсии. На уроке, предшествующем экскурсии, предлагаются вопросы, которые нужно разрешить в ходе экскурсии, между учениками распределяются задания для наблюдений и по сбору материала. Нельзя вести экскурсию по неизвестной для учителя местности. За день-два до экскурсии учитель обязательно проходит по намеченному маршруту, разрабатывает маршрут экскурсии. Школьники должны быть обеспечены снаряжением: блокноты и карандаши для записи, коробки для сбора материала, сачки и прочее оборудование. Для экскурсии учитель разрабатывает план ее проведения. В нем определяется следующее: Тема экскурсии, ее цель и задачи. Маршрут экскурсии. Снаряжение экскурсии: необходимое оборудование для учителя, для самостоятельной работы школьников и для сбора природного материала. Вводная беседа по теме экскурсии и распределение заданий. Самостоятельная работа по заданиям. Отчеты по выполнению заданий, обсуждение наблюдений исобранного фактического материала по теме экскурсии, их обобщение. Итоговая беседа по теме экскурсии. Осмотр территории и приведение ее в порядок. Общее заключение по экскурсии. 10. Обработка учениками собранного материала и подготовка отчета, сообщения.

105. Внеурочная работа учащихся при обучении биологии

Внеурочная работа — это форма организации учащихся для вы­полнения вне урока обязательных, связанных с изучением курса прак­тических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя. В процессе изучения биологии преподаватель учит детей само­стоятельно ставить опыты с растениями и животными, вести наблюдения за ростом и развитием организмов. На уроке во время лабораторной работы можно познакомить учащихся со строением растений, животных, с составом семян, с системами внутренних органов животных и т. п., но невозмож­но провести некоторые опыты, требующие продолжительного на­блюдения. Организация внеурочных работ учащихся диктуется в первую оче­редь необходимостью длительных наблюдений за объектами природы, которые не укладываются в расписание учебных занятий. Такие ра­боты носят предварительный характер. Это значит, что учителю надо своевременно организовать учащихся, чтобы получить ре­зультаты к конкретному уроку, основываясь на продолжительности опыта. Внеурочные работы предварительного характера обогащают уроки и развивают интерес у учащихся. Внеурочные работы могут осуществляться после изучения темы в классе как закрепление и углубление знаний, полученных на уроке. Внеурочные работы применяют при изучении нового материала, его закреплении, а также с целью проверки знаний учащихся. Продолжительность выполнения внеурочной работы может быть различна в зависимости от характера задания и времени, необ­ходимого для проведения тех или иных опытов и наблюдений. Иногда выполнение заданий приходится переносить на весенне-летний период. Учащиеся должны вести записи своих наблюдений в дневнике. Результаты работы должны использоваться на уроках при повторении пройденного материала или при изучении следующих тем. Внеурочные работы имеют большое значение для формирования личности учащегося. Они развивают самостоятельность, прививают интерес к изучаемым биологическим объектам и явлениям.

106. Внеклассная работа учащихся при обучении биологии

Внеклассные занятия есть форма раз­личной организации добровольной работы учащихся вне урока под руководством учителя для возбуждения и проявления их познавательных интересов и творческой самодеятельности в расширение и дополнение школьной программы по биологии. В процессе внеклассных занятий учащиеся развивают творчес­кие способности, инициативу, наблюдательность и самостоятельность, приобретают трудовые умения и навыки, развивают интеллектуальные, мыслительные способности, вырабатывают настойчивость и трудолюбие, развивают интерес к окружающей природе. Содержание внеклассных занятий не ограничивается рамками программы. Во многом оно определяется интересами учащихся. Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, способствует развитию ис­следовательских умений. В. р. должна быть раз­нообразной, Разносторонней И не дублировать учебную работу в школе. Большое значение во внеклассной работе имеет выпуск газе­ты, проведение олимпиад, конференций и выставок, выполне­ние общественно полезных работ, проведение экскурсии в природу. Виды внеклассной работы по биологии. Внеклассные занятия можно классифицировать по разным принципам. С учетом количества участников выделяют Индивиду­Альные, групповые и массовые виды Внеклассных занятий; по реализации занятий во временных рамках — Эпизодические и постоянно Действующие; По содержанию — внеклассные занятия по ботани­ке, зоологии, анатомии, физиологии и гигиене, общей биологии и общего плана. Кружок юных натуралистов {юннатов) Объединяет учащихся, особо интересующихся природой и практической работой с рас­тениями и животными. Это добровольная организация с постоян­ным составом учащихся, работающая по определенной системе, по плану под руководством учителя. Индивидуальные внеклассные занятия Учитель проводит с учащимися в процессе кружковой работы, на этапах подготовки твор­ческих работ к олимпиаде, при подготовке биологических вече­ров и конференций. Особым видом внеклассных занятий являются Факультативы. Факультативные занятия про­водятся в дополнение к школьным предметам. Цель факультативных занятий — дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Массовая внеклассная работа Организуется по инициативе учи­теля биологии и проводится при активном содействии администрации и актива школы, учителей-предметников. Примерами общественно полезных массовых мероприятий являются «День птиц», «Неделя леса», «День биологичес­кого разнообразия», «Земля — наш дом» и др. Школьные Биологические олимпиады Проводятся ежегодно в не­сколько туров. В. з. является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспи­тания и развития учащихся разных классов.

107. Организация работы учащихся при обучении биологии

В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, групповую и индивидуальную. Фронтальная организация учебной деятельности учащихся на уроке способствует установлению доверительных отношений и общения учителя с классом, совместной дружной работе учеников, в ходе которой достигается общее участие в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач, формирование устойчивых познавательных интересов, использование разнообразных методов и приемов активизации процесса обучения, привлечение к работе всех учащихся класса и их общий прогресс в учении. Такая организация не может быть универсальной, т. к. она недостаточно учитывает уровень развития, познавательные интересы и возможности, специфические особенности каждого ученика. Поэтому фронтальная работа должна сочетаться с индивидуальной. Индивидуальная работа учащихся на уроке характеризуется высоким уровнем самостоятельности, максимальным соответствием уровню подготовки, развития способностей и познавательных возможностей каждого ученика. Она наиболее эффективна при выполнении различных упражнений и решении задач, в программированном обучении, в работе с ЭВМ, для углубления знаний, восполнения имеющихся у учеников пробелов в изучении материала. Эта работа позволяет регулировать темп продвижения в учении каждого ученика сообразно его подготовке и возможностям. Успех ее определяется правильным подбором дифференцированных заданий, систематическим контролем учителя за их выполнением, оказанием своевременной помощи в разрешении возникающих у учащихся затруднений. Пи умелой организации индивидуальная работа учащихся на уроке формирует у них навыки и потребность в самообразовании. При Групповой работе учащихся на уроке класс делится на несколько групп, выполняющих одинаковые или разные задания. Различают Единую и Дифференцированную групповую работу, которые тесно связаны с фронтальной и индивидуальной. Для успешной совместной работы необходимо комплектовать группы из учащихся, обладающими сходными характеристиками протекания познавательных процессов. Данная работа может применяться для решения всех основных дидактических проблем на уроке: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала, формирования умений и навыков.

108. Контроль знаний, умений при обучении биологии

Назначение контроля — проверить, определить, как усвоен пройденный ма­териал отдельным учеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений И Навыков. Систематическая проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки. Планомерное осуществление контроля позволяет учителю при­вести в систему знания, усвоенные школьниками за определен­ный период времени, выявить успехи в учении, пробелы и недо­статки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Формы контроля. Проверку надо организовать так, чтобы она активизировала познавательную деятельность каждого ученика, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом. Проверка требует от учителя очень больших трудовых затрат и внимания. Ее эффективность возрастает в зависимости от разно­образия методических приемов, которые обеспечивают как по­вторение ранее изученного, так и объяснение, закрепление ново­го материала через различные виды самостоятельных работ. Самой распространенной формой контроля считается Устная Проверка Знаний. Она Дает возможность проверить каждого учени­ка, поэтому называется Индивидуальным опросом. Устный ответ ученика может сопровождаться показом нату­ральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постанов­кой опытов. Фронтальная устная проверка Отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Уплотненный опрос Отличается высокой оперативностью и интенсивностью. Одни учащиеся по­очередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошиб­ки, третьи выполняют письменную работу. Письменная работа. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эф­фективности обучения.Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специального оборудования, и ее можно проводить в любой части урока. Тестирование считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Тесты, созданные внутри школы или вне школы и прошед­шие экспертную оценку, называются Стандартизированными. Задания в тестовой форме состоят из инструкции, самого зада­ния и вариантов ответов. Особую значимость в контроле знаний учащихся имеет про­цесс оценивания знаний как результат обучаемости (индивиду­альной способности ученика к усвоению знаний) и обученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). На основании результатов выполнения теста определяется Успевае­Мость. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выпол­ненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат — Отметка.<

Страница 12 из 14« Первая...1011121314