Шпаргалка по философии кандидатский минимум

Размер архива: 344 кb
Скачать

Дополнительный вопрос 13. Становление информатики как междисциплинарного направления в науке во II половине XX века (Н. Винер, Р. Эшби, А. Тьюринг, Дж. Бигелоу, Нейман, У. Питтс и др.)
Дополнительный вопрос 12. Истоки и природа информатики. Проблема “творца” и “робота”. Взаимосвязь искусственного и естественного в информатике (Дж. Хонфилд, С. Гроссберг). Особенности “информационного” мышления
Дополнительный вопрос 11. Проблема личности в информационном обществе. Современные психотехнологии как составная часть социогумманитарной информатики
Дополнительный вопрос 10. Концепция информационных обществ (П. Сорокин, Э. Кастельс и др.). Сетевое общество и задачи социальной информатики
Дополнительный вопрос 9. Компьютерная эпистемология. Проблема искусственного интеллекта и ее эволюция. Интеллектуальная собственность
Дополнительный вопрос 8. Понятие киберпространства. Интернет и его философское значение. Интернет как инструмент социальных технологий XXI века
Дополнительный вопрос 7. Понятие информационно-коммуникативной реальности. Виртуальная реальность: философский аспект
Дополнительный вопрос 6. Конструктивная природа информатики и ее синергетический и коэволюционный смысл. Синергетическая парадигма “порядка” и “хаоса” в интернете. Синергетический подход к информатике (Г. Хакен, Д. С. Чернавский)
Дополнительный вопрос 5. Информатика как основа синтеза наук: теория информации (К. Шеннона). Роль кибернетики в развитии междисциплинарных связей (Г. Клаус, Н. Винер)
Дополнительный вопрос 4. Информатика в постиндустриальном обществе: развитие человекомерных систем
Дополнительный вопрос 3. Глобальные проблемы современности: информационный аспект. Концепция информационной безопасности
Дополнительный вопрос 2. Конструктивная кибернетическая эпистемология (Х. фон Ферстер, В. Турчин). Моделирование и вычислительный эксперимент как ядро информатики
Дополнительный вопрос 1. Философия и кибернетика в XXI веке: проблемы и методология их решения
1. Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры
2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе
3. Философия науки, ее предмет и основные проблемы
4. Трансцендентально-аналитический (И. Кант) и синтетически обобщающий (О. Конт) подходы к осмыслению науки
5. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки (К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд)
6. Наука в культуре современной цивилизации. Сущность научной рациональности
7. Традиционалистский и техногенный типы цивилизации, их базисные ценности и место в их структуре науки
8. Особенности научного познания. Наука и обыденное познание. Наука и искусство. Наука и философия. Функции науки в жизни общества
9. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, в структуре получения научного знания
10. Наука и философия Античности. Становление научно-философской методологии
11. Философия и наука Средневековья: вера и знание, разум и откровение; проблема "озарения", ее рациональный смысл
12. Философия и наука Средневековья: первые университеты, особенности схоластического метода преподавания. Алхимия, астрология, магия и наука
13. Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт)
15. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки и ее технологическое применение
16. Наука и философия эпохи Просвещения. Культ разума, его сильные и слабые стороны
17. И. Кант: научное познание как творческая, конструктивная деятельность субъекта. Позитивный смысл априоризма и агностицизма Канта для прогресса науки
18. Г. Гегель: разработка диалектического метода. Диалектическое мышление в структуре научной деятельности
19. К. Маркс: соотношение объективной и субъективной диалектики и научная деятельность. Негативные последствия для науки превращения марксизма в официальную идеологию
20. Русский космизм: концепции Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского в свете современной науки. Понятия "биосфера", "техносфера" и "ноосфера&quot
21. Неклассическая философия: рационализм и иррационализм и формирование некласс. типа науки
22. Неопозитивизм и постпозитивизм как "философия науки": принципы верификации и фальсификации знаний, анализ языка науки, единство логики, математики и лингвистики
23. Постмодернизм: отказ от универсализма и тотальности ради "инаковости" и проблема симулякров. Понятие постнеклассической науки
24. Научное знание как сложная развивающаяся система. Эмпирический и теоретический уровни науки, критерии их различения
25. Структура эмпирического знания. Эксперимент и наблюдение. Роль приборов в систематическом наблюдении. Эмпирические зависимости и эмпирические факты: Проблема теоретической нагруженности факта в науке
26. Структура теоретического знания. Теоретические модели и законы науки. Развитая теория. Роль конструктивных методов в развертывании научных теории
27. Основания науки: идеалы и нормы в научном познании, научная картина мира, ее исторические формы, ее роль в разработке исследовательских программ
28. Философские основания науки: роль философских идей и принципов в обосновании научного знания, их эвристическая функция в научном поиске. Логика и методология науки
29. Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины. Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки
30. Формирование первичных теоретических моделей и законов. Роль аналогий и процедура обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования
31. Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории. Генезис образцов решения задач
32. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. Развитие оснований науки под влиянием новых теорий
33. Научные традиции, их структура и виды
34. Взаимодействие традиций и возникновение нового знания в науке
35. Научные революции и перестройка оснований науки. Понятие научной парадигмы, пути её перестройки
36. Типология научных революций. Эвристическая роль философии в подготовке и ходе этих революций
37. Глобальные научные революции и типы научной рациональности. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций
38. Главные характеристики современной, постнеклассической науки и современные процессы
39. Саморазвивающиеся синергетические системы и новые стратегии научного поиска. Нелинейный характер современной динамики науки
40. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира
41. Сближение идеалов естественно-научного и социогуманитарного познания. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий современной исследовательской деятельности
42. Новые этические проблемы науки на рубеже XX — XXI веков. Проблема гуманитарного контроля в науке и в новейших технологиях. Кризис идеала ценностно-нейтральной науки и проблема ее идеолог
43. Этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества. . 43. Экологическая этика в науке и ее философские основания. Понятие ноосферы и его роль в экологической и социогуманитарной экспертизе научно-технических проектов
44. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Постиндустриальная цивилизация и ее ценностные ориентиры
45. Современные представления о научной рациональности и проблема диалога культур. Место в этом диалоге культуры возрождающейся России
46. Наука как социальный институт, различные подходы к определению социального статуса науки
47. Научные сообщества и их исторические типы. Междисциплинарные сообщества современности и проблема комплексных исследований
48. Научные школы и их роль в развитии науки (на примере своей специальности). Новое в проблеме подготовки научных кадров в России
49. Историческое развитие способов трансляции научных знаний. Компьютеризация науки и ее социальные последствия
50.Наука и экономика. Наука и власть. Проблема государственного регулирования НТП