Экзамен по биологии

109. Уроки биологии как основная форма обучения

Особенность этой формы обучения заключается в том, что уча­щиеся одного возраста и одинакового уровня подготовки объеди­няются в постоянные учебные группы (классы). Учебный материал предмета распределяется по курсам (классам) с учетом возраста и подготовленности учащихся, а каж­дый курс биологии делится на отдельные порции учебного материа­ла — уроки, темы, которые расположены в определенной последовательности. На уроке обучение идет по определенной програм­ме, единой для всех учащихся, а учитель руководит целенаправ­ленной познавательной деятельностью всего коллектива с учетом особенностей каждого ученика. Уроки включаются в расписание. Урок Это основная форма организации учебно-воспитательной Работы учителя с классом — постоянным, однородным по возрасту и подготовке коллективом учащихся — по определенной программе био­логии, твердому расписанию и в школьном помещении. Каждый урок представляет собой целостную и сложную систему, включающую приобретение учащимися знаний, умений, развитие их мировоззрения, воспитание чувств и личных качеств. Обшие требования к уроку подразделяют на тпу, группы: дидактические, воспитательные и организационные. К числу Дидактических требований относятся: четкое определение образовательных задач каждого урока и его места в общей системе уроков; определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, целями урока и с учетом подготовки учащихся; выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор методов, обеспечивающих познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся. Воспитательные требования к уроку: четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия и экологической культуры; формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности; соблюдение учителем педагогического такта. Организационные требования к уроку: наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования; четкая организация урока на всех этапах его проведения; подготовка и рациональное использование различных средств обучения. Типы и виды уроков. Классификация уроков по основным дидактическим целям: формирование умений и навыков; обобщение и систематизация знаний; повторение, закрепление знаний, умений и навыков; контрольно-проверочные; комбинированные. Типы уроков определялись по усвоению новых знаний и умений: 1) изу­чение нового материала; 2) совершенствование и применение теоретических знаний и умений: 3) обобщение и систематизация знаний; 4) контрольно-учетные; 5) смешанные или комбиниро­ванные. По способу проведения уроков: уроки-лекции, уроки-экскурсии, уроки-беседы, киноурок, уроки лабораторных работ, уроки самостоятельных работ. Уроки классифицировали, исходя из основных этапов учебного процес­са: вводные, первичное ознакомление с материалом, образова­ние понятий, тренировочные и др. Типы уроков могут различаться по понятиям (анатомические, морфологические, филогенетические, экологические и др.), по методам их проведения (практические, наглядные, сло­весные). Различаются типы уроков по темам: 1) вводные; 2) раскрывающие содержание темы и 3) заключительные, или обобщающие. Структура урока — это Совокупность элементов урока, обеспечи­Вающая его целостность и сохранение основных учебно-воспитатель­ных свойств при различных вариантах. Составные части урока находятся в тесной взаимосвязи и осуществляются в определенной последовательности. К числу составных элементов например комбинированного урока, относятся: организационный момент, проверка домашнего задания, изложение нового мате­риала, его закрепление и задание на дом. План урока — это краткое отображение содержания и хода уро­ка. Конспект урока — наиболее подробное и полное изложение содер­жания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося.

110. Организационные формы обучения биологии

Формы организации обучения представляют собой внеш­нее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осу­ществляемой в установленном порядке и определенном режиме. В методике обучения биологии установились формы: Уроки И связанные с ними обязательные Экскурсии, домашние работы, внеурочные рабоТы И необязательные Внеклассные занятия (индивидуальные, груп­повые или кружковые и массовые). Все вместе они представляют Систему форм организации обучения биологии В средней школе, свя­зующим звеном в которой выступает урок — основная форма обучения. Урок, экскурсия, внеурочная и домашняя работы, внеклас­сные занятия — все они решают определенные задачи: постанов­ку цели, усвоение учебного содержания, подведение итогов обу­чения и пр. Каждая организационная форма решает в образовательном процессе как общие, так и специфические задачи обучения. Общие — это те, на решение которых направлен весь процесс биологического образования. Специфические — те, которые преобладают в данной конкретной форме образовательного процесса. Все формы обучения биологии взаимосвязаны между собой, дополняют и развивают друг друга. Содержание образования, цели, задачи и методы обучения реа­лизуются в разных организационных формах учебных занятий. Их выбор обусловлен влиянием многих факторов, важнейшим из которых являются учебно-воспитатель­ные Задачи обучения Биологии. На выбор форм оказывает влияние Производственное и природНое окружение, оснащен­ность учебного процесса, Оборудование кабинета Натуральными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения. Многообразие форм организации учебной деятельности позво­ляет сделать учебный процесс богаче, глубже познать живую при­роду. Важнейшей организационной формой обучения является Урок, Так как большая часть учебного материала по биологии изучается на уроках. Учитель, используя словесные, наглядные и практиче­ские методы, строит уроки с учетом последовательного познания объектов живой природы, начиная с более доступных для уча­щихся тем (растений) и заканчивая общими закономерностями. Наиболее тесно урок связан с Домашней работой. Она является продолжением изучения пройденного на уроке в домашних условиях с высокой степенью самостоятельности. Они заканчивают работу, начатую в классе, ставят несложные новые опыты или повторяют те, которые были проделаны в классе. По особым заданиям учащиеся выполняют Внеурочные работы, Которые являются обязательными. Дети проводят наблюдение над заданным объектом или эксперимент. Экскурсии — одна из важнейших форм организации учебного процесса, они знакомят учащихся с объектами, явлениями, за­кономерностями и законами, основными положениями теорий, касающихся живой природы, со спецификой методов ее изуче­ния. В преподавании биологии большое значение имеют такие не­обязательные формы организации учебного процесса, как Вне­Классные занятия. Их посещают школьники, стремящиеся углу­бить свои познания в области биологии. К этой форме обучения относятся: индивидуальная работа (исследовательская работа, чте­ние научно-популярной литературы), групповая работа (факультативы, кружки), массовые кампании и общественно полезная работа. Взаимосвязь всех форм учитывается учителем при планирова­нии учебно-воспитательной работы по биологии на год или полу­годие. С этой целью учитель составляет перспективное пла­нирование.

111. Система методов преподавания биологии

Метод в самой широкой трактовке — это способ достижения цели, т. е. совокупность приемов и опера­ций, используемых для достижения цели. Методы - основные способы работы учителя и учащихся, применяемые с целью усвоения последними знаний, умений и навыков. Существуют три группы методов обучения: словесные (один источник знания — слово), наглядные (два источника знаний — слово и наглядность) и практические (три источника знаний — слово, объект изучения и практическое обследование предмета). К группе Словесных методов Относятся рассказ, беседа, объяснение, лекция. Группу Наглядных методов Представляют демонстрации опытов, наглядных пособий, показ предметов и явлений в натуральном виде или в изображении (рисунок, схема, муляж, модель). Учитель словом организует Наблюдение, рассмотрение Изучаемого объекта, а ученики, наблюдая, осмысляют его, делают выводы и приобретают знания. ПРактические методы Используют во время лабораторных работ на уроке или практических занятиях, на экскурсии, в уголке живой природы, на школьном учебно-опытной участке. Чрезвычайное разнообразие и взаимосочетание методов обу­чения, их вариативность обеспечиваются различными Методичес­Кими приемами. Методическими приемами называют Элемен­Ты того или иного метода, выражающие отдельные действия учите­ля и учащихся в процессе обучения. Методи­ческие приемы разделили на три группы: логические, организационные и технические. ЛОгические приемы Интеллектуальной деятельности: сравнение, обобщение, выявление признаков, выводы, постановка проблемы, доказательство и др. Организационными приемами Учитель направляв внимание, восприятие и работу учащихся. К Техническим приемам Относится использование различного оборудования, улучшающего познавательную работу школьников.

112. Формирование учебно-познавательных и предметно-практических умений на уроках биологии

Учебно-познавательная деятельность связана с учебными умениями и навыками, которые могут быть общеучебными (характерны для всех предметов, н-р, работа с книгой, пособиями) и специальными (характерны для данного предмета). Умственные умения и навыки связаны с умениями, направленные на совершенствование процессов познания (называть, охарактеризовывать, обосновывать, делать выводы, определять, распознавать и т. д.). Практические умения и навыки делят на исследовательско-практические умения (умение проводить наблюдение, ставить опыты и т. п.) и прикладные умения (умение выращивать и выхаживать за растениями и животными, соблюдать правила гигиены, меры по охране природы). Общие умения характерны для любого вида деятельности. Специальные умения, т. е. ставить причинно-следственные связи организмов. Существует 5 этапов формирования умений и навыков: 1) знакомство учащихся с тем, как нужно выполнить действие, которым нужно овладеть; 2) восстановление или усвоение знаний, на основе которых будут вырабатываться умения и навыки; 3) показ образца данного действия; 4) практическое овладение действий, анализ ошибок; 5) самостоятельные и систематические упражнения по применения умения.

113. Обучение учащихся приемам умственной деятельности на уроках биологии

Основные операции мышления: анализ – мысленное или фактическое разделение целого на части; синтез – мысленное или фактическое объединение составных частей изучаемого объекта в единое целое. Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и отсечение несущественных в данный момент. Сравнение – это мыслительная операция, в процессе которой устанавливают признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Алгоритм сравнения: 1) решить, что будут сравнивать и зачем; 2) разделить объект на части; 3) выделить признаки сходства-различия; 4) сделать вывод. Сравнение проводится для того, чтобы установить сходство и различие. Это важно при сравнении малосхожих и похожих объектов. Классификация распределение объектов по группам согласно сходству или различию между ними. При этом важен выбор основания, т. е. того признака, который лежит в основе классификации. Обобщение – это мыслительная операция, связанная с переходом от единичного особенному, а затем ко всеобщему. При этом выделяются наиболее общие существенные признаки и свойства, устанавливаются связи и отношения между ними. На основании обобщения формируются выводы, теории и законы. Систематизация – это приведение объектов в систему, расположенных в определенном порядке установления между объектами определенной последовательности. Смысловое соотнесение – нахождение связей между понятиями. Понятия могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Это могут быть родо-видовые отношения. Отношения части и целого. Отношение причина и следствие, последовательность, противоположность, рядоположения. Конкретизация – это мыслительный процесс, при котором единичное соотносится с общим. Она основывается на том, что должны уметь приводить примеры, факты.

114. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии

В учебно-познавательской деятельности можно выделить ряд компонентов: 1) мотивационный (потребности, интересы, обеспечивающие включение ученика в процесс активного учения); 2) ориентировочный – это принятие или осознание учеником целей и задач учебно-познавательной деятельности, ее планирование и прогнозирование; 3) содержательно-операционный (связан с системой знаний и со способами умений); 4) энергетический – это проявление эмоционально-ценностого отношения к изучаемому материалу (связан с вниманием и волевыми усилиями); 5) оценочный связан с самооценкой, самоконтролем, ходом и результатом выполнения действий и самоуправлением процесса учения. Задачи активизации учебно-познавательной деятельности: 1) возбуждение познавательного интереса учащихся к учебным занятиям, положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу, воспитание чувства ответственности за учение; 2) формирование и развитие системы биологических ЗУНов как основы учебных успехов и успехов в дальнейшей деятельности; 3) развитие умственной и мыслительной активности как условие учебно-познавательной самостоятельности у учащихся, развитие творческого мышления; 4) усвоение приемов самообразования, самоконтроля, самоорганизации, рациональной организации и культуры умственного труда.

124. Экспрессия генов у эукариот

Экспрессия генов эукариот отличатся от прокариот. Уэукариот имеются три типа РНК-полимераз. РНК-полимераза1 катализирует транскрипцию рибосомальных генов. РНК-полимераза2 катализирует транскрипцию всех структурных генов. РНК-полимераза3 катализирует транскрипцию тРНК и 5S-рибосомальной РНК (катализирует образование мяРНК, присутствующие только у эукариот). Промоторный участок (промотор – участок присоединения РНК-полимеразы) у эукариот более длинный. Здесь три последовательности: одна проксимальная и две дистальные. В проксимальной основной мотив ТАТА. У эукариот это бокс Хогнеса-Гольдберга, у прокариот – прибнов бокс (ТАТААТ в проксимальном положении, ТТGАСА – в дистальном положении). Особенность дистальной последовательности заключается в том, что с одной стороны они имеют GC-основания и образуют шпильку посредством инвертированного повтора, и освобождается транскрибируемая нить РНК. Терминирующая последовательность содержит мотив ААУААА. Терминирующая последовательность расположена у конца, представленным поли-А. У эукариот любой ген представляет чередующиеся кодирующими и некодирующими последовательностями. Кодирующие – экзоны, некодирующие – интроны. Иногда внутри экзоны может быть встроен небольшой интрон. У эукариот встреча­ются усилители, узнаваемыми белками. Они могут быть расположены достаточно далеко от начала транскрипции. Усилитель и свя­занный с ним белок приближаются к участку связывания РНК-полимеразы с ДНК. Существуют "глушители", подавляющие транскрипцию. Активная транскрипция гена становится возможной после того, как на ДНК со­берется крупный белковый комплекс, включающий факторы транскрипции и РНК-поли­меразу. Пространственные структуры белковых факторов должны быть хорошо "подогнаны" друг к другу, обеспечивая работу гена, либо его выключение.

115. Формирование понятий при обучении биологии

Понятие — это особая форма мышления и важнейший объект учебных действий и фактор умственного развитияучащихся. В понятиях изложен обязательный минимум зна­ний по всем учебным предметам. Понятия рассматриваются как Основные еди­ницы учебного содержания. Оно фик­сирует в своем содержании сущность предметов и явлений, отра­жает результаты обобщений. Зако­ны, теории, идеи раскрываются в форме научных понятий. Даже факты, если это реальные научные факты, являются ступенями на пути определения понятия. В по­нятиях отражается реальная общность объектов, потому они яв­ляются формой отражения предметов и явлений со стороны их существенных признаков и отношений. В каждом понятии имеется содержание, под которым понимается совокупность его существенных признаков, и оно отражает качественную сторону понятия. Овладение понятием — процесс научного познания, завершающийся переходом от незнания к знанию. Путь познания от чувственных данных к абстрактному мышле­нию, в результате чего появляется новое знание в виде понятий — это движение знаний от образа явления к осознанию его сущнос­ти. Этот путь познания реализуется путем формирования и разви­тия понятий. Развитие понятий — основная движущая сила всего процесса познания вообще и в практике школы в частности. Существенной стороной понятия является его содержание, т. е. Совокупность отличительных признаков, основным ядром в содержании являются существенные признаки. От коли­чества существенных признаков зависит полнота ото­бражения предмета в понятии. Степень сложности понятия определяется полнотой отображе­ния предметов и явлений. СТруктура содержания понятия — вид упорядоченности элементов содержания, ус­тойчивая связь (отношение) и взаимодействие элементов. При этом отмечаются взаимосвязи не самих объектов, а их упорядоченность в отображении, т. е. композиция совокупности элементов содер­жания понятия. ФОрмирование и развитие понятий не сводится к заучива­нию готовых знаний, он реализуется путем активной мыслительной деятельности учащихся. Данный процесс проходит через ряд этапов овладения понятием (восприятие — пред­ставление— понятие — система понятий). Накопление предшествующих знаний — это одно из важных условий для определения (выведения) многих биоло­гических понятий. Дан­ное обстоятельство послужило основанием для выделения трех этапов в формировании и развитии понятий такого плана: I — накопление, развитие опорных знаний (фактов, соподчиненных понятий) как основных элементов содержания определяемого понятия; II — интеграция (синтез) элементов содержания и определение (выведение) на этой основе понятия; III — использование сформированного понятия как це­лостного знания по пути закрепления и дальнейшего развития. Формирование и развитие биологических по­нятий представляют собой сложный процесс, основой которого является развитие знаний в плане: восприятие—пред­ставление—понятие—система понятий, и накопление опорных знаний—определение и закрепление понятий—дальней­шее развитие понятий в их системе.

116. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии

Воспитание—целенаправленное и специально организованное влияние воспитателя на воспитанника. Сущ­ностью воспитания является практико-преобразующая деятель­ность, направленная на изменение сознания, отношения, психи­ческого состояния, знания, умения, способа деятельности или других сторон личности воспитуемого. Цели воспитания — это ожидаемые изменения в личности учащихся под специальным воспитательным воздействием. Результатом воспитания выступают личностные изменения человека, выражаемые в системе отношений к миру, к обществу и к самому себе. В процессе обучения осуществляется нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, социально-правовое, экономическое, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание. Воспитание мировоззрения. Мировоззрение — это целостная система взглядов на окружающий мир, представляющая собой совокупность философских, научных, политических, экономических, правовых, этических, эстетических, биологических и других понятий о месте человека в природе и обществе, характере его отношений к окружающей среде к самому себе. Важным элементом формирования мировоззрения является развитие Гуманистических взглядов. Гуманизм—это совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека, безусловную ценность личности, а также отражающих заботу о благе людей, их всестороннем развитии. Экологическое воспитание — это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности при-роды, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Основ-нои целью экологического воспитания является экологическая культура личности и общества. Экологическая культура — важнейшая часть общей культуры, Проявляющаяся в духовной жизни и поступках, это особое качество кости осознавать непреходящую ценность жизни, природы и проявлять активность в их защите. Трудовое воспитание. Главными задачами трудового воспитания являются: развитие готов­ности к труду, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности как важней­шей потребности и обязанности человека, накопление опыта по самообслуживанию, навыков учебного труда, опыта профессиональной деятельности. Эстетическое воспитание — формирование эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства, которое выражается в виде переживаний и чувств, вызываемых чем-либо прекрасным или возвышенным. Эстетическое воспитание школьников направлено на развитие чувства прекрасного, художествен­ного вкуса, тесно связано с эмоциональным воспитанием. Перед эстетическим воспитанием стоят задачи научить детей видеть и познавать, создавать и охранять красивое в природе, тру­де, быту и общении. Этическое воспитание в Процессе обучения Ставит целью формирование у школьников моральных убеждений, чувств и привычек в соответствии с определенными нравственными принципами. Главные задачи: накопление положительного нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения, разумное использование свободного времени, развитие качеств - внимательное отношение к людям, порученному делу, честность, принципиальность, дисциплинированность, чувство чести и долга, уважение человеческого достоинства и пр. Патриотическое воспитание: уважения и любви к родине, земле, на которой они родились и выросли; стремлению сберечь, украсить и защитить ее. Гражданское воспитание — это формирование высоконравственного отношения к жизни и чувства долга гражданина, т. е. воспитание самосознания и ответственности за свою страну. Гражданское воспитание ставит также задачи воспитать готовность защитить свое отечество, отстаивать принципы морали, поддерживать чувство национальной гордости за свой народ и его достижения, ответственность за сохранность и приумножение как национальных, так и общечеловеческих ценностей.

Страница 13 из 14« Первая...1011121314