В истории отечественной школы сложилась Традиционная система Последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации. Завершается биологическое образование в средней школе курсом «Общая биология». В нем излагаются общие закономерности и свойства жизни, ее возникновение, развитие и зависимости. При этом общие биологические свойства природы рассматриваются на примере представителей всех царств органического мира. Для этого привлекаются (актуализируются и применяются в новой ситуации) знания о растениях, животных, человеке, бактериях и грибах, полученные в предшествующих курсах. В 9 классе, завершающем базовую школу, изучаются общебиологические закономерности и явления (курсы «Основы общей биологии» и «Введение в общую биологию и экологию»). В 10-11 классах учащиеся изучают курс общей биологии, по окончанию которого у них складывается представление о развитии картины органического мира. Учащиеся знакомятся с эволюционным учением, об этапах развития органического мира, о происхождении человека, об учении о клетке и мн. др.
Экзамен по биологии
118. Содержание и особенности школьной биологии 6-8 класса
В истории отечественной школы сложилась Традиционная система Последовательного изучения биологического материала по объектам живой природы: растения, животные, организм человека и обобщающего курса общей биологии, раскрывающего закономерности природы на разных уровнях ее организации. Изучению биологии предшествует курс природоведения в 5 классе, который, в свою очередь, опирается на знания учеников начальной школы (1—4 кл.) о предметах и явлениях окружающей природы, элементарные сведения об организме человека. На базе начальных знаний о неживой природе строится программа изучения растений, бактерий, грибов и особенностей природных сообществ. В 6 классе начинают систематическое изучение основ биологической науки. Учащиеся узнают о том, что растение — живой организм, имеющий особые органы, которые выполняют в жизни растения определенные функции; знакомятся с многообразием растений, их усложнениями в процессе исторического развития, с царствами растений, бактерий и грибов, со способностью их представителей к совместному обитанию в природных сообществах. Изучение курса биологии в 6 классе подготавливает учеников к восприятию материалов о животном мире, как о царстве живых существ, более сложных по сравнению с растениями, бактериями и грибами. Жизненные процессы животного организма, особенно его поведение, а также вопросы разнообразия животных и их участия в природных сообществах оказываются сложными Усвоения и требуют опоры на знания, полученные в предыдущем курсе. Изучение растений предшествует изучению животных еще и потому, что жизнь животных во многом зависит от растений. Изучение животных готовит школьников к освоению курса «Человек и его здоровье»; возможность использовать сравнение помогает усвоить качественное своеобразие человеческого организма в связи с его биосоциальной сущностью.
119. Методика преподавания биологии – педагогическая наука
Наука — это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о Предмете Изучения, ее основная задача — полнее и глубже познать его. Главная функция науки — Исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету. Перед методикой как наукой стоят задачи выявления закономерностей процесса обучения биологии в целях его дальнейшего совершенствования, повышения эффективности подготовки учащихся как высоко сознательных, всесторонне развитых и биологически грамотных членов общества. МОБ познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Основными признаками науки являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний. МОБ определяет цели образования, содержание учебного предмета «Биология» и принципы его отбора. Цели образования Наряду с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом любой педагогической системы. Цель общего среднего биологического образования определяется такими факторами, как: целостность человеческой личности; прогностичность, т. е. ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности. Одна из важнейших целей биологического образования — формирование у школьников научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Среди основных задач МОБ как науки можно выделить следующие: определение роли предмета биологии в общей системе обучения и воспитания школьников; разработка предложений по составлению и совершенствованию школьных программ и учебников и проверка этих предложений на практике; определение содержания учебного предмета, последовательности его изучения в соответствии с возрастом учеников и программы для разных классов; разработка методов и приемов обучения школьников. Объект исследования МОБ — учебно-воспитательный процесс, связанный с данным предметом. ПредМетом исследования Методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся. МЕтоды научного исследования являются средством познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели. Ведущие следующие: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений. СТруктура Содержания МОБ разделяется на общую и частные: природоведению, по курсам «Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники», по курсу «Животные», по курсам «Человек», «Общая биология». Общая методика Обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов в школе: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапностъ, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое. Частные методики Исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся. В них представлены методика уроков, экскурсии, внеурочные работы, внеклассные занятия, т. е. система преподавания конкретного курса по биологии.
120. Средства обучения на уроках биологии
Средства обучения — Разнообразные предметы, явления, факты Обучающие программы, способствующие повышению эффективности учебной деятельности в соответствии с целями и задачами обучения, В связи с этим можно выделить три основных вида средств обучения: Реальные (натуральные) объекты И Процессы, знаковые (изобРазительные) заместители Реальных объектов и процессов, СловЕсные Средства. Реальные, Или Натуральные, объекты — это микропрепараты, организмы живые или фиксированные, большие или маленькие и надорганизменные биосистемы (лес, озеро и пр.), с которыми ученики знакомятся на уроке или во время экскурсии. Знаковыми, Или Изобразительными, Являются таблицы с изображениями организмов, экосистем, и пр. Сюда относятся схемы, фотографии, муляжи ископаемых животных и телевизионные изображения. Словесные средства — Это книга (учебник), слово учителя, программное обеспечение для работы с компьютером, тесты и рабочие тетради. Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения биологии. Различают такие понятия, как Принцип наглядности, наГлядность как средство обучения И Наглядное пособие. «Наглядность» - принцип, которым руководствуется учитель в процессе обучения биологии. Наглядность предназначена для создания у учащихся статических и динамических образов. Она может быть предметной или изобразительной. НАглядное средство Очень близко по содержанию с понятием «наглядное пособие», Но значительно шире по объему. Телепередача, рисунок на доске и в учебнике принадлежат к средствам наглядности, но не являются наглядными пособиями. Наглядные пособия — это конкретные объекты, используемые учителем на уроке. Они могут быть в виде коллекций, гербария, живых растений и животных, таблиц с рисунками и схемами, муляжей, аппликаций, диафильмов, раздаточного материала, дидактических карточек. Наглядные пособия, выражающие биологическое содержание изучаемых предметов и явлений — Основные Средства обучения, а различные приборы, инструменты, техническое оборудование — Вспомогательные. Средства наглядности используются на всех этапах процесса обучения биологии: объяснение нового материала, закрепление знаний, формирование умений и навыков, выполнение домашних заданий и проверка усвоения учебного материала.
121. Годовой цикл жизни млекопитающих
Разным группам млекопитающих свойственен свой годовой жизненный цикл. Характер каждого ежегодного цикла зависит от периода индивидуального развития, каждый из которых характеризуется определенными морфологическими и физиологическими особенностями. В жизненном цикле млекопитающих выделяют периоды: эмбриональный, новорожденности, ювенильный, взрослого организма, старческий. Эмбриональный период характеризуется эндогенным питанием, длится от момента оплодотворения до момента перехода на внешнее (экзогенное) питание. Новорожденные питаются материнским молоком, проявляют приспособительные реакции к новым условиям существования. Ювенильный период характеризуется усиленным развитием половых желез. Период взрослого организма начинается с момента наступления половой зрелости, и млекопитающие обладают всеми признаками, характерными для полностью сформировавшегося организма. Старческий период характеризуется замедлением роста или полным прекращением его. Млекопитающее теряет способность размножаться.
122. Происхождение современной флоры и фауны
Филогения низших черепных. Среди современных черепных животных наиболее примитивны круглоротые. Самых древних примитивных позвоночных объединяют в надкласс Бесчелюстные. Они известны под названием Щитковые. Они обладали мощным наружным скелетом в виде сплошного панциря или мелких чешуй. Щитковые включали костнощитковых, разнощитковых, бесщитковых. К концу девона большая часть их вымерла. Обе группы современных бесчелюстных – миноги и миксины - появились в карбоне. Со щитковыми их сближает сходство организации: отсутствие челюстей и парных конечностей, рот сосущего типа, два полукружных канала во внутреннем ухе, внутренний скелетный тяж - хорда, энтодермальные жабры, непарный обонятельный орган. Другая ветвь представлена Челюстноротыми. Она дала рыб и всех более высокоорганизованных позвоночных. Одной из наиболее ранних групп, известных с раннего силура, являются Панцирные рыбы, их тело было покрыто костным панцирем. Другой группой были мелкие пресноводные Акантодии, тело которых было покрыто соприкасающимися костными пластинками. Собственно Хрящевые рыбы известны с позднего силура - раннего девона. Цельноголовые известны с раннего карбона и никогда не были многочисленными. Класс Костные рыбы рано оформился в две группы: подкласс Лучепёрые и подкласс Лопастепёрые. Наиболее древними лучепёрыми были Палеонисциды. От палеонисцид ведут свое начало другие Ганоидные, возникшие в триасе и занимающие промежуточное положение между палеонисцидами и костистыми рыбами. Костистые рыбы возникли в мезозое. Их эволюция шла быстро и многообразно. Подкласс Лопастепёрые содержит надотряды Кистепёрых и Двоякодышащих рыб. Предки кистепёрых и двоякодышащих были близки между собой. Обе группы появляются в нижнем девоне. Кистепёрые рыбы ближе всего стоят к исходной группе наземных позвоночных - Панцирным амфибиям. Рыбы возникли в пресных водоемах и только в последующем заселили Мировой океан. Филогения земноводных. Выход позвоночных из водной среды на сушу привел их к столкновению с новыми и значительно более разнообразными условиями жизни, обусловил новые, сложные пути их эволюционного развития, приведшие к появлению в последующем высших групп - рептилий, птиц и млекопитающих. Первые амфибии, появившиеся в пресных водоемах в конце девона, - Ихтиостегиды. Они были настоящими переходными формами между кистепёрыми рыбами и земноводными. В каменноугольном периоде возник ряд ветвей надотрядов или отрядов. Надотряд Лабиринтодонтов Был очень разнообразен. Ранние формы имели небольшие размеры и рыбообразное тело. Лабиринтодонты существовали до конца триаса и занимали наземные, околоводные и водные местообитания. В карбоне возникла вторая ветвь первичных амфибий - Лепоспондилы. Они имели мелкие размеры и были хорошо приспособлены к жизни в воде. Они дали начало отрядам современных амфибий - хвостатых и безногих. Современные отряды амфибий оформляются только в конце мезозоя. Адаптивная радиация, интенсивное видообразование современных земноводных начались в раннем мезозое. Филогения и эволюция рептилий. Наземные позвоночные возникли в девоне. Это были Панцирноголовые амфибии. Они были тесно связаны с водоемами. Освоение отдаленных от водоемов пространств требовало существенной перестройки организации: приспособления к защите тела от иссушения, к дыханию кислородом атмосферы, хождению по твердому субстрату, способности размножаться вне воды. Ранние рептилии. Древнейшие рептилии известны из верхних пермских отложений Северной Америки, Западной Европы, России и Китая. Их называют котилозаврами. Котилозавры были потомками каменноугольных стегоцефалов — эмболомеров. В триасе котилозавры исчезли. Рептилии использовали более разнообразную пишу, чем амфибии. Предком черепах являлся пермский Эунотозавра - небольшое ящерообразное животное с короткими и очень широкими ребрами, образующими подобие спинного щита. Брюшного щита у него не было. В позднем карбоне возникла группа звероподобных: Пеликозавров и Терапсидов. ПЕликозавры были близки к котилозаврам. В средней перми пеликозавров сменили звеРозубые. Многие зверозубые были хищниками. Другие питались растительной пищей. Эти виды стоят ближе всего к млекопитающим. Следующей группой, отделившейся от анапсидных котилозавров, были Диапсидные. Среди диапсидных наметились две основные группы: инфракласс Лепидозавроморфы и инфракласс Архозавроморфы. ЛЕпидозавроморфы - этот древний инфракласс объединяет ныне живущих гаттерию, ящериц, змей, хамелеонов. Ящерицы - одни из древнейших продвинутых групп рептилий, их останки известны верхней перми. Змеи появляются только в мелу. Хамелеоны - это группа в кайнозое. Архозавров считают самыми удивительными из всех рептилий. Среди них - крокодилы, птерозавры, динозавры. Крокодилы - единственные архозавры, дожившие до наших дней. Крокодилы появляются в конце триаса. ПТерозавры - это были летающие животные весьма своеобразного строения. У одних (рамфоринхи) Были длинные узкие крылья и длинный хвост. У других (Птеродактили) Хвост был очень короткий, а крылья широкие. Это были обитатели побережий. Они питались рыбой. Динозавры возникли в середине триаса. Это наиболее многочисленная и разнообразная группа рептилий. В самом начале формирования динозавры разделились на две ветви, развитие которых шло параллельно. Ящеротазовые первоначально были мелкими хищными животными, передвигавшимися скачками только на задних ногах. В последующем появились крупные растительноядные формы, ходившие на всех четырех ногах. К ним относились: Бронтозавр, Диплодок. Птицетазовые получили свое название в связи с удлиненным тазом, похожим на таз птиц. Среди них Игуанодон. Трицератопс Был очень похож на носорога, обладал обычно небольшим рогом на конце морды и двумя длинными рогами над глазами. Группа рептилий - парапсидные и эвриапсидные произошли от диапсидных. Они были представлены двумя группами: Ихтиозавры и Плезиозавры. В течение всего мезозоя они господствовали в морских биоценозах. Филогения птиц. Предками их были архозавры. Обособление от них ветви, приведшей в конечном счете к птицам, надо отнести к началу мезозоя. Ближе всего птицы стоят к отряду Текодонтов. Эволюция группы, приведшей к птицам, шла путем приспособления первоначально к лазанию по деревьям, в связи с чем задние конечности служили для опоры тела о твердый субстрат, а передние конечности специализировались для лазания посредством обхвата пальцами ветвей. В последующем развилась способность перепрыгивать с ветки на ветку. Чешуи, покрывающие внешнюю часть передней конечности, удлинились. В прошлом столетии в юрских отложениях были найдены сначала отпечаток пера, а затем и два сравнительно полных скелета. По одному из них был описан Археоптерикс. Археоптерикса, видимо, не следует считать прямым предком современных птиц. Скорее всего он представляет собой боковую ветвь в ЭВОЛЮЦИИ ПТИЦ. Из отложений мелового периода известны две группы птиц: Ихтиорнисы и Гесперорнисы. Гесперорнисы были водными птицами, не способным к полету. Грудина не имела киля. Внешне они несколько напоминали гагар. Ихтиорнисы были хорошими летунами. У обеих групп челюсти были вооружены зубами. В третичном периоде появляются вполне типичные птицы, очень близкие к современным. В эоцене еще встречаются зубатые формы, систематически близкие к современным веслоногим, но уже появляются воробьиные, стрижи, дятлы, сизоворонковые, кулики и другие современные группы. В олигоцене и особенно в миоцене близость состава орнитофауны становится еще большей. Появляется очень много представителей современных родов; филины, совы, фламинго, цапли, чибисы, рябки, гагары, чайки, лысухи, гуси и т. д. Эволюция и происхождение млекопитающих. Одна из первых обособившихся групп древних рептилий во второй половине палеозоя Синапсидные. Они легли в основу становления подкласса Звероподобных. В перми среди них сформировалась группа Зверозубые. Они оказались близкими по уровню организации млекопитающим. Зубы у них были в альвеолах. Прогрессивная эволюция млекопитающих была связана с приобретением ими высокой температуры тела, способность к терморегуляции, высокий аэробный уровень метаболизма. Наиболее близкими к млекопитающим зверозубыми рептилиями были Цинодонты. Наиболее ярко черты скелетных изменений обнаружились среди них у Тринаксодона из раннего триаса. В последующем становлении млекопитающих палеонтологи подчеркивают изменения в зубной системе, что привело к вычленению двух групп - Морганукодонтод и Кунеотериид. К потомкам первой группы в отложениях верхнего триаса относят своеобразных Многобугорчатых, получивших свое название в связи с наличием на коренных зубах многочисленных бугорков. Вторая группа оказалась более успешной в последующей адаптивной радиации. Их главную линию составили Эвпантотерии. Биологически они были близки к наземным и древесным насекомоядным. В конце мезозоя в этой группе наметилось разделение на два самостоятельные ствола - Низших, Сумчатых. и Высших, Плацентарных. Сумчатые Появляются в меловой период. Наиболее древняя группа сумчатых - это семейство опоссумов. Сумчатых всюду стали теснить более высоко организованные плацентарные. В результате они сохранились только в Австралии, Новой Гвинее, Южной Америке. Плацентарные Млекопитающие возникли в меловом периоде и представляют самостоятельную, параллельную сумчатым, ветвь зверей. Наиболее древней группой плацентарных считают отряд Насекомоядных. Они были частью наземными, частью древесными видами. Ветвь, приспособившаяся в хищничеству, дала начало древним примитивным хищникам - Креодонтам. В конце эоцена - начале олигоцена от хищников отделилась ветвь водных зверей - ластоногих. В олигоцене уже существовали предковые группы ряда современных семейств хищных (виверр, куниц, собак, кошек). Современные настоящие тюлени сродни куньим, а моржи и ушастые тюлени исторически близки медведям. От креодонтов происходят древние копытные, или Кондиляртры, - мелкие звери величиной не более собаки. Они возникли в палеоцене и были всеядными. Кондиляртры просуществовали недолго, и уже в начале эоцена от них возникли две ветви: отряды непарнокопытных и парнокопытных. В эоцене возникают хоботные. Ископаемые обезьяны известны с палеоцена. Древесные обезьяны нижнего олигоцена - Проплиопитекусы - дали начало гиббонам и крупным, близким к антропоидам, Рамапитекам Из миоцена Индии. Большой интерес представляют найденные в четвертичных отложениях Южной Африки авсТралопитекусы.
Голосеменные – древняя группа растений. Появились 350 млн лет назад. Относятся к концу Палеозоя и Мезозоя. К концу мезозоя многие группы голосеменных вымерли. Сейчас насчитывается около 720 видов. Они широко распространены, особенно в северном полушарии. Голосеменные —группа растений, играющая очень важную роль в современной флоре Земли. Это древесные или кустарниковые, преимущественно вечнозеленые разноспоровые растения. Распространяются они не спорами, а семенами. Покрытосеменные растения — эволюционно наиболее молодая и самая многочисленная группа растительного мира. Отдел включает около 250 тыс. видов, которые произрастают во всех климатических зонах и составляют основную массу растительного вещества биосферы. Широкое распространение и разнообразие строения цветковых обусловлены приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт. К ним относятся: 1. Формирование цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения. 2. Образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки (семяпочки) и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды. 3. Двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный (а не гаплоидный, как у голосеменных) эндосперм. 4. Запасающая ткань. 5. Редукция гаметофита (мужской гаметофит — пыльцевое зерно — состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной; генеративная делится, образуя два спермия. Женский гаметофит состоит из восьми клеток зародышевого мешка). 6. Усложнение и высокая степень дифференциации вегетативных органов и тканей. У покрытосеменных растений наблюдается наибольшее разнообразие их жизненных форм, которые сводятся к двум основным типам — древесному (деревья и кустарники) и травянистому. Травы составляют большую часть видов покрытосеменных растений и приспособлены к обитанию в условиях, характеризующихся резкими колебаниями условий внешней среды. В результате возникновения разнообразных жизненных форм (деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, многолетние травы, однолетние травы и др.) цветковые оказались единственной группой растений, которые образуют сложные многоярусные сообщества. Мхи, представляют собой обособленную группу высших растений, развитие которой привело к эволюционному тупику. В отличие от всех других отделов высших растений, в жизненном цикле мхов гаплоидный гаметофит преобладает над спорофитом и осуществляет функции фотосинтеза, обеспечения водой и минеральным питанием. Вероятно мхи произошли от каких-то зеленых водорослей, либо от риниофитов. Моховидные существовали уже в каменноугольном периоде, и в настоящее время их насчитывается около 25 000 видов. Это в основном многолетние растения, широко распространенные во влажных местообитаниях практически повсеместно — от арктической тундры, умеренных зон северного и южного полушарий до высокогорных лесов тропического пояса. Плауновидные — древние растения, произошедшие от риниофитов в середине девонского периода палеозойской эры и достигшие расцвета в каменноугольном периоде. В то время существовали гигантские формы плаунов. В конце палеозойской эры — в начале мезозойской большинство плауновидных вымерло. В настоящее время плауновидные представлены 1000 видами. Это травянистые, многолетние, обычно вечнозеленые растения. Они живут на земле или поселяются на стволах и ветвях деревьев. Хвощевидные — немногочисленная группа растений, насчитывающая около 20 видов. Гораздо шире они были представлены в позднем девонском и каменноугольном периодах, где их травянистые и древовидные формы преобладали в лесах наряду с древними плаунами и папоротниками. Древовидные формы хвощевидных вымерли в конце карбона — начале пермского периода. В настоящее время хвощи представлены многолетними травянистыми растениями с хорошо развитым подземным стеблем — корневищем. Папоротники, как и другие высшие споровые растения, произошли от риниофитов в девоне и достигли расцвета в каменноугольном периоде палеозойской эры. Если большинство плауновидных и хвощевидных вымерли и в настоящее время немногочисленные виды этих растений играют незначительную роль в биоценозах, то папоротники сумели приспособиться к изменившимся условиям и распространены сейчас очень широко. Они представлены разнообразными жизненными формами (в том числе тропическими древовидными, достигающими 25 м в высоту), имеют широкий диапазон размеров тела и встречаются в самых разных местообитаниях — в пустынях, болотах, озерах, солоноватых водах и особенно широко в лесах. Папоротников насчитывается около. 10 тыс. видов.
123. Экспрессия генов у прокариот. Lac-оперон E. coli
Первая модель регуляции генной активности была предложена Жакобом и Моно. Моно изучал процесс утилизации лактозы E. Coli и обнаружил, что в ее утилизации задействовано 2 фермента: β-галактозидаза, расщепляющая на глюкозу и галактозу, и 2-й пермиаза, обеспечивающая транспорт лактозы в клетку бактерий. Появлялся 3-й фермент-спутник – трансацетилаза. Эти три фермента всегда активны синхронно. Отметили, что должен быть какой-то ген – регулятор. Продукты этого гена должны иметь точку приложения, воздействие с которой ген регулятор должен был вкл/выкл синтез ферментов. Ферменты появлялись при наличии лактозы. Предположили, что должен быть индуктор, индуцирующий активность комплекса. Модель оперона у прокариот. Существует ген I (ингибитор), а в другом участке блок Lac-оперон, состоящий из промотора, оператора (место связывания белка репрессора, репрессор – белок, препятствующий синтез иРНК) и три структурных гена. РНК-полимераза присоединяется к участку в начале гена - Промотору. В этом районе начинается синтез РНК, считывая информацию с ингибитора. I-белок имеет 2 центра сродства. Один подходит к оператору, другой к лактозе. При отсутствии лактозы конфигурация белка-репрессора такова, что открыты центры сродства к оператору. Когда лактоза оказывается рядом с белко-репрессором, то она связывается со своими цетрами, образуя устойчивый комплекс. Оператор освобождается и РНК-полимераза начинает считывать информацию. В результате строятся ферменты, расщепляющие лактозу, и участвуют в ее активном транспорте через мембрану клетки. После этого белки-ингибиторы открывают центры сродства к оператору, к которому она опять присоединяется, препятствуя синтезу иРНК. Если теряется при мутации сродство к лактозе, то теряется сродство к оператору. Если мутация в операторе, то изменится сродство к гену-регулятору.